УИД - 26RS0003-01-2023-000291-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2023 года город Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Шандер Н.В.,
при секретаре судебного заседания Левине Р.В.,
с участием: представителя истца - помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Пахомовой А. В., представителя ответчика Садоводческого некоммерческого товарищества «Геофизик» и представителя третьего лица Глушенок Л. С. - Зецепилина И. В., представителя третьего лица – Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Сити» - Милениной Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда города Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к садоводческому некоммерческому товариществу «Геофизик», администрации города Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя об оспаривании бездействия, возложении обязанностей,
установил:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор), действуя в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, впоследствии уточненным, к садоводческому некоммерческому товариществу «Геофизик» (далее – СНТ «Геофизик»), администрации города Ставрополя:
- о признании незаконным бездействия СНТ «Геофизик», выразившегося в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мер по созданию на территории СНТ «Геофизик» мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества;
- о возложении на СНТ «Геофизик» обязанности в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: подать в администрацию города Ставрополя заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Геофизик» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; направить региональному оператору ООО «Эко-Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- о возложении на администрацию города Ставрополя обязанности в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать СНТ «Геофизик» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов либо определить для СНТ «Геофизик» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на отсутствие в СНТ «Геофизик» контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, отсутствие заключенного с региональным оператором ООО «Эко-Сити» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. СНТ «Геофизик» не приняты меры по обустройству на территории товарищества мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям Свода правил 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства», что нарушает требования ст. ст. 4, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 24.6, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 7, 14, 18, Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 5.10 Свода правил 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения», п. «в» ст. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 № 190.
По мнению прокурора, подобное бездействие СНТ «Геофизик» нарушает конституционное право неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации и иных лиц на благоприятную окружающую среду, может привести к образованию несанкционированных (стихийных) свалок, ненадлежащему транспортированию и размещению отходов.
Определением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 16.02.2023, вынесенным без удаления суда в совещательную комнату, к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, что занесено в протокол судебного заседания.
Определением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 30.03.2023, вынесенным без удаления суда в совещательную комнату в порядке ч. 2 ст. 224 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Определением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 27.04.2023, вынесенным без удаления суда в совещательную комнату, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Глушенок Л.С., что занесено в протокол судебного заседания.
В судебном заседании представитель истца помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Пахомова А.В. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме по изложенным в нем основаниям с учетом уточнений.
Представитель ответчика СНТ «Геофизик» и третьего лица Глушенок Л.С. - Зацепилин И.В. в судебном заседании возражал в удовлетворении заявленных прокурором требований, полагая их несостоятельными, поддержав доводы, приведенные в письменных возражениях. Дополнительно пояснил, что к территории товарищества отсутствуют подъездные пути, в связи с чем, размещение контейнерной площадки на территории товарищества, по его мнению, не представляется возможным, поскольку региональный оператор не сможет забирать ТКО. Неоднократные обращения в администрацию города Ставрополя и иные компетентные службы по осуществлению ремонта дороги положительного результата не дали. При этом не отрицал отсутствие заключенных членами товарищества индивидуальных договоров с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов. Напротив, настаивал на том, что на территории СНТ «Геофизик» ТКО не образуются, поскольку его члены не ведут там никакой хозяйственный деятельности, участки фактически заброшены, заросли травой, из-за отсутствия подъездных путей члены товарищества не имеют возможности пользоваться своими участками. Это обстоятельство, по его мнению, подтверждается сведениями, размещенными на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, согласно которым на территориальной схеме обращения с отходами в Ставропольском крае отсутствует указание на источники образования ТКО на территории СНТ «Геофизик». При этом пояснил, что в состав СНТ «Геофизик» входит около 700 участков. Также сослался на то, что согласно заключению кадастрового инженера ФИО6 на территории СНТ «Геофизик» на участках общего назначения предусмотреть места (площадки) накопления ТКО с соблюдением СП 53.13330.2019 не представляется возможным. Указал также на то, что общим собранием членов СНТ «Геофизик» принято решение правлению СНТ «Геофизик» не заключать единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а членам товарищества при условии образования мим ТКО на их земельных участках, самостоятельно заключать прямые договоры с оператором на оказание услуг по обращению в ТКО, что подтверждается соответствующим протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Сити» Миленина Е.А. в судебном заседании полагала, что исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поддержала доводы, приведенные в письменном отзыве Общества на исковое заявление.
Представитель ответчика администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с одновременной просьбой об отказе в удовлетворении требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленных к администрации города Ставрополя.
Представитель ответчика комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя в судебное заседание также не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщил, каких-либо ходатайств от него, в том числе об отложении судебного заседания, не поступало.
Представитель третьего лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщил, каких-либо ходатайств от него, в том числе об отложении судебного заседания, не поступало. При этом Министерством представлены письменные возражения на исковое заявление прокурора, в которых просит принять решение по данному делу в соответствии с нормами действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Статьей 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления»предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очисткеот отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии Федеральным законом.
Приведенные положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на здоровье и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества (п. 1).
Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имущество общего пользования – расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор ТКО и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретённые для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
Пункт 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет товарищество собственников недвижимости как добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одной из целей деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества определяет создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия) (пункт 1 статьи 7).
Члены товарищества обязаны своевременно уплачивать взносы, предусмотренные названным законом. При этом членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные в том числе с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями (пункт 2 части 6 статьи 11, пункт 3 части 5 статьи 14).
Принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального исполнительного органа (пункт 6 части 7 статьи 18 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Из приведенных законоположений следует, что постоянно действующий коллегиальный орган управления товариществом самостоятельно заключает договоры с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, требования об организации контейнерных площадок для сбора ТКО распространяются, в том числе на садовые некоммерческие товарищества.
Статьей 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, а именно индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. При архитектурно- строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами (п. 2).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
В соответствии с п. п. 3, 4 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Пунктом 3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, установлено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО савтоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Согласно п. 5.10 Свода правил 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденных приказом Минстроя России от 14.10.2019 № 618/пр, на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизированных отходов (стекло, металл, полиэтилен и пр.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров для накопления ТКО. Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1.5 м„ иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков. Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
Соответственно, с учетом вышеприведенных положений, на СНТ «Геофизик» в силу закона возложена обязанность организовать контейнерную площадку на территории товарищества.
Согласно ст. 7 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одной из целей СНТ является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Таким образом, в соответствии с п. 6 ч. 7 ст. 18 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по заключению договора с региональным оператором по обращению с ТКО возложена на правление СНТ.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления № заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Региональный оператор согласно ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не вправе отказаться от заключения договора.
С учетом изложенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества, Закона об отходах производства и потребления садовое или огородническое некоммерческое товарищество является уполномоченным лицом, действующим от своего имени и в интересах членов товарищества, которое заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В ст. 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в частности в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Таким образом, право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
В иске прокурора обоснованно указано на то, что игнорирование СНТ «Геофизик» требований законодательства об охране окружающей среды, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»права граждан, круг которых невозможно установить и привлечь к участию в деле, на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством.
Согласие ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Непринятие СНТ «Геофизик» мер по организации контейнерной площадки, отсутствие договора на вывоз твёрдых коммунальных отходов с территории товарищества нарушает право неопределенного числа граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Поскольку СНТ «Геофизик» не выполняются обязанности, возложенные на него вышеуказанными нормами действующего законодательства, они подлежат возложению на данного ответчика в судебном порядке по настоящему иску, предъявленному прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Восстановление гарантированного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на организацию обращения с твердыми коммунальными отходами, образовавшимися на территории садового (дачного) некоммерческого товарищества, предотвращению образования несанкционированных (стихийных) свалок, ненадлежащего транспортирования и размещения отходов.
Непринятие СНТ «Геофизик» мер по организации контейнерной площадки, отсутствие договора на вывоз твёрдых коммунальных отходов с территории СНТ нарушает принцип единства законности, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, как основной принцип реализации права, выражающийся в единообразном и неукоснительном исполнении требований законов, действующих на территории Российской Федерации.
Доводы представителя ответчика СНТ «Геофизик» об отсутствии подъездных путей к товариществу, влекущих, по его мнению, невозможность исполнения региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в рассматриваемом случае не могут быть приняты судом, поскольку, по сути, направлены на оправдание допущенного бездействия товарищества и непринятие мер по созданию на его территории мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и по заключению с региональным оператором соответствующего договора на оказание услуг по обращению с такими отходами, образующимися на территории товарищества.
Более того, фактически указанными доводами представитель СНТ «Геофизик» дает субъективную оценку исполнения в будущем договора региональным оператором, представителем которого он не является и соответствующими полномочиями не наделен. Вопросы же о способах и порядке исполнения договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложены на регионального оператора, коим является ООО «Эко-Сити», а не СНТ «Геофизик».
Надлежащих и допустимых доказательств тому, что СНТ «Геофизик» предпринимало меры к созданию на его территории мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, суду не представлено. Представленные представителем товарищества обращения в администрацию города Ставрополя, администрацию Ленинского района г. Ставрополя, комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя и ответы на них, таковыми не являются, поскольку названные обращения касались вопроса формирования подъездных путей к товариществу, а не созданию и оборудованию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на его территории.
Не представлено суду и надлежащих доказательств тому, что на территории СНТ «Геофизик», в состав которого по утверждению его представителя входит порядка 700 участков, отсутствуют жилые строения, что членами товарищества не ведется никакая хозяйственная деятельность и не образуются твердые коммунальные отходы. Напротив, подобные утверждения представителя СНТ «Геофизик» по сути основаны на предположениях и противоречат представленной выписке из протокола общего собрания членов СНТ «Геофизик» № от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которого было принято решение членам товарищества самостоятельно заключать прямые договоры с оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при условии их образования на принадлежащих им участках, что, в свою очередь, свидетельствует об образовании таковых. При этом суд обращает внимание на то, что названное решение было принято после обращения прокурора в суд с настоящим иском, и суду не было представлено доказательств, что такие договоры с региональным оператором самостоятельно заключены членами товарищества. Напротив, как пояснила представитель ООО «Эко-Сити», такие договоры ни с кем из членов СНТ «Геофизик» не заключены.
Что касается ссылок представителя СНТ «Геофизик» на то, что на территориальной схеме обращения с отходами в Ставропольском крае отсутствует указание на источники образования ТКО на территории СНТ «Геофизик», то суд также не находит оснований расценивать их, как безусловное доказательство необразования таковых.
Также суд не может принять во внимание в качестве бесспорного доказательства невозможности создания на территории СНТ «Геофизик» площадки для накопления твердых коммунальных отходов представленное заключение кадастрового инженера ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку как видно из его содержания кадастровый инженер руководствовался исключительно сведениями публичной кадастровой карты и проектом организации территории СНТ «Геофизик», без натурного осмотра местности, без учета фактического использования участков и сведений об их принадлежности.
С учетом изложенного, установленных фактических обстоятельств дела, приведенных выше норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора к СНТ «Геофизик» в полном объеме.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора к администрации города Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя, поскольку не представлено доказательств нарушения указанными ответчиками каких-либо возложенных на них законом обязанностей, неисполнения полномочий. В этой связи отсутствуют правовые основания для возложения на администрацию города Ставрополя и комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя обязанностей в судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «Геофизик» (ОГРН 1072600001760), администрации города Ставрополя (ОГРН 1022601931901), комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя (ОГРН 1052600306770) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения - удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие садоводческого некоммерческого товарищества «Геофизик» (ОГРН 1072600001760, ИНН 2634039820), выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мер по созданию на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Геофизик» мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», по подаче заявки на включение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; по заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садоводческого некоммерческого товарищества.
Возложить на садоводческое некоммерческое товарищество «Геофизик» обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- подать в администрацию города Ставрополя заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Геофизик» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;
- направить региональному оператору Обществу с ограниченной ответственностью «Эко-Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Требование Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Ставрополя, комитету городского хозяйства администрации города Ставрополя о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать садоводческому некоммерческому товариществу «Геофизик» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов либо определить для садоводческого некоммерческого товарищества «Геофизик» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Ставрополя.
Мотивированное решение суда составлено 22 июня 2023 года.
Судья Н.В. Шандер