№ 16-541/2021 (16-6370/2020)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 18 января 2021 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя ТСЖ «Потенциал» Ивашова И.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №135 Санкт-Петербурга от 21.05.2020, решение судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 08.07.2020, состоявшиеся в отношении ТСЖ «Потенциал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №135 Санкт-Петербурга от 21.05.2020, оставленным без изменения решением судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 08.07.2020, ТСЖ «Потенциал» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ТСЖ «Потенциал» просит об отмене постановления мирового судьи и решения судьи районного суда, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что 02.03.2020 ТСЖ «Потенциал», расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Шлиссельбургский пр., д.1, не выполнило требование законного предписания должностного лица ОНДПР Невского района управления по Невскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу №2-19-327/1/1 от 06.06.2019 об устранении нарушений требований пожарной безопасности при управлении многоквартирным жилым домом по вышеуказанному адресу в срок до 01.03.2020, а именно: оборудовании системой автоматической противопожарной сигнализации жилого здания высотой более 28 м; обеспечении исправного состояния систем противодымной защиты (системы дымоудаления и подпора воздуха в лифтовые шахты лифтов), а так же системой оповещения и управления при пожаре 3 типа.
Привлекая ТСЖ «Потенциал» к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, верно применив к рассматриваемым правоотношениям положения пунктов 6.2 таблицы А1, пункта 5 таблицы 2 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175 (далее - СП 5.13130.2009), пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 (Документ утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 № 103), Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о невыполнении юридическим лицом в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы законного представителя ТСЖ «Потенциал» о незаконности предписания должностного лица ОНДПР Невского района управления по Невскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу №2-19-327/1/1 от 06.06.2019 со ссылкой на то, что требования пожарной безопасности не распространяются на существующие объекты, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, подлежат отклонению.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно положениям статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», частей 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
СП 5.13130.2009 разработан в соответствии со статьями 42, 45, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 – 116 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с Приложением «А», стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что 12-этажное здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Шлиссельбургский пр., д.1, введено в эксплуатацию в 1988 году.
Согласно пункту 6.2 таблицы «А.1» (Приложение «А» к СП 5.13130.2009) жилые здания высотой более 28 м подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией вне зависимости от площади.
Аналогичное положение содержит пункт 6.2 таблицы 1 (приложение к Нормам пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденным приказом МЧС РФ от 18.06.2003 (НПБ 110-03).
Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты ТСЖ «Потенциал» обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе СП 5.13130.2009 и НПБ 110-03.
Период постройки и введения в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Шлиссельбургский пр., д.1, не освобождает ТСЖ «Потенциал», осуществляющее управления общим имуществом в многоквартирном доме, от соблюдения действующих норм и правил пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что ТСЖ «Потенциал» имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья жильцов многоквартирного жилого дома.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения ТСЖ «Потенциал» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ТСЖ «Потенциал» в пределах санкции части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка №135 Санкт-Петербурга от 21.05.2020, решение судьи Невского районного суда Санкт-Петербурга от 08.07.2020, состоявшиеся в отношении ТСЖ «Потенциал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя ТСЖ «Потенциал» Ивашова И.Н. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции