Дело № 3А-76/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2016 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,
с участием представителей Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Комфортстрой» Волковой С.В., Перелыгиной Н.С., представителя Законодательного Собрания Красноярского края Стрикис О.А., представителя Губернатора Красноярского края Захаровой Т.Н., прокурора Моргуна О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-76/2016 по административному иску Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Комфортстрой» о признании недействующими пунктов 4, 5.1, 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223) в части установления коэффициента К3,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Комфортстрой» (далее – ООО СК «КС») обратилось с административным иском о признании недействующими пунктов 4, 5.1, 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223) в части установления коэффициента К3, мотивируя тем, что по договору аренды от 17 апреля 2007 года, заключенному между ООО СК «КС» и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, административному истцу передан в аренду для осуществления строительства земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: г. Красноярск, <данные изъяты>
Оспариваемыми нормативными положениями установлено, что при определении арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства) учитывается срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого предоставлен в аренду земельный участок (п. 4 ст. 12). Кроме того, установлена формула расчета годовой суммы арендной платы, предусматривающая в том числе, применение коэффициента К3 – коэффициент, учитывающий срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (п. 5.1. ст. 12), и также установлено, что коэффициент К3 определяется решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности. В случае если решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов размер коэффициента К3 не определен, такой размер признается равным единице (п. 6 ст. 12).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25 июня 2013 года № В-377 размер коэффициента К3 определен равным 4 по истечении 6 лет с даты предоставления в аренду земельного участка.
На основании данных нормативных актов Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска изменил методику расчета арендной платы, рассчитав ее с учетом коэффициента К3 равного 4.
По мнению административного истца, оспариваемые нормативные положения противоречат ст. 54 Конституции РФ, ст. 4 Гражданского кодекса РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», поскольку не соблюдается принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Административный истец просит признать не соответствующими статье 54 Конституции Российской Федерации, статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 и не действующими пункты 4, 5.1, 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» в части коэффициента К3 с даты их введения Законом Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223.
Определением Красноярского краевого суда от 17 марта 2016 года прекращено производство по делу в части требований ОО СК «КС» о признании не соответствующими пунктов 4, 5.1., 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223) статье 54 Конституции Российской Федерации, поскольку указанные требования не подлежат рассмотрению и разрешению Красноярским краевым судом в порядке административного судопроизводства.
В судебном заседании представители ООО СК «КС» Волкова С.В. и Перелыгина Н.С., действующие на основании доверенностей, настаивала на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Законодательного Собрания Красноярского края Стрикис О.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт принят по вопросу, находящемуся в совместном Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий Законодательного Собрания Красноярского края, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу, не противоречит законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу и не нарушает права административного истца.
Представитель Губернатора Красноярского края Захарова Т.Н., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать по аналогичным основаниям.
Прокурор Моргун О.В. в своем заключении полагал административный иск не подлежащим удовлетворению.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации).
Пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности, а также земельное законодательство.
На основании части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) устанавливалось, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) также предусматривалось, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01 марта 2015 года) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 3 статьи 46, пункту 1 статьи 58 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 (далее - Устав), Законодательное Собрание Красноярского края является органом законодательной власти Красноярского края.
В соответствии с пунктом «з» статьи 61 Устава посредством законов края, принимаемых Законодательным Собранием края, осуществляется правовое регулирование земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством.
Пунктом 2 статьи 5 Закона Красноярского края от 8 ноября 2007 года № 3-702 «О Законодательном Собрании Красноярского края» (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусматривалось, что Законодательное Собрание принимает законы, постановления по предметам ведения Красноярского края, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и Красноярского края в пределах полномочий Красноярского края.
4 декабря 2008 года на четвертом заседании седьмой сессии Законодательного Собрания Красноярского края большинством голосов присутствующих депутатов (49 присутствующих из 52 избранных) во втором чтении принят Закон Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (далее - Закон Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542, л.д. 91, 94), который был подписан Губернатором Красноярского края 19 декабря 2008 года и опубликован 24 декабря 2008 года в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края», № 69 (290), т.е. с соблюдением порядка и сроков, установленных Уставом Красноярского края, Законом Красноярского края от 8 ноября 2007 года № 3-702 «О Законодательном Собрании Красноярского края» (утратил силу 17 декабря 2009 года), Законом Красноярского края от 20 декабря 2002 года № 5-773 «О порядке опубликования и вступления в силу законов края и других актов, принятых высшими органами государственной власти Красноярского края» (утратил силу с 05 января 2009 года).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 данный Закон вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, т.е. 02 января 2009 года.
На основании пункта 6 статьи 2 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 установление порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, отнесено к полномочиям Законодательного Собрания края.
Законом Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223 «О внесении изменений в статью 12 Закона края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (далее - Закон Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223) внесены изменения в статью 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542.
Как следует из материалов дела, Закон Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223 был принят 23 апреля 2013 года на четвертом заседании четвертой сессии Законодательного Собрания Красноярского края большинством голосов присутствующих депутатов (44 присутствующих из 52 избранных) в первом и во втором чтениях (постановления Законодательного Собрания края № 4-1220П, № 4-1222П л.д. 92-93), что соответствует положениям пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Закон Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223 24 апреля 2013 года был направлен для подписания Губернатору Красноярского края, подписан Губернатором Красноярского края 30 апреля 2013 года и опубликован 07 мая 2013 года в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» № 18 (593), а также 08 мая 2013 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru), т.е. с соблюдением порядка и сроков, установленных статьями 141, 142 Уставом Красноярского края, части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» (вступил в силу 05 января 2009 года), Уставным законом Красноярского края 29 января 2009 года № 8-2864 «О Законодательном Собрании Красноярского края», Регламентом Законодательного Собрания Красноярского края.
В соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223 данный Закон вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, т.е. 18 мая 2013 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят по вопросу, находящемуся в совместном Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
На основании Распоряжения администрации города Красноярска от 28 февраля 2007 года № 694 «О предоставлении ООО СК «КС» земельного участка» 17 апреля 2007 года между ООО СК «КС» и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Красноярск, <данные изъяты> для строительства офисного здания, срок аренды с 28 февраля 2007 года по 27 февраля 2010 года. В дальнейшем дополнительными соглашениями срок аренды неоднократно продлялся.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) определялось, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (действует с 01 марта 2015 года) также определено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582).
Утвержденные данным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 основные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Так, согласно Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Статьей 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 установлено, что при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора. При определении размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), учитывается также срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (пункт 4 в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223).
Расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), производится по формуле:
А = Кс x К1 x К2 x К3,
где:
А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);
Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора;
К3 - коэффициент, учитывающий срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (пункт п. 5.1 введен Законом Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223)
Коэффициенты К1, К2 и К3 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности. В случае если решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов размер коэффициента К3 не определен, такой размер признается равным единице.
Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3 утверждается Правительством края (пункт 6 в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223).
Постановлением Правительства Красноярского края от 18 марта 2010 года № 121-п утвержден Порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов K1, K2 и К3, используемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с которым (порядком) расчет экономической обоснованности коэффициентов К1, К2 и К3 направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также категории арендаторов.
Расчет экономической обоснованности коэффициента К3, используемого для определения размера арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), направлен на установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом срока (определяемого с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок.
Этим же Постановлением Правительства Красноярского края от 18 марта 2010 года № 121-п установлено, что органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края утверждают коэффициенты К1, К2 и К3 исходя из следующих основных принципов: принцип экономической обоснованности; принцип предсказуемости расчета арендной платы; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; принцип запрета необоснованных предпочтений.
Доводы административного истца о противоречии пунктов 4, 5.1 и 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 (в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223) статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей правила действия гражданского законодательства во времени, не могут быть приняты во внимание, поскольку ни оспариваемые нормативные положения, ни Закон Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223, которым они были изложены в новой оспариваемой редакции, не содержат правовых норм о распространении оспариваемых правовых норм на правоотношения, возникшие до вступления их в силу.
Как указывалось выше, на основании статьи 2 Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223 «О внесении изменений в статью 12 Закона края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» данный Закон вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, т.е. 18 мая 2013 года. Каких-либо оговорок о придании правовым нормам, предусмотренным пунктами 4, 5.1, 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542, обратной силы статья 2 Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223 не содержит.
При этом вопрос о том, подлежит ли пересчету в связи со вступлением в силу изменений, внесенных Законом Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223, размер арендной платы по договору аренды земельного участка от 17 апреля 2007 года, а также вопрос о том, с какого момента подлежит изменению арендная плата в случае ее пересчета, не является предметом исследования в рамках настоящего административного дела, предметом которого является проверка оспариваемого нормативного правового акта на соответствие законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
Оспаривая пункты 4, 5.1, 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 (в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223), административный истец указывает на то, что они противоречат принципам экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы и запрета необоснованных предпочтений, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.
Между тем, статьей 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 (в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223) установлен лишь порядок определения размера арендной платы исходя из кадастровой стоимости конкретного земельного участка и поправочных коэффициентов (K1, K2 и К3). При этом установлено, что порядок расчета экономической обоснованности коэффициентов K1, K2 и К3 устанавливает Правительство Красноярского края, сами коэффициенты - органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, а в случае если решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов размер коэффициента К3 не определен, такой размер признается равным единице.
По мнению суда, сама по себе возможность установления в Законе Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 (в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223) коэффициента К3 в качестве одного из элементов порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов для строительства, не противоречит действующему законодательству. При этом пунктом 6 статьи 12 указанного Закона установлено, что коэффициент К3 определяется решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности.
Таким образом, учитывая, что статьей 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 (в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223) не регулируется порядок расчета экономической обоснованности коэффициента К3, а также не устанавливается повышающий либо понижающий размер данного коэффициента, доводы административного истца о не соответствии оспариваемых нормативных положений в части установления коэффициента К3 принципу экономической обоснованности, не могут быть приняты во внимание.
Также суд не может согласиться с доводом административного истца о несоответствии оспариваемых правовых норм принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, поскольку не установление Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 (в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223) случаев, при которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, указывает на то, что на основании данного Закона пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя не допускается.
При этом предусмотренное пунктами 4, 5.1, 6 статьи 12 Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 (в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223) применение коэффициента К3 в качестве элемента порядка определения размера арендной платы и составляющей формулы расчета на случаи, если объект, для строительства которого был предоставлен в аренду земельный участок, не введен в эксплуатацию по истечении срока, определяемого с даты предоставления в аренду земельного участка, не является собственно пересмотром размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, поскольку принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, меняющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий соответствующих договоров аренды независимо от воли их сторон и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных положений принципу запрета необоснованных предпочтений не могут быть приняты во внимание, поскольку законодательное регулирование применения коэффициента К3 является одинаковым для всех земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных для строительства (за исключением жилищного строительства) и по отношению ко всем арендаторам, заключившим договор аренды земельных участков не по результатам торгов.
Доводы о том, что ООО СК «КС» не располагало сведениями об увеличении размера арендной платы, не получало извещения, не заключало дополнительных соглашений к договору аренды земельного участка от 17 апреля 2007 года, не имеют правового значения при проверке оспариваемого нормативного правового акта на соответствие законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что пункты 4, 5.1, 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223) в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца не нарушают.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 170-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Комфортстрой» о признании недействующими пунктов 4, 5.1, 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (в редакции Закона Красноярского края от 23 апреля 2013 года № 4-1223) в части установления коэффициента К3 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 21 марта 2016 года