Судья Фитина О.А. Дело № 2-189/2020
№ 33-2395/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Ушаковой И.Г., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Корецкой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 20 октября 2020 года гражданское дело по иску ШВА к администрации Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области, администрации Шатровского района Курганской области о предоставлении земельного участка,
по апелляционной жалобе ШВА на решение Шатровского районного суда Курганской области от 10 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Софиной И.М. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
ШВА обратился в суд с иском к администрации Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области, администрации Шатровского района Курганской области о предоставлении земельного участка.
В обоснование исковых требований, уточненных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указал, что в его личном подсобном хозяйстве содержится пять голов крупного рогатого скота. На протяжении нескольких лет он неоднократно обращался в различные инстанции с просьбами упорядочить выделение сенокосных участков для владельцев скота <адрес>, однако до настоящего времени вопрос не разрешен. В том числе не разрешен вопрос о предоставлении ему земельного участка для заготовки грубых кормов в доступном для него месте, в частности в <адрес>.
Просил суд обязать ответчиков выделить ему земельный участок для сенокошения площадью 10 га в <адрес> в аренду сроком на 3 года, а в случае невозможности выделения данного земельного участка просил выделить равноценный земельный участок в границах земельных угодий муниципального образования.
В судебном заседании ШВА и его представитель по доверенности КВВ на исковых требованиях настаивали, указали, что, несмотря на неоднократные обращения ШВА, земельный участок для сенокошения ни в 2019 году, ни в 2020 году ему выделен не был.
Представитель ответчика администрации Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области ДАН, являющийся Главой сельсовета, с исковыми требованиями не согласился, указал, что заявление истца от 6 июня 2019 г. о выделении земельного участка для сенокошения рассмотрено администрацией сельсовета. В адрес ШВА 20 июня 2019 г. было направлено уведомление о возможности предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 10,8 га с приложением карты его местонахождения. При согласии истца данный земельный участок был бы сформирован, поставлен на кадастровый учет и передан ему. Истцу был предложен земельный участок, на котором он фактически производит сенокошение. Однако, ШВА, получив уведомление, своего ответа не дал, в связи с чем земельный участок ему выделен не был. Отметил, что жителям сельсовета на основании поданных ими заявлений земельные участки сформированы и предоставлены. На предложение показать, какой земельный участок ШВА хотел бы получить в аренду, истец ответил отказом. Отметил, что с 1 января 2020 г. полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Мехонского сельсовета, переданы администрации Шатровского района Курганской области.
Представитель ответчика администрации Шатровского района Курганской области по доверенности ИАВ в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве. Против удовлетворения исковых требований ШВА не возражал. Указал, что ШВА в администрацию района с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка не обращался. Отметил, что максимальный размер земельного участка, предоставляемого в аренду гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, не может превышать 2,5 га.
Шатровским районным судом Курганской области 10 августа 2020 г. постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований ШВА к администрации Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области, администрации Шатровского района Курганской области о предоставлении земельного участка отказано.
В апелляционной жалобе истец ШВА просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы вновь указывает, что неоднократно обращался в администрацию Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области с заявлениями о предоставлении постоянного земельного участка для сенокоса. Ввиду личных неприязненных отношений глава сельсовета отказывал истцу в реализации данного права. Считает, что, отказав в удовлетворении его требований, суд фактически лишил его права содержать личное подсобное хозяйство. Выражает несогласие с выводами суда относительно порядка предоставления земельного участка в аренду для сенокошения. По мнению истца, проведение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка нецелесообразно, так как данный участок может быть несвободен от прав третьих лиц. Полагает, что земельный участок сначала должен быть ему показан на местности, тогда он сможет определиться.
Возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 6 июня 2019 г. ШВА обратился в администрацию Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области с заявлением о выделении ему земельного участка для сенокошения для ведения личного подсобного хозяйства и содержания 5 голов крупного рогатого скота.
С аналогичным заявлением 10 июня 2019 г. ШВА обратился в Мехонскую сельскую Думу, требуя, в том числе, провести собрание собственников крупного рогатого скота.
20 июня 2019 г. администрацией Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области в адрес ШВА направлен ответ №, в котором заявителю был предложен земельный участок площадью 10,8 га, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером №, вид разрешенного использования – земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве долевой собственности муниципальному образованию Мехонскому сельсовету Шатровского района Курганской области, по адресу: <адрес>. В ответе указано, что в случае, если ШВА устраивает данный участок, то администрация сельсовета участок сформирует, поставит на кадастровый учет и передаст ему в пользование. К ответу приложена карта с указанием месторасположения земельного участка.
Ответ администрации сельсовета получен ШВА 12 июля 2019 г., о чем свидетельствует уведомление о вручении (л.д. 51 об.).
Своего мнения относительно предлагаемого земельного участка, истец не высказал, а обратился в суд с настоящим иском, в котором просил обязать ответчиков выделить ему земельный участок для сенокошения площадью 10 га в <адрес> в аренду сроком на 3 года, а в случае невозможности выделения данного земельного участка просил выделить равноценный земельный участок в границах земельных угодий муниципального образования.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных ШВА требований.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда обоснованным, соответствующим установленным судом обстоятельствам и номам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В подпункте 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 названной статьи указано, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктами 1 и 2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы вопросы содержания заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и документов, которые к нему прилагаются.
Основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах и его подписание, а также направляет проект указанного договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Таким образом, порядок предоставления в аренду гражданину земельного участка сельхозназначения для сенокошения без проведения торгов включает в себя предварительное согласование предоставления земельного участка, кадастровый учет земельного участка, подачу заявления о предоставлении земельного участка и принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка.
Между тем, ШВА при обращении его в 2019 году в администрацию сельсовета с заявлением о предоставлении земельного участка для сенокошения вышеуказанный порядок не был соблюден, поскольку испрашиваемый земельный участок в заявлении не поименован, схема его расположения заявителем не подготовлена, проект межевания испрашиваемого земельного участка не утверждался, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с необходимым пакетом документов в уполномоченный орган им не подавалось, кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка не проводились.
Неоднократные обращения ШВА в различные инстанции по урегулированию вопроса о выделении собственникам крупного рогатого скота земельных участков для сенокошения не может подменять собой определенный федеральным законодателем порядок предоставления земельного участка в аренду для сенокошения, о чем фактически просит истец.
Кроме того, из материалов дела следует, что администрация сельсовета, минуя установленный законом порядок, готова была предоставить ШВА земельный участок для сенокошения в том месте, где истец осуществляет сенокос, произвести в отношении данного земельного участка кадастровые работы и поставить его на учет, однако истец своего желания на получение в аренду предложенного администрацией сельсовета земельного участка не высказал, действий по заключению договора аренды не предпринял.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о необоснованности заявленных ШВА требований о предоставлении земельного участка в аренду соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, а также установленным обстоятельствам дела.
Также судебная коллегия отмечает следующее.
Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
На основании решения Мехонской сельской Думы от 29 октября 2019 г. № 16 в соответствии с заключенным 18 ноября 2019 г. между администрацией Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области и администрацией Шатровского района Курганской области соглашения полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности поселения, переданы администрации Шатровского района Курганской области на срок с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.
Исходя из положений статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации акт органа местного самоуправления о предоставлении в аренду земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации, является основанием, в частности, для заключения договора аренды земельного участка, который подтверждает соответствующее право, основанное на данном акте.
Право на земельный участок на основании акта органа местного самоуправления приобретается гражданами своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа местного самоуправления, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) органа местного самоуправления, должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
В силу положений части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Тем самым гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Сведений о том, что ШВА обращался в администрацию Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области и администрацию Шатровского района Курганской области с заявлениями о предоставлении в аренду земельного участка для сенокошения в установленном федеральным законодательством порядке и в предоставлении такого земельного участка истцу было отказано, в материалах дела не имеется.
Учитывая, что судебный акт не может подменять собой решение органа в области распоряжения земельными участками, поскольку принятие решения о распоряжении земельными участками осуществляется уполномоченным органом в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, то оснований для удовлетворения исковых требований ШВА о предоставлении ему в аренду на 3 года земельного участка в <адрес> у суда первой инстанции не имелось.
При этом, заявления ШВА от 6 и 10 июня 2019 г. о выделении ему земельного участка для сенокошения не могут свидетельствовать о надлежащем обращении истца в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду по основаниям, предусмотренным подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которые основаны на неверном толковании закона, направлены на переоценку выводов суда и исследованных в судебном заседании доказательств, оснований для удовлетворения которых судебная коллегия не находит, поэтому не принимает во внимание.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шатровского районного суда Курганской области от 10 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ШВА – без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи: