УИД № 34RS0011-01-2023-004337-26
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2023 года город Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.,
судей Кудрявцевой А.Г., Шиповской Т.А.,
при секретаре Зубаревой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-3440/2023 по иску Латышева В. С. к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» о признании незаконным решения об отказе в установлении мер социальной поддержки, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Латышева В. С.
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 08 августа 2023 года, которым постановлено:
«Латышеву В. С. (паспорт <.......>) в удовлетворении требований к Государственному казённому учреждению «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» (инн <.......>) о признании незаконным решения об отказе в установлении мер социальной поддержки, компенсации морального вреда – отказать».
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., судебная коллегия
установила:
Латышев В.С. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» о признании незаконным решения об отказе в установлении мер социальной поддержки, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. ГКУ ЦСЗН по городу Волжскому было принято решение № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по причине наличия долга.
Указывал, что долга по оплате за коммунальные услуги не имеется.
Просил признать решение № <...> от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ЦСЗН незаконным, обязать ответчика назначить компенсацию части расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг начиная с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, а так же расходы на услуги адвоката в размере 25 000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Латышев В.С. просит отменить решение суда, и постановить по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не отвечает.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Латышев В. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением <.......>, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Латышев В.С. обратился в <.......> с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по адресу:<адрес>.
По заявлению Латышева В.С. от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ЦСЗН по городу Волжскому было принято решение № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по основаниям, предусмотренным п.<.......> Порядка предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24.08.2016 №478-п – наличие у гражданина непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года, подтвержденной вступившим в законную силу решением суда.
Как установлено судом, при рассмотрении заявления Латышева В.С., ГКУ ЦСЗН по городу Волжскому посредством <.......> получена информация о наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом по <.......>
В ходе рассмотрения дела, ГКУ ЦСЗН по городу Волжскому, был направлен запрос в <.......> в целях уточнения достоверности сведений о наличии у Латышева В.С. задолженности.
Согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Латышева В.С. имелись судебные приказы о взыскании задолженности № <...> от ДД.ММ.ГГГГ и № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, которые были отменены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
После внесения ДД.ММ.ГГГГ <.......> корректировки в <.......> об отсутствии у Латышева В.С. задолженности, ответчиком ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об установлении истцу мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности решения ГКУ ЦСЗН по городу Волжскому об отказе в предоставлении Латышеву В.С. мер социальной поддержки.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не соглашается ввиду следующего.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе ветераны боевых действий.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Так, согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Исходя из пункта 7 Правил, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).
В Волгоградской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе ветеранам боевых действий, регулируются Законом волгоградской области от 10 июля 2008 года № 1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», а так же постановлением администрации Волгоградской области от 24.08.2016 года № 478-п, которым утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Порядок определяет процедуру предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее именуются - меры социальной поддержки).
Нормой пункта 1.5 Порядка установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки назначаются гражданину при условии отсутствия у него непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка, с ДД.ММ.ГГГГ центр социальной защиты населения в течение двух рабочих дней со дня поступления заявления и документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, запрашивает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства сведения, подтверждающие отсутствие (наличие) у гражданина непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом.
Согласно пункту 2.5. Порядка решение об отказе в назначении мер социальной поддержки принимается в следующих случаях: несоответствие граждан требованиям и условиям, установленным пунктами 1.2,1.4 -1.6 настоящего Порядка; непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Порядка; наличие в представленных документах недостоверных сведений; незаполнение одного или нескольких обязательных для заполнения полей формы заявления.
Таким образом, в соответствии с п. 2.5 Порядка основанием для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДВ на оплату ЖКУ) является наличие у гражданина непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, при получении ГКУ ЦСЗН по городу Волжскому посредством <.......> информации о наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, имеющейся у Латышева В.С., сведений о судебных актах, подтверждающих данную задолженность, представлено не было, в связи с чем, у ГКУ ЦСЗН по городу Волжского оснований для отказа в предоставлении Латышеву В.С. мер социальной поддержки со ссылкой на имеющуюся у истца задолженность, подтвержденную вступившим в законную силу решением суда, не имелось, в связи с чем, решение ГКУ ЦСЗН по городу Волжскому от ДД.ММ.ГГГГ № <...> об отказе Латышеву В.С. в назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Латышева В.С. о признании незаконным решения об отказе в установлении мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить ежемесячные выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, с принятием в данной части нового решения об удовлетворении указанных исковых требований Латышева В.С.
Однако, с учетом принятия ответчиком ДД.ММ.ГГГГ решения об установлении истцу мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение в части возложения на ответчика обязанности назначить Латышеву В.С. ежемесячные выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ, в исполнение не приводить.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям абзаца 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
В пункте 12 указанного Постановления разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
Поскольку взыскание компенсации морального вреда является одним из видов гражданско-правовой ответственности, при разрешении спора о взыскании компенсации морального вреда с ответчика в пользу истца в соответствии со статьями 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит установлению совокупность таких обстоятельств, как: наличие вреда; причинно-следственная связь между действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов и наступившими последствиями; противоправность деяния причинителя вреда (незаконные действия, бездействие государственных органов, либо должностных лиц этих органов); вина причинителя вреда.
Положения части 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Право определенных категорий граждан на такие меры социальной поддержки, как ежемесячные компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Поскольку ответчик неправомерно отказал Латышеву В.С. в назначении социальной выплаты, что повлекло нарушение личных неимущественных прав истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд апелляционной инстанции принимает во внимание длительность нарушенного права и его характер, претерпевание истцом нравственных страданий, и полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Судебная коллегия полагает, что компенсация морального вреда в такой сумме в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости, а также способствует восстановлению нарушенных прав истца в результате противоправных действий ответчика.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со ст.ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, понесенные на оплату юридических (представительских) услуг в размере 5000 рублей, исходя из сложности спора, объема и характера, фактически совершенных представителем процессуальных действий в интересах истца в рамках настоящего спора (участие в одном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ), требований разумности.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 08 августа 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым
исковые требования Латышева В. С. к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» о признании незаконным решения об отказе в установлении мер социальной поддержки, взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» от ДД.ММ.ГГГГ № <...> об отказе Латышеву В. С. в назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать Государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» назначить Латышеву В. С. ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
Определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 30 ноября 2023 года в части возложения на Государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» обязанности назначить Латышеву В. С. ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, в исполнение не приводить.
Взыскать с Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» в пользу Латышева В. С. компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей 00 копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей 00 копеек, отказав в удовлетворении остальной части требований о взыскании компенсации морального вреда и расходов на оплату услуг представителя.
Председательствующий:
Судьи: