Решение по делу № 3а-95/2018 от 26.06.2018

                                 Дело № 3а-95/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2018 года                                 г. Майкоп

Верховный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего судьи Богатыревой Е.В.

при секретаре судебного заседания Гречиной Е.С.

с участием прокурора Аутлева А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ООО «Грация» к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующим с момента принятия Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ»,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Грация» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, в котором просит признать недействующим с момента принятия Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ».

Требование мотивирует тем, что нежилое помещение площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее истцу на праве собственности, включено в названный пункт Перечня, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными частью 2 статьи 1.1. Закона Республики Адыгея от 22.11.2003г. № 183 «О налоге на имущество организаций», поскольку его площадь менее минимальной площади нежилых помещений, подлежащих включению в названный перечень.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в судебном заседании иск не признал, указывая на то, что поскольку спорное нежилое помещение расположено в административном здании общей площадью <данные изъяты> и отвечает требованиям, установленным ст. 372.2 НК РФ, налоговая база в отношении находящегося в нем имущества площадью менее <данные изъяты> также должна определяться как его кадастровая стоимость.

Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.

Проверяя полномочия Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.

Статьями 72 и 76 Конституции РФ, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ субъекту РФ предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.

Законом Республики Адыгея от 22.11.2003г. № 183 (в редакции от 05.07.2017г.) «О налоге на имущество организаций» на территории Республики Адыгея введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со статьями 84, 86 Конституции Республики Адыгея, статьями 1, 2 Закона Республики Адыгея от 01.10.1996г. № 24 «О Кабинете министров Республики Адыгея» (в редакции от 16.12.2016г.) в систему органов исполнительной власти Республики Адыгея входят министерства, комитеты и иные исполнительные органы власти Республики Адыгея во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея – Кабинетом Министров Республики Адыгея.

Руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея является Глава Республики Адыгея, который формирует Кабинет министров Республики Адыгея и руководит его деятельностью.

Кабинет министров Республики Адыгея – коллегиальный орган, возглавляющий систему исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и обеспечивающий их согласованную деятельность, и в соответствии со своей компетенцией обеспечивает осуществление полномочий государственной власти Республики Адыгея по вопросам, отнесенным к ведению Республики Адыгея на основе Федеративного договора, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Адыгея, федеральных законов и законов Республики Адыгея.

Постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 02.07.2008г. № 118 (в редакции от 22.09.2016г.) утверждено Положение о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям, согласно которому Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, уполномоченным в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Республики Адыгея, а также специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в сфере земельных отношений (п. 1 раздела Положения).

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ», размещен на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до начала соответствующего налогового периода.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям является в Республике Адыгея уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Процедура и порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдены и не нарушены, следовательно, оспариваемый приказ Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом государственной власти, принятый с соблюдением порядка принятия и опубликованный в установленном законом порядке.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ», включено нежилое помещение площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ООО «Грация» <данные изъяты>

Согласно Приложению к распоряжению Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ и акту обследования фактического использования помещения от ДД.ММ.ГГГГ спорный объект недвижимости с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположен в административном здании площадью <данные изъяты> и является по виду фактического использования объектом бытового обслуживания - <данные изъяты>

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Адыгея от 22.11.2003г. № 183 «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 05.07.2017г.) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Частью 2 названного Закона предусмотрено, что определение налоговой базы как кадастровой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении видов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 части 1 настоящей статьи, осуществляется, если общая площадь объекта недвижимого имущества достигает 500 квадратных метров и более.

В своих возражениях на иск административный ответчик ссылается на то, что в отношении нежилых помещений, площадь которых составляет менее <данные изъяты> налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку они расположены в административных зданиях (торговых центрах) площадью свыше <данные изъяты>

Между тем, вопреки доводам ответчика, по смыслу приведенных норм закона упомянутые нежилые помещения рассматриваются как обособленные самостоятельные объекты недвижимости и налогообложения без привязки их к общей площади, так называемого, родительского или иного объекта административного здания.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что спорное нежилое помещение расположено в административном здании и видом его фактического использования является бытовое обслуживание, оно необоснованно было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, поскольку с учетом особенностей, установленных пунктом 2 Закона Республики Адыгея от 22.11.2003г. № 183, включение имущества в указанный Перечень осуществляется при условии, если общая площадь такого объекта недвижимости составляет <данные изъяты> и более.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ».

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия.

В связи с удовлетворением требований административного истца суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца <данные изъяты> в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ в решении суда по данной категории споров должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ООО «Грация» удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ».

Взыскать с Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в пользу ООО «Грация» расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании газете «Советская Адыгея», а также на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru.

Мотивированное решение суда изготовлено 27 июля 2018 года.

Судья Верховного суда

Республики Адыгея Е.В. Богатырева

3а-95/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "ГРАЦИЯ"
Ответчики
Прокуратура Республика Адыгея
Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям
Другие
Представитель админитсративного истца Натхо Аслан Чесебиевич
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
26.06.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.06.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.07.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
26.07.2018[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее