УИД 32RS0027-01-2023-001918-83
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2023 г. г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Петрачковой И.В.,
при секретаре Рождественской И.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Володарского района г.Брянска Грузинцевой Д.Н.,
третьего лица Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Володарского района г. Брянска к Брянской городской администрации о понуждении привести в соответствие место накопления твердых коммунальных отходов (ул.Свободы, 5),
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Володарского района г. Брянска обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Володарского района г. Брянска была проведена проверка доводов обращения Ш., в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в обрасти санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местах (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В ходе выездной проверки с привлечением специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области, прокуратурой района установлено, что контейнерная площадка, расположенная по адресному ориентиру: г. Брянск, ул. Свободы, д.5 установлена с нарушением требований п. 4 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21: кратчайшее расстояние от места расположения данного контейнера площадки для сбора и накопления ТКО до жилого дома №5 по ул. Свободы г. Брянска составляет 10,4 м, т.е. менее 20 м.
Прокуратурой района по факту выявленных нарушений в адрес председателя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрацией 18.10.2022 внесено представлением об устранении нарушений с требованием рассмотреть вопрос об организации иного места для сбора ТКО с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. Вместе с тем, мер, направленных на устранение нарушений, принято не было.
На основании изложенного, истец просит суд обязать Брянскую городскую администрацию, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации в рамках компетенции принять меры, направленные на устранение нарушений путем размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 4 разд. 2 СанПиН 2.1.3684-21, то есть на расстоянии не менее 20 метров от жилых, производственных, общественных помещений, расположенных по адресному ориентиру: г. Брянск, ул. Свободы, д. 5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, определениями суда привлечены Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, АО «Чистая планета», Ш., МУП «Жилкомсервис» Володарского района г. Брянска.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Володарского района г.Брянска Грузинцева Д.Н. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Третье лицо Ш. полагала требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства без участия представителей ответчиков, представитель истца против вынесения заочного решения не возражает.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ч.1 ст.51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать данным требованиям, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - Санитарные правила).
В силу п. 1 Санитарных правил настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно п.4 разд. 2 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
Так, в реестре контейнерных площадок, расположенных на территории города Брянска под номером 51 определена площадка накопления ТКО, расположенная по адресу: г.Брянск, ул. Свободы, 5.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокуратурой Володарского района г. Брянска была проведена проверка доводов обращения Ш., в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местах (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В ходе выездной проверки с привлечением специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области, прокуратурой района установлено, что контейнерная площадка, расположенная по адресному ориентиру: г. Брянск, ул. Свободы, д.5, установлена с нарушением требований п. 4 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21: кратчайшее расстояние от места расположения данного контейнера площадки для сбора и накопления ТКО до жилого дома №5 по ул. Свободы г. Брянска составляет 10,4 м, т.е. менее 20 м.
Прокуратурой района по факту выявленных нарушений в адрес председателя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрацией 18.10.2022 внесено представление об устранении нарушений с требованием рассмотреть вопрос об организации иного места для сбора ТКО с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. Вместе с тем, мер, направленных на устранение нарушений, принято не было.
Данные обстоятельства подтверждены пояснениями сторон в судебном заседании, материалами дела.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 16 ноября 2020 г. № 528-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области» утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области.
Признаны утратившими силу постановления Правительства Брянской области: от 3 июля 2017 г. № «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Брянской области»; от 4 сентября 2017 г. № 423-п «О внесении изменений в Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Брянской области».
В соответствии с п. 2.1.2 Порядка обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Пунктом 2.1.9 Порядка установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется их погрузка, в мусоровоз в целях транспортирования, а также уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз (абзац десятый пункта 2 постановления № 1156).
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, и содержат их в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее - Правила).
Работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор и подметание мусора вокруг контейнеров. При этом указанные работы не включают в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, обязанность по которой возложена на регионального оператора.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 2.1.11 Порядка).
В соответствии с п.2.2.2.3 Порядка, схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется органами местного самоуправления.
Контейнерная площадка должна располагаться на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения и скопления на них воды.
Контейнерная площадка должна постоянно очищаться от снега и льда, отходов, размещенных за пределами контейнеров, и регулярно подвергаться уборке (санитарной обработке).
Контейнерные площадки должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадание в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой.
Контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон.
Подъездные пути к контейнерной площадке должны быть достаточно освещены и постоянно поддерживаться в пригодном для транспортного движения состоянии.
В соответствии с п. 3.6.1 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска, утв. Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28 октября 2009 г. № 170, Площадки для установки контейнеров для сбора отходов и бункеров-накопителей (далее - контейнерные площадки) должны быть удалены от жилых домов, образовательных и дошкольных учреждений, спортивных площадок и мест отдыха на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м от объекта образования размещаемых на них отходов. В районах сложившейся застройки расстояние до жилых домов может быть сокращено. Размер контейнерных площадок рассчитывается исходя из необходимого количества контейнеров. Контейнерная площадка должна иметь основание из бетона или асфальта, с трех сторон ограждаться металлическим ограждением высотой не менее 1,5 м, чтобы не допускать попадания отходов на прилегающую к площадке территорию.
Как следует из перечня мест сбора твердых коммунальных отходов для обустройства контейнерных площадок, утв. Главой Брянской городской администрации, место накопления ТКО по адресу г. Брянск, ул. Свободы, 5 включена в указанный перечень.
Вместе с тем, установлено и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, что в нарушение вышеприведенных требований, место (площадка) накопления ТКО расположенная по адресному ориентиру: г. Брянск, ул. Свободы, д.5 установлена с нарушением требований п. 4 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21: кратчайшее расстояние от места расположения данного контейнера площадки для сбора и накопления ТКО до жилого дома №5 по ул. Свободы г. Брянска составляет 10,4 м, т.е. менее 20 м.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 9 Устава г. Брянска, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения города Брянска относятся, том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Брянска; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относятся, в том числе, следующие вопросы: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Несоблюдение ответчиком Брянской городской администрацией требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные государством права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 42, 58 Конституции РФ, статьями 11, 39 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, доказательства, подтверждающие устранение выявленных нарушений в полном объеме, ответчиком суду не представлены.
Учитывая требования законодательства, изложенные обстоятельства, суд находит требования заместителя прокурора Володарского района г. Брянска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Брянской городской администрации обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом, исходя из приведенных выше положений, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации является ненадлежащим ответчиком по делу.
Суд, учитывая высокую финансовую затруднительность мероприятий, необходимых для устранения указанных нарушений законодательства, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 14 марта 2023 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 233-234 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Володарского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о понуждении привести в соответствие место накопления твердых коммунальных отходов (ул.Свободы, 5) удовлетворить частично.
Обязать Брянскую городскую администрацию в срок до 14 марта 2023 г. в рамках компетенции принять меры, направленные на устранение нарушений путем размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 4 разд. 2 СанПиН 2.1.3684-21, то есть на расстоянии не менее 20 метров от жилых, производственных, общественных помещений, расположенных по адресному ориентиру: г. Брянск, ул. Свободы, д. 5.
В удовлетворении исковых требований к Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации отказать.
Копию заочного решения направить ответчикам с уведомлением о вручении, разъяснив право подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых они не имели возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание принятого решения суда.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий И.В. Петрачкова
Мотивированное решение суда изготовлено 21 сентября 2023 г.