Решение по делу № 2-1981/2019 от 21.01.2019

                   К делу 2-1981/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2019 года                                                         Первомайский районный суд

г. Краснодара в составе

председательствующей                 Медоевой Е.Н.

при секретаре                    Нижегородовой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Полякова Л.Н к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» о назначении пенсии по случаю потери кормильца,

УСТАНОВИЛ:

Полякова Л.Н обратилась в суд с иском к военному комиссариату Краснодарского края о назначении пенсии по случаю потери кормильца.

В обоснование требований указано, что истец Полякова является вдовой пенсионера Министерства обороны Российской Федерации ФИО7., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ставшего ДД.ММ.ГГГГ инвалидом II группы вследствие получениязаболевания, связанного с радиационным воздействием Чернобыльской катастрофы,умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Пенсии военнослужащим, также пенсии членам их семьи по потере кормильца и производство дополнительных выплат в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», осуществляют военные комиссариаты регионов, по месту жительства указанных граждан.

Пенсия мужу истца при его жизни выплачивалась военным комиссариатом Краснодарского края. Полякова Л.Н после смерти мужа неоднократно обращалась в военный комиссариат о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца и производстве дополнительных выплат, предусмотренных российским законодательством для лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и членам их семьи. В назначении пенсии и дополнительных выплат Поляковой было отказано.

Таким образом, истец считает, что военным комиссариатом Краснодарского края нарушены ее конституционные права, гарантированные ст.39 Конституции Российской Федерации, в связи с чем она обратилась в суд.

В судебном заседании истец Полякова Л.Н лично и через своего представителя Кротко Н.В. на исковых требованиях настаивала. Считает их обоснованными и подлежащими удовлетворения в полном объеме. Указывали, что меры социальной защиты и пенсионное обеспечение пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС регламентированы специальным базовым Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьей 29 которого определено, что пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий и доходов.

Представитель военного комиссариата Краснодарского края, действующий по доверенности Шевелев В.Г., в судебном заседании просил в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Полагал, что оснований для удовлетворения заявленных требований нет.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, возражение на исковое заявление, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Полякова Л.Н к военному комиссариату Краснодарского края о назначении пенсии по случаю потери кормильца по следующим основаниям.

Статьей 7 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту 2 статьи 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, муж истца - ФИО7, проходил военную службу в Мурманской области. В районы, пострадавшие вследствие катастрофы на ЧАЭС командованием не направлялся, участником ликвидации аварии на ЧАЭС не являлся.

Согласно справке от 11.02.2011г. Рассветовского сельскогоисполнительного комитета Добрушского района Гомельской области, в период с1987 года по 1993 год Поляков ежегодно находился в д. Дубовый Лог во время отпуска (т.е. не при исполнении обязанностей военной службы), в связи с этим, ему было выдано удостоверение переселенного из зоны отселения ЧАЭС. Был признан инвалидом 2 группы вследствие общего заболевания, умер ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Ростовского регионального межведомственного экспертного совета от 26.10.2011г. причина его смерти связана с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23.03.2017г. на Министерство труда и социального развития Краснодарского края возложена обязанность признать истца Полякова Л.Н вдовой инвалида - вследствие получения или перенесения лучевой болезни и других заболеваний, связанным с радиационным воздействием Чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, выдать ей удостоверение гражданина получившего илиперенесшего лучевую болезнь и другие заболевания связанные с радиационнымвоздействием Чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидациипоследствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом с отметкой«посмертно» на имя ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

На основании судебного решения Министерством труда и социального развития Краснодарского края Поляковой 08.07.2016 года было выдано удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом на имя ФИО7 с отметкой «посмертно».

В связи с этим, истец просит произвести ей с 01.12.2011г. начисление ивыплату пенсии по случаю потери кормильца как вдове военнослужащего, ставшегоинвалидом вследствие получения заболевания, связанного с радиационнымвоздействием на Чернобыльской АЭС и ежемесячной компенсации в возмещениевреда причиненного в связи с радиационным воздействием.

При этом истец состоит с 01.12.2001г. на пенсионном обеспечении в Пенсионном фонде РФ, пенсию в Пенсионном фонде РФ не прекратила, тем самым требует, чтобы военный комиссариат назначил ей пенсию от Министерства обороны РФ наряду с той, которую она получает в Пенсионном фонде РФ.

К тому же, в декабре 2011 года (истец требует пенсию с 01.12.2011г.) ей было только 48 лет, инвалидом не признавалась, следовательно права на пенсию от Министерства обороны РФ, а также на компенсацию в возмещение вреда не имела. Впервые за пенсией СПК от Министерства обороны РФ обратилась с заявлением от 22.03.2013г. по достижении возраста 50 лет (до этого обращалась за перерасчетом пенсии СПК, назначенной ее дочери - ФИО8 и назначении дочеридополнительных выплат; с заявлением от 22.03.2012г., приложенным в качестведоказательства к иску, истец обращалась для уточнения результата рассмотренияданного вопроса).

Военный комиссариат назначает пенсии лицам проходившим военнуюслужбу в качестве офицеров, прапорщиков и членам их семей.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», данной категории лиц пенсии назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и их семей» (далее - Закон №4468-1).

Согласно ст. 7 Закона №4468-1, лица имеющие право на различные пенсии,выплачивается одна пенсия по их выбору. Что касается получения одновременно двух пенсий, то такое право, данным законом предусмотрено в отношениисупруг/супругов лиц, погибших вследствие военной травмы. Им по достижениивозраста 50 лет (женщины) могут устанавливаться пенсия по случаю потерикормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона (в размере 50% сумм денежного довольствия кормильца) и любая другая пенсия, установленная всоответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потерикормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Иным категориям, пенсия по случаю потери кормильца, в соответствии сЗаконом №4468-1 назначается по достижении возраста 55 лет (женщины), в размере40% сумм денежного довольствия кормильца, при условии отказа от полученияпенсии в иных органах (в т.ч. в Пенсионном фонде РФ), не вступления в повторныйбрак и нахождения на иждивении умершего, на день его смерти (ст.ст. 7, 29, 36 п.«б»Закона№4468-1).

Кроме того следует учитывать, что Закон №4468-1 не регламентируетпенсионное обеспечение пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Меры социальной защиты и пенсионное обеспечение пострадавшихвследствие катастрофы на ЧАЭС регламентированы специальным базовым ЗакономРФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, граждан, подвергшихсяводействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее -юн №1244-1).

Согласно п. 1 ст. 29 базового Закона №1244-1, членам семей умерших(погибших) вследствие чернобыльской катастрофы предоставлена возможностьполучать пенсию по случаю потери кормильца по их выбору в соответствии сФедеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении илиФедеральным законом «О страховых пенсиях» (пенсии в соответствии с даннымизаконами назначает Пенсионный фонд РФ).

Согласно п. 3 ст. 29 Закона № 1244-1, пенсия по случаю потери кормильца -участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числавоеннослужащих, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи счернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии,увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте) назначается супругу(жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени,прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнеговозраста или до наступления инвалидности.

Согласно части третьей ст. 29 Закона№1244-1, пенсия семьям по случаюпотери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий идоходов.

Согласно п. 2 ст. 13 Закона №1244-1, к числу граждан подвергшихсядействию радиации относятся инвалиды из числа: военнослужащих, привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, проходивших службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации.

Согласно ст. 24 Закона №1244-1 настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы. Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

В целях определения причинной связи полученных гражданами увечий,заболеваний с прохождением ими военной службы проводится военно-врачебнаяэкспертиза Для проведения военно-врачебной экспертизы создаются военно-врачебные комиссии, (п.п. 1, 2 Положения о военно-врачебной экспертизе утв.Постановлением ПРФ от 25.02.2003г. №123).

Установление военно-врачебной комиссией факта наличия связи увечья илизаболевания с исполнением обязанностей военной службы влечет за собой признание лица инвалидом вследствие военной травмы.

Согласно пп. «в» п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 4.07.2013г. №565), если заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, заключение о егопричинной связи выносится в формулировке: «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы в связи скатастрофой на Чернобыльской АЭС» (то же предусматривалось пп. «г» п. 41Положения утв. Постановлением ПРФ от 25.02.2003г. №123, утратившего силу с1.2014г.)

Муж истца - ФИО7 проходил военно-врачебную экспертизу в мае1999 года и был признан годным к военной службе; перед увольнением с военнойслужбы, 18.11.2003г. военно-врачебную экспертизу проходить отказался. Он неявлялся участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, не признавалсяинвалидом вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой,поэтому пункт 3 ст. 29 Закона №1244-1, на истицу не распространяется. Что жекасается, пункта 1 ст. 29 Закона №1244-1, то истица вправе заявить свои права вучреждении Пенсионного фонда РФ по месту жительства, посколькуМинистерством обороны РФ пенсия выплачивается в соответствии с Законом №4468-1.

Из пояснений представителя ответчика, данных в ходе судебного рассмотрения дела, установлено, что военный комиссариат не отказывает истцу Поляковой в назначении пенсии в соответствии с Законом РФ №4468-1. Пенсия по случаю потери кормильца от Министерства обороны РФ может быть назначена ей в размере 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, по достижении возраста 55 лет, прекращении пенсии в Пенсионном Фонде РФ, при условии, что не вступала в повторный брак и на день смерти мужа находилась на его иждивении (ст.ст. 7, 29, 36 Закона №4468-1). При соблюдении указанных условий, она вправе обратиться в военный комиссариат по месту жительства с заявлением о назначении пенсии, которая ей может быть назначена с месяца, следующего за месяцем, по который пенсия выплачена в Пенсионном фонде РФ (об этом ей сообщалось письмом от 13.06.2018г. исх. ).

За такой пенсией истец с необходимыми документами не обращалась. Ипоскольку пенсия носит заявительный характер (ст. 54 Закона №4468-1), она ей неназначалась.

Согласно п. 15 ст. 14 Закона №1244-1 ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Закон №1244-1 не содержит определения понятий «иждивение» и «нетрудоспособный член семьи». Они раскрываются в других федеральных законах,использование которых для уяснения смысла этих понятий является общимправилом. В данном случае подлежат применению соответствующие положениястатьи 7 Федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательномсоциальном страховании от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний» (см. п.6.1 постановления КС РФ от 19.06.2002г.11-П).

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона №125-ФЗ, право на получениевыплат в случае смерти застрахованного лица имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

Полякова Л.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на день смерти мужа имела возраст 47 лет, т.е. была трудоспособной. Поэтому, с учетом положений ст. 7 Федерального закона №125-ФЗ, она не может быть признана имеющей право на получение ежемесячной компенсации, предусмотренной п. 15 ст. 14 Закона №1244-1.

Кроме того, следует учитывать, что согласно ст. 5 базового Закона №1244-1, предусмотренные Законом возмещение вреда и меры социальной поддержкиграждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы наЧернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации и порядок финансирования расходных обязательств РоссийскойФедерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ 2005года №542 Правилами финансового обеспечения расходных обязательствРоссийской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мерсоциальной поддержки, предусмотренных Законом, финансовое обеспечениерасходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, а также пенсионерам из их числа, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели вфедеральном бюджете на соответствующий год федеральным органамисполниетльной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Истец Полякова не является пенсионером Минобороны РФ. В связи с этим, до назначения пенсии, вопрос о выплате ей Министерством обороны РФ,предусмотренных Законом мер социальной поддержки рассматриватьпреждевременно.

При этом Полякова Л.Н, получающей пенсию в Пенсионном фонде РФ,выплату компенсации в возмещение вреда должны производить органы социальнойзащиты населения. Однако такую компенсацию органы социальной защиты ей не выплачивали и не выплачивают (дочери выплачивали). Данное обстоятельство свидетельствует о правовой позиции органов социальной защиты относительно права истца на получение указанных выплат.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу в удовлетворении исковых требований Полякова Л.Н отказать в полном объеме.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Полякова Л.Н к военному комиссариату Краснодарского края о назначении пенсии по случаю потери кормильца отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья-    п

Решение изготовлено 19 апреля 2019 г.

2-1981/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Полякова Л. Н.
Полякова Любовь Николаевна
Ответчики
Военный комиссариат Краснодарского края
Суд
Первомайский районный суд г. Краснодара
Судья
Медоева Екатерина Николаевна
Дело на сайте суда
pervomaisky.krd.sudrf.ru
21.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2019Передача материалов судье
23.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2019Судебное заседание
20.03.2019Судебное заседание
17.04.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее