Дело № 3а-95/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2018 года г. Майкоп
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Богатыревой Е.В.
при секретаре судебного заседания Гречиной Е.С.
с участием прокурора Аутлева А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ООО «Грация» к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующим с момента принятия № Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ»,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Грация» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, в котором просит признать недействующим с момента принятия № Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ».
Требование мотивирует тем, что нежилое помещение площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее истцу на праве собственности, включено в названный пункт Перечня, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными частью 2 статьи 1.1. Закона Республики Адыгея от 22.11.2003г. № 183 «О налоге на имущество организаций», поскольку его площадь менее минимальной площади нежилых помещений, подлежащих включению в названный перечень.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в судебном заседании иск не признал, указывая на то, что поскольку спорное нежилое помещение расположено в административном здании общей площадью <данные изъяты> и отвечает требованиям, установленным ст. 372.2 НК РФ, налоговая база в отношении находящегося в нем имущества площадью менее <данные изъяты> также должна определяться как его кадастровая стоимость.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.
Проверяя полномочия Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
Статьями 72 и 76 Конституции РФ, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ субъекту РФ предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Законом Республики Адыгея от 22.11.2003г. № 183 (в редакции от 05.07.2017г.) «О налоге на имущество организаций» на территории Республики Адыгея введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со статьями 84, 86 Конституции Республики Адыгея, статьями 1, 2 Закона Республики Адыгея от 01.10.1996г. № 24 «О Кабинете министров Республики Адыгея» (в редакции от 16.12.2016г.) в систему органов исполнительной власти Республики Адыгея входят министерства, комитеты и иные исполнительные органы власти Республики Адыгея во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея – Кабинетом Министров Республики Адыгея.
Руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея является Глава Республики Адыгея, который формирует Кабинет министров Республики Адыгея и руководит его деятельностью.
Кабинет министров Республики Адыгея – коллегиальный орган, возглавляющий систему исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и обеспечивающий их согласованную деятельность, и в соответствии со своей компетенцией обеспечивает осуществление полномочий государственной власти Республики Адыгея по вопросам, отнесенным к ведению Республики Адыгея на основе Федеративного договора, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Адыгея, федеральных законов и законов Республики Адыгея.
Постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 02.07.2008г. № 118 (в редакции от 22.09.2016г.) утверждено Положение о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям, согласно которому Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, уполномоченным в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Республики Адыгея, а также специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в сфере земельных отношений (п. 1 раздела Положения).
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ», размещен на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до начала соответствующего налогового периода.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям является в Республике Адыгея уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Процедура и порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдены и не нарушены, следовательно, оспариваемый приказ Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом государственной власти, принятый с соблюдением порядка принятия и опубликованный в установленном законом порядке.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в № Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ», включено нежилое помещение площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ООО «Грация» <данные изъяты>
Согласно Приложению к распоряжению Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям № от ДД.ММ.ГГГГ и акту обследования фактического использования помещения от ДД.ММ.ГГГГ спорный объект недвижимости с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> расположен в административном здании площадью <данные изъяты> и является по виду фактического использования объектом бытового обслуживания - <данные изъяты>
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Адыгея от 22.11.2003г. № 183 «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 05.07.2017г.) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Частью 2 названного Закона предусмотрено, что определение налоговой базы как кадастровой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении видов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 части 1 настоящей статьи, осуществляется, если общая площадь объекта недвижимого имущества достигает 500 квадратных метров и более.
В своих возражениях на иск административный ответчик ссылается на то, что в отношении нежилых помещений, площадь которых составляет менее <данные изъяты> налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку они расположены в административных зданиях (торговых центрах) площадью свыше <данные изъяты>
Между тем, вопреки доводам ответчика, по смыслу приведенных норм закона упомянутые нежилые помещения рассматриваются как обособленные самостоятельные объекты недвижимости и налогообложения без привязки их к общей площади, так называемого, родительского или иного объекта административного здания.
При таких обстоятельствах, несмотря на то, что спорное нежилое помещение расположено в административном здании и видом его фактического использования является бытовое обслуживание, оно необоснованно было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, поскольку с учетом особенностей, установленных пунктом 2 Закона Республики Адыгея от 22.11.2003г. № 183, включение имущества в указанный Перечень осуществляется при условии, если общая площадь такого объекта недвижимости составляет <данные изъяты> и более.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недействующим № Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ».
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня его принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца <данные изъяты> в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ в решении суда по данной категории споров должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ООО «Грация» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия № Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ».
Взыскать с Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в пользу ООО «Грация» расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании газете «Советская Адыгея», а также на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru.
Мотивированное решение суда изготовлено 27 июля 2018 года.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Е.В. Богатырева