Судья Бахорина М.А. |
№ 33–1761/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2020 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Душнюк Н.В., Ивановой Н.Е.
при ведении протокола помощником судьи Демьяком Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-267/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 17 марта 2020 года по иску ЛКБ к администрации Кондопожского муниципального района о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск предъявлен по тем основаниям, что ЛКБ является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Кондопожскому муниципальному району. До настоящего времени жилым помещением она не обеспечена. Истица просила обязать администрацию Кондопожского муниципального района предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах (.....).
Решением суда исковые требования удовлетворены, суд обязал администрацию Кондопожского муниципального района Республики Карелия предоставить ЛКБ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения на территории (.....). Суд взыскал с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
С таким решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает на то, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, не согласен с выводом суда о том, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Кондопожского муниципального района. Указывает на то, что органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу (Министерству социальной защиты Республики Карелия) сведения о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Указанное Министерство прогнозирует среднегодовую численность указанных лиц, а Министерство финансов Республики Карелия планирует нормативы формирования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений данных лиц. Приобретение жилых помещений осуществляется за счет поступивших субвенций из бюджета Республики Карелия. В настоящее время субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Карелия, недостаточно для обеспечения истца жильем по договору социального найма специализированного жилого помещения. Полагает, что предоставление ЛКБ жилого помещения может нарушить права и законные интересы граждан, которые были включены ранее в списки подлежащих обеспечению жильем граждан.
В суде апелляционной инстанции истица ЛКБ полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав истицу, проверив материалы дела, материалы гражданского дела №, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно ст.ст. 7, 38 Конституции РФ государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Положения ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 6 ст. 3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу пп. "з" п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона, орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный Правительством Республики Карелия, формирует сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 6 ст. 3 данного Закона. Таковым органом является Министерство социальной защиты Республики Карелия.
Сведения для формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставляются органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона и п. п. 3, 4, 6 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РК от 16.04.2013 № 129-П, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд); по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным вч.1 ст.3.1. настоящего Закона.
Судом установлено, что ЛКБ., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. (...).
(...)
Постановлением администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № истица признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного фонда, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в обеспечении жилыми помещениями в (.....).
Постановлением администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № внесены изменения в постановление от ХХ.ХХ.ХХ №. Данным постановлением установлен факт невозможности проживания истицы в ранее занимаемом закрепленном за ней помещении, расположенном по адресу: (.....), она признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного фонда, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в обеспечении жилыми помещениями в (.....).
До настоящего времени ЛКБ жилым помещением не обеспечена, зарегистрирована по адресу: (.....). Сведения о зарегистрированных на имя истицы правах на объекты недвижимого имущества отсутствуют, что подтверждается уведомлениями, представленными Управлением Росреестра по Республике Карелия.
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истицы, поскольку они основаны на законе.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, верно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Выводы суда подробно мотивированы и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы жалобы о том, что администрация Кондопожского муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании ответчиком норм материального права.
Доводы ответчика о невозможности обеспечения истицы жилым помещением в связи с недостаточным финансированием из бюджета Республики Карелия отклоняются судебной коллегией, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для отказа истице в иске и лишения ее гарантий, установленных законом.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кондопожского городского суда Республики Карелия 17 марта 2020 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи