Решение по делу № 33-684/2022 от 10.01.2022

Дело №33-684/2022 (в суде первой инстанции №2-139/2021)

27RS0023-01-2021-000196-25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Хабаровск                                        02 февраля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего    Жельнио Е.С.

судей                    Поливода Т.А., Крюк А.А.

при секретаре            Козулине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арслангалеевой Т.В., действующей от своего имени и в интересах своих несовершеннолетних детей: ФИО1 и ФИО2, ФИО3 к администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края о признании членами семьи Костыря Е.В.; возложении обязанности на администрацию муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края предоставить жилищный сертификат в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1710, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера»,

по апелляционной жалобе истцов Арслангалеевой Т.В. и ФИО3 на решение суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 12 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Поливода Т.А., пояснения представителя третьего лица Министерства строительства Хабаровского края Петровой М.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истцы обратились с иском о признании Арслангалеевой Т.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3 членами семьи Костыря Е.В., в обоснование своих требований указав, что на основании договора от 19.08.1998 о передаче и продаже квартиры (дома) на праве совместной долевой собственности их семье: Костыря В.Я., Костыря М.Ф., Костыря Е.В. и Костыря Т.В. передано жилое помещение, расположенное по адресу<адрес>. После смерти родителей Костыря Е.В. стал собственником 3/4 доли квартиры, где вместе с ним зарегистрированы и проживали сестра Арслангалеева (Костыря) Г.В., племянники Арслангалеев И.А., ФИО1 и ФИО2. Костыря Е.В. имел право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в соответствии с п.п."з" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой Программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (ред. от 18.12.2020). После смерти Костыря Е.В. - 15.04.2021, Арслангалеева Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, выпущенного на имя Костыря Е.В., однако ей было отказано по причине, что она не является членом его семьи. Костыря Е.В. в браке не состоял, являлся инвалидом I группы, ОСТД третьей степени, общее заболевание (инвалидность по зрению), уход и помощь за ним осуществляла Арслангалеева (Костыря) Т.В. В своем заявлении от 05.07.2019 (вх.№ К-1436) Костыря Е.В. выразил желание признать Арслангалееву Т.В. и ее детей членами своей семьи, но получил неправомерный отказ от ответчика. Доверительные отношения между Костыря Е.В. и Арслангалеевой Т.В. подтверждаются оформлением 21.12.2020 на ее имя доверенности сроком на три года на получение заказных писем и другой почтовой корреспонденции в почтовом отделении, что указывает на то, что Арслангалееву Т.В. ее брат считал близким человеком и членом своей семьи. Кроме того, при подаче заявления главе муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края о включении в состав участников Государственной программы, Костыря Е.В. вместе с Арслангалеевой Т.В. подписывали обязательство о том, что обязуются в двухмесячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить со всеми совместно проживающими с ними членами семьи и сдать в установленном законодательством РФ порядке жилое помещение, состоящее из трех комнат, площадью 58,8 кв.м, по адресу: <адрес>, что также подтверждает, что Костыря Е.В. и Арслангалеева Т.В. были одной семьей. Таким образом, фактически семья состояла из пяти человек, которые проживали совместно в одном жилом помещении, вели общее хозяйство, имели общий семейный бюджет. Установление факта признания Арслангалеевой Т.В., ФИО3, ФИО1, ФИО2 членами семьи Костыря Е.В. позволит им улучшить жилищные условия в связи с реализацией Государственной программы.

В ходе судебного разбирательства истцы уточнили исковые требования, также просили обязать ответчика предоставить Арслангалеевой Т.В., ФИО3, ФИО1 и ФИО2 жилищный сертификат в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1710, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера».

Решением суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 12 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований Арслангалеевой Т.В., действующей от своего имени и в интересах своих несовершеннолетних детей: ФИО1 и ФИО2, ФИО3 к администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края о признании членами семьи Костыря Е.В.; возложении обязанности на администрацию муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края предоставить жилищный сертификат в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением правительства РФ от 30.12.2017 №1710, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера» отказано.

В апелляционной жалобе Арслангалеева Т.В. и ФИО3, не согласившись с решением суда, просят его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что судом первой инстанции сделан противоречащий Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера» вывод о том, что право Костыря Е.В. на получение жилищной субсидии сохранено за ним на основании ч.2 ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, то есть как за членом семьи умершего гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, а именно его матери Костыря М.Ф., из чего следует вывод, что фактически Костыря Е.В. является ее правопреемником и данное положение закона исключает возможность возникновения прав на получение жилищной субсидии иных лиц, не являющихся членами семьи Костыря М.Ф. Арслангалеева Т.В. является родной сестрой Костыря Е.В., а ФИО3, ФИО1 и ФИО1 его племянниками. Костыря Е.В. являлся собственником 3/4 доли, а Арслангалеева Т.В. собственником 1/4 доли жилого помещения по адресу <адрес>. В жилом помещении они проживали совместно с Костыря Е.В., осуществляя за ним уход, так как Костыря Е.В. являлся инвалидом 1 группы по зрению. В материалы дела представлены доказательства того, что при жизни Костыря Е.В. считал их своей семьей, проживал и вел с ними совместное общее хозяйство. Судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что Арслангалеева Т.В. и Костыря Е.В. вместе подписывали обязательство по передаче жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. Факт принятия администрацией района имени Полины Осипенко Хабаровского края обязательства по отчуждению жилого помещения, подписанного Костыря Е.В. и его сестрой Арслангалеевой Т.В., является подтверждением того, что истцы являются членами одной семьи и имеют право на получение жилищного сертификата после смерти Костыря Е.В.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Министерство строительства Хабаровского края просило оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседании судебной коллегии представитель третьего лица Министерство строительства Хабаровского края Петрова М.В. просила оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица в заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ордера № 29 от 17.08.1998г. семья Костыри В.Я. в составе: супруга Костыря М.Ф., сын Костыря Е.В., дочь Костыря Т.В. вселена в жилое помещение - квартиру по адресу: <адрес>.

На основании договора от 19.08.1998 с Херпучинским МП ЖКХ спорная квартира передана в совместную долевую собственность Костыря В.Я., Костыря М.Ф., Костыря Т.В., Костыря Е.В.

03.07.2003 Костыря М.Ф. поставлена на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в категории «инвалиды», на основании своего заявления, в котором членами своей семьи указала сына Костырю Е.В., дочь Костыря Т.В., внука Арслангалеева И.А.

23.07.2004 Костыря М.Ф. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья по категории очередности «инвалиды», в связи со смертью. В связи с принятием наследства после смерти родителей Костыря Е.В. являлся правообладателем 3/4 доли в праве на жилое помещение - квартиры по адресу: <адрес>.

21.11.2017 Костыря Е.В. обратился в комиссию с заявлением о восстановлении его в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением, с первоначальной даты постановки на учет его матери - Костыря М.Ф. с 03.07.2003.

26.01.2018 решением Комиссии в удовлетворении требований Костыря Е.В. отказано.

Не согласившись с данным решением, Костыря Е.В. обратился в суд с иском, по результату рассмотрения которого судом района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 30.01.2019 принято решение об удовлетворении исковых требований Костыри Е.В. о признании за ним права получателя жилищной субсидии в категории «инвалиды» как за членом семьи умершей его матери - Костыря М.Ф. с даты ее постановки на учет - с 03.07.2003г. Из решения суда следует, что при его принятии суд руководствовался требованием ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17 июля 2011 г. № 212-ФЗ), согласно которому в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Распоряжением Администрации муниципального района от 25.06.2019г. №375, на основании решения суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 30.01.2019г. Костыря Е.В. восстановлен на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей как имеющий право на получение жилищной субсидии в категории «инвалиды» с даты постановки на учет его умершей матери Костыря М.Ф., т.е. с 03.07.2003г.

20.03.2021 (дата выдачи сертификата) Министерством строительства Хабаровского края был выпущен государственный жилищный сертификат серии на имя Костыря Е.В.

15.04.2021 Костыря Е.В. умер, в связи с чем снят с учета в связи со смертью (распоряжение Администрации муниципального района от 13.08.2021г. № 435).

Арслангалеева Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, выпущенного на имя Костыря Е.В., однако ей было отказано по причине, что она не является членом его семьи.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ч.2 ст.1, ст.5 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера», п.41, 46 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства от 21.03.2006 №153, исходил из того, что право Костыри Е.В. на получение жилищной субсидии сохранено за ним на основании ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, то есть, как за членом семьи умершего гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, а именно его матери Костыря М.Ф., из чего следует вывод, что фактически Костыря Е.В. является ее правопреемником, и данное положение закона исключает возможность возникновения прав на получение жилищной субсидии иных лиц, не являющихся членами семьи Костыря М.Ф. Учитывая, что с заявлением о признании права на получение жилищной субсидии как члена семьи умершей матери Костыря М.Ф. Арслангалеева Т.В. в комиссию не обращалась, что при жизни Костыря М.Ф. ее внук Арслангалеев И.А. членом её семьи в судебном порядке не признавался, в связи с чем, право на получение жилищной субсидии после её смерти не приобрел, суд пришел к выводу, что право на получение жилищной субсидии после смерти Костыря М.Ф. сохранилось только у Костыри Е.В. и, поскольку он являлся единственным получателем сертификата как член семьи Костыря М.Ф., состоявшей на учете в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии, после его смерти сертификат, выданный на его имя, в соответствии с п. 41 Правил замене не подлежит.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о том, что право Костыри Е.В. на получение жилищной субсидии сохранено за ним на основании ч.2 ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, то есть, как за членом семьи умершего гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, а именно его матери Костыря М.Ф., судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Арслангалеевой Т.В. и ФИО3 не соглашается по следующим основаниям.

Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение вышеуказанным требованиям не отвечает по следующим основаниям:

Согласно ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

В силу ст.5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:

состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года;

норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;

норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

На основании пп. "з" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года.

Как следует из материалов дела, Костыря М.Ф. была поставлена 03.07.2003 на очередь на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «инвалиды», поскольку являлась инвалидом, имела стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 16 лет, то есть на момент постановки на учет Костыря М.Ф. отвечала условиям, при которых граждане имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.

Костыря Е.В., Костыря (ныне Арслангалеева) Т.В., Арслангалеев (ныне Арсланов) И.А. были включены в состав семьи Костыря М.Ф., при этом материалы дела не содержат доказательств того, что у данных лиц было самостоятельное право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.

Также материалы дела не содержат доказательств того, что при постановке Костыря М.Ф. на учет было отказано во включении в состав членов ее семьи внука Арслангалеева (ныне Арсланова) И.А.

Подпунктом «в» пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" предусматривается, что членами семьи граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство, а в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Часть 2 ст.53 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на период постановки 03.07.2003 Костыря М.Ф. на учет к членам семьи относила супруга, их детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могли быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживали совместно с нанимателем и вели с ним общее хозяйство.

Из материалов дела следует, что на момент постановки Костыря М.Ф. на учет Костыря Е.В., Костыря (ныне Арслангалеева) Т.В., Арслангалеев (ныне Арсланов) И.А. проживали совместно с Костыря М.Ф. и вели с ней общее хозяйство.

23.07.2004 Костыря М.Ф. умерла.

Распоряжением главы администрации муниципального района имени Полины Осипенко от 25.06.2019 №375 Костыря Е.В. был восстановлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «инвалиды» с даты постановки Костыря М.Ф., т.е. с 03.07.2003.

Таким образом, право Костыря Е.В. на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является производным от прав Костыря М.Ф.

В силу абз.4 ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

В соответствии с п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, применительно к условиям основного мероприятия - выдаче жилищной субсидии, подтверждаемой государственным сертификатом, членами семьи гражданина, выезжающего (выехавшего) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, являющегося участником основного мероприятия, признаются следующие граждане: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи предоставление жилищной субсидии и расчет ее размера для граждан, унаследовавших право на получение жилищной субсидии, должны осуществляться, исходя из состава семьи умершего гражданина, выехавшей (выезжающей) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на дату его смерти.

Таким образом, на дату смерти Костыря М.Ф. при расчете размера жилищной субсидии подлежали учету Костыря Е.В. Арслангалеева Т.В. и Арсланов И.А.

Принимая во внимание, что на момент смерти Костыря М.Ф. несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения членами ее семьи не являлись, оснований для включения их в состав семьи Костыря Е.В. в целях расчета размера жилищной субсидии не имеется, поскольку они такое право не приобрели.

20.03.2021 Министерством строительства Хабаровского края был выпущен государственный жилищный сертификат серии на имя Костыря Е.В.

В соответствии с п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет следующие документы, в том числе: заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5; документы, удостоверяющие личность гражданина - участника ведомственной целевой программы и членов его семьи; справку об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение, в отношении которого представлено обязательство, и коммунальные услуги; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника ведомственной целевой программы и лиц, указанных им в качестве членов семьи (свидетельство о браке (свидетельство о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельство о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельство об усыновлении); документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в абзаце четвертом пункта 16(2), пунктах 16(3) и 16(4) настоящих Правил, в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, обязательства о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения, а также в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи решения об отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего данному гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений; копию правоустанавливающего документа (документов) на жилое помещение, принадлежащее гражданину - участнику ведомственной целевой программы и (или) членам его семьи, в случае представления обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность; справку об инвентаризационной стоимости жилого помещения, отчужденного гражданином - участником ведомственной целевой программы и (или) членами его семьи или переведенного из жилого помещения в нежилое помещение по состоянию на дату заключения договора об отчуждении жилого помещения (перевода жилого помещения в нежилое помещение), - в случаях, указанных в абзаце первом пункта 15(1) настоящих Правил, при отсутствии кадастровой стоимости указанного жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в случаях, указанных в абзаце втором пункта 15(1) настоящих Правил.

15.04.2021 Костыря Е.В. умер.

Поскольку Арслангалеева Т.В. и Арсланов И.А. наравне с Костыря Е.В. являлись членами семьи Костыря М.Ф., после ее смерти они по прежнему оставались членами одной семьи, на что указывает их совместное проживание по месту регистрации, ведение общего хозяйства, взаимная забота, осуществление ухода за Костыря Е.В., являющимся инвалидом 1 группы по зрению. Материалами дела, в том числе показаниями свидетеля ФИО4, подтверждается, что, учитывая состояние здоровья Костыря Е.В. ( его полную слепоту) Арслангалеева Т.В. сопровождала его на лечение, ухаживала за ним, на основании выданных Костыря Е.В. доверенностей получала приходящую на его имя почтовую корреспонденцию, собирала документацию.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что Костыря Е.В., Арслангалеева Т.В. и Арсланов И.А. являлись членами одной семьи.

Учитывая, что на день смерти Костыря Е.В. оба Арслангалеева Т.В. и Арсланов И.А., являлись совершеннолетними, то в силу п.46 вышеуказанных Правил каждый из них вправе был на основании нотариально заверенной доверенности другого обратиться в орган государственной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, с принятием по делу нового решения.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 12 ноября 2021 года по гражданскому делу по иску Арслангалеевой Т.В., действующей от своего имени и в интересах своих несовершеннолетних детей: ФИО1 и ФИО2, ФИО3 к администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края о признании членами семьи Костыря Е.В.; возложении обязанности на администрацию муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края предоставить жилищный сертификат в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1710, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера» отменить, принять по делу новое решение.

Признать Арслангалееву Т.В. и ФИО3 членами семьи Костыря Е.В..

Обязать администрацию муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края предоставить Арслангалеевой Т.В. жилищный сертификат в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1710, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера» на ее имя на состав семьи два человека, включая ФИО3.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:                                              

Судьи:                                                           

33-684/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Арсланов Илья Александрович
Арслангалеева Татьяна Владимировна
Информация скрыта
Ответчики
Администрация района имени Полины Осипенко Хабаровского края
Другие
Министерство строительства и ЖКХ РФ
Министерство строительства Хабаровского края
Сячина Галина Сергеевна
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Поливода Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
11.01.2022Передача дела судье
02.02.2022Судебное заседание
09.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее