Дело № 2-230/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2019 года г. Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи – Калашниковой Ю.С.,
при секретаре – Котовой Е.С.,
с участием прокурора Калашниковой А.Л., представителя ответчика Ромащенко В.А., действующего на основании полномочий,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по иску Углегорского городского прокурора, действующего в интересах Кислицыной Ольги Александровны, к Муниципальному унитарному предприятию «Городской жилищный комплекс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
13.03.2019 Углегорский городской прокурор обратился в Углегорский городской суд с иском в интересах Кислицыной Ольги Александровны к Муниципальному унитарному предприятию «Городской жилищный комплекс» (МУП «ГЖК») о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по исполнению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, СаНПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» незаконным; возложении обязанности в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу: ограничить доступ к электрощиту в подвальном помещении 2 подъезда дома № 16 по ул.Черемушки с.Никольское Углегорского района Сахалинской области путем установки запирающих устройств; ограничить доступ в подвальное помещение многоквартирного дома № 16 по ул.Черемушки с.Никольское Углегорского района Сахалинской области путем установки замков; обеспечить плотное примыкание входной двери путем установки плотно пригнанных притворов с установкой уплотняющих прокладок; возложить на МУП «Городской жилищный комплекс» обязанность в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать основные входы жилого дома № 16 по ул.Черемушки с.Никольское Углегорского района Сахалинской области светильниками, обеспечивающими на площадках входов освещенность не менее 6 лк, для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола в соответствии с требованиями, предусмотренными СанПиН 2.1.22645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»; произвести текущий ремонт подъездов многоквартирного жилого дома № 16 по ул.Черемушки с.Никольское Углегорского района Сахалинской области.
В обоснование иска указано, что Углегорской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения МУП «ГЖК» требований жилищного законодательства по заявлению Кислицыной О.А. В ходе проверки установлено, что во втором подъезде дома №16 по ул.Черемушки с.Никольское подвальное помещение не заперто на замок, открыта дверца ВРУ в подвале, над входами в подъезды многоквартирного дома отсутствует освещение, стены на лестничной клетке имеют сколы, местами отваливается штукатурка, не обеспечено плотное примыкание входной двери. В связи с этим прокурор просит суд признать бездействие МУП «ГЖК», выразившееся в непринятии мер по исполнению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», незаконным и возложить на ответчика обязанности.
В судебном заседании прокурор Калашникова А.Л. заявленные требования поддержала, привела доводы, аналогичные доводам искового заявления.
Представитель ответчика Ромащенко В.А. преступил суду заявление о признании требований прокурора, вместе с тем заявленный срок просят увеличить до шести месяцев.
В судебное заседание не явилась истец Кислицына О.А., о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем имеются сведения в материалах дела.
Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В силу ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При этом, пунктом 42 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
Согласно ч.3 ст.39 ЖК РФ, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, управление многоквартирным домом №16 по ул. Черемушки с. Никольское осуществляет МУП «ГЖК» на основании муниципального контракта №8/15 управления муниципальным жилищным фондом Углегорского городского поселения, долей общего имущества в многоквартирном доме от 01.09.2015.
Углегорской городской прокуратурой в отношении МУП «ГЖК» проведена проверка на основании заявления Кислицыной О.А.
Согласно акту проверки от 28.02.2019 во втором подъезде дома не заперто подвальное помещение на замок, открыта дверца ВРУ в подвале, над входами в подъезды отсутствует освещение, стены на лестничной клетке имеют сколы, местами обваливается штукатурка, необходим косметический ремонт, не обеспечено плотное примыкание входной двери.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (ред. от 12.10.2018) утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – Правила №491).
В соответствии с пунктом 10 данных Правил №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые являются обязательными для исполнения (далее – Правила №170).
В соответствии с п. 1.8 Правил №170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание зданий.
Пунктами 3.3.5. и 3.4.5. Правил №170 предусмотрено, что входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке. Входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери.
В силу положений пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон №35-ФЗ), террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Указом Президента РФ от 31.12.2015 №683 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, в соответствии с пунктом 42 которой, стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского Интернациональная, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 43 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, основными угрозами государственной и общественной безопасности является, в числе прочего, деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на устрашение населения.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации закреплены в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года.
Согласно указанной Концепции, общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму, и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона №35-ФЗ, одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер его предупреждения.
Таким образом, отсутствие запорных устройств на входных дверях в подвальных помещениях многоквартирного жилого дома №16 по ул. Черемушки с.Никольское, нарушает требования действующего законодательства в части обеспечения безопасности общего имущества данного многоквартирного дома.
Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 №6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2003 №4145) (далее - Правила №6), согласно п. 2.2.4 которых, токоведущие части пускорегулирующих аппаратов и аппаратов защиты должны быть ограждены от случайных прикосновений. В специальных помещениях (электромашинных, щитовых, станций управления и т.п.) допускается открытая установка аппаратов без защитных кожухов. Все РУ (щиты, сборки и т.д.), установленные вне электропомещений, должны иметь запирающие устройства, препятствующие доступу в них работников неэлектротехнического персонала.
Согласно п.1.9.1 Правил №170, обслуживание и ремонт мест общего пользования в многоквартирных жилых домах выполняются в установленном порядке.
В силу п.2.1 Правил №170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.3.1, 2.3.4 Правил №170, плановые осмотры жилых зданий следует проводить: общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство, частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений. Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона); организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями; периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.
Согласно п. 2.2.6 Правил № 170, заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Согласно приложению № 2 к Правилам № 170 неисправности касающиеся дверных заполнений (входные двери в подъездах) устраняются в течение 1 суток.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Пунктом 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» предусмотрено, что над каждым основным входом в жилой дом должны быть установлены светильники, обеспечивающие на площадке входа освещенность не менее 6 лк, для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк, для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола. Должно быть также предусмотрено освещение пешеходной дорожки у входа в здание.
Согласно п.2.12 СанПиН, территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Нормы освещенности приведены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам.
Исследовав представленные прокурором доказательства, суд приходит к выводу о бездействии МУП «ГЖК» по выполнению требований жилищного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Решая вопрос об установлении срока, в течение которого МУП «ГЖК» обязано исполнить заявленные прокурором обязанности, суд полагает, что срок, указанный в иске прокурором один месяц и пять месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, является недостаточным. И учитывая позицию стороны ответчика, объем необходимых мероприятий, суд приходит к выводу об установлении срока в количестве шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения возложенных обязанностей.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождается прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Поскольку прокурором предъявлен неимущественный иск, исковые требования прокурора удовлетворены, а требования предъявлены в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 ст.333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Углегорского городского прокурора, действующего в интересах Кислицыной Ольги Александровны, к Муниципальному унитарному предприятию «Городской жилищный комплекс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, - удовлетворить.
Признать бездействие Муниципального унитарного предприятия «Городской жилищный комплекс», выразившееся в непринятии мер по исполнению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», – незаконным.
Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Городской жилищный комплекс» обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- ограничить доступ к электрощиту в подвальном помещении второго подъезда дома №16 по ул. Черемушки с. Никольское Углегорского района Сахалинской области путем установки запирающих устройств;
- ограничить доступ в подвальное помещение многоквартирного дома №16 по ул.Черемушки с.Никольское Углегорского района Сахалинской путем установки замков;
- обеспечить плотное примыкание входной двери путем установки плотно пригнанных притворов с установкой уплотняющих прокладок;
- оборудовать основные входы жилого дома №16 по ул. Черемушки с.Никольское Углегорского района светильниками, обеспечивающими на площадках входов освещенность не менее 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности, на высоте 2 м от пола в соответствии с требованиями, предусмотренными СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»;
- произвести текущий ремонт подъездов многоквартирного жилого дома №16 по ул.Черемушки с.Никольское Углегорского района Сахалинской области.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Городской жилищный комплекс» государственную пошлину в доход бюджета Углегорского городского округа в размере 300 (триста) рублей.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2019 года.
Председательствующий судья Ю.С. Калашникова