Дело № 2а-3922/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 сентября 2021 года г. Хабаровск
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Ким Ю.В.
при секретаре Довгалевой А.А.,
с участием представителя ответчиков Семенюк С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Данилова Дениса Александровича к призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска, военному комиссариату Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска, военному комиссариату Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска о признании решения незаконным. В обоснование заявленных требований указав, что истец состоит на воинском учете в военном комиссариате Центрального и Железнодорожного районов г. Хабаровска. В весенний призыв 2021 года в отношении истца состоялась призывная комиссия городского округа «Город Хабаровск» (Центральный Железнодорожный районы) с вынесением решения о призыве истца на военную службу, после чего была выдана повестка для отправки к месту прохождения военной службы, датированная на ДД.ММ.ГГГГ. С данным решением истец не согласен, поскольку вопреки действующему законодательству медицинское освидетельствование в отношении истца проведено без результатов обязательных диагностических исследований. Порядок работы призывного пункта, обязанности призывника разъяснены не были. На момент прохождения мероприятий связанных с призывом на военную службу, истец являлся студентом последнего курса очной формы обучения КГБ ПОУ «Хабаровский торгово-экономический техникум» по направлению «Технология продукции общественного питания». Дата окончания освоения образовательной программы ДД.ММ.ГГГГ. Прохождение мероприятий, связанных с призывом на военную службу, законно только после окончания действия отсрочки по освоению образовательной программы среднего профессионального образования, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать незаконным решение призывной комиссии городского округа «<адрес>» (Центральный и <адрес>ы) о призыве на военную службу, принятого в весенний призыв 2021 года.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация <адрес>.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», призывной комиссии Центрального и <адрес>ов <адрес> ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Из отзыва на административное исковое заявление следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 состоит на учете призывных ресурсов в военном комиссариате Центрального Железнодорожного районов г. Хабаровска. В 2017 году ФИО1 поступил в КГБ ПОУ «Хабаровский торгово-экономический техникум», в связи с чем до ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на основании ст. 24 п. 2 пп. «а» ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Справок, иных документов, дающих право на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу, предусмотренных ст.ст., 23, 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ФИО1 не имеет, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях. Ранее ФИО1 проходил военно-врачебные комиссии: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установлена категория годности к военной службе «Б-3» годен к военной службе с незначительными ограничениями. По ст. 59 «в» (хронический гастроуоденит) расписания болезней к постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Установленная категория годности к военной службе не оспаривалась. В период весеннего призыва граждан на военную службу (2021) ФИО1 были выданы необходимые направления для диагностических исследований, результаты которых предоставлены ДД.ММ.ГГГГ. При прохождении военно-врачебной комиссии установлена категория годности к военной службе «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Категория годности «Б-3» не препятствует призыву на военную службу. При прохождении военно-врачебной комиссии, ФИО1, не предоставлены какие – либо медицинские документы, подтверждающие наличие иных имеющихся заболевания, так же не представлены документы, подтверждающие обращение в лечебные учреждения, не принятых во внимание военно-врачебной комиссией при установлении годности к военной службе. После прохождения военно-врачебной комиссии и установленной категории годности к военной службе, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был направлен на заседание призывной комиссии. В заявлении ФИО1 указывает на нарушение его прав на отсрочку от призыва до окончания срока обучения. Право призывной комиссии проводить мероприятия по призыву на военную службу было ограничено только в отношении граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва до окончания текущего призыва на военную службу или более длительный срок. Проведение мероприятий по призыву в отношении ФИО1 не противоречило требованиям Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, а также требованиям Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. На момент направления на отправку в войска ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 не имел право на отсрочку от призыва на военную службу, что не может нарушать его право на получение образования. Указание в заявлении на факт, того, что ФИО1 не был оглашен персональный состав призывной комиссии, и не озвучена установленная категория годности, не может рассматриваться как грубое нарушение процедуры при проведении заседания призывной комиссии и признании решения незаконным, нарушающим право на освобождение от призыва на военную службу. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по повестке не явился. Его действие (бездействие) указывает на злоупотребление своим правом, целью которого является стремление уклониться от исполнения конституционного долга и обязанности в период очередного призыва на военную службу. Каких либо мер воздействия, в связи с неявкой по повестке для отправки в войска, со стороны военного комиссариата в отношении ФИО1 не применялось. Таким образом оспариваемое решение призывной комиссией принято в соответствии с установленным законом порядком, основано на надлежащей оценке медицинских данных о состоянии здоровья административного истца. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо Администрация г. Хабаровска в судебное заседание своего представителя не направила, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв на административное исковое заявление, согласно которому вопросы воинской обязанности и военной службы к вопросам местного значения городского округа «Город Хабаровск» не относятся. Призыв граждан Российской Федерации является одной из форм осуществления воинской обязанности, проведение которого организует военный комиссариат через свои отделы в муниципальных районах и городских территориях за счет средств федерального бюджета, а призывная комиссия выполняет публичную функцию путем реализации возложенных государством распорядительных полномочий в сфере призыва на военную службу и гражданскую альтернативную службу. Считают, что принятое по административному делу решение суда не затрагивает права и обязанности администрации г. Хабаровска.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же закона).
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации (часть 1 статьи 25 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений (пункт 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6, 11 Положения).
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, являются требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Согласно пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
В силу статьи 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пункта 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Для освобождения от призыва на военную службу гражданин должен быть признан не годным или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункт "а" пункта 1, пункт 4 статьи 23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Центрального и <адрес>ов <адрес>.
В период весеннего призыва 2021 года ФИО1 проходил медицинское освидетельствование, ему была определена категория годности к военной службе "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями. По ст. 59 «в» (хронический гастроуоденит) расписания болезней к постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан годным к военной службе.
Оспаривая решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 ссылается на то, что был допущен к прохождению медицинского освидетельствования при отсутствии результатов диагностических исследований.
Суд считает указанные доводы административного истца несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин направляется в медицинскую организацию здравоохранения на обследование для уточнения диагноза заболевания.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
ФИО1 не представил суду доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии заболевания, дающего основание для освобождения от призыва на военную службу.
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В соответствии с п. п. 15, 16, 17, 19 по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.
Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
Согласно представленным доказательствам из личного дела призывника, при проведении медицинского освидетельствования, призывником не предоставлялись комиссии какие-либо документы, подтверждающие наличие заболеваний либо необходимость направления на лечение.
Оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что в период прохождения медицинского освидетельствования, призывная комиссия не располагала медицинскими данными, с достоверностью подтверждающими наличие у административного истца заболевания и степени его выраженности, которая позволяет принять решение об освобождении административного истца от прохождения военной службы.
Статья 28 Закона № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
В соответствии с абзацем вторым подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином: получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год; восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается;
Вместе с тем, обеспечение права каждого на образование является одной из важнейших функций социального государства.
Судом установлено, что ФИО1 призывной комиссией предоставлена отсрочка от службы в армии по пп. "а" п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на срок обучения в КГБ ПОУ «Хабаровский торгово-экономический техникум», до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеприведенные положения закона, исходя из установленных по делу обстоятельств, а именно окончание ФИО1 обучения в КГБ ПОУ «Хабаровский торгово-экономический техникум», суд приходит к выводу, что у призывной комиссии имелись правовые основания для принятия в отношении ФИО1 оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что представленные административным ответчиком доказательства, оснований не доверять которым у суда не имеется, подтверждают обоснованность выводов призывной комиссии.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.