УИД 33RS0019-01-2024-000325-39
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 июля 2024 года г. Суздаль
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Загорной Т.А.
при секретаре Богдановой Ю.А.,
с участием третьего лица ФИО3, действующей в своих интересах и в интересах ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале Владимирской области гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Владимирской области к ФИО1 о возврате социальной выплаты, предоставленной на приобретение жилья,
установил:
Министерство сельского хозяйства ФИО5 <...> обратилось в суд с иском к ФИО1 о возврате социальной выплаты, предоставленной на приобретение жилья гражданину, проживающему на сельских территориях ФИО5 <...> в сумме 1 278 444 рубля из областного бюджета.
В обоснование иска указано, что *** между Министерством сельского хозяйства ФИО5 <...>, сельскохозяйственным производственным кооперативом «Новосельский» и ФИО1 был заключен Договор о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях ### о предоставлении гражданину, проживающему на сельской территории, государственной поддержки в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья за счет федерального бюджета, бюджета ФИО5 <...> и местного бюджета. *** семье ФИО1 (состав семьи 4 человека) было выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях за номером 9. Размер социальной выплаты составил 1 316 045 рублей, из которых: 1 278 444,00 рубля за счет средств областного бюджета; 37 601,00 рубль средства местного бюджета <...>.
В соответствии с п. 2.1.1. Договора Министерство выполнило взятые на себя обязательства и платежным поручением ### от *** перечислило ответчику 1 278 444 рубля за счет средств областного бюджета. С использованием средств социальной выплаты в соответствии с договором подряда от *** ###, отчетом об оценке рыночной стоимости собственных (затраченных) средств на незавершенный строительный объект недвижимости от *** ### и актом о приемке выполненных работ от *** ### семья ФИО1 построила индивидуальный жилой дом общей стоимостью 4 335 720 рублей, расположенный по адресу: ФИО5 <...>. В результате проведенного мониторинга жилых помещений приобретенных (построенных) за счет средств социальной выплаты, на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ***
№ КУВИ-001/2023-230276885 установлено, что ФИО1 в соответствии с договором купли-продажи земельного участка с жилым домом от *** продал указанный жилой дом с земельным участком. В соответствии с пунктом 31 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от *** ### (далее - Положение Госпрограммы), в случае реализации и (или) передачи гражданином в аренду третьим лицам жилого помещения (жилого дома) в течение 5 лет со дня оформления права собственности, средства в размере предоставленной социальной выплаты истребуются у получателя социальной выплаты в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тем самым ФИО1 нарушил условия, установленные пунктом 31 Приложения ### к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях.Министерство, в соответствии с пунктом 31 Положения Госпрограммы, пунктами 3.1 и 3.2 Договора, обратилось к ответчику с просьбой осуществить возврат средств социальной выплаты в размере 1 316 045 рублей. Ответ на требование Министерства сельского хозяйства ФИО5 <...> от ФИО1 не поступал, что послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Представитель истца Министерства сельского хозяйства ФИО5 <...>, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Участвуя ранее в судебном заседании, представитель истца ФИО8 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик ФИО1, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения иска. Указал, что он действительно произвел продажу принадлежащего ему, а также супруге и детям жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <...>. Однако указанная сделка полностью соответствует целям и задачам выдачи субсидии на улучшение жилищных условий, поскольку на полученные от продажи вышеуказанных объектов недвижимости семьей ФИО14 были приобретены два жилых дома и квартира в <...> с целью предоставления жилой площади детям после совершеннолетия последних. Ответчик продолжает жить и работать в сельской местности.
Третье лицо ФИО3, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО12, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по аналогичным основаниям.
Третье лицо ФИО13, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель третьего лица СПК «Новосельский», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования Министерства сельского хозяйства Владимирской области поддержал (л.д. 151).
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г.
№ 696 утверждена государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", пунктом 3 которой рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий".
Целью названной программы является создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, одной из задач: содействие в обеспечении сельского населения доступным и комфортным жильем.
Согласно п. 9 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, являющегося приложением № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений, (Приложение 3 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696, гражданину, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать в том числе, на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства), реконструкцию путем пристраивания жилого помещения к имеющемуся жилому дому на сельских территориях, в том числе, на завершение ранее начатого строительства жилого дома.
В соответствии с п. 31 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, являющегося приложением № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений, (Приложение 3 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696, жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в порядке и в срок, которые установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В случае реализации и (или) передачи гражданином в аренду третьим лицам жилого помещения (жилого дома) в течение 5 лет со дня оформления права собственности средства в размере предоставленной социальной выплаты истребуются у получателя социальной выплаты в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Контроль за соблюдением гражданином указанного требования осуществляется органом исполнительной власти.
На момент предоставления субсидии ФИО1 (***) действовало постановление департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области от 17.04.2020 № 6 «О реализации мероприятий государственной программы Владимирской области «Комплексное развитие сельских территорий Владимирской области» (вместе с Положением о реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях), согласно которому социальные выплаты гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, в случае строительства (приобретения) ими жилого помещения в общую собственность членов семьи (далее - социальные выплаты) перечисляются за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и местного бюджета, в размерах, установленных пунктом 4.6 настоящего положения.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в абзаце 2 и 5 п. 3.2 Постановления от 14 января 2020 г. № 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки ФИО9", принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяют недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей.
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от *** N 10-П, от *** N 28-П, от *** N 6-П, от *** N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан.
Таким образом, при разрешении спора по требованию уполномоченного органа о взыскании с получателя социальной выплаты денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты ввиду ее нецелевого использования следует исходить из целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей (молодых специалистов), проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности и использованием данной выплаты ее получателем в соответствии с целевым назначением этой выплаты, выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено.
В ходе судебного разбирательства установлено, что *** между Департаментом сельского хозяйства ФИО5 <...>, сельскохозяйственным производственным кооперативом «Новосельский» и ФИО1 был заключен трехсторонний Договор о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях ### о предоставлении гражданину, проживающему на сельской территории, государственной поддержки в виде социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья за счет федерального бюджета, бюджета Владимирской области и местного бюджета.
В соответствии с Указом Губернатора Владимирской области от 17.10.2022
№ 165 «Об органах исполнительной власти Владимирской области» Департамент сельского хозяйства Владимирской области переименован в Министерство сельского хозяйства Владимирской области и в соответствии с постановлением Правительства Владимирской области от 22.02.2023 № 94 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Владимирской области» последнее является правопреемником Департамента сельского хозяйства Владимирской области.
*** семье ФИО1 (состав семьи 4 человека) было выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях за номером 9. Размер социальной выплаты составил 1 316 045 рублей, из которых: 1 278 444,00 рубля за счет средств областного бюджета; 37 601,00 рубль средства местного бюджета <...>.
В соответствии с 2.1.1. Договора Министерство выполнило взятые на себя обязательства и платежным поручением ### от *** перечислило ответчику 1 278 444 рубля за счет средств областного бюджета.
С использованием средств социальной выплаты в соответствии с договором подряда от *** ###, отчетом об оценке рыночной стоимости собственных (затраченных) средств на незавершенный строительный объект недвижимости от *** ### и актом о приемке выполненных работ от *** ### семья ФИО1 построила индивидуальный жилой дом общей стоимостью
4 335 720 рублей, расположенный по адресу: ФИО5 <...>.
В результате проведенного мониторинга жилых помещений приобретенных (построенных) за счет средств социальной выплаты, на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости от *** № ### установлено, что ФИО1, ФИО3, действующая от себя и как законный представитель несовершеннолетней дочери ФИО12, ФИО13, действующая с согласия своей матери ФИО3, в соответствии с договором купли-продажи земельного участка с жилым домом от *** продали указанный жилой дом с земельным участком (л.д. 94).
В письменном отзыве ФИО1 не оспаривал, что он осуществил продажу принадлежащего ему, а также супруге ФИО3 и детям жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ФИО5 <...>, с/п Боголюбовское, <...>.
Между тем указанная сделка не противоречит целям и задачам выдачи субсидии на улучшение жилищных условий, поскольку на полученные от продажи вышеуказанных объектов недвижимости семьей ФИО14 были приобретены два жилых дома и квартира в том же населенном пункте <...> с целью предоставления жилой площади детям после совершеннолетия последних, в настоящий момент ФИО13 - 15 лет, ФИО12 - 7 лет.
Так на средства от продажи жилого дома и земельного участка были приобретены:
жилой дом и земельный участок по адресу: <...>, на имя ФИО3;
жилой дом и земельный участок по адресу: <...>, на имя ФИО3;
квартира и земельный участок по адресу: <...> общую долевую собственность ФИО1 и ФИО3 (общая совместная собственность) – 8/10 доли в праве, ФИО12 – 1/10 доли в праве, ФИО10 – 1/10 доли в праве.
При этом каких-либо договоров о разделе совместно нажитого имущества или брачных договоров между супругами ФИО1 и ФИО3 не заключено, в силу чего собственность приобретенная на имя каждого из них в браке является их общей совместной (ст. 33, 34 СК РФ).
Таким образом, продажа указанного имущества не была произведена с целью смены места жительства семьи ФИО14 или с целью смены места работы ФИО1, в настоящее время ответчик продолжает работать в сельской местности у ИП ФИО11 в должности тракториста-машиниста в <...>. Ранее ФИО1 работал должности тракториста в соответствии с Трудовым договором ### от *** заключенным между СПК «Новосельский» и ФИО1 В связи со сменой места работы истец требований к ответчику об истребовании социальной выплаты не заявляет.
Из пояснений третьего лица ФИО3 следует, что место нахождение жилого дома по <...> располагалось далеко от образовательных учреждений, которые посещают дети. Приобретение жилья в том же населенном пункте направлено на улучшение жилищных условий семьи и сохранении места жительства в сельской местности.
Также заслуживают внимание доводы ответчика о том, что он не был извещен о необходимости 5 лет проживать в приобретенном за счет субсидии жилом доме и не осуществлять сделок по его реализации, так как в Договоре о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях ### от *** не предусмотрена такая обязанность, более того, в п. 2.4.1 указано лишь на необходимость в течение 5 лет с момента приобретения социальной выплаты осуществлять трудовую или предпринимательскую деятельность на сельской территории, в которой приобретено жилое помещение. На жилое помещение, приобретенное за счет средств субсидии, также не были наложены ограничения по его реализации и иные запреты, подлежащие регистрации в ЕГРН. Таким образом, ФИО1 действовал добросовестно.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, исходя из целей и задач аграрной политики, направленной на повышение уровня жизни сельского населения, отсутствие нецелевого использования ФИО1 социальной выплаты, суд приходит к выводу об отказе Министерству сельского хозяйства ФИО5 <...> в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Министерства сельского хозяйства ФИО5 <...> (ИНН 3329015373) к ФИО1 (паспорт ###, выдан УМВД России по ФИО5 <...> ***) о возврате социальной выплаты, предоставленной на приобретение жилья – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Загорная
Мотивированное решение изготовлено 5 августа 2024 года.