Копия по делу № 2-326/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2017 года |
село Усть-Кулом |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре М.И. Морохиной,
с участием представителя истца Л.Ю. Савельевой,
представителей ответчиков – заведующей муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 2» с. Помоздино Н.Е. Жангуровой, начальника Управления образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» О.В. Лебедевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 2» с. Помоздино, Управлению образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности исполнить предписание по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми обратилось в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательное учреждение «Детский сад № 2» с. Помоздино (далее - МДОУ «Детский сад № 2» с. Помоздино), Управлению образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» об устранении нарушений санитарного законодательства и совершении определенных действий в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указано, что по результатам плановой выездной проверки выдано предписание об устранении нарушений требований санитарного законодательства от 28.11.2016 № 67. На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания. По результатам проверки установлено, что предписание не выполнено в полном объеме, то есть имеют место нарушения санитарного законодательства, а именно: не выполнено остекление в помещении подготовительной группы окон №, 2, не проведена разбитых стекол; не заменена детская мебель (стулья, столы) в соответствии с росто-возрастными особенностями детей в 1-2 младшей группе (1 корпус), в средней группе (2 корпус), подготовительной группе – стулья (1 корпус), в старшей группе - стулья (2 корпус); не обеспечены воспитанники тремя комплектами постельного белья, полотенцами для лица и ног, не приобретены матрацы; для мытья столовой посуды буфетные в групповых, расположенных по адресу <адрес> не оборудованы двухгнездными моечными ваннами; не установлена умывальная раковина для персонала во всех туалетах; в туалетной второй младшей разновозрастной группы (1 корпус) установлены умывальные раковины и 2 унитаза вместо 4, в туалетной старшей и подготовительных групп установлено 2 раковины и 2 унитаза, а не из расчета 1 раковина и 1 унитаз на 5 человек, списочный состав 25 детей в групп; не установлены шторы в спальном помещении в подготовительной второй младшей группы (1 корпус); не оборудована система внутренней канализации от моечных ванн буфетных в здании № во втором корпусе; не выполнен ремонт электропечи в производственном помещении пищеблока; в производственном помещении пищеблока не проведена замена раковины для мытья кухонной посуды, раковины имеют размеры для мытья столовой посуды и не предназначены для мытья кухонной посуды, отсутствует гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания посуды; в производственном помещении пищеблока не установлена раковина для мытья рук персонала с подводкой горячей и холодной воды; не приобретены решетки для просушки чашек после мытья посуды в подготовительной группе (1 корпус); не приобретена и не установлена бактерицидная лампа для профилактики вирусных инфекций.
Представитель истца Савельева Л.Ю. в судебном заседании исковые требования уточнила в части срока исполнения, в частности, просила обязать ответчиков устранить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также просила исключить из объема заявленных требований пункт 3 – об обеспечении воспитанников тремя комплектами постельного белья, полотенцами для лица и ног, заменить матрацы, как утративший силу.
Представители ответчиков Жангурова Н.Е. и Лебедева О.В. исковые требования признали в полном объеме.
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Коми по Усть-Куломскому району от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МДОУ «Детский сад № 2» с. Помоздино проведена плановая выездная проверка по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений санитарного законодательства Российской Федерации.
По итогам проверки надзорным органом вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес МДОУ «Детский сад № 2» с. Помоздино об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно статье 28 Федерального закона № 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу положений пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из требований пунктов 1, 3 статьи 39 Федерального закона 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" определено, что остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно (пункт 4.16); оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами (пункт 6.1.); во всех производственных помещениях, моечных, санузле устанавливаются раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды через смесители (пункт 13.8.); в моечной и буфетных вывешиваются инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфекционных средств (пункт 13.14.); в дошкольных образовательных организациях для мытья столовой посуды буфетная оборудуется двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды. При децентрализованном водоснабжении буфетная обеспечивается емкостями для мытья посуды (пункт 4.33); туалетную для детей раннего возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы. В туалетных к умывальным раковинам обеспечивается подводка горячей и холодной воды, подача воды осуществляется через смеситель. В туалетной младшей дошкольной и средней группы в умывальной зоне устанавливаются 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливаются умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальная раковина для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинах, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м. При проектировании и реконструкции дошкольных образовательных организаций в сельской местности оборудование туалетной и умывальной зон допускается определять заданием на проектирование (пункты 6.16.1, 6.16.2, 6.16.3); световые проемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств используются шторы или жалюзи внутренние, межстекольные и наружные вертикально направленные. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к влаге, моющим и дезинфекционным растворам (пункт 7.3); подводкой горячей и холодной воды обеспечиваются помещения пищеблока, буфетных, туалетных для детей и персонала, постирочных, бассейна, медицинского блока. Умывальники, моечные ванны, душевые установки и водоразборные краны для хозяйственных нужд обеспечиваются смесителями (пункт 9.4); в районах, где отсутствует централизованная канализация, здания дошкольных образовательных организаций оборудуются внутренней канализацией, при условии устройства выгребов или локальных очистных сооружений (пункт 9.6); пищеблок дошкольной организации должен быть оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием (пункт 13.1); моечные ванны для обработки кухонного инвентаря, кухонной посуды и производственного оборудования пищеблока должны быть обеспечены подводкой холодной и горячей воды через смесители (пункт 13.5); для ополаскивания посуды (в том числе столовой) используются гибкие шланги с душевой насадкой (пункт 13.6).
В пункте 7.5 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.11.2013 № 63 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» указано, что в очагах гриппозной инфекции и ОРВИ организуется комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусматривающий обязательное обеззараживание посуды, воздуха и поверхностей в помещениях с использованием эффективных при вирусных инфекциях дезинфицирующих средств и методов, разрешенных к применению, а также текущую влажную уборку и проветривание помещений.
На основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано, в том числе, муниципальным образованием (муниципальное учреждение).
Установлено, что МДОУ «Детский сад № 2» с. Помоздино является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в муниципальной собственности на праве оперативного управления. Его учредителем является муниципальное образование муниципального района «Усть-Куломский». Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация муниципального района «Усть-Куломский». Функции и полномочия учредителя в части ведения бухгалтерского учета и отчетности, формирования муниципального задания и контроля за его выполнением, составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности и контроля за его выполнением осуществляет Управление образования администрации муниципального района «Усть-Куломский».
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона об образовании определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В соответствии с Положением об Управлении образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» Управление является структурным подразделением администрации муниципального района «Усть-Куломский», являясь при этом самостоятельным юридическим лицом, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области образования на территории района. К основным функциям Управления отнесены размещение заказов (выступает муниципальным заказчиком) и заключение контрактов и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (размещение муниципального заказа в пределах выделенных бюджетных средств). Именно Управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета МО МР «Усть-Куломский» в части средств, предусмотренных на содержание подведомственных муниципальных образовательных учреждений. Управление обязано контролировать создание надлежащих санитарно-гигиенических условий в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях, а также контролировать соблюдение требований охраны здоровья детей, принимать меры по устранению в них нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе в области санитарно – эпидемиологического законодательства. Выполнение требований предписания надзорного органа и устранение нарушений санитарного законодательства, потребуют финансовых затрат из бюджета. Для устранения нарушений потребуется и заключение соответствующих договоров на выполнение работ.
Исследованные судом доказательства позволяют суду признать заявленные требования подлежащими удовлетворению. Факты нарушений санитарного законодательства в МДОУ «Детский сад № 2» с. Помоздино нашли свое подтверждение. Таким образом, обязанность исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Усть-Куломском районе об устранении нарушений санитарного законодательства лежит на юридическом лице, которому такое предписание внесено, то есть на МДОУ «Детский сад № 2» с. Помоздино. Обязанность же по соблюдению требований санитарного законодательства, по устранению допущенных нарушений, по обеспечению и созданию надлежащих санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении лежит как на образовательном учреждении, так и на Управлении образования администрации муниципального района «Усть-Куломский».
Заявленные стороной истца сроки исполнения требований по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства - до ДД.ММ.ГГГГ суд полагает разумными и достаточными, поскольку установленные нарушения имеют место в течение длительного периода, что создает опасность и нарушает условия, гарантирующие охрану здоровья воспитанников детского учреждения.
Положениями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика - МДОУ «Детский сад №» <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина. Принимая во внимание, что образовательное учреждение является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, осуществляющей образовательную деятельность, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский», суд пришел к выводу об освобождении ответчика от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 2» с. Помоздино, Управлению образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности исполнить предписание по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» с. Помоздино и Управление образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, а именно:
- выполнить остекление в помещении подготовительной группы окон №, 2, провести замену разбитых стекол;
- заменить детскую мебель (стулья, столы) в соответствии с росто-возрастными особенностями детей в 1-2 младшей группе (1 корпус), в средней группе (2 корпус), подготовительной группе – стулья (1 корпус), в старшей группе - стулья (2 корпус);
- для мыть столовой посуды буфетные в групповых, расположенных по адресу: <адрес> оборудовать двухгнездные моечные ванны;
- установить умывальные раковины для персонала во всех туалетах;
- в туалетной второй младшей разновозрастной группы (1 корпус) дополнительно установить две детские умывальные раковины и два детских унитаза, в туалетных старшей и подготовительных групп установить дополнительно три детских раковины и 3 детских унитаза;
- установить шторы в спальном помещении в подготовительной второй младшей группы (1 корпус);
- оборудовать систему внутренней канализации от моечных ванн буфетных в здании № во втором корпусе;
- выполнить ремонт электропечи в производственном помещении пищеблока;
- в производственном помещении пищеблока провести замену раковины для мытья кухонной посуды; установить гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания посуды;
- в производственном помещении пищеблока установить раковину для мытья рук персонала с подводкой горячей и холодной воды;
- приобрести решетки для просушки чашек после мытья посуды в подготовительной группе (1 корпус);
- приобрести и установить бактерицидную лампу для профилактики вирусных инфекций.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения судом решения путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца