Дело №...
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
<адрес> №... года
Судья Волжского городского суда №... обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей №... КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
В Волжский городской суд <адрес> поступили протокол об административном правонарушении №... от "."..г., составленный государственным инспектором в области охраны окружающей среды по <адрес> ФИО2 по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении №...
Ознакомившись при подготовке к рассмотрению дела с протоколом об административном правонарушении и приложенными к нему материалами, прихожу к выводу о наличии оснований для возвращения протокола об административном правонарушении должностному лицу, которое составило протокол.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» (с изменениями), в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении в точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
По смыслу ст. 26.1 КоАП РФ, предусматривающей обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, предметом судебного исследования является, в частности, вопрос о виновности лица в совершении противоправного действия, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает права указанных лиц на защиту.
В ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении установлено, что требования ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа нарушены.
В силу статьи 17.7 КоАП РФ административным правонарушением является умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении №... от "."..г., составленный в отношении №... не содержит надлежащего описания события административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, места и времени совершения административного правонарушения, указано, что "."..г. в 11 часов 30 минут при рассмотрении материалов, поступивших в Комитет, запрошенных в рамках проведения административного расследования по делу, возбужденному по факту размещения на почву отходов – отходы ( мусор) от строительных и ремонтных работ №... класса опасности во внутреннем дворе здания, расположенного по адресу: <адрес>, №...» осуществило невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. По указанным выше фактам, государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО2 определением №... от "."..г. возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование по ст. 8.2 КоАП РФ, указано так же, что в рамках проведения административного расследования у юридического лица №... в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от "."..г., и что указанное определение об истребовании необходимых сведений получено "."..г.. Таким образом, в протоколе об административном правонарушении имеются противоречивые указания о невыполнении определений об истребовании сведений по делу об административном правонарушении, от разных дат, при этом в материалах дела отсутствуют данные о направлении данного определения юридическому лицу, его законному представителю и отсутствуют данные о получении №...» определения от "."..г., что не позволяет установить время совершения, событие и состав административного правонарушения, вмененного ООО «<адрес>
Из материалов дела также усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен в нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие законного представителя юридического лица, согласно протоколу, уведомленного о времени и месте составления протокола. Протокол об административном правонарушении составлен с участием представителя по доверенности от "."..г. ФИО2. Как следует из копии доверенности, в ней отсутствует указание на право представления интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствует указание на право участия при составлении протокола об административном правонарушении, ставить подписи и получать протокол об административном правонарушении.
Помимо этого, в нарушение ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ копия протокола об административном правонарушении не направлена юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что влечет нарушение его права на защиту, поскольку оно не осведомлено, в чем обвиняется.
Вышеуказанное свидетельствует о неправильном составлении протокола об административном правонарушении и о неполноте представленных материалов.
Допущенные должностным лицом нарушения носят существенный характер, поскольку наличие вышеуказанных недостатков протокола об административном правонарушении и неполнота представленных материалов не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу для устранения изложенных выше нарушений закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении №..., обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. №... Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возвратить в №... для устранения обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
Определение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение десяти суток.
Судья: Н.М. Бахтеева