Решение по делу № 2-695/2024 от 14.02.2024

Дело 2-695/2024

УИД 37RS0005-01-2024-000500-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 апреля 2024 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Зябликова А.Ю.,

при секретаре Васюниной Е.С.,

с участием:

представителя истца –помощника Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области Мотыгина А.Н.,

представителя ответчика Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, третьего лица Управления финансов администрации г.о. Кохма Марцевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма,в котором, с учётом представленного заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил возложить обязанность в срок до 30.10.2024устранить нарушения п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597/2017 на автомобильной дороге по <адрес>. Заявленные требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой по обращению граждан проведена проверка по вопросу ненадлежащего содержания ответчиком автомобильных дорог г.о. Кохма, в результате которой установлено следующее. В нарушение норм действующего законодательства ответчиком не организовано стационарное электрическое освещение автомобильной дороги в соответствии с проектом организации дорожного движения, на всём протяжении автомобильной дороги имеются просадки, выбоины,иные повреждения покрытия проезжей части, что влечёт за собой нарушение прав неопределённого круга лиц на благоустроенную территорию населённого пункта.

Представитель истца помощник Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области Мотыгин А.Н. поддержал заявленные исковые требования, с учётом представленного заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ.

Представитель ответчика Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, третьего лица Управления финансов администрации г.о. Кохма Марцева А.Р., действующая на основании надлежащим образом оформленных доверенностей (л.д. 66, 69), не возражала против удовлетворения заявленных требований, с учётом представленных уточнений. От Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма поддержала письменные возражения на исковое заявление следующего содержания. Согласно письму МО МВД России «Ивановский» от ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования установлено, что на всём протяжении автомобильной дороги обустроена линия стационарного электрического освещения, но возле <адрес> выявлено наличие одного неработающего светильника. Кроме того, наличие уличного освещения подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности сторон № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с АО «Объединённые электрические сети» (л.д. 70-72). Дополнительно пояснила, что лампочка на светильнике заменена, освещение работает в штатном режиме. От Управления финансов администрации г.о. Кохма представила письменную позицию следующего содержания. Бюджет г.о. Кохма на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 года утверждён решением Городской Думы г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ.Бюджет г.о. Кохма на 2024 утверждён с дефицитом и является дотационным. Собственные доходы бюджета предусмотрены на 2024 год в размере 131900 000руб. Объём муниципального долга по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 34300000 руб. Расходы бюджета распределяются исходя из доходов, поступающих в бюджет г.о. Кохма, и направляются на исполнение полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Муниципальный дорожный фонд г.о. Кохма формируется и расходуется в соответствии с порядком, утверждённым решением Городской Думы г.о. Кохма № 64 от 21.10.2013 «О создании муниципального дорожного фонда городского округа Кохма». Объём бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда утверждается решением Городской Думы г.о. Кохма о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере прогнозируемого объёма доходов, которые определены и являются источником для его формирования. Главным распорядителем бюджетных средств муниципального фонда определеноУправление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, которое распределяет средства по объектам и направлениям, в том числе с учётом заявлений граждан. Кроме того, ежегодно в пределах средств муниципального дорожного фонда проводятся ремонтные работы автомобильных дорог общего пользования и частного сектора, но за короткий период времени все дороги частного сектора отремонтировать не представляется возможным (л.д. 103-106).

Третье лицо МО МВД России «Ивановский», извещённое о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило.

Изучив исковое заявление, с учетом его уточнения, выслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Губернатора Ивановской области Вокресенского С.С. поступило обращение ФИО7 по факту нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге по <адрес> (л.д. 15-16, 24-25).Указанное обращение ДД.ММ.ГГГГ аппаратом правительства Ивановской области направлено в адрес прокуратуры Ивановской области, откуда ДД.ММ.ГГГГ перенаправлено в адрес Ивановской межрайонной прокуратуры Ивановской области (л.д. 12, 18, 11)

Согласно ответу заместителя главы администрации г.о. Кохма от 28.09.2023автомобильная дорога на <адрес> включена в перечень дорог общего пользования г.о. Кохма, утверждённый постановлением администрации г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ, под индикационным номером . В летний период 2023 года в рамках ремонта автомобильной дороги на <адрес> проведены работы по ремонту проездов на <адрес> с применением горячих асфальтобетонных смесей. В августе 2023 года выполнены работы по выравниванию участка грунтового дорожного покрытия с применением инертных материалов в районе <адрес>. В настоящее время грунтовое дорожное покрытие на данной улице находится в удовлетворительном состоянии. При необходимости в летний период 2024 года будут проведены дополнительные работы по выравниванию грунтового дорожного покрытия. По вопросу уличного освещения в настоящее время утверждена муниципальная программа «Благоустройство территорий и содержание дорог г.о. Кохма», включающая в себя устройство линий уличного освещения 23 улиц на 2023-2025 годы. Организация дополнительного освещения на <адрес> будет предусмотрена при формировании мероприятий данной программы на 2026-2028 годы (л.д. 30-31).

Из сообщения начальника отдела Госавтоинспекции МО МВД России «Ивановский» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проект организации дорожного движения на участке дороги по <адрес> для согласования в ОГИБДД МО МВД России «Ивановский» не предоставлялся. В нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р № 50597-2017 покрытие проезжей части имеет дефект в виде выбоин, просадок, иных повреждений (л.д. 49-52).

Согласно ответу врио заместителя начальника полиции по охране общественного порядка МО МВД России «Ивановской» от ДД.ММ.ГГГГ на всём протяжении автомобильной дороги обустроена линия стационарного электрического освещения, однако возле <адрес> выявлено наличие одного неработающего светильника стационарного электрического освещения автомобильной дороги (л.д. 53-54). Указанное также подтверждается фотоматериалами (л.д. 55-57).

Кроме того, представленные фотоматериалы содержат изображения автомобильной дороги по <адрес>, согласно которым на дорожном покрытии имеются ямы, выбоины, ввиду чего дорожное полотно затоплено, по его окраинам имеются линии электропередач (л.д. 19-23, 27-29).

Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации г.о. Кохма поступали обращения граждан по вопросу затопления автомобильной дороги и качества дорожного покрытия по <адрес> (л.д. 39, 41-42, 44-45).

В ответ на представленные обращения заместителем главы администрации г.о. Кохма – начальником Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма ФИО8 сообщено, что в г.о. Кохма имеется более 150 дорог и проездов, расположенных в районах частного сектора, их протяжённость составляет порядка 70 км. Ремонт грунтового покрытия осуществляется ежегодно в пределах возможного бюджетного финансирования. Между тем потребность в средствах на ремонт значительно превышает возможности бюджета г.о. Кохма. Участок автомобильной дороги по <адрес> включен в список улиц и дорог, подлежащих ремонту. Работы по выравниванию дорожного покрытия с применением инертных материалов и организацией поверхностного водоотвода запланированы на летний период 2023 года и будут выполнены в порядке очерёдности. Очерёдность улиц и дорог, подлежащих ремонту, может корректироваться с учётом дополнительной информации о развитии деформаций и разрушений дорожных покрытий, задержках и перерывах в ремонтных работах, вызываемых погодно-климатическими факторами (л.д. 17, 26, 40, 43, 46).

На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Пунктами 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии с п.п. 5, 23 ст. 5 Устава г.о. Кохма к вопросам местного значения г.о. Кохма относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Кохма и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах г.о. Кохма, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;утверждение правил благоустройства территории г.о. Кохма, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории г.о. Кохма, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности)), организация благоустройства территории г.о. Кохма в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах г.о. Кохма.

В силу п. 2.1.2положения об Управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, утвержденного решением Городской Думы г.о. Кохма № 95 от 28.11.2013, основными задачами Управления являются осуществление закупок товаров, работ, услуг, выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства, территорий общего пользования, технических средств организации дорожного движения, находящихся в муниципальной собственности г.о. Кохма, за исключением комплексного обустройства скверов и площадей и капитального ремонта автомобильных дорог, в случае если требуется доведение параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, в качестве муниципального заказчика.

Согласно ст.2 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995) безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Частью 4 статьи 6 данного Федерального закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 21 названного Федерального закона мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 11 ст. 5Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ от 08.11.2007) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

В силу с ч. 1 ст.34Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

На основании п. 6 ч. 1 ст.13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям городских округов в области использования автомобильных дорог.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

На основании ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно национальному стандартуРоссийской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»,утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст, установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

В соответствии с п. 5.2.4 данного стандарта покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

В соответствии с пп. «в» п. 2 ч. 6 приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.

В силу пп. «а» п. 13.2 ст. 3решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог») (далее – решение Комиссии Таможенного союза № 827 от 18.10.2011) на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.

Согласно пп.пп. «в», «и» п. 13.1 ст. 3 решения Комиссии Таможенного союза № 827 от 18.10.2011 мероприятия по эксплуатации должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путём проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части, соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению;введения временных ограничений движения в целях обеспечения безопасности движения при опасных природных явлениях или угрозе их возникновения, при аварийных ситуациях на дорогах, при проведении дорожных и аварийно-восстановительных работ, в случае выявления дефектов и повреждений автомобильных дорог и дорожных сооружений, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, вызывающих снижение несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и образование дефектов дорожной одежды.

Перечисленные требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.

Таким образом, приведение автомобильной дороги в состояние, соответствующее действующему законодательству, является обязанностью городского округа, направленно на обеспечение безопасности жителей, а также обеспечение безопасности дорожного движения. Данная безопасность напрямую возложена нормами закона на городской округ и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат в связи с этим.

При указанных обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования заместителя Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма о возложении обязанности по устранениюнарушений п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597/2017 на автомобильной дороге по <адрес>.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что к вопросам местного значения г.о. Кохма в силу приведённых норм отнесено осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решая вопрос о сроке, в течение которого администрации Ивановского муниципального района Ивановской области надлежит исполнить решение суда, суд с учётом сроков выполнения работ, установленных законодательством, предусмотренных законодательством сроков конкурсных процедур и особенностей бюджетного процесса, считает возможным установить срок до 30.10.2024, поскольку данный срок является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя Ивановского межрайонного прокурора (ИНН ), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма (ИНН ) о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма(ИНН ) в срок до 30.10.2024 устранить нарушения п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге по <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Ю. Зябликов

Решение суда в окончательной формесоставлено 09.04.2024.

Дело 2-695/2024

УИД 37RS0005-01-2024-000500-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 апреля 2024 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Зябликова А.Ю.,

при секретаре Васюниной Е.С.,

с участием:

представителя истца –помощника Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области Мотыгина А.Н.,

представителя ответчика Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, третьего лица Управления финансов администрации г.о. Кохма Марцевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма,в котором, с учётом представленного заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил возложить обязанность в срок до 30.10.2024устранить нарушения п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597/2017 на автомобильной дороге по <адрес>. Заявленные требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой по обращению граждан проведена проверка по вопросу ненадлежащего содержания ответчиком автомобильных дорог г.о. Кохма, в результате которой установлено следующее. В нарушение норм действующего законодательства ответчиком не организовано стационарное электрическое освещение автомобильной дороги в соответствии с проектом организации дорожного движения, на всём протяжении автомобильной дороги имеются просадки, выбоины,иные повреждения покрытия проезжей части, что влечёт за собой нарушение прав неопределённого круга лиц на благоустроенную территорию населённого пункта.

Представитель истца помощник Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области Мотыгин А.Н. поддержал заявленные исковые требования, с учётом представленного заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ.

Представитель ответчика Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, третьего лица Управления финансов администрации г.о. Кохма Марцева А.Р., действующая на основании надлежащим образом оформленных доверенностей (л.д. 66, 69), не возражала против удовлетворения заявленных требований, с учётом представленных уточнений. От Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма поддержала письменные возражения на исковое заявление следующего содержания. Согласно письму МО МВД России «Ивановский» от ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования установлено, что на всём протяжении автомобильной дороги обустроена линия стационарного электрического освещения, но возле <адрес> выявлено наличие одного неработающего светильника. Кроме того, наличие уличного освещения подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности сторон № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с АО «Объединённые электрические сети» (л.д. 70-72). Дополнительно пояснила, что лампочка на светильнике заменена, освещение работает в штатном режиме. От Управления финансов администрации г.о. Кохма представила письменную позицию следующего содержания. Бюджет г.о. Кохма на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 года утверждён решением Городской Думы г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ.Бюджет г.о. Кохма на 2024 утверждён с дефицитом и является дотационным. Собственные доходы бюджета предусмотрены на 2024 год в размере 131900 000руб. Объём муниципального долга по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 34300000 руб. Расходы бюджета распределяются исходя из доходов, поступающих в бюджет г.о. Кохма, и направляются на исполнение полномочий в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Муниципальный дорожный фонд г.о. Кохма формируется и расходуется в соответствии с порядком, утверждённым решением Городской Думы г.о. Кохма № 64 от 21.10.2013 «О создании муниципального дорожного фонда городского округа Кохма». Объём бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда утверждается решением Городской Думы г.о. Кохма о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере прогнозируемого объёма доходов, которые определены и являются источником для его формирования. Главным распорядителем бюджетных средств муниципального фонда определеноУправление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, которое распределяет средства по объектам и направлениям, в том числе с учётом заявлений граждан. Кроме того, ежегодно в пределах средств муниципального дорожного фонда проводятся ремонтные работы автомобильных дорог общего пользования и частного сектора, но за короткий период времени все дороги частного сектора отремонтировать не представляется возможным (л.д. 103-106).

Третье лицо МО МВД России «Ивановский», извещённое о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило.

Изучив исковое заявление, с учетом его уточнения, выслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Губернатора Ивановской области Вокресенского С.С. поступило обращение ФИО7 по факту нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге по <адрес> (л.д. 15-16, 24-25).Указанное обращение ДД.ММ.ГГГГ аппаратом правительства Ивановской области направлено в адрес прокуратуры Ивановской области, откуда ДД.ММ.ГГГГ перенаправлено в адрес Ивановской межрайонной прокуратуры Ивановской области (л.д. 12, 18, 11)

Согласно ответу заместителя главы администрации г.о. Кохма от 28.09.2023автомобильная дорога на <адрес> включена в перечень дорог общего пользования г.о. Кохма, утверждённый постановлением администрации г.о. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ, под индикационным номером . В летний период 2023 года в рамках ремонта автомобильной дороги на <адрес> проведены работы по ремонту проездов на <адрес> с применением горячих асфальтобетонных смесей. В августе 2023 года выполнены работы по выравниванию участка грунтового дорожного покрытия с применением инертных материалов в районе <адрес>. В настоящее время грунтовое дорожное покрытие на данной улице находится в удовлетворительном состоянии. При необходимости в летний период 2024 года будут проведены дополнительные работы по выравниванию грунтового дорожного покрытия. По вопросу уличного освещения в настоящее время утверждена муниципальная программа «Благоустройство территорий и содержание дорог г.о. Кохма», включающая в себя устройство линий уличного освещения 23 улиц на 2023-2025 годы. Организация дополнительного освещения на <адрес> будет предусмотрена при формировании мероприятий данной программы на 2026-2028 годы (л.д. 30-31).

Из сообщения начальника отдела Госавтоинспекции МО МВД России «Ивановский» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проект организации дорожного движения на участке дороги по <адрес> для согласования в ОГИБДД МО МВД России «Ивановский» не предоставлялся. В нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р № 50597-2017 покрытие проезжей части имеет дефект в виде выбоин, просадок, иных повреждений (л.д. 49-52).

Согласно ответу врио заместителя начальника полиции по охране общественного порядка МО МВД России «Ивановской» от ДД.ММ.ГГГГ на всём протяжении автомобильной дороги обустроена линия стационарного электрического освещения, однако возле <адрес> выявлено наличие одного неработающего светильника стационарного электрического освещения автомобильной дороги (л.д. 53-54). Указанное также подтверждается фотоматериалами (л.д. 55-57).

Кроме того, представленные фотоматериалы содержат изображения автомобильной дороги по <адрес>, согласно которым на дорожном покрытии имеются ямы, выбоины, ввиду чего дорожное полотно затоплено, по его окраинам имеются линии электропередач (л.д. 19-23, 27-29).

Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации г.о. Кохма поступали обращения граждан по вопросу затопления автомобильной дороги и качества дорожного покрытия по <адрес> (л.д. 39, 41-42, 44-45).

В ответ на представленные обращения заместителем главы администрации г.о. Кохма – начальником Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма ФИО8 сообщено, что в г.о. Кохма имеется более 150 дорог и проездов, расположенных в районах частного сектора, их протяжённость составляет порядка 70 км. Ремонт грунтового покрытия осуществляется ежегодно в пределах возможного бюджетного финансирования. Между тем потребность в средствах на ремонт значительно превышает возможности бюджета г.о. Кохма. Участок автомобильной дороги по <адрес> включен в список улиц и дорог, подлежащих ремонту. Работы по выравниванию дорожного покрытия с применением инертных материалов и организацией поверхностного водоотвода запланированы на летний период 2023 года и будут выполнены в порядке очерёдности. Очерёдность улиц и дорог, подлежащих ремонту, может корректироваться с учётом дополнительной информации о развитии деформаций и разрушений дорожных покрытий, задержках и перерывах в ремонтных работах, вызываемых погодно-климатическими факторами (л.д. 17, 26, 40, 43, 46).

На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Пунктами 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии с п.п. 5, 23 ст. 5 Устава г.о. Кохма к вопросам местного значения г.о. Кохма относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Кохма и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах г.о. Кохма, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;утверждение правил благоустройства территории г.о. Кохма, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории г.о. Кохма, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности)), организация благоустройства территории г.о. Кохма в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах г.о. Кохма.

В силу п. 2.1.2положения об Управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма, утвержденного решением Городской Думы г.о. Кохма № 95 от 28.11.2013, основными задачами Управления являются осуществление закупок товаров, работ, услуг, выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства, территорий общего пользования, технических средств организации дорожного движения, находящихся в муниципальной собственности г.о. Кохма, за исключением комплексного обустройства скверов и площадей и капитального ремонта автомобильных дорог, в случае если требуется доведение параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, в качестве муниципального заказчика.

Согласно ст.2 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995) безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Частью 4 статьи 6 данного Федерального закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 21 названного Федерального закона мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 11 ст. 5Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ от 08.11.2007) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

В силу с ч. 1 ст.34Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

На основании п. 6 ч. 1 ст.13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям городских округов в области использования автомобильных дорог.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

На основании ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно национальному стандартуРоссийской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»,утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст, установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

В соответствии с п. 5.2.4 данного стандарта покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

В соответствии с пп. «в» п. 2 ч. 6 приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.

В силу пп. «а» п. 13.2 ст. 3решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог») (далее – решение Комиссии Таможенного союза № 827 от 18.10.2011) на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.

Согласно пп.пп. «в», «и» п. 13.1 ст. 3 решения Комиссии Таможенного союза № 827 от 18.10.2011 мероприятия по эксплуатации должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путём проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части, соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению;введения временных ограничений движения в целях обеспечения безопасности движения при опасных природных явлениях или угрозе их возникновения, при аварийных ситуациях на дорогах, при проведении дорожных и аварийно-восстановительных работ, в случае выявления дефектов и повреждений автомобильных дорог и дорожных сооружений, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, вызывающих снижение несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и образование дефектов дорожной одежды.

Перечисленные требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.

Таким образом, приведение автомобильной дороги в состояние, соответствующее действующему законодательству, является обязанностью городского округа, направленно на обеспечение безопасности жителей, а также обеспечение безопасности дорожного движения. Данная безопасность напрямую возложена нормами закона на городской округ и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат в связи с этим.

При указанных обстоятельствах, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования заместителя Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма о возложении обязанности по устранениюнарушений п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597/2017 на автомобильной дороге по <адрес>.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что к вопросам местного значения г.о. Кохма в силу приведённых норм отнесено осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решая вопрос о сроке, в течение которого администрации Ивановского муниципального района Ивановской области надлежит исполнить решение суда, суд с учётом сроков выполнения работ, установленных законодательством, предусмотренных законодательством сроков конкурсных процедур и особенностей бюджетного процесса, считает возможным установить срок до 30.10.2024, поскольку данный срок является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя Ивановского межрайонного прокурора (ИНН ), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма (ИНН ) о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.о. Кохма(ИНН ) в срок до 30.10.2024 устранить нарушения п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге по <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Ю. Зябликов

Решение суда в окончательной формесоставлено 09.04.2024.

2-695/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Ивановского межрайонного прокурора
Ответчики
Управление строительства и ЖКХ администрации г.о. Кохма
Другие
МО МВД России "Ивановсий"
Управление финансов Администрации г.о. Кохма
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Судья
Зябликов Андрей Юрьевич
Дело на странице суда
ivanovsky.iwn.sudrf.ru
14.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2024Передача материалов судье
21.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2024Судебное заседание
02.04.2024Судебное заседание
02.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее