Решение по делу № 8Г-4006/2024 [88-7811/2024] от 31.01.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД № 91RS0022-01-2020-000117-57

Дело № 88-7811/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-1/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                    12 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Фрид Е.К.,

судей Грибанова Ю.Ю., Парамоновой Т.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Феодосии Республики Крым к ФИО22, ФИО23 о признании недействительным сделки, признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, признании недействительным раздела земельного участка, прекращении права собственности на земельные участки; по исковому заявлению третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора Местной религиозной организация г. Феодосии «Церковь святого Саркиса» Российской и Ново-Нахичеванской епархии Святой армянской апостольской православной церкви к ФИО24, ФИО25, администрации города Феодосии Республики Крым, Феодосийскому городскому совету Республики Крым о признании недействительным решения, признании недействительной сделки, признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, признании недействительным раздела земельного участка, прекращении права собственности на земельные участки, обязательстве совершить определенные действия

по кассационным жалобам ответчиков ФИО26 и ФИО27 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25 октября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Фрид Е.К., выслушав мнение представителя ФИО28 по ордеру ФИО29 поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

администрация г. Феодосии Республики Крым обратилась в суд с иском к ФИО30 ФИО31 в котором просила признать недействительным договор купли-продажи от 25 января 2019 года земельного участка по адресу: <адрес> площадью 0,1 га, кадастровый номер (далее по тексту – земельный участок с кадастровым номером ), заключенный между ФИО32. и ФИО33 признать недействительным раздел данного земельного участка, в результате которого образовались земельные участки с кадастровыми номерами и ; прекратить право собственности ФИО35 на земельный участок, площадью 400 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер (далее по тексту - земельный участок с кадастровым номером ); прекратить право собственности ФИО36 на земельный участок, площадью 600 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер (далее по тексту - земельный участок с кадастровым номером ); исключить сведения об указанных земельных участках из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), прекратить право собственности ФИО37 на них.

В обоснование требований указали, что решением 8 сессии 2 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым № 48 от 12 декабря 2019 года отменен пункт 7 решения 33 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым от 31 декабря 2004 года «Об утверждении проектов землеустройства по изменению целевого назначения гражданам Украины» в части, касающейся утверждения проекта землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка, гражданину ФИО38 для строительства и обслуживания жилого дома, код назначения - 1.8. и передаче бесплатно в частную собственность земельного участка, расположенного по адресу: г<адрес>, кадастровый номер , площадью 0,1 га, в том числе по угодьям: застроенные земли, которые используются в коммерческих целях за счет земель, не переданных в собственность или постоянное пользование, входящих в категорию земель жилой и общественной застройки в границах города Феодосии. Спорный земельный участок находится в рекреационной зоне озелененных территорий общего пользования, техническая документация ФИО39 была составлена неправильно, земельный участок выделялся с существенным нарушением норм земельного и градостроительного законодательства. Поскольку право собственности на земельный участок приобретено ФИО41 на основании признанного незаконным решения, то подлежат признанию недействительным договор купли-продажи спорного земельного участка от 25 января 2019 года, заключенный между ФИО42. и ФИО43 а также решение ФИО44 о разделе земельного участка от 22 февраля 2019 года, что в свою очередь, является основанием для снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами ,

В ходе рассмотрения дела третье лицо Местная религиозная организация г. Феодосии «Церковь святого Саркиса» Российской и Ново-Нахичеванской епархии Святой армянской апостольской православной церкви, обратилась в суд с самостоятельными требованиями, в котором с учетом последующих уточнений просила признать незаконным и отменить пункта 7 решения 33 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым от 31 декабря 2004 года № 1884 «Об утверждении проектов землеустройства по изменению целевого назначения гражданам Украины», которым утвержден проект землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка гражданину Украины ФИО47 для строительства и обслуживания жилого дома и передан бесплатно в частную собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,1 га, кадастровый номер ; признать недействительным договор купли-продажи от 25 января 2019 года земельного участка с кадастровым номером , заключенный между ФИО48 и ФИО49.; признать недействительным раздел земельного участка с кадастровым номером ; прекратить право собственности ФИО50 на земельный участок с кадастровым номером , исключить сведения об указанном земельном участке из ЕГРН; прекратить право собственности ФИО51 на земельный участок с кадастровым номером , исключить сведения об указанном земельном участке из ЕГРН.

Мотивировка встречных требований повторяет позицию первоначального иска.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 апреля 2023 года в удовлетворении исков отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25 октября 2023 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 апреля 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично.

Признан недействительным пункт 7 решения 33 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым от 31 декабря 2004 года № 1884 «Об утверждении проектов землеустройства по изменению целевого назначения гражданам Украины», которым утвержден проект землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка гражданину Украины ФИО52. для строительства и обслуживания жилого дома и передан бесплатно в частную собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,1 га, кадастровый номер

Истребованы из чужого незаконного владения ФИО53 земельные участки с кадастровым номером и с кадастровым номером в муниципальную собственность.

Указано, что апелляционное определение является основанием для прекращения регистрации в ЕГРН права собственности ФИО54В. на земельные участки с кадастровым номером и с кадастровым номером и исключения сведений об указанных земельных участках из ЕГРН.

Ответчик ФИО55. в кассационному жалобе просит отменить апелляционное определение, оставить решение суда первой инстанции в силе или принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, в обоснование доводов которой указывает, что суд апелляционной инстанции вышел за рамки спора, правовые основания для признания незаконным права собственности ФИО56 а впоследствии ФИО57 отсутствуют. Истец и третье лицо с самостоятельными требованиями Местная религиозная организация г. Феодосии «Церковь Святого Саркиса» в нарушение пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации намеренно недобросовестно злоупотребляет своим правом, предоставленным законом. Имело место затягивание процесса. Земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 0,1 га, кадастровый номер , на дату его формирования и отведения находился в границах зоны регулируемой застройки - окружности с радиусом 200 м в соответствии с решением № 284 Исполнительного комитета Крымского областного совета народных депутатов от 22 мая 1979 года. Правовых оснований для прекращения права собственности на земельный участок, находящийся в зоне охраны объектов культурного наследий или защитной зоне объекта культурного наследия, не имеется. Принятая судом апелляционной инстанции рецензия является недопустимым и ненадлежащим доказательством и не может подтверждать неправильность, неполноту заключения судебного эксперта ФИО58 Исковые заявления предъявлены в суд по истечении 16 лет после вынесения решения о передаче спорного земельного участка в собственность ФИО59

В кассационной жалобе ответчик ФИО60 просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции занял позицию истца и третьего лица в отсутствие доказательств, позиция суда о том, что техническая документация не содержит сведений о наличии и границах охранной зоны и это является нарушением законодательства, несостоятельны. Применение судом апелляционной инстанции законов, принятых после 1979 года, к понятию, порядку и к самому факту установления охранной зоны объекта культурного наследия - является нарушением или неправильным применением норм материального права. Основания для прекращения права собственности на земельные участки, предусмотренные законом, истец не указал. Попасть в зону зелёных насаждений общего пользования, спорные земельные участки не могли по определению. Кассатор настаивает на пропуске срока исковой давности.

В возражениях на жалобу представитель Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым просит оставить апелляционное определение без изменения, жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (4kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения ввиду следующего.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, решением 30 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым № 1639 от 1 октября 2004 года гражданину Украины ФИО61 дано разрешение на составление проекта отвода по землеустройству на изменение целевого назначения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 0,1 га, для строительства и обслуживания жилого дома, код целевого использования - 1.8.

Согласно пункту 7.1 решения на ФИО62 возложены обязанности, в том числе в течение трех месяцев после принятия решения представить для утверждения сессией городского совета проекты землеустройства по изменению целевого назначения по отводу земельных участков.

В 2004 году ГП «Крымгеоинформатика» (лицензия Госкомзема АА № 120674) Крымского управления геодезией, картографией и ГИС Департамента геодезии, картографии и кадастра Министерства экологии и природных ресурсов разработан «Проект землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка» гражданину Украины ФИО63 для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома по адресу<адрес>

Пунктом 7 Решения 33 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым от 31 декабря 2004 года № 1884 утвержден проект землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка, гражданину Украины ФИО64 для строительства и обслуживания жилого дома, код целевого использования - 1.8, и передан в частную собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадью 0,1 га, в том числе по угодьям: застроенные земли, которые используются в коммерческих целях за счет земель, не переданных в собственность или постоянное пользование, входящих в категорию земель жилой и общественной застройки в границах города Феодосии.

В соответствии с пунктом 8.2 указанного решения в течение двух месяцев после принятия решения выполнить работу по выносу в натуру границ земельного участка, оформить государственные акты на право собственности на земельные участки.

В 2005 году ГП «Крымгеоинформатика» (лицензия Госкомзема АА № 120674) Крымского управления геодезией, картографией и ГИС Департамента геодезии, картографии и кадастра Министерства экологии и природных ресурсов разработана «Техническая документация по землеустройству по составлению документации, удостоверяющей право собственности на земельный участок» гражданину Украины ФИО65. для обслуживания индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>

7 января 2005 года составлен акт установления границ спорного земельного участка, межевые знаки в количестве 4-х штук, закрепляющие участок, переданы на сохранение ФИО66

К акту приложен «План установления границ земельного участка», в котором представлены схема земельного участка линейными размерами в плане 33,33 х 30,00 м, площадью 999,88 кв.м, и таблица «Описание точек контура».

31 марта 2005 года на основании решения 33 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым от 31 декабря 2004 года №1884 ФИО67. выдан Государственный акт серии КМ № на право собственности на земельный участок, площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: <адрес> Акт зарегистрирован в Книге записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды за №

25 января 2019 года между Астаховым В.К., от имени которого действовал ФИО68 и ФИО69 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , зарегистрированный в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 6 февраля 2019 года

Согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка, площадью 400 кв. м, кадастровый номер , и земельного участка, площадью 600 кв. м, кадастровый номер , расположенных по адресу: <адрес> является ФИО70 Сведения об объекте недвижимости также имеют статус «актуальные».

Данные земельные участки были образованы путем раздела земельного участка общей площадью 1000 кв. м, с кадастровым номером , приобретенного им в собственность у гражданина ФИО71 на основании договора купли-продажи от 25 января 2019 года, зарегистрированного в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

7 мая 2019 года Администрацией города Феодосии Республики Крым на основании заявления представителя ФИО72 вынесено постановление о присвоении объекта адресации — земельному участку, расположенному в <адрес> площадью 400 кв. м, с кадастровым номером , адрес: <адрес>

15 октября 2019 года ФИО74 выдан Градостроительный план земельного участка № 35726000-0586, в соответствии с разделом 2 которого земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами. Изменения в градостроительную документацию в части месторасположения, принадлежащих ФИО75, земельных участков не вносились, земельные участки для государственных и муниципальных нужд не изымались.

Решением 8 сессии 2 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым № 48 от 12 декабря 2019 года отменен пункт 7 решения 33 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым от 31 декабря 2004 года «Об утверждении проектов землеустройства по изменению целевого назначения гражданам Украины» в части, касающейся утверждения проекта землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка гражданину ФИО76 для строительства и обслуживания жилого дома, код назначения — 1.8. и передаче бесплатно в частную собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер площадью 0,1 га, в том числе по угодьям: застроенные земли, которые используются в коммерческих целях за счет земель, не переданных в собственность или постоянное пользование, входящих в категорию земель жилой и общественной застройки в границах города Феодосии.

Вступившим в законную силу решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 марта 2020 года удовлетворено административное исковое заявление ФИО77 ФИО78 о признании решения незаконным и его отмене. Признано незаконным и отменено решение 8 сессии 2 созыва феодосийского городского совета от 12 декабря 2019 года № 48 об отмене пункта 7 решения 33 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета от 31 декабря 2004 года № 1884 «Об утверждении проектов землеустройства по изменению целевого назначения гражданам Украины».

Отказывая в удовлетворении исковых заявлений администрации г. Феодосии Республики Крым и третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора Местной религиозной организация г. Феодосии «Церковь святого Саркиса» Российской и Ново-Нахичеванской епархии Святой армянской апостольской православной церкви, суд первой инстанции исходил из того, что не установлено обстоятельств, которые свидетельствовали бы о невозможности предоставления в декабре 2004 года ФИО79 на праве собственности земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 0,1 га, кадастровый номер . Истцом и третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования на предмет спора, не представлено бесспорных и достаточных доказательств того, спорный земельный участок, как до его раздела, так и после его раздела, не может быть использован под индивидуальное строительство, в связи с чем, не мог быть передан в собственность ФИО80 а в последующем не может находиться в собственности ФИО81 Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске истцами сроков исковой давности о применении которых просили ФИО82 и ФИО83

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о частичном удовлетворении исковых заявлений, Верховный Суд Республики Крым указал, что решением № 284 Исполнительного комитета Крымского областного совета народных депутатов от 22 мая 1979 года средневековая церковь Георгия, расположенная по ул. Нахимова в г. Феодосия, внесена в список памятников архитектуры областного значения Крымской области.

Охранная зона ограничена линией, проходящей по <адрес>. Граница зоны регулируемой застройки ограничена окружностью с радиусом 200 м.

Постановлением № 66 Совета Министров Автономной Республики Крым от 3 марта 1998 года религиозной общине Армянской Апостольской Церкви г. Феодосии передано в безвозмездное пользование здание церкви Святого Георгия, расположенное по адресу: <адрес>

На дату формирования и отведения земельного участка с кадастровым номером площадью 0,1000 га по адресу: <адрес>, — на 2005 год — средневековая церковь Святого Георгия внесена в список памятников архитектуры областного значения Крымской области. Граница охранной зоны установлена условной линией (без координат) с 3-х сторон по улицам Нахимова, Октябрьской и Десантников. Зона регулируемой застройки ограничена окружностью с радиусом 200 м.

В «Предварительном заключении по результатам обследования участка, расположенного в г. Феодосии, в районе нахождения церкви св. Георгия по ул. Нахимова» Госкомитета по охране культурного наследия Автономной Республики Крым от 29 мая 2004 года указано, что «обследуемый участок площадью 0,10 га расположен в 30 м севернее памятника архитектуры национального значения — армянской церкви св. Георгия (<адрес> № 1471/8)».

Согласно заключению судебной экспертизы, исследуемый земельный участок по адресу: <адрес>, находился со стороны проезда без названия между улицами Нахимова и Октябрьской «в 30 м севернее памятника архитектуры национального значения — армянской церкви св. Георгия» согласно данным Госкомитета по охране культурного наследия Автономной Республики Крым от 29 мая 2004 года.

Таким образом, земельный участок по адресу: г. <адрес>, площадью 0,1 га, кадастровый номер , на дату его формирования и отведения находился в границах охранной зоны, установленной решением № 284 Исполнительного комитета Крымского областного совета народных депутатов от 22 мая 1979 года.

Согласно графической части к Проекту по состоянию на 27 ноября 2012 года зона охраны памятника архитектуры национального значения — Армянской Церкви Святого Георгия, XIV век, установлена Приказом министерства культуры Украины по улицам Нахимова, Октябрьской, Десантников и проезду без названия между улицами Нахимова и Октябрьской.

В 2012 году Украинским государственным научно- исследовательским и проектным институтом разработан «Историко-архитектурный опорный план с определением исторического ареала г. Феодосия Автономной Республики Крым». 27 ноября 2012 года вышеуказанный план утверждён Директором Департамента культурного наследства и культурных ценностей № 1323.

Площадь охранной зоны памятника архитектуры национального значения – церкви Святого Георгия составляла 1,2560 га в соответствии с письмом № 7601/02-06/1/2 Министерства культуры Республики Крым от 20 мая 2021 года.

В разработанном в 2012 году «Историко-архитектурном опорном плане с определением исторического ареала г. Феодосия Автономной Республики Крым» представлены графические материалы, где земельный участок вокруг церкви Святого Георгия, ограниченный улицами Нахимова, Октябрьской и Десантников, обозначен, как «утверждённая зона охраны памятников национального значения».

Распоряжением № 2073-р Правительства Российской Федерации от 7 октября 2015 года церковь Георгия 1385 года, расположенная по адресу: <адрес>, отнесена к объектам культурного наследия федерального значения, включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

При этом согласно Закону Украины «Об охране культурного наследия» в редакции, действовавшей на момент принятия решения 33 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета от 31 декабря 2004 года № 1884 «Об утверждении проектов землеустройства по изменению целевого назначения гражданам Украины», данный закон регулировал правовые, организационные, социальные и экономические отношения в сфере охраны культурного наследия с целью сохранения, использования объектов культурного наследия в общественной жизни, защиты традиционного характера среды в интересах нынешнего и грядущих поколений.

Статьей 14 указанного закона было предусмотрено, что внесение объекта культурного наследия в Реестр и внесение изменений в него (исключение из Реестра, изменение категории памятника) производится в соответствии с категорией памятника:

а) памятники национального значения — постановлением Кабинета Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия;

б) памятники местного значения - решением центрального органа исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия по представлению соответствующих органов охраны культурного наследия или по представлению Украинского общества охраны памятников истории и культуры, других общественных организаций, к уставным задачам которых относятся вопросы охраны культурного наследия наследства в течение одного месяца со дня получения представления.

Объект культурного наследия, в том числе только что обнаруженный, к решению вопроса о внесении его в Реестр подлежит охране в соответствии с требованиями настоящего Закона, о чем центральный орган исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия в письменной форме сообщает владельцу этого объекта или уполномоченный им орган, соответствующие органы охраны культурного наследия, на территории которых он находится.

Как было ранее указано решением № 284 Исполнительного комитета Крымского областного совета народных депутатов от 22 мая 1979 года средневековая церковь Георгия, расположенная по ул. Нахимова в г. Феодосия, внесена в список памятников архитектуры областного значения Крымской области, установлена охранная зона ограничена линией, проходящей по ул. Нахимова, ул. Октябрьской, ул. Десантников, и граница зоны регулируемой застройки ограничена окружностью с радиусом 200 м.

Постановлением № 266 Совета Министров Автономной Республики Крым от 3 марта 1998 года религиозной общине Армянской Апостольской Церкви г. Феодосии передано в безвозмездное пользование здание церкви Святого Георгия, расположенное по адресу: г. <адрес>.

Согласно положениям статьи 15 Закона Украины «Об охране культурного наследия» в редакции, действовавшей на момент принятия решения 33 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета от 31 декабря 2004 года №1884, извлечение памятника из Реестра осуществляется только в случаях:

- если памятник разрушен в результате стихийного бедствия и он не может быть восстановлен;

- если памятник археологии, не обнаружен в наземных объемных формах, исследован на всей площади и по всей глубине культурного слоя и при этом не обнаружены объекты культурного наследия, подлежащие консервации и последующему использованию.

Статьей 31 Закона, установлено, что топографически определенные территории или водные объекты, в которых содержатся объекты культурного наследия или возможно их наличие, могут объявляться решением центрального органа исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия охраняемыми археологическими территориями на ограниченный или неограниченный срок по представлению соответствующего органа охраны наследия.

Правовой режим охраняемой археологической территории определяется центральным органом исполнительной власти в области охраны культурного наследия.

Согласно статье 32 Закона в целях защиты традиционного характера среды отдельных памятников, комплексов (ансамблей) вокруг них должны устанавливаться зоны охраны памятников: охранные зоны, зоны регулирования застройки, зоны охраняемого ландшафта, зоны охраны археологического культурного слоя.

Границы и режимы использования зон охраны памятников определяются соответствующей научно проектной документацией и утверждаются центральным органом исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия или уполномоченными им органами охраны культурного наследия.

В целях защиты традиционного характера среды населенных мест они заносятся в Список исторических населенных мест Украины.

Список исторических населенных мест Украины по представлению центрального органа исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия утверждается Кабинетом Министров Украины.

Пределы и режимы использования исторических ареалов населенных мест, ограничение хозяйственной деятельности на территориях исторических ареалов населенных мест определяются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, соответствующей научно-проектной документацией, утверждаемой центральным органом исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия или уполномоченными им органами охраны культур наследия.

На охраняемых археологических территориях, в пределах зон охраны памятников, исторических ареалов населенных мест, занесенных в Список исторических населенных мест Украины, запрещаются градостроительные, архитектурные или ландшафтные преобразования, строительные, мелиоративные, путевые, земляные работы без разрешения соответствующего органа наследия и без согласования с Институтом археологии Национальной академии наук Украины.

В соответствии со статьей 34 территории памятников, охранных зон, заповедников, музеев-заповедников, охраняемые археологические территории относятся к землям историко-культурного назначения, включаются в государственные земельные кадастры, планы землепользования, проекты землеустройства, другую проектно-планировочную документацию.

Отклоняя доводы ответчиков, суд апелляционной инстанции правильно установил, что, поскольку графически между улицами Нахимова и Октябрьской имеется проезд, ввиду чего если зона ограниченна данными улицами (ул. Нахимова, ул. Октябрьской, ул. Десантников), то ограниченна она до соединяющего эти улицы проезда, иным образом толковать решение № 284 Исполнительного комитета Крымского областного совета народных депутатов от 22 мая 1979 года является неверным.

Отсутствие названия у данного проезда на момент установления охранной зоны, не может толковаться как отсутствие границы данной зоны, поскольку данная зона по улицам Нахимова и Октябрьской продолжается до соединяющего их проезда.

Более того, решением 33 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета от 31 декабря 2004 года №1884, земельный участок передан в собственность ФИО84. в площади между улицами Нахимова, Октябрьской и Десантников, фактически между улицами Нахимова и Октябрьской до указанного выше соединяющего их проезда, то есть в пределах установленной решением № 284 Исполнительного комитета Крымского областного совета народных депутатов от 22 мая 1979 года охранной зоны, фактически на расстоянии тридцати метров от средневековой церкви Святого Георгия, на местах захоронений.

Исходя из решения 33 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета от 31 декабря 2004 года № 1884, земельный участок передан в собственность ФИО85 по ул. Нахимова, а согласно решению № 284 Исполнительного комитета Крымского областного совета народных депутатов от 22 мая 1979 года, данная улица указана как ограничение охранной зоны, ввиду чего расположение земельного участка по улице Нахимова, по стороне церкви Святого Георгия в тридцати метрах от нее, находилось внутри охранной зоны, что исключало возможность его передачи в собственность физического лица для индивидуального жилищного строительства.

Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что само по себе графическое указание на условную линию (без координат) по проезду между улицами Нахимова и Октябрьской лишь в 2012 году, никоем образом не исключает данную территорию из объектов культурного наследия с момента принятия решения № 284 Исполнительного комитета Крымского областного совета народных депутатов от 22 мая 1979 года, поскольку данная территория графически располагалась внутри ул. Нахимова/ ул. Октябрьской/ ул. Десантников.

На основании постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.

Согласно части 1 статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.

В силу части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Положениями пункта «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены, в том числе частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, которой установлено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в том числе земельных отношений, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в соответствии с частью 2 статьи 2 которого право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.

Разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона (статья 7).

Согласно пункту 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

На основании пунктов 2, 21, 23, 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в ЕГРН. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из ЕГРН, если иное не предусмотрено ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации, федеральным законом.

При этом в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Федеральным законом.

В статье 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» закреплено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта.

Состав объединённой зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединённой зоны охраны объектов культурного наследия.

Охранная зона объекта культурного наследия – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения. Решение о прекращении существования зон охраны указанных объектов культурного наследия принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно статьям 27, 99 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве земель, гражданский оборот которых ограничен, выделены, в том числе, и земли занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия (изъяты из оборота). Земельные участки, в границах которых расположены иные, не поименованные в подпункте 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации объекты культурного наследия, ограниченными в обороте не являются, вне зависимости от того, к какой категории историко-культурного назначения относится объект культурного наследия (федерального, регионального либо местного значения).

Таким образом, как Закон Украины «Об охране культурного наследия» в редакции действовавшей на момент принятия решения 33 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета от 31 декабря 2004 года № 1884 «Об утверждении проектов землеустройства по изменению целевого назначения гражданам Украины», так и Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указывают на то, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения. Охранные зоны данных объектов устанавливаются с целью сохранения объектов культурного наследия и не могут произвольно быть изменены.

Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что церковь Георгия 1385 года, расположенная по адресу: <адрес>, отнесена к объектам культурного наследия федерального значения, включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, вокруг которой установлена охранная зона, включающая, в том числе, и спорный земельный участок. На данной территории имеются захоронения, находятся надгробные плиты, останки костей и т.д.

Передача земельного участка в собственность физического лица после установления особого режима в отношении данного земельного участка, нарушает сам принцип особого режима, установленного в отношении данного земельного участка, а использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства уничтожает памятник объекта культурного наследия федерального значения «Церковь святого Георгия, XIV век».

Решением 33 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета от 31 декабря 2004 года № 1884 «Об утверждении проектов землеустройства по изменению целевого назначения гражданам Украины» изменено целевое назначение земельного участка с «коммерческого» на «для строительства и обслуживания жилого дома», однако данные действия являются незаконными, поскольку данная территория была отнесена к землям историко-культурного назначения в силу закона.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с позицией судебной коллегии апелляционного суда о том, что указанные действия органа местного самоуправления являются неправомерными, поскольку не отменяя границ охранной зоны, внутри охранной зоны объекта культурного наследия, орган местного самоуправления изменил целевое использование земельного участка вопреки положениям Закона Украины «Об охране культурного наследия», без проведения изысканий, экспертиз, раскопок и т.д., нивелируя, при этом, решение № 284 Исполнительного комитета Крымского областного совета народных депутатов от 22 мая 1979 года, которое было направлено на возможность сохранить исторический памятник путем установления охранной зоны.

В апелляционном определении также правомерно отмечено, что частью 4 статьи 83 Земельного кодекса Украины установлено, что земли общего пользования населенных пунктов (скверы, парки, бульвары и т.д.) являются землями коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность. Аналогичный запрет на передачу земель общего пользования в частную собственность закреплен в федеральном законодательстве, в частности в пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельные участки общего пользования, занятые скверами, бульварами, площадями и другими объектами, не подлежат приватизации.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,1 га, передан в собственность ФИО86 в нарушении вышеуказанных норм, земельного законодательства, поскольку находился на территории зеленых насаждений общего пользования.

Использование земель населенного пункта не может противоречить положениям генерального плана.

Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что согласно генеральному плану г. Феодосия использование территории на месте предоставления земельного участка ФИО87 определено под земли общего пользования. При этом использование земель общего пользования не допускает строительство и обслуживание жилого дома на указанной территории.

Следовательно, неправомерное предоставление в собственность указанного земельного участка за счет земель общего пользования нарушает права и законные интересы Российской Федерации, муниципального образования г. Феодосии и неопределенного круга лиц на свободное использование земель общего пользования, невозможность соблюдения установленного особого режим использования земель и земельных участков, установленного Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в том числе по исполнению охранных обязательств по сохранению памятника объекта культурного наследия федерального значения «Церковь святого Георгия, XIV век».

Поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлена незаконность формирования земельного участка, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца и третьего лица подлежат удовлетворению, а пункт 7 решения 33 сессии 4 созыва Феодосийского городского совета Автономной Республики Крым от 31 декабря 2004 года № 1884 «Об утверждении проектов землеустройства по изменению целевого назначения гражданам Украины», которым утвержден проект землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка гражданину Украины ФИО88. для строительства и обслуживания жилого дома и передан бесплатно в частную собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 0,1 га, кадастровый номер - признанию недействительным; спорные земельные участки подлежат истребованию из чужого незаконного владения ФИО89. в муниципальную собственность.

Ссылки кассаторов на пропуск срока исковой давности являются несостоятельными с учетом того, что решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 марта 2020 года решение 8 сессии 2 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым № 48 от 12 декабря 2019 года признано незаконным и отменено, администрация г. Феодосии Республики Крым обратилась в суд с иском 20 января 2020 года, а третье лицо Местная религиозная организация г. Феодосии «Церковь святого Саркиса» Российской и Ново-Нахичеванской епархии Святой армянской апостольской православной церкви предъявила самостоятельные требования на предмет спора. Кроме того, спорный земельный участок фактически не осваивался, доказательств возведения на нем индивидуального жилого дома стороной ответчика не представлено, что исключает осведомленность третьего лица о принадлежности земли ответчикам.

Доводы кассационных жалоб в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права. Изложение заявителем своего представления о фактической стороне дела и толкования закона не является основанием для отмены судебных актов.

Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.

Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права определяется кассационным судом общей юрисдикции исходя из оснований для отмены или изменения судебных постановлений, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 1, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»).

Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий                        Е.К. Фрид

Судьи                                    Ю.Ю. Грибанов

                                        Т.И. Парамонова

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД № 91RS0022-01-2020-000117-57

Дело № 88-7811/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-1/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(Резолютивная часть)

г. Краснодар                                    12 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Фрид Е.К.,

судей Грибанова Ю.Ю., Парамоновой Т.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Феодосии Республики Крым к ФИО90, ФИО91 о признании недействительным сделки, признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, признании недействительным раздела земельного участка, прекращении права собственности на земельные участки; по исковому заявлению третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора Местной религиозной организация г. Феодосии «Церковь святого Саркиса» Российской и Ново-Нахичеванской епархии Святой армянской апостольской православной церкви к ФИО92, ФИО93, администрации города Феодосии Республики Крым, Феодосийскому городскому совету Республики Крым о признании недействительным решения, признании недействительной сделки, признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, признании недействительным раздела земельного участка, прекращении права собственности на земельные участки, обязательстве совершить определенные действия

по кассационным жалобам ответчиков ФИО94 и ФИО95 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25 октября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Фрид Е.К., выслушав мнение представителя ФИО96 по ордеру ФИО97 поддержавшей доводы кассационной жалобы, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий                        Е.К. Фрид

Судьи                                    Ю.Ю. Грибанов

                                        Т.И. Парамонова

8Г-4006/2024 [88-7811/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г. Феодосии Республики Крым
Ответчики
Феодосийский городской совет Республика Крым
Астахов Владимир Кимович
Макаренко Сергей Владимирович
Другие
Общественная организация «Местная армянская национально-культурная автономия городского округа Феодосия
Госкомрегистр Республики Крым
Местная религиозная организация "Церковь Сурб Саркис" (Святого Саркиса), г.Феодосия Российской и Ново-Нахичеванской Епархии святой Армянской Апостольской православной церкыи
Министерство Культуры Республики Крым
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
12.03.2024Судебное заседание
12.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее