Решение по делу № 3а-21/2016 от 06.06.2016

Дело № 3а-21/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 22 сентября 2016 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

Председательствующего Железняковой С.А.

при секретаре М,

с участием представителя административного ответчика ООУ

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества (ОАО) «РИ» к Правительству Республики Тыва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество (ОАО) «РИ» (далее - Общество, ОАО «РИ») обратилось с административным исковым заявлением к Правительству Республики Тыва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (далее – Управление Росреестра по Республике Тыва) об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, указывая на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью кв.м., находящегося по адресу: ** (далее – земельный участок). По результатам проведённой государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 30 мая 2012 года ставила **. Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Республики Тыва утверждены постановлением Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 года № 736. Общество заключило договор от 23.11.2015 г. с ООО «**» на проведение оценки рыночной стоимости рассматриваемого земельного участка. Оценка земельных участков проведена НВВ и составлен отчёт от 14.12.2015 года . Общероссийской общественной организацией «**» утверждено положительное экспертное заключение от 24.12.2015 года . Рыночная стоимость рассматриваемого земельного участка, сформированная посредством проведения независимой оценки, по состоянию на 30.05.2012 года составляет ** рублей. Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Тыва (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. По результатам рассмотрения заявления ОАО «РИ» Комиссия решила отклонить заявление Общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его реальной рыночной стоимости влечёт за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу для Общества, тем самым нарушаются права Общества как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2012 года в размере ** рублей.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования с учётом заключения экспертизы. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2012 года в размере ** рублей.

Представитель административного истца ОКД, представитель заинтересованного лица – филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Тыва СТС в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Республике Тыва ООУ в судебном заседании пояснила, что не возражает против удовлетворения поданного иска согласно заключению ООО «**».

В судебное заседание представитель административного ответчика - Правительства Республики Тыва, представитель заинтересованного лица – мэрии г. Кызыла не явились, извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, поэтому суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка затрагивают права и обязанности открытого акционерного общества «РИ» как плательщика земельного налога, поэтому административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

На основании пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичная норма содержится в абзаце одиннадцатом статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Как следует из материалов административного дела, открытое акционерное общество «РИ» является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населённых пунктов, с разрешённым использованием: **, общей площадью кв.м., расположенного по адресу: **, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права , выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Тыва 18 мая 2016 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: **, составляет **.

Кадастровая стоимость земельного участка административного истца определена на основании постановления Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2012 года №736 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Республики Тыва», опубликованного в приложении к газете «Тувинская правда» от 12 января 2013 года.

Из приложения №1 к данному постановлению Правительства Республики Тыва следует, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером определена в размере ** (порядковый ).

Абзацем четвёртым статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с абзацем вторым статьи 24.15 указанного Федерального закона при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Из справки о кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка, выданной филиалом ФГБУ «ФКП» по Республике Тыва 18 мая 2016 года, видно, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 30 мая 2012 года, то есть на дату формирования перечня объектов для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Согласно части 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указаны: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административный истец в подтверждение рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка представил отчёт ООО «**» от 14 декабря 2015 года , согласно которому рыночная стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 30 мая 2012 года составляет ** рублей.

Статьёй 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена экспертиза отчёта экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчёта, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации.

По результатам экспертизы отчёта от 14 декабря 2015 года , проведённой Общероссийской общественной организацией «**», отчёт признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, о чём составлено экспертное заключение от 24 декабря 2015 года .

В ходе рассмотрения дела судом было удовлетворено ходатайство представителя административного истца о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка.

Определением Верховного Суда Республики Тыва от 20 июля 2016 года назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено экспертам ООО «**», являющимся членами СМАО, имеющим полисы обязательного страхования ответственности оценщиков, выданные ДД.ММ.ГГГГ САО «**».

Из заключения экспертов ООО «**» от 17 августа 2016 года следует, что отчёт ООО «**» от 14 декабря 2015 года не соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки, поскольку в отчёте нет расшифровки используемых документов, он допускает неоднозначное толкование, в разделе «описание объекта оценки» отсутствует информация о количественных и качественных характеристиках по объектам улучшения земельного участка на дату оценки, об особенностях местоположения и окружающей застройки, не проведён анализ рынка аренды земельных участков и т.д. Кроме того, согласно данному заключению экспертов, рыночная стоимость земельного участка, находящегося по адресу: **, площадью ** кв.м., по состоянию на 30 мая 2012 года составляет ** рублей.

Согласно части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьёй 84 настоящего Кодекса.

В силу частей 1, 2 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» сказано, что, исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В статье 3 Закона об оценочной деятельности указано, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отображаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Заключение экспертов ООО «**» от 17 августа 2016 года , согласно которому рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего административному истцу, на 30 мая 2012 года составляет ** рублей суд принимает в качестве допустимого доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка, поскольку оно соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, действовавшим на момент проведения экспертизы.

В частности, экспертами произведён анализ рынка земельных участков, иных внешних факторов, не относящихся к объекту оценки, но влияющих на его стоимость, собрана и проанализирована информация, необходимая для проведения оценки земельного участка. Экспертами составлено описание объекта оценки. Предоставлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности его площади, вида разрешённого использования; другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, влияющие на его стоимость.

Кроме того, экспертами подробно описан процесс оценки земельного участка в части применения подходов к оценке, приведены расчёты, обосновано применение сравнительного подхода и отказ от применения доходного и затратного подходов.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка, и сведений об его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.

В связи с чем суд приходит к выводу, что указанная в заключении экспертов ООО «**» от 17 августа 2016 года итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, определённая на 30 мая 2012 года, является достоверной.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление ОАО «РИ» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной **, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление открытого акционерного общества «РИ» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности открытому акционерному обществу «РИ», категория земель: **, разрешённое использование: **, общей площадью ** кв.м., находящегося по адресу: **, равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2012 года, в размере ** рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.А. Железнякова

3а-21/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
ОАО "Росипподромы"
Ответчики
Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва
Администрация г. Кызыла
ФГБУ "Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиа
Правительство Республики Тыва
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Дело на странице суда
vs.tva.sudrf.ru
06.06.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
06.06.2016[Адм.] Передача материалов судье
08.06.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.06.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.06.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
22.06.2016[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
12.07.2016[Адм.] Судебное заседание
20.07.2016[Адм.] Судебное заседание
02.09.2016[Адм.] Производство по делу возобновлено
14.09.2016[Адм.] Судебное заседание
22.09.2016[Адм.] Судебное заседание
23.09.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2016[Адм.] Дело оформлено
24.09.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2016[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее