Дело № 2-1737/2022
11RS0004-01-2022-002845-97
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми
в составе судьи Васевчик Е.П.
при секретаре судебного заседания Кожевиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 22 сентября 2022 года гражданское дело по иску Мишиной С. Е. к Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Коми о взыскании недоплаченной компенсации при сокращении за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,
установил:
Мишина С.Е. обратились в суд с иском к ответчику о взыскании недоплаченной компенсации при сокращении за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в сумме 12 261,14 руб., процентов за задержку выплаты заработной платы в соответствие со ст.236 ТК РФ на дату вынесения решения суда, компенсации морального вреда в размере 5000 руб., судебных расходов на оплату юридических услуг в размере 3000 руб. В обоснование требований истец указала, что 10.01.2022 была уволена в соответствие с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращения должностей гражданской службы в государственном органе). При расчете месячного денежного содержания ответчиком не были учтены выплаты Мишиной С.Е. средств материального стимулирования за период с января 2021г. по декабрь 2021г. Данный факт был установлен решением Печорского городского суда от 24.05.2022 по делу №2-1036/2022, которым с Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Коми взыскана компенсация при сокращении должности за 4 месяца со дня увольнения, исходя из месячного денежного содержания, определенного в размере 42 069,63 руб. (35 939,06 руб. + 6130,57 руб.). В последующем истцу была произведена выплата за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения в размере 35 939,06 за каждый месяц. При этом, сумма компенсации должна составлять 42 0693,693 руб. за месяц. Кроме того, истец основывает свои требования на положениях ст.236 ТК РФ, в соответствии с которой при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации). Истец просит взыскать с ответчика проценты за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст.236 ТК РФ по состоянию на дату вынесения решения суда. Учитывая факт нарушения ответчиком прав истца, вины работодателя, а также с учетом требований разумности с ответчика истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей и судебные расходы в размере 3000 руб.
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми Гусак С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми.
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица УФНС России по Республике Коми, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Мишина С.Е., в соответствии с приказом №01-06/72 от 30.05.2017, принята на работу и назначена государственным налоговым инспектором в отдел камеральных проверок №1. В соответствии с приказом №01-06/62 от 30.04.2019 была переведена в отдел камеральных проверок №2 государственным налоговым инспектором.
На основании приказа Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Коми от 16.06.2021 №01-06/63 «О прекращении (расторжении) служебного контракта с работниками (увольнении, освобождении от должности)» с Мишиной С.Е. был прекращен (расторгнут) служебный контракт с 30.06.2021. Согласно данному приказу Мишиной С.Е. 30.06.2021 выплачена денежная компенсация в сумме 164 263,56 руб. в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с п.1.3. части 3 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и денежная компенсация в сумме 26 076,82 руб. за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в количестве 22,58 дней.
Решением Печорского городского суда по делу №2-1036/2022 от 24.05.2022 с Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Коми в пользу Мишиной С.Е. взыскана недоплаченная компенсация четырехмесячного денежного содержания 24 522,28 рублей, недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск в размере 23 801,71 рублей (без учета удержаний НДФЛ), недоплаченная оплата отпуска с 02.05.2021 по 04.06.2021 в размере 22 955,01 (без учета удержаний НДФЛ), проценты за задержку выплаты заработной платы в сумме 10 725,08 рублей, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей, судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме 3000 рублей.
Согласно ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением суда по делу №2-1036/2022 от 24.05.2022 установлено, что в расчет сумм, подлежащих выплате Мишиной С.Е. при ее увольнении, не были включены произведенные выплаты материального стимулирования.
Сумма компенсация при сокращении должности Мишиной С.Е. за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения была выплачена также без учета произведенных выплат материального стимулирования.
Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных Правил, согласно абз. 1 которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных пп. "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. "а" - "г" п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. "д" - "ж" п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
В силу п. 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
П. 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 №763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 пп. "р" п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству РФ было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч. ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих, а, следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных истцами требований о составе денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных им в течение 12 месяцев перед увольнением (а именно с июня 2020 года) выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования.
Указанные правовые позиции изложены в судебных актах Верховного суда РФ (Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.07.2019 N 34-КГ19-4, от 28.08.2017 N 2-КГ17-13).
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014г. № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.6 и 8 Правил № 562 исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 ФЗ № 79, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014г. № 238-7.
Из материалов дела следует, что в указанный расчетный период истцу на основании приказов УФНС России по Республике Коми от 28.04.2021г. №01-06/38, от 21.05.2021 №01-06/47, от 28.06.2021 №01-06/68дсп, от 28.07.2021 №01-06/86дсп, от 20.09.2021 №01-06/108дсп «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в Республике Коми», утверждающих распределение средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Республике Коми, произведены выплаты материального стимулирования, которые не были включены в расчет сумм подлежащих выплате Мишиной С.Е. при выплате компенсации при сокращении за 5-й и 6-й месяцы.
Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Коми в материалы дела представлен расчет спорных сумм, произведенный в соответствии с Правилами от 6 сентября 2007г. №562, который соответствует Правилам исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007г. №562, и принимается судом.
В соответствии с данным расчетом истцу Мишиной С.Е. с учетом сумм материального стимулирования подлежит взысканию недоплаченная сумма компенсации при сокращении за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения в сумме 12 261,74 руб.
В силу ч. 1 ст. 236 ТК РФ при неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Мишина С.Е. подала заявление о выплате компенсации за 5-й месяц со дня увольнения с решением ГК РФ «Центр занятости населения **********» от 17.06.2022 №120 в инспекцию 17.06.2022, приказ о выплате был принят 20.06.2022, при сроке перечисления 02.07.2022 перечисление произведено 04.07.2022; заявление о выплате компенсации за 6-й месяц со дня увольнения с решением ГК РФ «Центр занятости населения **********» от 11.07.2022 №129 в инспекцию 12.07.2022, приказ о выплате был принят 18.07.2022, при сроке перечисления 27.07.2022 перечисление произведено 22.07.2022.
Следовательно, расчет процентов по ст.236 ТК РФ должен производиться, начиная с 03.07.2022 за 5-й месяц и с 28.07.2022 – за 6-й месяц.
Истцу подлежат взысканию проценты за задержку выплаты заработной платы за период с 03.07.2022 по 22.09.2022 в сумме 281,61 руб. (от суммы 6130,87 руб.) и за период с 28.07.2022 по 22.09.2022 в сумме 185,56 руб. (от суммы 6130,87 руб.).
Статья 237 ТК РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснено в п. 63 Постановления Пленумом Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Судом достоверно установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, выразившиеся в несвоевременной выплате в полном объеме компенсации денежного содержания при сокращении за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, в связи с чем, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, оценив в соответствии со статьей 67 ГПК РФ все представленные по делу доказательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера причиненных истцу нравственных страданий, приняв во внимание характер и объем нарушения трудовых прав истца, степень физических и нравственных страданий и с учетом требований разумности и справедливости, полагает подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 3000 рублей.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика расходов по оплате юридических услуг в размере 3000 рублей.
Статьей 48 Конституции РФ гарантированно право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст. 96 ГПК РФ.
Согласно ст. ст. 88, 94 ГПК РФ к судебным расходам относятся, в т.ч. и расходы на оплату услуг представителя.
В судебном заседании установлено, что истец Мишина С.Е. обратилась за юридической помощью к Хаёрову А.А. и понесла расходы по оплате его услуг за составление искового заявления в сумме 3000 рублей, что подтверждается квитанцией от 15.08.2022.
На основании ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя.
Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, пределами разумности и в соответствии с объемом защищаемого права, считает возможным удовлетворить требование Мишиной С.Е. и взыскать с ответчика в ее пользу судебные издержки в виде расходов по оплате юридических услуг в размере 3000 рублей
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Коми в пользу Мишиной С. Е. недоплаченную компенсацию компенсации при сокращении за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения в размере 12 261,14 (Двенадцать тысяч двести шестьдесят один рубль 14 копеек) рублей, проценты за задержку выплаты заработной платы в сумме 467,17 (Четыреста шестьдесят семь рублей 17 копеек) рублей, компенсацию морального вреда в сумме 3000 (Три тысячи) рублей, судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме 3000 (Три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Васевчик
Мотивированное решение изготовлено 10.10.2022