ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2017 г. г.Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Данилин Е.М. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении Ундрицова Леонида Ильича о привлечении к административной ответственности по ст.6.1.1 КоАП РФ,
установил :
дата старшим УУП ОП ----- УМВД России по г. Чебоксары майором полиции Кабановым В.Н. был составлен протокол о совершении Ундрицовым Л.И. административного правонарушения, предусмотренного ст.6.1.1 КоАП РФ.
дата указанный материал поступил повторно в адрес Ленинского районного суда г.Чебоксары для рассмотрения.
Изучив поступившие материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из поступивших материалов следует, что определением Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата административный материал в отношении Ундрицова Л.И. был возвращен в адрес административного органа, его направившего, так как он содержал существенные недостатки, препятствующие рассмотрению. Было указана, что «…в представленном протоколе об административном правонарушении отсутствует описание события административного правонарушения; - отсутствует описание, какими действиями Ундрицов Л.И. причинил потерпевшему физическую боль, а также механизм нанесения побоев, локализация телесных повреждений у потерпевшего в протоколе не отражены, то есть событие административного правонарушения не описано…».
Изложенные недостатки необходимо было устранить.
Вместе с тем, вышеуказанные недостатки административным органом не устранены, поступивший на рассмотрение протокол об административном правонарушении, в нарушение положений ст. 26.1 КоАП РФ, ст. 28.2 КоАП РФ, содержит такие же недостатки, указанные ранее в определении, описание события административного правонарушения отсутствует.
Поступивший протокол содержит исправление в части даты его составления, никем не заверенное, что также является препятствием к его рассмотрению.
Кроме того, особенностью рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.1.1 КоАП РФ санкция которой устанавливает наказание в том числе в виде административного ареста, является содержащаяся в абзаце 2 ч.3 ст.25.1 КоАП РФ положение о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушениями, влекущим административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу является обязательным.
Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении – в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания. В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.
КоАП РФ связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей. Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).
При передаче судье для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, санкция которого предусматривает в качестве наказания административный арест, орган, возбудивший дело должен обеспечить отсутствие препятствий к рассмотрению этого дела и необходимым условием является обеспечение участия в судебном заседании лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 г. № 1125-О, от 29 сентября 2015 г. № 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности. Таким образом, принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий: – лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание; – санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания; – фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества. При этом судам надлежит учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста. Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела. Аналогичная позиция выражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 за 2016 год (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
Таким образом, рассмотрение данного административного дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, возможно в случае, если ввиду данных о его личности ему не следует назначать административное наказание в виде административного ареста.
Однако, участие Ундрицова Л.И. в рассмотрении дела об административном правонарушении не обеспечено.
Как видно из представленного материала, дата Ундрицов Л.И. совершил нанесение побоев, но не повлекших последствий, указанных в ст.ст. 116 УК РФ. При этом, представленные материалы дают основания полагать о возможности назначения ему административного наказания в виде административного ареста, что влечет за собой обязательность его явки в судебное заседание. Обратное, в силу указания Конституционного суда РФ, является нарушением права на защиту.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что протокол по дело об административном правонарушении со всеми приложенными к нему документами подлежит возврату должностному лицу, составившему его, для устранения недостатков.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ,
определил :
Возвратить протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Ундрицова Леонида Ильича о привлечении к административной ответственности по ст.6.1.1 КоАП РФ, в ОП ----- УМВД по г.Чебоксары для устранения указанных недостатков.
Судья Е.М. Данилин