дело № 2-4113/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июля 2015 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Щелканова М.В.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костина Н.А., Костина И.А., Поляшова В.П., Коданева А.А., Усовой Л.П. к администрации МО ГО Сыктывкар, МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» о приведении элементов дороги и тротуара в нормативное состояние, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
истцы обратились в суд с иском к ответчику администрации МО ГО Сыктывкар, в соответствии с которым просят суд обязать администрацию МО ГО Сыктывкар создать условия для беспрепятственного доступа к остановочным комплексам «...» и «...», оборудовать их пандусами и поручнями с учетом требований СП 59.13330.2010 СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Также просят взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме.. . руб. (в пользу каждого), компенсацию судебных расходов в сумме.. . руб. (в пользу каждого).
Гражданские дела объединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, касающиеся приведения тротуаров и остановочных комплексов (т.1, л.д. 121-122).
Просят суд обязать ответчика сделать:
1. До здания.. ., в котором расположен участковый пункт полиции и территориальный центр социального обслуживания населения г. Сыктывкара:
- тротуары по всей протяженности,
- пешеходные переходы на противоположную сторону, где располагается поликлиника №... по ул... .
- пешеходный переход через проезжую часть от поликлиники №... на противоположную сторону,
- пешеходный переход через проезжую часть, ведущую к проходной ОАО «...»
2. До здания.. ., где располагается поликлиника №...;
- тротуар по всей протяженности;
3. Остановочный комплекс «...»:
- площадку с нормами высоты низкопольных автобусов для беспрепятственного доступа инвалидов, пользующихся креслом-коляской,
- заезд на площадку со стороны тротуара,
- установить павильон, установить поручни согласно своду правил;
4. От остановочного комплекса «...» до остановочного комплекса «...»:
- тротуары по всей протяженности,
- в районе ул... . обеспечить зону отдыха (скамейка с навесом от осадков),
- пешеходный переход через проезжую часть на противоположную сторону к остановочному комплексу «...»,
5. Остановочный комплекс «...»:
- площадку с нормами высоты низкозольных автобусов для беспрепятственного доступа инвалидов, пользующихся креслом-коляской,
- заезд на площадку со стороны тротуара,
- установить павильон, установить поручни согласно своду правил;
6. От остановочного комплекса «...» до дома №... по ул... . (в котором располагается ОАО «...»):
- привести в надлежащее состояние тротуар по всей протяженности.
В графическом виде данные уточнения приложены истцами (т.1, л.д. 123).
К участию в деле в качестве соответчика привлечено МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство».
В судебном заседании истец Костин Н.А. и Усова Л.П. на иске настаивали.
Представитель истцов Костина Н.А., Усовой Л.П., Костина И.А., Поляшова В.П., Коданева А.А. по доверенности Поляшова К.П. на иске настаивала.
Представитель ответчика администрации МО ГО Сыктывкар Матушкин Р.Е и Орехова А.А. возражала против удовлетворения иска.
Представитель ответчика МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» по доверенности Габов М.С. возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица УМВД России по г. Сыктывкару в судебное заседание не явился, о слушании третье лицо извещено.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив в совокупности представленные доказательства, полагает иск подлежащим частичному удовлетворению.
Судом установлено.
Истцы Костин Н.А., Усова Л.П., Костин И.А., Поляшов В.П., Коданев А.А. являются инвалидами, использующими креслами-колясками, что подтверждается справками МСЭ и индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и от 25 апреля 2005 года.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 года N 832.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В здании по адресу:.. ., расположены участковый пункт полиции и Территориальный центр социального обслуживания населения №... г. Сыктывкара.
В здании по адресу:.. ., располагается Сыктывкарская городская поликлиника №...
В здании по адресу:.. ., располагается дополнительный офис №... ОАО «...».
Согласно положениям указанного выше Федерального закона данные учреждения относятся к объектам социальной инфраструктуры.
По существу требования истцов заключаются в обязании ответчиков привести в соответствие остановочные комплексы «...», «...» в соответствии с предъявляемыми требованиями, обеспечивающих возможность доступа инвалидов, пользующихся креслом – коляской, в низкопольные автобусы с аппарелью, а также приведения в соответствие и устройство отсутствующих тротуаров от данных остановочных комплексов до указанных объектов, расположенных в зданиях по адресу:.. ., ул... .
Дорога по ул... ., ул... ., ул... . относятся к дорогам 4 категории.
Требования к остановочным комплексам закреплены в ОСТ 218.1.002-2003 Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования, ГОСТ Р52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В силу пункта 5.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.
Пунктом 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов. Так, остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки. разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Согласно п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007 возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой должно составлять 0,2 см.
Из представленных на обозрение суда фотоматериалов следует, что остановочные комплексы «...», «...» не соответствуют в полном объеме данным требованиям, а именно: не соблюдено требование о возвышении посадочной площадки, отсутствует тротуар до остановочного комплекса. На остановке «...» отсутствует урна.
Несоблюдение требований, предъявляемых к остановочным пунктам, приводит к невозможности самостоятельного въезда (выезда) инвалида, использующего кресло-коляску, в низкопольный автобус, оборудованный аппарелью, а также затрудняет доступ на остановку.
Согласно п. 3.3 СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5 %. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10 % на протяжении не более 10 м. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1-2 %.
Согласно п. 3.4 СНИП 35-01-2001 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м. Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым возложить обязанность по приведению остановочных комплексов «...», «...», включая заезды на остановочные комплексы, в соответствии с требованиями ОСТ 218.1.002-2003 Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования, ГОСТ Р52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», обеспечивающих возможность доступа инвалидов, пользующихся креслом – коляской, в низкопольные автобусы.
Из представленной администрацией МО ГО Сыктывкар схемы и дисклокации дорожных знаков следует, что тротуар от остановочного комплекса «...», четная сторона, проходит вдоль ул... ., до дома №... по ул... ., пересекая при этом выезд на ул... . в районе дома №...
Из представленных фотоматериалов отчетливо видно, что в местах пересечения тротуара с выездом на улицу.. . отсутствует продольный уклон пути, имеется бордюрные камни во всю ширину, что делает невозможным проезд инвалидов, использующих кресло –коляски, что является нарушением п. 3.3., 3.4. СНИП 35-01-2001 и п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым возложить обязанность привести тротуар от остановочного комплекса «...», четная сторона, начиная с заезда на остановочный комплекс, до здания по адресу:.. ., в соответствии с требованиями ГОСТ Р52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Из представленных истцами фотоматериалов следует, что аналогичные нарушения имеют место на тротуаре от остановочного комплекса «Водобашня», нечетная сторона, до остановочного комплекса «...» и далее до пересечения с ул... ..
В связи с чем суд полагает необходимым обязать привести тротуар от остановочного комплекса «...», нечетная сторона ул... ., начиная с заезда на остановочный комплекс, до заезда на остановочный комплекс «...», и тротуар от остановочного комплекса «...», начиная с заезда на остановочный комплекс, до пересечения с ул... ., в соответствии с требованиями ГОСТ Р52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Пешеходный переход возле остановочного комплекса «...» не имеет съезда, что отчетливо видно из представленных фотоматериалов, что делает невозможным безопасный съезд на него инвалидов, пользующихся креслом-коляской, что является нарушением п. 3.3, п. 3.4 СНИП 35-01-2001, в связи с чем суд полагает необходимым возложить по приведению пешеходного перехода на остановочном комплекса «...» в соответствии с требованиями ГОСТ Р52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Суд в рамках данного требования ссылается также на ГОСТ Р52766-2007 в целях соблюдения при обустройстве съезда с тротуара на проезжую часть как требований, обеспечивающих доступность маломобильных групп населения, так и общих требований, обеспечивающих безопасность всех участников движения.
Ответчиками в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что тротуар остановочные комплексы соответствуют всем предъявленным требованиям, а фотоматериалы истцов являются недопустимым доказательством.
Возлагаемая судом обязанность предполагает проведение всего комплекса работ по приведению остановочных комплексов, тротуаров в соответствии требованиями, содержащимися в приведенных актах.
Улица.. . и ул... . переданы в оперативное управление МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» в соответствии постановлением администрации МО ГО Сыктывкар от ** ** ** №.... Также между администрацией МО ГО Сыктывкар и МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» заключено соглашение №... от ** ** **, согласно которому в рамках данного соглашения администрация МО ГО Сыктывкар возмещает МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» затраты, возникшие в результате содержания и ремонта объектов транспортной инфраструктуры муниципального образования городского округа Сыктывкар.
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения "Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Поскольку в оперативное управление ответчика МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» передана дорога по ул... . и ул... ., обязанность по приведению в соответствие тротуаров вдоль указанных улиц и пешеходного перехода необходимо возложить на ответчика МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство».
Ссылка ответчика на то, что передавалась улица, а не дорога, не принимается во внимание, поскольку включение объектов в понятие «улица», а не в понятие «дорога» не влечет изменение статуса данных объектов как дорог - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Остановочные комплексы являются самостоятельными объектами дорожной деятельности, в связи с чем требования, касающиеся остановочных комплексов, и обязанность по их приведению в нормативное состояние необходимо возложить на администрацию МО ГО Сыктывкар.
Из материалов дела следует, что по ул... . от пересечения с улицы.. ., по четной стороне, отсутствует тротуар до здания.. .
Ответчики указывают на то, что на данном участке дороги возможно движение инвалидов по проезжей части, которая не имеет твердого покрытия.
Согласно статье 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 2 названного Федерального закона).
В силу части 4 статьи 6 и статье 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», подпункту 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление дорожной деятельности и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с частью 11 статьи 5, частью 9 статьи 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального. регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу статьи 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 5. 6, 12 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту. ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе и тротуары.
В соответствии с пунктом 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах 1 - 1II категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Согласно пункту 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 в населенных пунктах городского типа, тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов регламентирующих планировку и застройку городских и сельских поселений.
Согласно п. 6.24 СНИП 2.07.01. - 89 «Градостроительство» в селитебных районах, в местах размещения домов для престарелых и инвалидов, учреждений здравоохранения и других учреждений массового посещения населением следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок. При этом высота вертикальных препятствий (бортовые камни, поребрики) на пути следования не должна превышать 5 см; не допускаются крутые (более 100 %о) короткие рампы, а также продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорог более 50 %о. На путях с уклонами 30-60 %о необходимо не реже чем через 100 м устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом месте, учитывая нахождение лечебного учреждения, должен быть обустроен тротуар, в связи с чем на администрацию МО ГО Сыктывкар следует возложить обязанность оборудовать тротуар по четной стороне улицы.. . от пересечения с ул... . до дома №... по ул... ., со съездом на ул... . возле дома №... по ул... .. При этом обустройство тротуара, определение места съезда с него на улицу.. . должно быть произведено с учетом требований ГОСТ Р52766-2007 и СНИП 35-01-2001.
В части требований об обязании оборудовать пешеходный переход напротив дома №... по ул... ., а также пешеходные переходы в местах пересечения тротуара с проезжей частью необходимо отказать по следующим основаниям.
Согласно п. 4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Учитывая изложенное, само по себе отсутствие пешеходного перехода не исключает возможности перехода через проезжую часть.
В части требований об обязании обеспечить зону отдыха (скамейка с навесом от осадков) в районе дома №... по ул... ., необходимо отказать, поскольку каким-либо обязательными актами обустройство скамейки с навесом от осадков именно в районе дома №... по ул... . не предусмотрено.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Как установлено судом, истцы являются инвалидами, используют кресла-коляски.
Допущенные нарушения привели к невозможности истцами без посторонней помощи воспользоваться услугами автобуса и движения вдоль ул... . и.. ., что является нарушением их личных неимущественных права по беспрепятственному доступу к объектам социальной инфраструктуру, гарантированных законом.
Само понятие «Доступная среда» предполагает обеспечение маломобильным группами населения возможности передвигаться по улицам, не обращаясь к иным лицам за помощью в передвижении. В данном случае такое право не обеспечено.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истцов, суд в соответствии с требованиями ст. ст. 1100 и 1101 ГК РФ, учитывая обстоятельства причинения морального вреда и индивидуальные особенности потерпевших, возраст, степень нравственных страданий, полагает необходимым определить компенсацию морального вреда в сумме.. . руб. с каждого из ответчиков в пользу каждого истца.
Представление интересов истцов в суде осуществляла Поляшова К.П. Расходы на оплату услуг представителя составили по.. . руб. с каждого из истцов.
Учитывая тождественность исков, объединенных в одно производство, характер спора, сложность дела, суд полагает необходимым взыскать с каждого из ответчиков в пользу каждого истца по.. . руб., что отвечает требованию разумности (ст. 100 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК, суд
решил:
Исковое заявление Костина Н.А., Костина И.А., Поляшова В.П., Коданева А.А., Усовой Л.П. к администрации МО ГО Сыктывкар, МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» о приведении элементов дороги и тротуара в нормативное состояние, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО ГО Сыктывкар привести остановочные комплексы «...», «...», включая заезды на остановочные комплексы, в соответствие с требованиями ОСТ 218.1.002-2003 Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования, ГОСТ Р52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», обеспечив возможность доступа инвалидов, пользующихся креслами – колясками, в низкопольные автобусы.
Обязать МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» привести тротуар от остановочного комплекса «...», четная сторона, начиная с заезда на остановочный комплекс, до здания по адресу:.. . в соответствие с требованиями ГОСТ Р52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Обязать МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» привести тротуар от остановочного комплекса «...», нечетная сторона, начиная с заезда на остановочный комплекс, до заезда на остановочный комплекс «...», в соответствие с требованиями ГОСТ Р52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Обязать МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» привести тротуар от остановочного комплекса «...», начиная с заезда на остановочный комплекс, до пересечения с ул... ., в соответствие с требованиями ГОСТ Р52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Обязать МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» привести пешеходный переход на остановочном комплексе «...» в соответствие с требованиями ГОСТ Р52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», СНИП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Обязать администрацию МО ГО Сыктывкар оборудовать тротуар по четной стороне улицы.. . от пересечения с ул... . до дома №... по ул... ., со съездом на ул... . по ул... ..
Взыскать с администрации МО ГО Сыктывкар в пользу Костина Н.А., Костина И.А., Поляшова В.П., Коданева А.А., Усовой Л.П. компенсацию морального вреда в сумме по.. . руб. в пользу каждого.
Взыскать с МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» в пользу Костина Н.А., Костина И.А., Поляшова В.П., Коданева А.А., Усовой Л.П. компенсацию морального вреда в сумме по.. . руб. в пользу каждого.
Взыскать с администрации МО ГО Сыктывкар в пользу Костина Н.А., Костина И.А., Поляшова В.П., Коданева А.А., Усовой Л.П. расходы на оплату услуг представителя по.. . руб. в пользу каждого.
Взыскать с МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» в пользу Костина Н.А., Костина И.А., Поляшова В.П., Коданева А.А., Усовой Л.П. расходы на оплату услуг представителя по.. . руб. в пользу каждого.
В оставшейся части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.В. Щелканов