Решение по делу № 2-1040/2021 от 28.05.2021

Гражданское дело № 2-1040/2021

УИД 48RS0005-01-2021-001121-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2021 года                                    город Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи        Измалкова А.В.,

при секретаре                Симаковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, к МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области о понуждении к определенным действиям,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Липецкого района Липецкой области, действующий в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, обратился в Липецкий районный суд Липецкой области с исковым заявлением к МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области о понуждении к совершению действий по обеспечению доступа детей-инвалидов в образовательное учреждение, мотивируя тем, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка исполнения на территории Липецкого муниципального района требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, в части доступности объектов социальной инфраструктуры, для маломобильных групп населения (детей-инвалидов в их числе). В ходе проверки, установлено, что руководителем МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области не обеспечено создание инвалидам, включая инвалидов, детей-инвалидов использующих кресла-коляски следующих условий доступности услуг – специально оборудованный пандус входа, с помощью которого инвалиды, использующие инвалидные коляски, могли бы осуществлять беспрепятственный доступ в образовательное учреждение не соответствует требованиям установленным законодательством. Отсутствие указанных условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами является грубым нарушением положений упомянутых выше международно-правовых актов, законодательства Российской Федерации и влечёт нарушение права инвалидов, детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, услугам в сфере образования. В связи с чем, просил обязать ответчика оборудовать вход в здание МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области, расположенное по адресу: Липецкая область, Липецкий район, с. Хрущевка, ул. Титова, д. 79, пандусом для подъезда инвалидов на инвалидных колясках и поручнями с учетом технических требований, установленных СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №789/пр от 14.11.2016, в течение пяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора Липецкого района Липецкой области Патраман С.Д. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области в судебном заседании по доверенности Чурсин С.С. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление. Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны.

Представители третьих лиц – администрации Липецкого муниципального района Липецкой области, МУП «Архитектор» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще и своевременно, о причинах неявки суду не сообщили, возражений относительно заявленных требований не представили.

Выслушав объяснения заместителя прокурора Липецкого района Липецкой области, представителя ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Как следует из положений пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 39, частями 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленным законом. Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность, в том числе, дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии со статьей 22 Всеобщей декларации прав человека (принята на 3-й сессии Генеральной ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Согласно пункту 2 Декларации о правах инвалидов (утверждена Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 09.12.1975), инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации.

В силу п. 3 указанного выше международного акта, инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение человеческого достоинства. Инвалиды, какими бы ни были происхождение, характер и серьёзность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.

Согласно пункту 5 названной Декларации, инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на следующих принципах: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Согласно статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

На основании части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации и др.

В соответствии с частью 7 вышеуказанной статьи Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ) определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 9 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ установлено, что реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным, производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В силу пункта «а» статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно - коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Согласно статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа и использования их инвалидами не допускается. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии с требованиями нормативных документов.

В соответствии с пунктом 6.1.1 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №798/пр от 14.11.2016, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни (п. 6.1.2 СП 59.13330.2016).

Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.

Согласно пункту 5.1.15 2 СП 59.13330.2016 длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 х 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 х 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости.

Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, гарантируются общедоступность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области проведена проверка исполнения на территории Липецкого муниципального района требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, в части доступности объектов социальной инфраструктуры, для маломобильных групп населения (детей-инвалидов в их числе).

В ходе проверки, установлено, что руководителем МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области не обеспечено создание инвалидам следующих условий доступности услуг - специально оборудованный пандус входа, с помощью которого инвалиды, использующие инвалидные коляски, могли бы осуществлять беспрепятственный доступ в образовательное учреждение не соответствует требованиям установленным п. 6.1.2 и 5.1.15 СП 59.13330.2016.

Согласно ответа МУП «Архитектор» от 12.04.2021 пандус входа в здание МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области не соответствует требованиям СП 59.13330.2016.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области обязанности по обеспечению создания инвалидам условий доступности услуг.

Отсутствие условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами является грубым нарушением положений международно-правовых актов, законодательства Российской Федерации и влечет нарушение права инвалидов, детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры, услугам в сфере образования, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Представитель ответчика в ходе рассмотрения гражданского дела исковые требования прокурора признал.

В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу части 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

У суда не имеется оснований сомневаться в волеизъявлении представителя ответчика, так как признание им заявленных требований, было сделано в ходе судебного заседания при рассмотрении дела, изложено в письменном виде, судом ответчику разъяснены последствия, связанные с признанием иска. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что признание ответчиком заявленных требований не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, а потому принимается судом.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

При изложенных обстоятельствах, с учетом признания иска ответчиком, суд находит требования прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, к МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области об обеспечении требований законодательства в области социальной защиты инвалидов, в части доступности объектов социальной инфраструктуры, для маломобильных групп населения (детей-инвалидов в их числе) обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд соглашается с правовой позицией прокурора Липецкого района и полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда – пять месяцев со дня его вступления в законную силу.

На основании части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд рассмотрел гражданское дело в рамках заявленных исковых требований по представленным доказательствам.

Судом установлено, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождены прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, с ответчика в доход бюджета Липецкого муниципального района Липецкой области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, к МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области о понуждении к определенным действиям - удовлетворить.

Обязать МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области оборудовать вход в здание МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области, расположенное по адресу: Липецкая область, Липецкий район, с. Хрущевка, ул. Титова, д. 79, пандусом для подъезда инвалидов на инвалидных колясках и поручнями с учетом технических требований, установленных СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №789/пр от 14.11.2016, в течение пяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района Липецкой области в доход бюджета Липецкого муниципального района Липецкой области расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Липецкий районный суд Липецкой области в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий                                А.В. Измалков

Решение в окончательной форме изготовлено: 21.07.2021.

2-1040/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Липецкого района
Ответчики
МБОУ СОШ с.Хрущевка
Другие
МУП "Архитектор"
администрация Липецкого района
Суд
Липецкий районный суд Липецкой области
Судья
Измалков Александр Владимирович
Дело на странице суда
lipraisud.lpk.sudrf.ru
28.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2021Передача материалов судье
03.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2021Судебное заседание
21.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее