Решение по делу № 2-966/2024 (2-8621/2023;) от 20.11.2023

Дело №2-966/2024

16RS0046-01-2023-013983-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15марта 2024 года Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи А.Р. Сафина, при секретаре судебного заседания И.Л. Галлямовой, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Вахитовского районного суда города Казани гражданское дело по иску Елистратова С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

С.В. Елистратов обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указано следующее.

С.В. Елистратов обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».Решением органа пенсионного обеспечения от 13 октября 2023 года №582151/23 заявителю в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано. При этом, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включены, в том числе, периоды работы с 24.06.1991 по 06.12.1991, с 23.02.1994 по 03.05.1995, с 19.03.1997 по 08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801 и с 09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и ее производных 801 ПАО «Казаньоргсинтез», а так же период службы в армии с 17.12.1991 по 17.12.1993 года.

Указывается, что на момент обращения ворган пенсионного обеспечения все установленные действующим законодательством условия для назначения досрочной страховой пенсии по Списку №1 имелись.Общий страховой стаж составляет более 20 лет, что подтверждается записями в трудовой книжке. Наличие требуемого общего страхового стажа не оспаривается. Специальный стаж работы с вредными условиями по Списку №1 с учетом спорных периодов составляет более 10 лет.

В оспариваемые периоды С.В. Елистратов на условиях полного дня работал с 24.06.1991 по 06.12.1991, с 23.02.1994 по 03.05.1995, с 19.03.1997 по 08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и еепроизводных 801 и с 09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и ее производных 801 ПАО «Казаньоргсинтез».

Производимые истцом работы осуществлялись при непосредственном контакте с химически вредными веществами. При данной работе является обязательным использование средств индивидуальной защиты (СИЗ): спецодежда, спецобувь, фильтрующий противогаз, каска защитная.

В соответствии с п. 3 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» руководителям предприятий (объединений), организаций предписано обеспечить своевременную подготовку к введению в действие Списков N 1 и 2, провести аттестацию рабочих мест, принять необходимые меры к улучшению условий труда и определить перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии со Списками установлено льготное пенсионное обеспечение.

В этих целях в ПАО «Казаньоргсинтез» утверждены соответствующие внутренние Перечни и Списки. В данных Перечнях и Списках работа с 24.06.1991 по 06.12.1991, с 23.02.1994 по 03.05.1995, с 19.03.1997 по 08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801 и с 09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и ее производных 80 ШЛО «Казаньоргсинтез» отнесена к списку №1.

Правомерность вышеуказанных Списка и Перечней ПАО «Казаньоргсинтез», а, следовательно, и правильность отнесения спорных периодов работы к разделу VIII Списка №1 подтверждена заключением государственной экспертизы условий труда Управления охраны и экспертизы условий труда Госкомтруда РТ №25-98 от 16.03.1998г.

Данное заключение до настоящего времени никем не изменено, не оспорено и не отменено. Согласно справке работодателя №217 от 26.09.2023 оспариваемый период работы относится к списку №1 разд.VIII п/разд А п. 1 (1080А000-17541).

Указывается, что орган пенсионного обеспечения при рассмотрении вопроса о назначении пенсии имеет полномочия на проведение только документальных проверок. Полномочия на проведение экспертизы правильности применения Списков №1 и №2 отсутствуют и он обязан учитывать документы предоставляемые работодателем.

В период службы истца в Вооружённых Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утверждённое постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590. В связи с этим период службы истца в армии так же подлежит включению в льготный стаж.

Поскольку истец отработал во вредных условиях более 10 лет, в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочную страховую пенсию у истца возникло при достижении возраста 50 лет- с 11.10.2023 года.

Руководствуясь изложенным, истец С.В. Елистратов просит суд признать незаконным решение ГУ - Отделение Социального фонда Российской Федерации поРеспублике Татарстан от 13.10.2023 №582151/23 в части отказа во включении в стаж работы по Списку№1 периодов работы истца с 24.06.1991 по 06.12.1991, с 23.02.1994 по 03.05.1995, с 19.03.1997 по08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801 и с09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и еепроизводных 801 ПАО «Казаньоргсинтез» а так же периода службы истца в армии с 17.12.1991 по17.12.1993года и в части отказа в назначении пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ «Остраховых пенсиях»;включить в стаж работы по списку №1 периоды работы истца с 24.06.1991 по 06.12.1991, с23.02.1994по 03.05.1995, с 19.03.1997 по 08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цехапроизводства окиси этилена и ее производных 801 и с 09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и ее производных 801 ПАО «Казаньоргсинтез», а так же периода службы истца в армии с 17.12.1991 по 17.12.1993 года; обязать Отделение Социального фонда Российской Федерации по Республике Татарстан назначить Елистратова С.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 11 октября 2023 года.

Истец С.В. Елистратов в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие, представлены возражения на исковые требования.

Представитель третьего лица КПАО «Органический синтез» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие, представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав лицо, участвующее в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы.

Перечни списков работ, дающих право на досрочное назначение пенсии, а также правила их применения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с пп. "а" пункта 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 года № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 - список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".

Списком N 1 Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые в производствах и работах углеводородов, их соединений (раздел VIII; код позиции: 1080А010).

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, а также в соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей, и показателей, дающих право на льготную пенсию", в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени в определенных условиях труда.

В соответствии с абзацем 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Аналогичное положение закреплено в пункте 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555.

Пунктом 5 "Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года № 16/19ПА, установлено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001 года должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

Таким документом является уточняющая справка работодателя о характере и условиях труда работника.

Из представленных материалов усматривается, что 16 сентября 2023 года С.В. Елистратов, 11.10.1973 г.р. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением органа пенсионного обеспечения от 13 октября 2023 года №582151/23 заявителю в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано. При этом, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включены, в том числе, периоды работы с 24.06.1991 по 06.12.1991, с 23.02.1994 по 03.05.1995, с 19.03.1997 по 08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801 и с 09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и ее производных 801 ПАО «Казаньоргсинтез», а так же период службы в армии с 17.12.1991 по 17.12.1993 года.

Согласно данному решению стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости по Списку № 1по состоянию на 31 декабря 2022 года составил 05лет23 дня.

Между тем занятость истца во вредных условиях труда по Списку № 1 в спорный период помимо его пояснений и записей в трудовой книжке подтверждается пояснениями представителя третьего лица - работодателя уточняющей справкой № 217 от 26 сентября 2023 года.

Из уточняющей справки следует, что в спорные периоды истец работал полный рабочий день с полной рабочей неделей в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801с полным рабочем днем.

Право истца на зачет оспариваемых периодов в специальный стаж Списку № 1 подтверждается и Списком профессий и должностей, работ которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях льготных размерах по Спискам № 1 и № 2, утвержденном постановлением КМ СССР от 26.01.1991г. № 10 на Заводе органических продуктов АО «Казаньоргсинтез», из которого следует, работа истца в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801отнесена к Списку № 1.

Следовательно, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч,4 ст. 15, ч.1 ст. 17, статей 18,19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, суд приходит к выводу, что спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда по Списку 1.

Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности".

В ст. 73 Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590.

В соответствии с пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.

Согласно п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, в общий стаж работы засчитывалась, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР (пп. "к").

Из абз. 3 п. 109 Положения от 03 августа 1972 года N 590 следует, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в подпункта "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Абзац 5 п. 109 Положения от 03 августа 1972 года N 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Как следует из материалов дела, С.В. Елистратов проходил военную службу по призыву с 17декабря 1991 года по 24декабря 1993 года.

После прохождения военной службы в рядах Советской Армии истец с 23 февраля 1994 годаработалв должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801.

При таком положении, исковые требования в указанной части также подлежат удовлетворению.

С заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.10.2013 №400-ФЗ истец обратился 16сентября 2023 года.

Следовательно, поскольку истец отработал во вредных условиях более 10 лет, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.10.2013 №400-ФЗтребования истца о назначении досрочной страховой пенсии подлежат удовлетворению, а именно при достижении возраста 50лет - с 11 октября 2023 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Елистратова С.В. удовлетворить.

Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан от 13 октября 2023 №582151/23 в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ «Остраховых пенсиях» периодов работы Елистратова С.В. с 24.06.1991 по 06.12.1991, с 23.02.1994 по 03.05.1995, с 19.03.1997 по08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801 и с09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и еепроизводных 801 ПАО «Казаньоргсинтез», периода службы Елистратова С.В. в армии с 17.12.1991 по17.12.1993года и в части отказа в назначении пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ «Остраховых пенсиях».

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность по включению в специальный Елистратова С.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ «Остраховых пенсиях»периоды работы с 24.06.1991 по 06.12.1991, с23.02.1994по 03.05.1995, с 19.03.1997 по 08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цехапроизводства окиси этилена и ее производных 801 и с 09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и ее производных 801 ПАО «Казаньоргсинтез», а так же периода службы Елистратова С.В. в армии с 17.12.1991 по 17.12.1993 года.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность по назначению Елистратова С.В. досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ «Остраховых пенсиях»с 11 октября 2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вахитовский районный суд города Казани.

Судья А.Р. Сафин

Дело №2-966/2024

16RS0046-01-2023-013983-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15марта 2024 года Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи А.Р. Сафина, при секретаре судебного заседания И.Л. Галлямовой, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Вахитовского районного суда города Казани гражданское дело по иску Елистратова С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

С.В. Елистратов обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указано следующее.

С.В. Елистратов обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».Решением органа пенсионного обеспечения от 13 октября 2023 года №582151/23 заявителю в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано. При этом, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включены, в том числе, периоды работы с 24.06.1991 по 06.12.1991, с 23.02.1994 по 03.05.1995, с 19.03.1997 по 08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801 и с 09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и ее производных 801 ПАО «Казаньоргсинтез», а так же период службы в армии с 17.12.1991 по 17.12.1993 года.

Указывается, что на момент обращения ворган пенсионного обеспечения все установленные действующим законодательством условия для назначения досрочной страховой пенсии по Списку №1 имелись.Общий страховой стаж составляет более 20 лет, что подтверждается записями в трудовой книжке. Наличие требуемого общего страхового стажа не оспаривается. Специальный стаж работы с вредными условиями по Списку №1 с учетом спорных периодов составляет более 10 лет.

В оспариваемые периоды С.В. Елистратов на условиях полного дня работал с 24.06.1991 по 06.12.1991, с 23.02.1994 по 03.05.1995, с 19.03.1997 по 08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и еепроизводных 801 и с 09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и ее производных 801 ПАО «Казаньоргсинтез».

Производимые истцом работы осуществлялись при непосредственном контакте с химически вредными веществами. При данной работе является обязательным использование средств индивидуальной защиты (СИЗ): спецодежда, спецобувь, фильтрующий противогаз, каска защитная.

В соответствии с п. 3 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» руководителям предприятий (объединений), организаций предписано обеспечить своевременную подготовку к введению в действие Списков N 1 и 2, провести аттестацию рабочих мест, принять необходимые меры к улучшению условий труда и определить перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии со Списками установлено льготное пенсионное обеспечение.

В этих целях в ПАО «Казаньоргсинтез» утверждены соответствующие внутренние Перечни и Списки. В данных Перечнях и Списках работа с 24.06.1991 по 06.12.1991, с 23.02.1994 по 03.05.1995, с 19.03.1997 по 08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801 и с 09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и ее производных 80 ШЛО «Казаньоргсинтез» отнесена к списку №1.

Правомерность вышеуказанных Списка и Перечней ПАО «Казаньоргсинтез», а, следовательно, и правильность отнесения спорных периодов работы к разделу VIII Списка №1 подтверждена заключением государственной экспертизы условий труда Управления охраны и экспертизы условий труда Госкомтруда РТ №25-98 от 16.03.1998г.

Данное заключение до настоящего времени никем не изменено, не оспорено и не отменено. Согласно справке работодателя №217 от 26.09.2023 оспариваемый период работы относится к списку №1 разд.VIII п/разд А п. 1 (1080А000-17541).

Указывается, что орган пенсионного обеспечения при рассмотрении вопроса о назначении пенсии имеет полномочия на проведение только документальных проверок. Полномочия на проведение экспертизы правильности применения Списков №1 и №2 отсутствуют и он обязан учитывать документы предоставляемые работодателем.

В период службы истца в Вооружённых Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утверждённое постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590. В связи с этим период службы истца в армии так же подлежит включению в льготный стаж.

Поскольку истец отработал во вредных условиях более 10 лет, в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочную страховую пенсию у истца возникло при достижении возраста 50 лет- с 11.10.2023 года.

Руководствуясь изложенным, истец С.В. Елистратов просит суд признать незаконным решение ГУ - Отделение Социального фонда Российской Федерации поРеспублике Татарстан от 13.10.2023 №582151/23 в части отказа во включении в стаж работы по Списку№1 периодов работы истца с 24.06.1991 по 06.12.1991, с 23.02.1994 по 03.05.1995, с 19.03.1997 по08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801 и с09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и еепроизводных 801 ПАО «Казаньоргсинтез» а так же периода службы истца в армии с 17.12.1991 по17.12.1993года и в части отказа в назначении пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ «Остраховых пенсиях»;включить в стаж работы по списку №1 периоды работы истца с 24.06.1991 по 06.12.1991, с23.02.1994по 03.05.1995, с 19.03.1997 по 08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цехапроизводства окиси этилена и ее производных 801 и с 09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и ее производных 801 ПАО «Казаньоргсинтез», а так же периода службы истца в армии с 17.12.1991 по 17.12.1993 года; обязать Отделение Социального фонда Российской Федерации по Республике Татарстан назначить Елистратова С.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 11 октября 2023 года.

Истец С.В. Елистратов в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие, представлены возражения на исковые требования.

Представитель третьего лица КПАО «Органический синтез» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие, представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав лицо, участвующее в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы.

Перечни списков работ, дающих право на досрочное назначение пенсии, а также правила их применения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с пп. "а" пункта 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 года № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 - список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".

Списком N 1 Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые в производствах и работах углеводородов, их соединений (раздел VIII; код позиции: 1080А010).

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, а также в соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей, и показателей, дающих право на льготную пенсию", в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени в определенных условиях труда.

В соответствии с абзацем 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Аналогичное положение закреплено в пункте 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555.

Пунктом 5 "Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года № 16/19ПА, установлено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001 года должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

Таким документом является уточняющая справка работодателя о характере и условиях труда работника.

Из представленных материалов усматривается, что 16 сентября 2023 года С.В. Елистратов, 11.10.1973 г.р. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением органа пенсионного обеспечения от 13 октября 2023 года №582151/23 заявителю в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано. При этом, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включены, в том числе, периоды работы с 24.06.1991 по 06.12.1991, с 23.02.1994 по 03.05.1995, с 19.03.1997 по 08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801 и с 09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и ее производных 801 ПАО «Казаньоргсинтез», а так же период службы в армии с 17.12.1991 по 17.12.1993 года.

Согласно данному решению стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости по Списку № 1по состоянию на 31 декабря 2022 года составил 05лет23 дня.

Между тем занятость истца во вредных условиях труда по Списку № 1 в спорный период помимо его пояснений и записей в трудовой книжке подтверждается пояснениями представителя третьего лица - работодателя уточняющей справкой № 217 от 26 сентября 2023 года.

Из уточняющей справки следует, что в спорные периоды истец работал полный рабочий день с полной рабочей неделей в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801с полным рабочем днем.

Право истца на зачет оспариваемых периодов в специальный стаж Списку № 1 подтверждается и Списком профессий и должностей, работ которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях льготных размерах по Спискам № 1 и № 2, утвержденном постановлением КМ СССР от 26.01.1991г. № 10 на Заводе органических продуктов АО «Казаньоргсинтез», из которого следует, работа истца в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801отнесена к Списку № 1.

Следовательно, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч,4 ст. 15, ч.1 ст. 17, статей 18,19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, суд приходит к выводу, что спорные периоды подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда по Списку 1.

Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности".

В ст. 73 Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590.

В соответствии с пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.

Согласно п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, в общий стаж работы засчитывалась, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР (пп. "к").

Из абз. 3 п. 109 Положения от 03 августа 1972 года N 590 следует, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в подпункта "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Абзац 5 п. 109 Положения от 03 августа 1972 года N 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Как следует из материалов дела, С.В. Елистратов проходил военную службу по призыву с 17декабря 1991 года по 24декабря 1993 года.

После прохождения военной службы в рядах Советской Армии истец с 23 февраля 1994 годаработалв должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801.

При таком положении, исковые требования в указанной части также подлежат удовлетворению.

С заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.10.2013 №400-ФЗ истец обратился 16сентября 2023 года.

Следовательно, поскольку истец отработал во вредных условиях более 10 лет, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.10.2013 №400-ФЗтребования истца о назначении досрочной страховой пенсии подлежат удовлетворению, а именно при достижении возраста 50лет - с 11 октября 2023 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Елистратова С.В. удовлетворить.

Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан от 13 октября 2023 №582151/23 в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ «Остраховых пенсиях» периодов работы Елистратова С.В. с 24.06.1991 по 06.12.1991, с 23.02.1994 по 03.05.1995, с 19.03.1997 по08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цеха производства окиси этилена и ее производных 801 и с09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и еепроизводных 801 ПАО «Казаньоргсинтез», периода службы Елистратова С.В. в армии с 17.12.1991 по17.12.1993года и в части отказа в назначении пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ «Остраховых пенсиях».

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность по включению в специальный Елистратова С.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ «Остраховых пенсиях»периоды работы с 24.06.1991 по 06.12.1991, с23.02.1994по 03.05.1995, с 19.03.1997 по 08.08.2004 в должности слесаря-ремонтника цехапроизводства окиси этилена и ее производных 801 и с 09.08.2004 по 30.11.2004 в должности начальника смены цеха производства окиси этилена и ее производных 801 ПАО «Казаньоргсинтез», а так же периода службы Елистратова С.В. в армии с 17.12.1991 по 17.12.1993 года.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность по назначению Елистратова С.В. досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ «Остраховых пенсиях»с 11 октября 2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вахитовский районный суд города Казани.

Судья А.Р. Сафин

2-966/2024 (2-8621/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Елистратов Сергей Викторович
Ответчики
ГУ - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ
Другие
ПАО Казаньоргсинтез
Суд
Вахитовский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Сафин Артур Рустемович
Дело на странице суда
vahitovsky.tat.sudrf.ru
20.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2023Передача материалов судье
20.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2024Судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
15.03.2024Судебное заседание
22.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее