Дело № 2-587/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2024 года с. Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Тыпаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скобелевой Агнии Валентиновны к администрации МО «Улаганский район», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Филиалу ППК «Роскадастр» по Республике Алтай о постановке земельного участка на кадастровый учет, признании договора аренды земельного участка заключенным, обязании зарегистрировать договор аренды и право аренды,
УСТАНОВИЛ:
Скобелева А.В. обратилась в суд с иском к администрации МО «Улаганский район» о признании заключенным 20.06.2019 года договора аренды земельного участка №, обязании зарегистрировать договор аренды земельного участка с кадастровым №, находящийся по адресу: <адрес>.
Заявленные требования мотивированы тем, что 20.06.2019 года между администрацией МО «Улаганский район» и Скобелевой А.В. заключен договор № о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым №, находящегося по адресу: <адрес>А, сроком с 20.06.2019 года по 20.06.2039 года. Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Алтай 25.06.2019 года. Истец пользовалась земельным участком на правах аренды, вносила арендные платежи. В середине 2024 года стало известно, что земельный участок будет выставлен на торги. 17.04.2024 года объект снят с кадастрового учета. Поскольку с истцом заключен договор аренды от 20.06.2019 года №, все существенные условия согласованы сторонами, согласование произведено уполномоченным органом местного самоуправления, в данном случае действует общеправовой принцип поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающий из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве и предполагающий, что участники правоотношений должны в разумных пределах иметь возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в устойчивости своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В силу п.1 ст.433 ГК РФ договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, её акцепта. Из изложенного следует, что договор является заключенным при согласовании сторонами всех существенных условий, наличии акцепта, полученной оферты и в случаях, если это предусмотрено законом, реального исполнения условий договора. С момента передачи земельного участка истец добросовестно им пользовалась, несла расходы по содержанию, претензий по договору и письменных соглашений о расторжении не имеется.
В ходе судебного разбирательства представлено уточненное исковое заявление к администрации МО «Улаганский район», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Филиалу ППК «Роскадастр» по Республике Алтай о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 1162 кв.м.+/- 12 кв.м. по адресу: №, признании договора аренды земельного участка № заключенным 20.06.2019 года, обязании зарегистрировать договор аренды от 20.06.2019 года № и право аренды на участок по адресу: <адрес>. Истец указывает, что договор аренды, на котором проставлен штамп о регистрации, получен ею в земельном отделе администрации МО «Улаганский район». Только в судебном заседании истцу стало известно, что договор аренды и право аренды не зарегистрированы. Истец пользуется земельным участком с 2019 года по настоящее время, огородила его забором, разровняла, построила летний дом с баней, приобрела материалы для строительства жилого дома. Права истца нарушены, поскольку земельный участок может быть передан другим лицам, истец не несет ответственность за действия (бездействие) второй стороны. Администрация района, действуя в своих властных полномочиях, не осуществила свои права добросовестно.
В судебном заседании истец Скобелева А.В. и её представитель Ударцева О.В., действующая на основании ордера, поддержали заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив номер договора №.
Представитель ответчика администрации МО «Улаганский район» просил о рассмотрении дела без его участия.
Представители ответчиков Управления Росреестра по Республике Алтай, Филиала ППК «Роскадастр» о времени и месте судебного заседания извещены, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении и возражения в суд не поступали.
Выслушав объяснения, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из п.3 ст.6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Индивидуализация земельного участка как объекта права производится посредством описания его местоположения и установления на местности его границ в ходе проведения землеустройства (статья 68 Земельного кодекса РФ). Сведения о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, содержатся в государственном кадастре недвижимости (статья 70 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пп.15 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст.39.18 названного Кодекса.
В силу абз.1 ст.606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ст.607 Гражданского кодекса РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их эксплуатации (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии с п.2 ст.25, п.2 ст.26 Земельного кодекса РФ, п.2 ст.609 Гражданского кодекса РФ договоры аренды земельных участков, заключенные на срок год и более, подлежат государственной регистрации, которая является обязательной.
Согласно ст.164 Гражданского кодекса РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества; с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора.
В соответствии с п.3 ст.433 Гражданского Кодекса РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» в отсутствие государственной регистрации такой договор не влечет юридических последствий для третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о его заключении. Момент заключения такого договора в отношении его сторон определяется по правилам пунктов 1 и 2 статьи 433 Гражданского Кодекса РФ.
Согласно разъяснениям, данным в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 551 ГК РФ).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что постановлением администрации МО «Улаганский район» от 11.02.2019 года № 98 образован земельный участок площадью 1051 кв.м. с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>А, утверждена схема расположения и предварительно согласовано предоставление земельного участка Скобелевой А.В.
На основании заявления Скобелевой А.В. земельный участок площадью 1051 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>А, поставлен на государственный кадастровый учет 17.04.2019 года с присвоением кадастрового №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.04.2019 года.
В графе «Особые отметки» выписки из ЕГРН от 17.04.2019 года указано, что земельный участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета по истечении пяти лет со дня его государственного кадастрового учета, если на него не будут зарегистрированы права. Получив выписку, истец располагал сведениями о необходимости государственной регистрации права на указанный объект.
В ходе судебного разбирательства истцом представлен договор аренды земельного участка от 20.06.2019 года №75, по которому арендодатель МО «Улаганский район» в лице главы Челчушева В.Б. предоставляет, а арендатор Скобелева А.В. принимает в аренду на срок с 20.06.2019 года по 20.06.2039 года земельный участок с кадастровым № площадью 1051 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, находящийся по адресу: <адрес>. В п.3.1, 3.2 договора сторонами определено условие о внесении арендной платы в размере 854,94 руб. в год ежеквартально до конца последнего месяца года с предоставлением документа об уплате. Пунктом 8.4 расходы по государственной регистрации договора возложены на арендатора.
Администрация МО «Улаганский район» факт заключения договора аренды со Скобелевой А.В. не признала, указав в ответе на запрос суда, что договор аренды земельного участка с кадастровым № отсутствует, по сведениям органа местного самоуправления договор аренды от 20.06.2019 года № 75, зарегистрированный в ЕГРН 01.07.2019 года, заключен между МО «Улаганский район» и арендатором Маиковой А.А. в отношении земельного участка с кадастровым №. При этом журналы регистрации заявлений, договоров за 2019 год не предоставлены в связи с их отсутствием.
В судебном заседании истец Скобелева А.В. пояснила, что после получения постановления и предварительном согласовании и осуществления кадастрового учета обратилась в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, примерно через месяц получила экземпляр договора аренды у специалиста земельного отдела администрации МО «Улаганский район».
На экземпляре, представленном истцом, имеются подписи сторон сделки, гербовая печать администрации МО «Улаганский район» и штамп с регистрационной надписью Управления Росреестра по Республике Алтай о регистрации договора аренды 25.06.2019 года, номер записи №.
Суд критически оценивает доводы администрации МО «Улаганский район» об отсутствии договора аренды земельного участка с кадастровым №, поскольку имеется постановление администрации МО «Улаганский район» от 11.02.2019 года № 98, являющееся основанием для предоставления участка Скобелевой А.В. в аренду без торгов, а также сведения с картотеки о регистрации заявления Скобелевой А.В. о предоставлении земельного участка от 22.05.2019 года вх. Обр-712. В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены относимые, допустимые и достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что подпись представителя арендодателя в договоре не принадлежит последнему.
Вместе с тем, из ответа Управления Росреестра по Республике Алтай от 26.09.2024 года установлено, что сведения о регистрации договора аренды от 20.06.2019 года № 75 и обременения в виде аренды на земельный участок с кадастровым № в ЕГРН отсутствуют. В орган регистрации прав заявления Скобелевой А.В. или МО «Улаганский район» о регистрации договора аренды не поступали. Договор аренды имеет удостоверяющую надпись органа регистрации прав №, которая совершена в отношении иного объекта недвижимости по иному обращению, что дает основания предполагать подделку удостоверяющей надписи на договоре аренды от 20.06.2019 года №75.
Согласно ответу Филиала ППК «Роскадастр» от 18.09.2024 года на запрос суда по сведениям ЕГРН правоустанавливающее дело на земельный участок с кадастровым № отсутствует.
Истец Скобелева А.В. и её представитель в судебном заседании подтвердили, что представленный истцом договор подписан лично Скобелевой А.В., с доводами ответчиков об отсутствии государственной регистрации согласились.
Ходатайство о назначении судебной экспертизы в части установления принадлежности подписей, подлинности штампа с регистрационной надписью сторонами не заявлено.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд исходит из того, что договор аренды земельного участка от 20.06.2019 года № 75 подписан сторонами, но в Управлении Росреестра по Республике Алтай в установленном порядке не зарегистрирован, что подтверждено материалами дела и не оспорено сторонами.
Вопреки доводам истца в отсутствие государственной регистрации такой договор не влечет юридических последствий для третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о его заключении.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым № снят с кадастрового учета 17.04.2024 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.07.2024 года.
Из ответа Филиала ППК «Роскадастр» от 18.09.2024 года следует, что земельный участок снят с кадастрового учета в соответствии с ч.15 ст.41 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч.15 ст.41 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 статьи (в том числе участка, государственная собственность на который не разграничена), не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета.
По смыслу закона способ восстановления нарушенного права в виде восстановления записи о кадастровом учете земельного участка может быть применен только при установлении незаконности действий по снятию земельного участка с кадастрового учета.
Поскольку договор аренды земельного участка от 20.06.2019 года №75 не был зарегистрирован Управлением Росреестра по Республике Алтай и не повлек юридических последствий для третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о его заключении, суд приходит к выводу, что решение о снятии земельного участка с кадастрового участка является законным, принятым на основании ч. 15 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Доказательства наличия правовых оснований для восстановления сведений о земельном участке с кадастровым № не представлены. На основании изложенного, требование о возложении обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет не подлежит удовлетворению.
Совершение истцом действий по внесению арендной платы в размере 4274,70 руб. не является основанием для признания сделки заключенной и влекущей определенные последствия для иных участников гражданского оборота. Факт внесения арендной платы за весь период одним платежом 25.07.2024 года, т.е. после снятия объекта с кадастрового учета, опровергает доводы истца о добросовестности. Иные доказательства своевременного и надлежащего исполнения обязательств материалы дела не содержат.
Наличие у истца технического паспорта на летнюю кухню и акта об осуществлении технологического присоединения, выданных на иной адрес: <адрес>, проведение работ по ограждению участка, приобретение строительных материалов, не являются основанием для признания договора аренды заключенным.
Снятие земельного участка с кадастрового учета означает прекращение существования данного объекта недвижимости, поскольку в силу ч.7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» именно внесение сведений в ЕГРН подтверждает как существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, так и прекращение его существования.
Земельный участок, имевший кадастровый № и снятый с кадастрового учета, не может являться объектом гражданских прав, предметом сделок, в том числе аренды. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что существенные условия, определяющие индивидуальные признаки объекта аренды в договоре от 20.06.2019 года №, в настоящее время отсутствуют. На основании изложенного, в силу ст.607 Гражданского кодекса РФ оснований для удовлетворения требования о признании договора аренды заключенным 20.06.2019 года не усматривается.
Поскольку снятие земельного участка с кадастрового учета признано законным, в реестре недвижимости в настоящее время такой объект отсутствует, то оснований для возложения обязанности зарегистрировать договор аренды от 20.06.2019 года и право аренды в ЕГРН не имеется.
На основании изложенного, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
В соответствии с ч.3 ст.144 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку в удовлетворении иска отказано, судебные расходы взысканию не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 11.09.2024 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 02 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░