Дело № 2а-310/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2018 года с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Унутова Э.Д., при секретаре Арбаевой Н.А.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. Л.В. Кокышева» о признании незаконным бездействия, обязании привести деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства,
установил:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском к МБОУ «Шебалинская СОШ им. Л.В. Кокышева» о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в эксплуатации скважины, расположенной в <адрес> без проекта зоны санитарной охраны с заключением центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора, и не проведении чистки колодца с последующей дезинфекцией. Обязании ответчика в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести разработку проекта зон санитарной охраны вышеуказанной скважины с планом мероприятий, получить на него заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, провести чистку колодца данной скважины с последующей дезинфекцией.
Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой района при осуществлении надзора за исполнением проверки исполнения природоохранного законодательства проведена проверка исполнения законодательства в сфере использования подземных вод, в ходе которой установлено, что ответчиком эксплуатируется более 1 года скважина водоснабжения, на которую в нарушение требований законодательства отсутствует проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий, заключением центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также не проводится чистка колодца.
Определением судьи Шебалинского районного суда РА Поленниковой Т.В. от 18.07.2018 отказано в принятии иска с этими же заявленными требованиями в порядке ГПК РФ.
Заслушав в судебном заседании заслушав помощника прокурора Шебалинского района Самалову А.А., поддержавшую административный иск, представителя административного ответчика по доверенности Анакова А.А., признавшего административный иск, исследовав материалы дела суд приходит к выводу об удовлетворении иска в связи со следующим.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В соответствии со ст. 18 данного водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно пункту 1.4 "СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Пунктом 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, отвечающего предусмотренным требованиям.
Пунктом 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
В силу пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 ноября 2002 года N 40 введены в действие санитарные правила «Гигиенические требования к качеству питьевой воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02» (вместе с "СанПиН 2.1.4.1175-02.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 17 ноября 2002 года. Согласно названных Правил санитарные правила и нормы являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (п. 1.6), правильное содержание и эксплуатация водозаборных сооружений и устройств имеет решающее значение в профилактике микробного и химического загрязнения питьевой воды (п. 5.1).
Пункты 5.5, 5.6 СанПиН 2.1.4.1175-02.2.1.4 устанавливают, что чистка колодца (каптажа) должна производиться пользователями по первому требованию центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, но не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления. После каждой чистки или ремонта должна производиться дезинфекция водозаборных сооружений хлорсодержащими реагентами и последующая их промывка.
Согласно информации ТОУ Роспотребнадзора по РА в Шебалинском, Чемальском районах административный ответчик имеет собственный источник водоснабжения, который не имеет положительного санитарно-эпидемиологического заключения на условия водопользования.
В судебном заседании представитель административного ответчика Анаков А.А. пояснил, что административный ответчик осуществляет водозабор из спорной скважины в целях питьевого водоснабжения, доказательства принятия мер по разработке проекта зон санитарной охраны спорной скважины с планом мероприятий, получения на него заключения центра государственно-эпидемиологического надзора, проведения чистки колодца данной скважины с последующей дезинфекцией представить не может.
С учетом изложенного, поскольку признание административного иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд в соответствии с частями 3, 5 ст.46, ст.157 КАС РФ принимает признание административного иска представителем административного ответчика и решение об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175, 179, 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. Л.В. Кокышева» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. Л.В. Кокышева», выразившееся в эксплуатации скважины, расположенной в <адрес>, без проекта зоны санитарной охраны, заключения центра государственного санитарно – эпидемиологического надзора, и не проведении чистки колодца с последующей дезинфекцией.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. Л.В. Кокышева» в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести разработку проекта зон санитарной охраны скважины, расположенной в <адрес> планом мероприятий, получить на него заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, провести чистку колодца данной скважины с последующей дезинфекцией.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение составлено 29.08.2018.
Председательствующий Э.Д. Унутов