Дело № 2-1916/19
УИД 26RS0002-01-2019-000813-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2019 года город Ставрополь
Ленинский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Даниловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя административное дело по исковому заявлению Волковой П. В. к администрации г. Ставрополя, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, третьи лица ООО УК «Развитие», МУП ЖЭУ-7, о признании отсутствия оснований для применения нормативных документов, применении последствий недействительности действий, исключении сведений,
Волкова П.В.обратилась в суд с иском к администрации г. Ставрополя, Управлению Росреестра по СК, в котором просит: признать отсутствие оснований применения нормативных документов, предназначенных для регулирования имущественных отношений в системе органов местных Советов: Постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 года «Разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской федерации, краев областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» и Постановления главы администрации Ставропольского края «О передаче в муниципальную собственность города Ставрополя объектов государственной собственности, расположенных на его территории» №72 от 17.03.1992 года; для подтверждения возникновения права муниципальной собственности на имущество у органов местного самоуправления после 04.10.1993 года, и признать их ничтожными для применения в качестве документов устанавливающих право муниципальной собственности на такое имущество; применить последствий недействительности действий на основании указанных ничтожных оснований, для восстановления положения, существовавшего до нарушения права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирных домов; признать недействительными отношения, вытекающие из документов, ничтожных для применения и восстановить право общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного <адрес обезличен> на подвальные помещения и обязать администрацию города возвратить указанные помещения с кадастровым номером <номер обезличен> (литеры № 1-7 и 10, по экспликации технического паспорта БТИ) в состав общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома по проспекту октябрьской Революции 32; исключить из ЕГРН сведения о праве муниципальной собственности на объект капитального строительства (помещения с литерами № 1-7 и 10, по экспликации технического паспорта БТИ), расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером <номер обезличен>, а также сведения о нем, как об обособленном объекте права; распространить действие пункта 1 данного решения на отношения неограниченного круга лиц.
В обоснование иска указано, что Волковой П.В. принадлежит на праве собственности жилое помещение с кадастровым номером <номер обезличен> однокомнатная квартира <номер обезличен> в многоквартирном доме с кадастровым номером <номер обезличен> по проспекту <адрес обезличен>. В 2018 году, при выяснении причин необоснованного завышения оплаты за содержание помещений, в том числе на содержание общего имущества (СОИ), обнаружены несоответствия данных исходной документации дома и сведений о площадях помещений в составе общего имущества дома. В ответах на запросы в Управление Ставропольского края по жилищному и строительному надзору и в Администрацию города Ставрополя было указано, что вспомогательные подвальные помещения многоквартирного дома отнесены к муниципальной собственности. При дальнейшем изучении проблемы удалось установить следующие факты. Подвальные помещения расположены только под одним подъездом второй очереди дома. Из всей площади нежилых подвальных помещений в размере 102,5 кв. метров, ряд комнат с площадью 51 кв. метр отнесены к муниципальной собственности. Актуальный кадастровый <номер обезличен> (предыдущий 26:12:030211:492). Часть помещений подвального этажа в составе: электрощитовая всего дома, дворницкая с санузлами, коридоры и тамбур, ведущие к тепловому узлу и насосной (по экспликации БТИ помещения № 1-7 и 10); изначально находившиеся в составе общего имущества, выведены из его состава без обоснования изменения их исходного назначения. Эти помещения переданы в хозяйственное ведение МУП «ЖЭУ-7», и далее ООО УК «Развитие» по договору аренды рабочих мест для хозяйственной деятельности. Другие важнейшие помещения подвального этажа второй очереди дома: тепловой узел (помещение №9), насосная (помещение №11); по документам находятся в общей долевой собственности, но также необоснованно используются ООО УК «Развитие» в своей хозяйственной деятельности. Доступ к ним перекрыт. Отсутствуют данные об оплате коммунальных услуг, используемых в этих помещениях фактически коммунальные ресурсы оплачивались жителями дома. Это подтверждено перерасчетами платежей и возвратом жителям части необоснованно начисленных средств оплаты после проверки жилинспекцией. Нет документации по изменению исходного целевого назначения этих помещений подвального этажа, и, согласно ответу БТИ, нет обоснований перевода части помещений из общего имущества в состав муниципальной собственности, для формирования нового нежилого помещения, как выделенного из состава общего имущества. В соответствие с запросом в Государственный архив Ставропольского края ей предоставлены архивные копии документов относящихся к дому <номер обезличен>, по проспекту Октябрьской Революции, в городе Ставрополе. Из документов следует, что решениями Исполкома Ставропольского городского Совета №12 от15.07.66 и №125 от09.02.68 приняты решения о строительстве первой и второй очереди многоквартирного <адрес обезличен>, со встроенными нежилыми помещениями самостоятельного использования на первых этажах. Имеются акты о вводе в эксплуатацию в 1972 году шестиэтажного <адрес обезличен>, с 87 квартирами и с двумя встроено-пристроенными нежилыми торговыми помещениями первого этажа дома, с назначением для самостоятельного индивидуального использования. Эти сведения отражены и в техническом паспорте многоквартирного дома, и в прилагаемых к нему экспликациях поэтажных планов. Других встроено-пристроенных помещений для самостоятельного коммерческого использования проектной и прочей технической документацией не предусматривалось, в том числе и в подвальном этаже дома. В первой очереди дома положение дел полностью соответствует архивным документам. Причем помещения электрощитовой и теплового узла продолжают оставаться в составе общего имущества дома. Во второй очереди дома сложилась иная, описанная выше, ситуация. В соответствии п.3 ст.39. Жилищного кодекса РФ. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 установлено, что собственники помещений дома могут определять состав общего имущества. Определен перечень имущества, которое может относиться к общему. Но порядка определения состава этого имущества (процедуры, регламента), как и утвержденного документа для технического учета имущества многоквартирных домов не существует, поскольку до настоящего времени п. 5 этого постановления об определении такого порядка остается не исполненным. Такой порядок может быть установлен только судом. Функциональное назначение помещений определяется по проектной документации па жилой дом и экспликациям к поэтажным планам. Целевое назначение помещения: вспомогательные, технические и т.п. - должно быть документально определенно. В своем ответе Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя ссылается на постановление Верховного Совет Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с пунктом 2 данного постановления: Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В данном случае это затрагивает жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7- процентных отчислений па строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Однако, в соответствии с пунктом 5 данного постановления: 5. Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. » На запрос в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя, с просьбой предоставить информацию в подтверждение того, что спорные подвальные помещения на момент приватизации (приобретения) первой квартиры в доме были предназначены для самостоятельного использования, получен ответ который не содержит сведений по существу запроса. Не предоставлены затребованные приложения: технических документов на здание (в том числе проектной документации на реконструкцию его части); правоустанавливающих документов (в том числе исходную выписку из реестра муниципальной собственности с указанием даты и номера решения представительного органа местно самоуправления о включении указанного имущества в состав муниципальной собственности); распорядительных и прочих документов, на основании которых данные помещения были сформированы для самостоятельного использования; копии документов подтверждающих внесение оплаты для содержания помещений и соответствующей доли здания. Имеются исчерпывающие правовые основания, по которым нежилые помещения многоквартирного дома могут быть выделены в отдельные объекты недвижимого имущества. В том числе помещения общественного назначения для самостоятельного использования с закреплением на них разграниченных прав (т.е. идентификация этого имущества, как сформированного для самостоятельного использования и не относящегося к составу общего имущества многоквартирного дома). Помещения многоквартирного дома, не относящиеся к жилым помещениям, могут быть самостоятельными объектами права, если помещения с таким назначением изначально были запроектированы (и задекларированы) как встроено-пристроенные помещения с целевым специальным назначением не имеющего отношения к общему имуществу дома, с момента выделении земельного участка для проектирования и строительства многоквартирного дома и принятия решения о строительстве Помещения многоквартирного дома, не относящиеся к жилым помещениям, могут быть самостоятельным объектом права, если эти помещения, изначально имеющие прямое отношение к общему имуществу дома (т е изначально входящие в его состав с таким назначением), были реконструированы (переустроены, перепланированы) по решению единственного собственника всех помещений многоквартирного дома с учетом строительных норм и правил и выполнением всех предусмотренных законодательством процедур необходимых для вновь сформированных объектов: получение технических условий, заказ, изготовление, согласование и утверждение проектной документации. получение разрешения на выполнение строительных работ внесение изменений в техническую и инвентаризационную документацию (в том числе кадастровую) как помещения, так и всего здания. получение разрешения на прием нового объекта недвижимости в эксплуатацию в реконструированном виде с указанием нового назначения помещения и изменением долей в соотношении жилых и не жилых помещений регистрация права на новый объект недвижимого имущества и заключение договора об эксплуатационных расходах в соответствие площади вновь сформированного помещения (с учетом размера изменений доли в составе общего имущества дома) Право могло возникнуть до 21.04.1989 года (в случае выкупа помещения негосударственной организацией, колхозно-кооперативной: общественной и т.п.), т.е. до введения в действие Закона РСФСР от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»; после 21.04.1989 года, (с даты заключения договора купли-продажи первого помещения в многоквартирном доме после введения в действие постановления Совета Министров РСФСР и ВЦСПС № 134 «Об утверждении положения о продаже гражданам квартир в собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт» от 21.04.1989); т.е. до введения в действие Закона РСФСР от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» после 04.07,1991 года (с даты приватизации первого помещения в многоквартирном доме, после введения в действие Закона РСФСР от 04.07 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» До введения в действие Жилищного кодекса РФ с 01.03. 2005 года имущественный комплекс многоквартирного дома являлся объектом права (Указ Президента РФ от 23.12 1993 «Об утверждении временного положения о кондоминиумах», закон «Об основах федеральной жилищной политике» от 24.12.1992, закон «О товариществах собственников жилья», от 15.06.1996). Осуществление бухгалтерского учета в соответствие нормативным документам Министерства финансов РФ. Отчуждению общего имущества должна предшествовать процедура выделения из общего имущества его части и до осуществления сделки и передачи отражаться в бухгалтерских учетных документах дома Бухгалтерский учет помещений затрат по помещениям осуществлялся по статье нематериальные активы Помещение не считалось объектом недвижимого имущества до 1993 года. Передача помещений осуществлялась между юридическими лицами по акту приема передачи ОС-1 с отражением в балансах юридических лиц стоимости помещений и затрат по их содержанию. Из стоимости многоквартирного дома, как единого комплекса недвижимого имущества (и входивших в его состав объектов) исключался износ. Помещения многоквартирного дома, не относящиеся к жилым помещениям, могут быть самостоятельным объектом права, если помещения, изначально имеющие прямое отношение к общему имуществу дома (т.е. изначально входящие в его состав с таким назначением)„были реконструированы (переустроены, перепланированы) по решению всех собственников каждого помещения многоквартирного дома. Она имеет общее имущество, преимущественное право выкупа доли в праве на это имущество принадлежит другими собственниками этого имущества. При этом также должны быть выполнены все предусмотренные законодательством процедуры, указанные в предыдущем пункте (без этого отчуждение общего имущества запрещается) с добавлением следующих процедур: документальное оформление волеизъявления всех собственников каждого помещения об уменьшении состава общего имущества (изменения размера доли и стоимости доли в составе общего имущества: До 1992 года, эти помещения, как и все другие жилые и нежилые помещения находились на балансе эксплуатирующей дом организации ДУ-2 и использовались для содержания дома. Расходы на содержание этих помещений, как и всего дома, ежемесячно оплачивались жителями дома. Обращения в различные органы и обширная ведомственная переписка не дала ответов по существу проблемно позволили получить дополнительную информацию. В качестве документа основания прав собственности не нежилые (в том числе подвальные) помещения многоквартирных домов в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указывается Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской федерации, краев областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность». Этот документ относится к работе органов местного самоуправления в системе государственного управления. После ликвидации местных Советов в 1993 году собственность муниципальных образований в системе органов государственного управления находилась под управлением государственных администраций (в том числе и городе Ставрополе). Созданные позднее в соответствии с Конституцией органы местного самоуправления (в городе Ставрополе в 1996 году) не имеют никакого отношения к системе государственного управления. Постановление главы администрации Ставропольского края «О передаче в муниципальную собственность города Ставрополя объектов государственной собственности, расположенных на его территории» №72 от 17.03.1992 года, по этой же причине, не имеет отношения к органам местного самоуправления, уже не входящим в систему государственного управления. Муниципалитеты начали свою деятельность с даты первого заседания представительного органа, избранного на основании Устава, подготовленного на основании нового закона о местном самоуправлении (1995 года) в соответствии с Конституцией и они по закону не являются правопреемниками ни местных Советов, ни государственных администраций. Первый состав органов местного самоуправления (муниципалитет) в городе Ставрополе начал свою деятельность с 04 апреля 1996 года. Дополнительных правовых актов субъекта федерации о передаче в муниципальную собственность государственного имущества не принималось, о чем свидетельствуют официальные ответы из архивных учреждений. Соответственно, все последующие действия о передаче «муниципального» имущества на праве пользования, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и т.п. не имеют законных оснований, несмотря на то, что по этим объектам осуществлялась и продолжает осуществляться государственная регистрация прав в органах Росреестра. Право долевой собственности на общее имущество возникает после отчуждения первого помещения. Долевая собственность на общее имущество многоквартирного дома по проспекту Октябрьской Революции, 32, возникла с 1991 года после приватизации одного их двух расположенных в доме магазинов. В зданиях многоквартирных домов, на дату отчуждения первого жилого помещения, не было подавляющего числа, из имеющихся ныне, нежилых помещений, как отдельных объектов недвижимого имущества, для самостоятельного использования независимо от жилых помещений. В соответствие с проектной документацией и актами о вводе эксплуатацию зданий такие помещения (на дату возникновения долевой собственности) находились на балансах эксплуатирующих организаций исключительно как имущество общего пользования. В последствие, в подавляющем большинстве случаев, органы местного самоуправления, не утруждали себя никакими действиями по изменению статуса подобных помещений вытекающими из законодательства. В первую очередь протокольно не оформлялось согласие участников долевой собственности на изменение назначения нежилых помещений общего пользования и согласие всех собственников помещений в зданиях на последующее отчуждение помещений общего пользования. Разрешения на реконструкцию (или строительство) как правило, не оформлялись. Помещения после реконструкции официально не сдавались в эксплуатацию и не ставились на кадастровый учет после официального изменения исходного назначения, как реконструированные, на основании решений собственников, а также строительной, разрешительной и технической (ранее инвентаризационной) документации. Документов, на основании которых данные помещения были отнесены к муниципальной собственности, не существует. Вследствие этого, проблематично получить какие-либо вразумительные сведения из официальных ответов органов местного самоуправления, позволяющих понять обоснованность подобных действий. По факту, органы местного самоуправления по своему усмотрению включали в реестры муниципальной собственности помещения общего пользования и, далее, попросту перераспределяли вспомогательные помещения, предназначенные для обслуживания многоквартирных домов. Позднее, при формировании государственного кадастра недвижимого органы местного самоуправления передавали сведения на имущество не соответствующие фактическому положению. Аналогична ситуация сложилась для большинства многоквартирных домов введенных в эксплуатацию до 1993 года. Решением Ставропольской городской Думы № 171. от 30.07.98 года, нежилые помещения жилищного фонда города включены реестр муниципальной собственности. Внесение в Реестр муниципальной собственности не является правовым основанием для признания права. В 2005 году, после введения в действие Жилищного кодекса, администрацией города Ставрополя помещения необоснованно включены в состав муниципальной казны и затем переданы в хозяйственное ведение муниципальных унитарных предприятий. Ст. 50 Федерального закона от 06.03.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», а также ст. 70 Устава города Ставрополя предусмотрены виды имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. Указанными правовыми актами не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления отчуждать нежилые помещения в многоквартирном доме и являющиеся общей долевой собственностью собственников жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме. Подобные проблемы характерны не только для города Ставрополя и муниципальных образований Ставропольского края. Субъекты федерации (Санкт- Петербург) и органы местного самоуправления крупных городов (Тверь) ведут соответствующую работу по возврату собственникам помещений многоквартирных домов необоснованно присвоенные помещения. При содействии городской Комиссии по учету имущества, государственной жилищной инспекции Санкт- Петербурга и представителей Общественного Совета при вице-губернаторе вернули жителям 900 объектов общего имущества. Только в прошлом 2016 году возвращен 291 объект общей площадью почти двадцать семь тысяч кв. метров. Предусмотренные законодательством процедуры для исключения из состава общего имущества помещений никогда не инициировались документальное оформление сроков выполнения строительных работ и юридических действий, документальное оформление выкупа или другого способа отчуждения имущества и движения средств вырученных от его реализации; Право может возникнуть у застройщика в доме, где изначально не были задекларированы встроено-пристроенные помещения с целевым специальным назначением, но только после процедуры формирования новых помещений для самостоятельного использования, и до заключения первого договора долевого участия в строительстве или купли-продажи помещения (т.е. до возникновения права у второго лица). При определении назначения помещения следует учитывать требования СНиП и СП «Здания жилые многоквартирные». В соответствии с пунктом 3.14. обязательного приложения «Б» к СНиП 31-01-2003, помещения общественного назначения - помещения, предназначенные для осуществления в них деятельности по обслуживанию жильцов дома, жителей Прилегающего жилого района и другие, разрешенные к размещению в жилых зданиях органами Госсанэпиднадзора. В соответствии с пунктом 4.16. СНиП 31-01-2003 в многоквартирных жилых домах в первом, цокольном или подвальном этажах следует предусматривать кладовую уборочного инвентаря, оборудованную раковиной. Учитывая изложенное, можно сделать однозначное заключение, что помещения, которые являются предметом для рассмотрения данного искового заявления, относятся к общему имуществу многоквартирного дома, и не могут быть помещениями, предназначенными для самостоятельного использования, поскольку для этого отсутствуют какие-либо законные предпосылки.
Истица Волкова П.В. в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истицы Волковой П.В. – Волков В.М. в судебном заседании требования поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г. Ставрополя Якимов А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в данном случае выбран неверный способ защиты.
Представитель Управления Росреестра по СК, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представителя третьих лиц ООО УК «Развитие» и МУП ЖЭУ-7, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 05.05.2007 года Управлением проведена государственная регистрация права собственности МО города Ставрополя на объект недвижимости - нежилое помещение, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 51кв.м, с КН <номер обезличен>.
Основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности явилось Постановление главы администрации Ставропольского края «О передаче в муниципальную собственность г. Ставрополя объектов государственной собственности, расположенных на его территории и Постановление Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991 г.
24.08.2016 г. Управлением проведена государственная регистрация права хозяйственного ведения МУП ЖЭУ-7 г. Ставрополя на объект недвижимости - нежилое помещение, расположенных по адресу: <адрес обезличен>
<адрес обезличен>, общей площадью 51кв.м, с КН <номер обезличен>.
Основанием для государственной регистрации явилось Распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя «О передаче из муниципальной казны г. Ставрополя и закреплении за муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-эксплуатационный участок-7» г. Ставрополя.
Государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, -призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.
Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом.
Оспариванию в судебном порядке подлежит не собственно акт государственной регистрации, свидетельство о ней или же запись в реестре, а только гражданско-правовые основания, по которым возникло конкретное право на недвижимое имущество.
Следовательно, для того чтобы признать недействительной запись в ЕГРН, необходимо истице обжаловать явилось Распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя «О передаче из муниципальной казны г. Ставрополя и закреплении за муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-эксплуатационный участок-7» г. Ставрополя, на основании которого было зарегистрировано право.
По общему правилу, установленному п.1 ст.168 Гражданского кодекса РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2 ст.168 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п.2 ст.166 Гражданского кодекса РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Как разъяснено в п.78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки. В исковом заявлении такого лица должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.
Истец, основываясь на ст. 36 Жилищного кодекса РФ и частях 2 и 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» пришел к неверному выводу о том, что право общей собственности возникает с момента с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме. Причем, как указывает сама истец, участок под домом должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Исходя из правового смысла ст. 36 ЖК РФ, переход права на земельный участок к собственникам квартир в жилом многоквартирном доме возможен при соблюдении ряда условий, а именно: многоквартирный дом должен быть введен в эксплуатацию; хотя бы одна из квартир в указанном доме должна быть продана; земельный участок должен быть сформирован для эксплуатации и обслуживания конкретного жилого дома.
Исходя из смысла разъяснений, содержащихся в п. п. 66. 67 Постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома на земельный участок возникает только при условии формирования соответствующего земельного участка и постановки его на кадастровый учет.
Как следует из п. 4 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона" О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Помещения многоквартирного дома, обслуживающие более одной квартиры, определяются в статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и главой VI Жилищного кодекса Российской Федерации, как общее имущество многоквартирного жилого дома. Общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности собственников квартир и домовладельцев и не подлежит отчуждению отдельно от права собственности на помещения (статья 290 ГК РФ, статья 37 ЖК РФ).
На основании подпункта "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений, встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Функциональное назначение помещений определяется по экспликациям к поэтажным планам, а если их нет, то по проектной документации на жилой дом. Назначение помещений: самостоятельные помещения, вспомогательные, технические - должно быть документально определено.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» индивидуализация объекта недвижимости для регистрации проводится посредством технического учета (инвентаризации). Поэтому назначение помещения должно определяться на основании документов технического учета.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.97 N 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 г. N37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в РФ. Техническая инвентаризация должна проводиться в соответствии со строительными нормами и правилами СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».
Этаж технический - это этаж для размещения инженерного оборудования здания и прокладки коммуникаций, может быть расположен в нижней части здания (техническое подполье), верхней (технический чердак) или между надземными этажами (СНиП 31-01-2003).
Таким образом, чердак, подвал, подполье, этаж технический являются конструктивными элементами здания. Указанные технические помещения не могут быть самостоятельными объектами прав и предметами сделок (приватизации, аренды, купли-продажи), это общее имущество собственников помещений многоквартирного дома.
Кроме того, судом учитывается, что истец стороной сделки не является, решение о заключении оспариваемой сделки не принимал, поэтому не имеет субъективного права на ее оспаривание по нормам Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Волковой П. В. в удовлетворении требования о признании отсутствующим оснований применения нормативных документов, предназначенных для регулирования имущественных отношений в системе органов местных Советов: Постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 года «Разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской федерации, краев областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» и Постановления главы администрации Ставропольского края «О передаче в муниципальную собственность города Ставрополя объектов государственной собственности, расположенных на его территории» №72 от 17.03.1992 года; для подтверждения возникновения права муниципальной собственности на имущество у органов местного самоуправления после 04.10.1993 года, и признать их ничтожными для применения в качестве документов устанавливающих право муниципальной собственности на такое имущество – отказать.
Волковой П. В. в удовлетворении требования о применении последствий недействительности действий на основании указанных ничтожных оснований, для восстановления положения, существовавшего до нарушения права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирных домов – отказать.
Волковой П. В. в удовлетворении требования о признании недействительными отношений, вытекающих из документов, ничтожных для применения и восстановить право общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного <адрес обезличен> на подвальные помещения и обязать администрацию города возвратить указанные помещения с кадастровым номером <номер обезличен> (литеры № 1-7 и 10, по экспликации технического паспорта БТИ) в состав общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома по <адрес обезличен> – отказать.
Волковой П. В. в удовлетворении требования об исключении из ЕГРН сведения о праве муниципальной собственности на объект капитального строительства (помещения с литерами № 1-7 и 10, по экспликации технического паспорта БТИ), расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером <номер обезличен>, а также сведения о нем, как об обособленном объекте права – отказать.
Волковой П. В. в удовлетворении требования о распространении действия пункта 1 данного решения на отношения неограниченного круга лиц – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31.05.2019.
Судья Е.С. Данилова