Гражданское дело № 2-1040/2021
УИД 48RS0005-01-2021-001121-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2021 года город Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Измалкова А.В.,
при секретаре Симаковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, к МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области о понуждении к определенным действиям,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Липецкого района Липецкой области, действующий в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, обратился в Липецкий районный суд Липецкой области с исковым заявлением к МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области о понуждении к совершению действий по обеспечению доступа детей-инвалидов в образовательное учреждение, мотивируя тем, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка исполнения на территории Липецкого муниципального района требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, в части доступности объектов социальной инфраструктуры, для маломобильных групп населения (детей-инвалидов в их числе). В ходе проверки, установлено, что руководителем МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области не обеспечено создание инвалидам, включая инвалидов, детей-инвалидов использующих кресла-коляски следующих условий доступности услуг – специально оборудованный пандус входа, с помощью которого инвалиды, использующие инвалидные коляски, могли бы осуществлять беспрепятственный доступ в образовательное учреждение не соответствует требованиям установленным законодательством. Отсутствие указанных условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами является грубым нарушением положений упомянутых выше международно-правовых актов, законодательства Российской Федерации и влечёт нарушение права инвалидов, детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, услугам в сфере образования. В связи с чем, просил обязать ответчика оборудовать вход в здание МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области, расположенное по адресу: Липецкая область, Липецкий район, с. Хрущевка, ул. Титова, д. 79, пандусом для подъезда инвалидов на инвалидных колясках и поручнями с учетом технических требований, установленных СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №789/пр от 14.11.2016, в течение пяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Липецкого района Липецкой области Патраман С.Д. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области в судебном заседании по доверенности Чурсин С.С. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление. Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны.
Представители третьих лиц – администрации Липецкого муниципального района Липецкой области, МУП «Архитектор» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще и своевременно, о причинах неявки суду не сообщили, возражений относительно заявленных требований не представили.
Выслушав объяснения заместителя прокурора Липецкого района Липецкой области, представителя ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из положений пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 39, частями 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленным законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность, в том числе, дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии со статьей 22 Всеобщей декларации прав человека (принята на 3-й сессии Генеральной ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Согласно пункту 2 Декларации о правах инвалидов (утверждена Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 09.12.1975), инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации.
В силу п. 3 указанного выше международного акта, инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение человеческого достоинства. Инвалиды, какими бы ни были происхождение, характер и серьёзность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.
Согласно пункту 5 названной Декларации, инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на следующих принципах: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Согласно статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
На основании части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации и др.
В соответствии с частью 7 вышеуказанной статьи Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ) определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 9 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ установлено, что реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным, производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу пункта «а» статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно - коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Согласно статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа и использования их инвалидами не допускается. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии с требованиями нормативных документов.
В соответствии с пунктом 6.1.1 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №798/пр от 14.11.2016, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни (п. 6.1.2 СП 59.13330.2016).
Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.
Согласно пункту 5.1.15 2 СП 59.13330.2016 длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 х 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 х 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.
Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости.
Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.
В соответствии с ч.1 и ч.3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, гарантируются общедоступность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка исполнения на территории Липецкого муниципального района требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, в части доступности объектов социальной инфраструктуры, для маломобильных групп населения (детей-инвалидов в их числе).
В ходе проверки, установлено, что руководителем МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области не обеспечено создание инвалидам следующих условий доступности услуг - специально оборудованный пандус входа, с помощью которого инвалиды, использующие инвалидные коляски, могли бы осуществлять беспрепятственный доступ в образовательное учреждение не соответствует требованиям установленным п. 6.1.2 и 5.1.15 СП 59.13330.2016.
Согласно ответа МУП «Архитектор» от 12.04.2021 пандус входа в здание МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области не соответствует требованиям СП 59.13330.2016.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области обязанности по обеспечению создания инвалидам условий доступности услуг.
Отсутствие условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами является грубым нарушением положений международно-правовых актов, законодательства Российской Федерации и влечет нарушение права инвалидов, детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, услугам в сфере образования, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Представитель ответчика в ходе рассмотрения гражданского дела исковые требования прокурора признал.
В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу части 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
У суда не имеется оснований сомневаться в волеизъявлении представителя ответчика, так как признание им заявленных требований, было сделано в ходе судебного заседания при рассмотрении дела, изложено в письменном виде, судом ответчику разъяснены последствия, связанные с признанием иска. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что признание ответчиком заявленных требований не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, а потому принимается судом.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
При изложенных обстоятельствах, с учетом признания иска ответчиком, суд находит требования прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, к МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области об обеспечении требований законодательства в области социальной защиты инвалидов, в части доступности объектов социальной инфраструктуры, для маломобильных групп населения (детей-инвалидов в их числе) обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд соглашается с правовой позицией прокурора Липецкого района и полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда – пять месяцев со дня его вступления в законную силу.
На основании части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд рассмотрел гражданское дело в рамках заявленных исковых требований по представленным доказательствам.
Судом установлено, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождены прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, с ответчика в доход бюджета Липецкого муниципального района Липецкой области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, к МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области о понуждении к определенным действиям - удовлетворить.
Обязать МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области оборудовать вход в здание МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области, расположенное по адресу: Липецкая область, Липецкий район, с. Хрущевка, ул. Титова, д. 79, пандусом для подъезда инвалидов на инвалидных колясках и поручнями с учетом технических требований, установленных СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №789/пр от 14.11.2016, в течение пяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области в доход бюджета Липецкого муниципального района Липецкой области расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Липецкий районный суд Липецкой области в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий А.В. Измалков
Решение в окончательной форме изготовлено: 21.07.2021.