11RS0020-01-2019-001822-39 |
2-927/19 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино |
16 декабря 2019 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием истца Осташова Д.А., представителя ответчика Гульковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осташова Дмитрия Александровича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Осташов Д.А. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-31 о взыскании компенсации морального вреда в сумме (сумма)
В обоснование иска указал, что прибыл в ЕПКТ 29.06.2019. При поступлении ответчик отказался выдать ему личную посуду, выдав при этом казенную бывшую в употреблении посуду, от использования которой он отказался. В результате незаконных действий ответчика он был лишен возможности принимать пищу до 24.07.2019, что причинило ему физические и нравственные страдания.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФСИН России.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве указал, что выдача осужденным в пользование личной посуды запрещена, истец был обеспечен казенной посудой по установленным нормам, фактов отказа истца от приема пищи не зафиксировано, факт причинения истцу нравственных страданий не доказан.
В судебном заседании Осташов Д.А. на иске настаивал.
Представитель ответчика, одновременно представляющая интересы третьего лица в заседании суда иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ (ч.2 ст.10 УИК РФ).
Установленные нормами УИК РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания.
В соответствии с подп."д" ч.1 ст.115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в ЕПКТ на срок до одного года.
Таким образом, помещение в ЕПКТ, являясь мерой взыскания, предполагает отбытие осужденным наказания в специально установленных для этого условиях, характеризующихся повышенной степенью ограничений.
Установлено, что Осташову Д.А. приговором суда от 10.09.2018 назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет 6 мес., с отбыванием наказания в ИК строгого режима.
Начиная с 29.06.2019, Осташов Д.А. переведен в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч.3 ст.82 УИК РФ), которыми, помимо прочего, устанавливается Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе (ч.8 ст.82 УИК РФ).
Согласно абз.8 п.17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами, предусмотренными перечнем (Приложение 1).
Пунктом 26 Приложения 1 ПВР ИУ установлено, что осужденным запрещено иметь при себе вещи и предметы, полученные либо приобретенные в не установленном УИК РФ и Правилами порядке.
Пунктом 157 ПВР ИУ установлено, что осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков установленного образца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, предметов личной гигиены, тапочек, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Средства индивидуальной гигиены, одноразовые бритвы, посуда для приема пищи (за исключением кружек) и сигареты хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах только на определенное распорядком дня время.
Согласно п.32 ПВР ИУ осужденные, содержащиеся в камерах ЕПКТ, пищу принимают в камерах.
Таким образом, осужденным, переведенным в ЕПКТ в порядке взыскания, разрешается иметь при себе алюминиевую кружку, а также пользоваться в определенное распорядком дня время посудой для приема пищи установленного образца, которая хранится в специально отведенном месте.
По сведениям ФКУ ИК-31 осужденный Осташов Д.А., с момента прибытия в учреждение по настоящее время был обеспечен ложкой столовой алюминиевой – 1 шт., кружкой алюминиевой емкостью 0,5 л. – 1 шт., тарелкой глубокой пластмассовой – 1 шт., тарелкой пластмассовой для вторых блюд – 1 шт. Вся посуда находится в личном пользовании истца и хранится в личном подписанном ящике, что подтверждается фотографиями мест хранения посуды. Весь столово-кухонный инвентарь, имеющийся в учреждении, проходит санитарную обработку. После приема пищи осужденными (завтрак, обед, ужин) вся посуда учреждения направляется в моечный цех для мытья и санитарной обработки в соответствии п.6.14 Санитарных правил СП 2.3.6.1079-01, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 №31.
Следовательно, с момента прибытия Осташов Д.А. был обеспечен посудой для приема пищи установленного образца, в связи с чем, суд не усматривает нарушений условий его содержания в ЕПКТ в данной части.
Вопреки доводам Осташова Д.А. использование осужденными, переведенными в ЕПКТ в порядке взыскания, личной посудой неустановленного образца, ПВР ИУ не предусмотрено, следовательно, такая посуда относится к числу вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе.
В пользу данного вывода также указывает п.6 Инструкции по применению норм обеспечения столово-кухонной посудой, оборудованием, инвентарем и моющими средствами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний в мирное время, утвержденной приказом ФСИН России от 27.09.2005 №787, согласно которому в эксплуатации столовой подразделения должна находиться однородная посуда и столовые приборы. Смешанное использование в столовой неоднородных предметов посуды и приборов не допускается.
Таким образом, отказ администрации ФКУ ИК-31 выдать Осташову Д.А. три пластмассовых тарелки (3 контейнера согласно акту на прием личных вещей осужденного от 29.06.2019), пластмассовую кружку и алюминиевую ложку из числа личных вещей осужденного Осташова Д.А. являлся обоснованным.
Как отмечается в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Следовательно, самостоятельный отказ истца от приема пищи, надлежащего качества, не может свидетельствовать о причинении ему каких-либо нравственных страданий со стороны ответчика.
Исходя из положений ст.ст.151, 1064 ГК РФ, лицо, требующее возмещения морального вреда, обязано доказать наступление такого вреда, то есть представить доказательства, подтверждающие факт физических или нравственных страданий, факт противоправности действий либо бездействия ответчика, а также причинную связь между данными фактами. В свою очередь, обязанность доказать отсутствие вины в причинении вреда лежит на ответчике.
Поскольку истцом не представлено и судом не добыто доказательств нарушения прав Осташова Д.А. на материально-бытовое обеспечение, а также доказательств причинения ему физических и нравственных страданий, постольку суд оставляет иск Осташова Д.А. о взыскании компенсации морального вреда без удовлетворения.
Определением от 14.11.2019 истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. В связи с отказом в удовлетворении иска, на основании ст.ст.90, 98 ГПК РФ, подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ, абз.8 п.2 ст.61.1 БК РФ с истца следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета в размере (сумма)
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Осташова Дмитрия Александровича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония №31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" о взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Взыскать с Осташова Дмитрия Александровича в доход бюджета муниципального образования муниципального района "Усть-Вымский" государственную пошлину в размере (сумма)
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
|
|
|
|
судья |
А.Е. Ермаков |
|
|
|