Дело №11-85/2020 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 октября 2020 года г.Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
судьи Бондаревой Ж.Н.
при секретаре Балан М.С.,
с участием старшего помощника Бологовского межрайонного прокурора Корниловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» Соцкова О.Н. на решение мирового судьи судебного участка №5 Тверской области от 27 июля 2020 года по гражданскому делу по иску заместителя Бологовского межрайонного прокурора Тверской области в интересах Фроловой В.С. к Акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт», обособленному подразделению «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий по начислению платы, об обязании произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию и аннулировать начисленные пени, которым постановлено:
«Признать незаконными действия Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению в декабре 2018 года платы за электроэнергию Фроловой В.С. (лицевой счет №...) за период октябрь 2016 года - май 2017 года в размере 2304 рубля 72 копейки.
Обязать Акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» произвести перерасчет начисленной в декабре 2018 года платы за электроэнергию Фроловой В.С. (лицевой счет №...), исключив из расчета к оплате начисленную за период с октября 2016 года по май 2017 года сумму в размере 2304 рубля 72 копейки и начисленные пени в размере 370 рублей 72 копейки.
Взыскать с Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек в доход бюджета МО «Бологовский район» Тверской области»,
установил:
Заместитель Бологовского межрайонного прокурора Тверской области в
интересах Фроловой В.С. обратился в суд с иском к
Акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» (далее - АО «АтомЭнергоСбыт»),
обособленному подразделению «ТверьАтомЭнергоСбыт» (далее ОП
«ТверьАтомЭнергоСбыт») о признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию, мотивируя свое требование тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Фроловой В.С. по вопросам нарушения ее прав при выставлении ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» счетов на оплату электроэнергии в жилом помещении, расположенном по адресу: ....
В ходе проверки установлено, что Фроловой В.С. (лицевой счет №...) произведен перерасчет за потребленную электроэнергию, сумма которого составила 2304 рубля 72 копейки.
Мотивом для перерасчета платы, проведенного АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» г. Тверь, в отношении потребителя Фроловой В.С. явилось решение Арбитражного суда Тверской области по делу № А66-17375/2017 по иску АО «Атомэнергосбыт» г. Москва к ООО «УК «Центральная» г. Бологое о взыскании 242069 руб. 43 коп.
Согласно указанному решению Арбитражного суда Тверской области от 09.07.2018 акты осмотра приборов учета электроэнергии, обслуживаемых ООО «УК Центральная» многоквартирных домов, по отдельным квартирам составлены ДАТА, из содержания которых следует, что в ходе осмотра выявлены факты учета потребленной энергии с использованием приборов учета с классом точности 2.5. Действительно, согласно письму Госэнергонадзора РФ от 18.10.2000 № 324 11/21 «Об ограничении срока эксплуатации однофазных счетчиков электрической энергии класса 2.5» эксплуатация приборов учета потребленной электроэнергии ограничена с 01.01.2000.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится абонентом за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Положениями п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила 354). Согласно п. 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводитель документах к прибору учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81 Правил № 354).
Пунктом 81.10 Правил № 354 установлено, что эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
При этом согласно абз. 2 п. 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии, расчет размера платы за электроэнергию, предоставленную потребителям в жилых помещениях осуществляются исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 81.12 Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
В силу положений п. 81.13 Правил № 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
Вместе с тем согласно п. 82 и п. 83 Правил № 354 исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Указанные проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
Кроме того, пункт 85 Правил № 354 устанавливает порядок проведения исполнителем проверок, указанных в пункте 82 Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя
Согласно п. 85.1 Правил № 354 указанные в пунктах 62, 81.1 1, 82 и 85 настоящих Правил, акты проверок состояния установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.
Акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку
и потребителем (его представителем) и включают следующие сведениям) дата,
место, время составление акта; б) обстоятельства, в связи с которыми
проводилась проверка, и выявленные нарушения; в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя); д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Таким образом, указанные нормы законодательства связывают момент выявления неисправности прибора учета либо с момента извещения потребителем исполнителя либо с момента выявления исполнителем факта неисправности прибора.
Так, согласно подп. «а» п. 59 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Кроме того, в соответствии с подп. «е.1» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета);
Также согласно подп. «е.2» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета;
Таким образом, с учетом вышеуказанных требований законодательства произведенный АО «Атомэнергосбыт» перерасчет платы потребителю Фроловой В.С. за электроэнергию по нормативу за период использования прибора учета электроэнергии с истекшим сроком годности, факт выхода из строя индивидуального прибора учета, который установлен на основании актов комиссионного обследования индивидуальных приборов учета, не является законным и обоснованным.
Комиссионного обследования индивидуального прибора учета потребителя Фроловой В.С., отвечающего вышеприведенным требованиям в 2016 и 2017 годах не проводилось, сведения о показаниях действующего индивидуального прибора учета принимались к оплате и не оспаривались, равно, как и перерасчет за потребленную коммунальную услугу по нормативу не производился.
Фроловой В.С. по ее лицевому счету на основании ранее приведенного решения суда был произведен перерасчет платы за период с октября 2016 года по май 2017 года в размере 2304 рубля 72 копейки, с учетом итоговой суммы к оплате в декабре 2018 года в сумме 2465 рублей 46 копеек.
Иные случаи перерасчета выставленных ранее счетов на оплату поставленных коммунальных услуг в данном случае Правила № 354 не предусматривают.
С учетом положения ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и имеющегося спора о наличии задолженности за поставленные энергоресурсы ОП Тверьатомэнергосбыт» АО «Атомэнергосбыт» защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав со стороны потребителей электроэнергии в спорный период (октябрь 2016 года - май 2017 года) надлежит осуществлять в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, в суде.
В соответствии с ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
На основании изложенного, прокурор просит признать незаконными действия АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по начислению в декабре 2018 года платы за электроэнергию Фроловой В.С. (лицевой счет №...) за период октябрь 2016 года - май 2017 года в размере 2304 рубля 72 копейки. Обязать Акционерное общество «АтомЭнергоСбыт», обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» произвести перерасчет начисленной в декабре 2018 года платы за электроэнергию Фроловой В.С., исключив из расчета начисленные в результате перерасчета платы за электроэнергию в декабре 2018 года в сумме 2304 рубля 72 копейки, обязать аннулировать из лицевого счета потребителя Фроловой В.С. начисленные пени в размере 370 рублей 72 копейки.
Протокольным определением мирового судьи судебного участка №5 Тверской области от 15 июня 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Бологовская Управляющая Компания» (далее - ООО «БУК»).
Протокольным определением мирового судьи судебного участка №5 Тверской области от 08 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Фролова М.Г.
Истец Фролова В.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивала.
В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Г.М.А. иск поддержала.
Представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» С.О.Н. иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лица ООО «БУК» и Фролова М.Г. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены.
Мировым судьей 27 июля 2020 года постановлено приведенное выше решение (резолютивная часть). Мотивированное решение составлено 05 августа 2020 года.
В апелляционной жалобе, содержащей доводы, аналогичные доводам, приведенным в суде первой инстанции, ответчик указывает на несогласие с решением мирового судьи, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение мирового судьи судебного участка №5 Тверской области от 27 июля 2020 года отменить, принять новое решение по делу, которым в удовлетворении требований заместителя Бологовского межрайонного прокурора к АО «АтомЭнергоСбыт» отказать в полном объеме.
В судебное заседание апелляционной инстанции ответчик Акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» своего представителя не направил, о рассмотрении дела извещен.
Старший помощник Бологовского межрайонного прокурора Корнилова Н.В. возражала против удовлетворения жалобы по доводам, аналогичным приведенным в суде первой инстанции.
В судебное заседание истец Фролова В.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Третьи лица ООО «БУК» и Фролова М.Г. в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В соответствии с ч.1 ст. 327, ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев дело в порядке, предусмотренном главой 39 ГПК РФ, заслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение мирового судьи не подлежит отмене либо изменению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
На основании пункта 81 названных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. В силу пункта 81.10 Правил № 354 эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Пунктом 42 Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Из пункта 81(12) Правил № 354 следует, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
На основании пункта 81(13) упомянутых Правил потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. Следовательно, при истечении межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя и в этом случае плата за коммунальную услугу определяется на основании подпункта «а» пункта 59 Правил № 354, в соответствии с которым плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в предусмотренных в названном пункте случаях и за указанные расчетные периоды, в том числе в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Таким образом, при выходе прибора учета из строя плата за коммунальную услугу производится в указанном порядке, то есть с учетом среднемесячных показаний за определенный период.
В судебном заседании установлено, что третье лицо Фролова М.Г. с ДАТА является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., на основании договора дарения квартиры от ДАТА, заключенного с Фроловой В.С. В указанной квартире зарегистрированы и проживают Фролова В.С. и Фролова М.Г., что подтверждается сведениями из ЕГРН, копией паспорта.
Согласно счету-извещению за декабрь 2018 года Фроловой В.С. (л/с №...) с учетом перерасчета, указанного на сумму 2304 рубля 72 копейки, выставлено к оплате за электроэнергию 2465 рублей 46 копеек.
Согласно счету-извещению за март 2020 года Фроловой В.С. насчитаны пени на сумму 370 рублей 72 копейки.
Из копии акта замены счетчика электрической энергии усматривается, что замене подлежал счетчик тип – СО-4446 заводской №..., 1984 года выпуска, на вновь устанавливаемый счетчик тип – Энергомера СЕ 101 S6 145 М6, заводской №..., 2017 года выпуска, с датой опломбировки от ДАТА, в составе членов комиссии от ООО УК «Центральная».
Из лицевой карты потребителя Фроловой В.С. (л/с №...), представленной за период январь 2016 – март 2020 года усматривается, что с января 2016 года по апрель 2017 года формирование начислений за потребленную электроэнергию осуществлялось путем снятия показаний с прибора учета, имеющего заводской №..., а с апреля 2017 года по март 2020 - с прибора учета, имеющего заводской №....
Основанием для перерасчета платы, проведенного АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в отношении потребителя послужило решение Арбитражного суда Тверской области по делу № А66-17375/2017 по иску АО «Атомэнергосбыт» г. Москва к ООО «УК «Центральная» г. Бологое о взыскании 242069 руб. 43 коп., что следует из искового заявления и не оспаривалось стороной ответчика.
Из пояснений помощника прокурора, данных в суде первой инстанции, следует, что на основании обращения жильцов многоквартирных домов г.Бологое проведена проверка соблюдения АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» требований законодательства при начислении платы за электроэнергию, в ходе которой выявлен необоснованный перерасчет платы за период с октября 2016 по май 2017 года, произведенный в декабрь 2018 года. По результатам проверки прокуратуры вынесено представление от 07.02.2019 №15Ж-19 об устранении нарушений федерального законодательства, которым ответчику предложено в месячный срок произвести перерасчет необоснованно начисленной в декабре 2018 года оплаты за электроэнергию гражданам. Не согласившись с вынесенным представлением, ответчик оспорил его в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23 апреля 2019 года по делу №А66-2680 в удовлетворении заявленных требований о признании представления недействительным АО «АтомЭнергоСбыт» отказано.
Постановлением Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2019 вышеуказанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба АО «АтомЭнергоСбыт» без удовлетворения.
Кассационным определением Арбитражного суда Северо-западного округа от 12 ноября 2019 года вышеуказанные судебные акты суда первой и апелляционной инстанции оставлены без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2020 года все вышеуказанные судебные решения признаны законными и обоснованными, АО «АтомЭнергоСбыт» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ отказано.
Поскольку по настоящему делу с одной стороны являются АО «АтомЭнергоСбыт», с другой - Бологовская межрайонная прокуратура Тверской области, действующая в интересах граждан, в том числе Фроловой В.С., по правоотношениям, связанным с проверкой соблюдения АО «АтомЭнергоСбыт» требований законодательства при начислении платы за электроэнергию и внесением соответствующего представления об устранении нарушений, мировой судья обоснованно пришел к выводу, что обстоятельства, установленные вышеприведенными судебными актами арбитражных судов, являются общеизвестными, относимыми, в том числе к предмету, вытекающему из настоящего спора, в связи с чем принимаются судом и не подлежат доказыванию.
В рассматриваемом случае в декабре 2018 года истцу произведен перерасчет платы за электроснабжение за период с октября 2016 года по май 2017 года, однако осмотр индивидуального прибора учета в период с 2016 года до 24 апреля 2017 года не производился, что является незаконным, поскольку указанные проверки и осмотры должны были быть проведены в 2016 и 2017 годах, равно как и перерасчет за потребленную коммунальную услугу, а не спустя 1 год.
Согласно подпунктам е(1), е (2) пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета); осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета.
На основании пунктов 82, 83 упомянутых Правил исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета. Указанные проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые-«приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца. В соответствии с пунктом 85(1) вышеназванных Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок. Акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения: а) дата, место, время составление акта; б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения; в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя); д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением. Один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом (пункт 85(2) Правил).
В судебном заседании установлено, что перерасчет платы за электроэнергию произведен на основании решения Арбитражного суда Тверской области по делу №А66-17375/2017 по иску АО «АтомЭнергоСбыт» к ООО УК Центральная», а также акта замены прибора учета от ДАТА, однако комиссией факт истечения межповерочного интервала не зафиксирован. Иных оснований, позволяющих считать прибор учета вышедшим из строя, в соответствии с п. 81.12 Правил № 354 в акте не указано.
Согласно подпункту «д» пункта 34 Правил № 354 потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Вместе с тем начисление платы производится исполнителем, который обладает данными о дате истечения срока поверки и имеет обязанность с установленной Правилами № 354 периодичностью и в предусмотренные сроки проверять как состояние индивидуальных проборов учета, так и верность переданных показаний.
В данном, случае указанная обязанность своевременно не исполнена, перерасчет произведен по итогам обследования, проведенного по истечении года с момента возникновения оснований для исчисления платы в ином порядке (не по показаниям индивидуальных приборов учета).
Поскольку начисление платы при наличии управляющей компании производится обществом, которое является гарантирующим поставщиком, оно обязано соблюдать требования ЖК РФ и Правил № 354.
В пункте 1 Правил № 354 отражено, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе устанавливают в составе прочего порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. На основании пункта «г» статьи 31 упомянутых Правил исполнитель обязан при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Иные основания перерасчета отражены в пункте 61 Правил № 354, согласно которому перерасчет производится при выявлении исполнителем в ходе проверки расхождений между показаниями проверяемого прибора учета и фактически снятыми исполнителем показаниями. В указанном пункте установлен порядок перерасчета и период, за который он производится.
В пункте 81 (11) Правил № 354 отражен порядок перерасчета при выявлении несанкционированного вмешательства в его работу. Правила № 354 не одержат таких оснований для перерасчета и доначисления платы, как неверное начисление исполнителем платы за коммунальную услугу.
В силу Правил №354 и положений Жилищного кодекса РФ АО «АтомЭнергоСбыт», в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» является исполнителем услуги по электроснабжению, при этом как ООО «БУК», так и собственники помещений в многоквартирном доме являются самостоятельными потребителями, у которых с исполнителем, каковым следует признать АО «АтомЭнергоСбыт» определены самостоятельные зоны взаимоотношений и ответственности и заключены самостоятельные договорные отношения, которые не лишали исполнителя права, реализовать их в случае, если исполнитель посчитал их нарушенными в порядке, установленном ст.11 Гражданского кодекса РФ.
Однако в нарушение установленной процедуры, ответчик, руководствуясь лишь решением Арбитражного суда и сведениями, вытекающими из акта осмотра от ДАТА, свидетельствующего об использовании потребителем индивидуального прибора учета с истекшим сроком поверки, посчитал достаточным и возможным для себя произвести перерасчет в произвольном одностороннем порядке, чем нарушил права граждан, в частности истца, выразить свое отношении к разрешению спора, поскольку она не являлась участником спора между АО «АтомЭнергоСбыт» и ООО УК «Центральная», соответственно, указанное решение не могло само по себе распространяться на лиц, не участвующих в процессе.
Поскольку первоначальный расчет произведен неверно ввиду неисполнения предусмотренных Правилами № 354 обязанностей, оснований для перерасчета в данном случае упомянутыми Правилами не предусмотрено, исковые требования заместителя Бологовского межрайонного прокурора Тверской области в интересах Фроловой В.С. о признании незаконными действий и обязании произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию и аннулировать начисленные пени обоснованно удовлетворены мировым судьей.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены мировым судьей при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, они сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных по делу обстоятельств.
Размер взысканной с ответчика государственной пошлины мировым судьей определен верно, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка №5 Тверской области от 27 июля 2020 года по гражданскому делу по иску заместителя Бологовского межрайонного прокурора Тверской области в интересах Фроловой В.С. к Акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт», обособленному подразделению «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий по начислению платы, об обязании произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию и аннулировать начисленные пени оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья Ж.Н.Бондарева
Мотивированное определение составлено 29 октября 2020 года
Дело №11-85/2020 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 октября 2020 года г.Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
судьи Бондаревой Ж.Н.
при секретаре Балан М.С.,
с участием старшего помощника Бологовского межрайонного прокурора Корниловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» Соцкова О.Н. на решение мирового судьи судебного участка №5 Тверской области от 27 июля 2020 года по гражданскому делу по иску заместителя Бологовского межрайонного прокурора Тверской области в интересах Фроловой В.С. к Акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт», обособленному подразделению «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий по начислению платы, об обязании произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию и аннулировать начисленные пени, которым постановлено:
«Признать незаконными действия Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению в декабре 2018 года платы за электроэнергию Фроловой В.С. (лицевой счет №...) за период октябрь 2016 года - май 2017 года в размере 2304 рубля 72 копейки.
Обязать Акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» произвести перерасчет начисленной в декабре 2018 года платы за электроэнергию Фроловой В.С. (лицевой счет №...), исключив из расчета к оплате начисленную за период с октября 2016 года по май 2017 года сумму в размере 2304 рубля 72 копейки и начисленные пени в размере 370 рублей 72 копейки.
Взыскать с Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек в доход бюджета МО «Бологовский район» Тверской области»,
установил:
Заместитель Бологовского межрайонного прокурора Тверской области в
интересах Фроловой В.С. обратился в суд с иском к
Акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» (далее - АО «АтомЭнергоСбыт»),
обособленному подразделению «ТверьАтомЭнергоСбыт» (далее ОП
«ТверьАтомЭнергоСбыт») о признании действий незаконными и обязании произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию, мотивируя свое требование тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Фроловой В.С. по вопросам нарушения ее прав при выставлении ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» счетов на оплату электроэнергии в жилом помещении, расположенном по адресу: ....
В ходе проверки установлено, что Фроловой В.С. (лицевой счет №...) произведен перерасчет за потребленную электроэнергию, сумма которого составила 2304 рубля 72 копейки.
Мотивом для перерасчета платы, проведенного АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» г. Тверь, в отношении потребителя Фроловой В.С. явилось решение Арбитражного суда Тверской области по делу № А66-17375/2017 по иску АО «Атомэнергосбыт» г. Москва к ООО «УК «Центральная» г. Бологое о взыскании 242069 руб. 43 коп.
Согласно указанному решению Арбитражного суда Тверской области от 09.07.2018 акты осмотра приборов учета электроэнергии, обслуживаемых ООО «УК Центральная» многоквартирных домов, по отдельным квартирам составлены ДАТА, из содержания которых следует, что в ходе осмотра выявлены факты учета потребленной энергии с использованием приборов учета с классом точности 2.5. Действительно, согласно письму Госэнергонадзора РФ от 18.10.2000 № 324 11/21 «Об ограничении срока эксплуатации однофазных счетчиков электрической энергии класса 2.5» эксплуатация приборов учета потребленной электроэнергии ограничена с 01.01.2000.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится абонентом за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Положениями п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила 354). Согласно п. 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводитель документах к прибору учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81 Правил № 354).
Пунктом 81.10 Правил № 354 установлено, что эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
При этом согласно абз. 2 п. 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии, расчет размера платы за электроэнергию, предоставленную потребителям в жилых помещениях осуществляются исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 81.12 Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
В силу положений п. 81.13 Правил № 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
Вместе с тем согласно п. 82 и п. 83 Правил № 354 исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Указанные проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
Кроме того, пункт 85 Правил № 354 устанавливает порядок проведения исполнителем проверок, указанных в пункте 82 Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя
Согласно п. 85.1 Правил № 354 указанные в пунктах 62, 81.1 1, 82 и 85 настоящих Правил, акты проверок состояния установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.
Акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку
и потребителем (его представителем) и включают следующие сведениям) дата,
место, время составление акта; б) обстоятельства, в связи с которыми
проводилась проверка, и выявленные нарушения; в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя); д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Таким образом, указанные нормы законодательства связывают момент выявления неисправности прибора учета либо с момента извещения потребителем исполнителя либо с момента выявления исполнителем факта неисправности прибора.
Так, согласно подп. «а» п. 59 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Кроме того, в соответствии с подп. «е.1» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета);
Также согласно подп. «е.2» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета;
Таким образом, с учетом вышеуказанных требований законодательства произведенный АО «Атомэнергосбыт» перерасчет платы потребителю Фроловой В.С. за электроэнергию по нормативу за период использования прибора учета электроэнергии с истекшим сроком годности, факт выхода из строя индивидуального прибора учета, который установлен на основании актов комиссионного обследования индивидуальных приборов учета, не является законным и обоснованным.
Комиссионного обследования индивидуального прибора учета потребителя Фроловой В.С., отвечающего вышеприведенным требованиям в 2016 и 2017 годах не проводилось, сведения о показаниях действующего индивидуального прибора учета принимались к оплате и не оспаривались, равно, как и перерасчет за потребленную коммунальную услугу по нормативу не производился.
Фроловой В.С. по ее лицевому счету на основании ранее приведенного решения суда был произведен перерасчет платы за период с октября 2016 года по май 2017 года в размере 2304 рубля 72 копейки, с учетом итоговой суммы к оплате в декабре 2018 года в сумме 2465 рублей 46 копеек.
Иные случаи перерасчета выставленных ранее счетов на оплату поставленных коммунальных услуг в данном случае Правила № 354 не предусматривают.
С учетом положения ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и имеющегося спора о наличии задолженности за поставленные энергоресурсы ОП Тверьатомэнергосбыт» АО «Атомэнергосбыт» защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав со стороны потребителей электроэнергии в спорный период (октябрь 2016 года - май 2017 года) надлежит осуществлять в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, в суде.
В соответствии с ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
На основании изложенного, прокурор просит признать незаконными действия АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по начислению в декабре 2018 года платы за электроэнергию Фроловой В.С. (лицевой счет №...) за период октябрь 2016 года - май 2017 года в размере 2304 рубля 72 копейки. Обязать Акционерное общество «АтомЭнергоСбыт», обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» произвести перерасчет начисленной в декабре 2018 года платы за электроэнергию Фроловой В.С., исключив из расчета начисленные в результате перерасчета платы за электроэнергию в декабре 2018 года в сумме 2304 рубля 72 копейки, обязать аннулировать из лицевого счета потребителя Фроловой В.С. начисленные пени в размере 370 рублей 72 копейки.
Протокольным определением мирового судьи судебного участка №5 Тверской области от 15 июня 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Бологовская Управляющая Компания» (далее - ООО «БУК»).
Протокольным определением мирового судьи судебного участка №5 Тверской области от 08 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Фролова М.Г.
Истец Фролова В.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивала.
В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Г.М.А. иск поддержала.
Представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» С.О.Н. иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лица ООО «БУК» и Фролова М.Г. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены.
Мировым судьей 27 июля 2020 года постановлено приведенное выше решение (резолютивная часть). Мотивированное решение составлено 05 августа 2020 года.
В апелляционной жалобе, содержащей доводы, аналогичные доводам, приведенным в суде первой инстанции, ответчик указывает на несогласие с решением мирового судьи, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение мирового судьи судебного участка №5 Тверской области от 27 июля 2020 года отменить, принять новое решение по делу, которым в удовлетворении требований заместителя Бологовского межрайонного прокурора к АО «АтомЭнергоСбыт» отказать в полном объеме.
В судебное заседание апелляционной инстанции ответчик Акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» своего представителя не направил, о рассмотрении дела извещен.
Старший помощник Бологовского межрайонного прокурора Корнилова Н.В. возражала против удовлетворения жалобы по доводам, аналогичным приведенным в суде первой инстанции.
В судебное заседание истец Фролова В.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Третьи лица ООО «БУК» и Фролова М.Г. в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В соответствии с ч.1 ст. 327, ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев дело в порядке, предусмотренном главой 39 ГПК РФ, заслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение мирового судьи не подлежит отмене либо изменению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
На основании пункта 81 названных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. В силу пункта 81.10 Правил № 354 эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Пунктом 42 Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Из пункта 81(12) Правил № 354 следует, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
На основании пункта 81(13) упомянутых Правил потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. Следовательно, при истечении межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя и в этом случае плата за коммунальную услугу определяется на основании подпункта «а» пункта 59 Правил № 354, в соответствии с которым плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в предусмотренных в названном пункте случаях и за указанные расчетные периоды, в том числе в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Таким образом, при выходе прибора учета из строя плата за коммунальную услугу производится в указанном порядке, то есть с учетом среднемесячных показаний за определенный период.
В судебном заседании установлено, что третье лицо Фролова М.Г. с ДАТА является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ..., на основании договора дарения квартиры от ДАТА, заключенного с Фроловой В.С. В указанной квартире зарегистрированы и проживают Фролова В.С. и Фролова М.Г., что подтверждается сведениями из ЕГРН, копией паспорта.
Согласно счету-извещению за декабрь 2018 года Фроловой В.С. (л/с №...) с учетом перерасчета, указанного на сумму 2304 рубля 72 копейки, выставлено к оплате за электроэнергию 2465 рублей 46 копеек.
Согласно счету-извещению за март 2020 года Фроловой В.С. насчитаны пени на сумму 370 рублей 72 копейки.
Из копии акта замены счетчика электрической энергии усматривается, что замене подлежал счетчик тип – СО-4446 заводской №..., 1984 года выпуска, на вновь устанавливаемый счетчик тип – Энергомера СЕ 101 S6 145 М6, заводской №..., 2017 года выпуска, с датой опломбировки от ДАТА, в составе членов комиссии от ООО УК «Центральная».
Из лицевой карты потребителя Фроловой В.С. (л/с №...), представленной за период январь 2016 – март 2020 года усматривается, что с января 2016 года по апрель 2017 года формирование начислений за потребленную электроэнергию осуществлялось путем снятия показаний с прибора учета, имеющего заводской №..., а с апреля 2017 года по март 2020 - с прибора учета, имеющего заводской №....
Основанием для перерасчета платы, проведенного АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в отношении потребителя послужило решение Арбитражного суда Тверской области по делу № А66-17375/2017 по иску АО «Атомэнергосбыт» г. Москва к ООО «УК «Центральная» г. Бологое о взыскании 242069 руб. 43 коп., что следует из искового заявления и не оспаривалось стороной ответчика.
Из пояснений помощника прокурора, данных в суде первой инстанции, следует, что на основании обращения жильцов многоквартирных домов г.Бологое проведена проверка соблюдения АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» требований законодательства при начислении платы за электроэнергию, в ходе которой выявлен необоснованный перерасчет платы за период с октября 2016 по май 2017 года, произведенный в декабрь 2018 года. По результатам проверки прокуратуры вынесено представление от 07.02.2019 №15Ж-19 об устранении нарушений федерального законодательства, которым ответчику предложено в месячный срок произвести перерасчет необоснованно начисленной в декабре 2018 года оплаты за электроэнергию гражданам. Не согласившись с вынесенным представлением, ответчик оспорил его в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23 апреля 2019 года по делу №А66-2680 в удовлетворении заявленных требований о признании представления недействительным АО «АтомЭнергоСбыт» отказано.
Постановлением Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2019 вышеуказанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба АО «АтомЭнергоСбыт» без удовлетворения.
Кассационным определением Арбитражного суда Северо-западного округа от 12 ноября 2019 года вышеуказанные судебные акты суда первой и апелляционной инстанции оставлены без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2020 года все вышеуказанные судебные решения признаны законными и обоснованными, АО «АтомЭнергоСбыт» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ отказано.
Поскольку по настоящему делу с одной стороны являются АО «АтомЭнергоСбыт», с другой - Бологовская межрайонная прокуратура Тверской области, действующая в интересах граждан, в том числе Фроловой В.С., по правоотношениям, связанным с проверкой соблюдения АО «АтомЭнергоСбыт» требований законодательства при начислении платы за электроэнергию и внесением соответствующего представления об устранении нарушений, мировой судья обоснованно пришел к выводу, что обстоятельства, установленные вышеприведенными судебными актами арбитражных судов, являются общеизвестными, относимыми, в том числе к предмету, вытекающему из настоящего спора, в связи с чем принимаются судом и не подлежат доказыванию.
В рассматриваемом случае в декабре 2018 года истцу произведен перерасчет платы за электроснабжение за период с октября 2016 года по май 2017 года, однако осмотр индивидуального прибора учета в период с 2016 года до 24 апреля 2017 года не производился, что является незаконным, поскольку указанные проверки и осмотры должны были быть проведены в 2016 и 2017 годах, равно как и перерасчет за потребленную коммунальную услугу, а не спустя 1 год.
Согласно подпунктам е(1), е (2) пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета); осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета.
На основании пунктов 82, 83 упомянутых Правил исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета. Указанные проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые-«приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца. В соответствии с пунктом 85(1) вышеназванных Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок. Акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения: а) дата, место, время составление акта; б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения; в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя); д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением. Один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом (пункт 85(2) Правил).
В судебном заседании установлено, что перерасчет платы за электроэнергию произведен на основании решения Арбитражного суда Тверской области по делу №А66-17375/2017 по иску АО «АтомЭнергоСбыт» к ООО УК Центральная», а также акта замены прибора учета от ДАТА, однако комиссией факт истечения межповерочного интервала не зафиксирован. Иных оснований, позволяющих считать прибор учета вышедшим из строя, в соответствии с п. 81.12 Правил № 354 в акте не указано.
Согласно подпункту «д» пункта 34 Правил № 354 потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Вместе с тем начисление платы производится исполнителем, который обладает данными о дате истечения срока поверки и имеет обязанность с установленной Правилами № 354 периодичностью и в предусмотренные сроки проверять как состояние индивидуальных проборов учета, так и верность переданных показаний.
В данном, случае указанная обязанность своевременно не исполнена, перерасчет произведен по итогам обследования, проведенного по истечении года с момента возникновения оснований для исчисления платы в ином порядке (не по показаниям индивидуальных приборов учета).
Поскольку начисление платы при наличии управляющей компании производится обществом, которое является гарантирующим поставщиком, оно обязано соблюдать требования ЖК РФ и Правил № 354.
В пункте 1 Правил № 354 отражено, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе устанавливают в составе прочего порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. На основании пункта «г» статьи 31 упомянутых Правил исполнитель обязан при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Иные основания перерасчета отражены в пункте 61 Правил № 354, согласно которому перерасчет производится при выявлении исполнителем в ходе проверки расхождений между показаниями проверяемого прибора учета и фактически снятыми исполнителем показаниями. В указанном пункте установлен порядок перерасчета и период, за который он производится.
В пункте 81 (11) Правил № 354 отражен порядок перерасчета при выявлении несанкционированного вмешательства в его работу. Правила № 354 не одержат таких оснований для перерасчета и доначисления платы, как неверное начисление исполнителем платы за коммунальную услугу.
В силу Правил №354 и положений Жилищного кодекса РФ АО «АтомЭнергоСбыт», в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» является исполнителем услуги по электроснабжению, при этом как ООО «БУК», так и собственники помещений в многоквартирном доме являются самостоятельными потребителями, у которых с исполнителем, каковым следует признать АО «АтомЭнергоСбыт» определены самостоятельные зоны взаимоотношений и ответственности и заключены самостоятельные договорные отношения, которые не лишали исполнителя права, реализовать их в случае, если исполнитель посчитал их нарушенными в порядке, установленном ст.11 Гражданского кодекса РФ.
Однако в нарушение установленной процедуры, ответчик, руководствуясь лишь решением Арбитражного суда и сведениями, вытекающими из акта осмотра от ДАТА, свидетельствующего об использовании потребителем индивидуального прибора учета с истекшим сроком поверки, посчитал достаточным и возможным для себя произвести перерасчет в произвольном одностороннем порядке, чем нарушил права граждан, в частности истца, выразить свое отношении к разрешению спора, поскольку она не являлась участником спора между АО «АтомЭнергоСбыт» и ООО УК «Центральная», соответственно, указанное решение не могло само по себе распространяться на лиц, не участвующих в процессе.
Поскольку первоначальный расчет произведен неверно ввиду неисполнения предусмотренных Правилами № 354 обязанностей, оснований для перерасчета в данном случае упомянутыми Правилами не предусмотрено, исковые требования заместителя Бологовского межрайонного прокурора Тверской области в интересах Фроловой В.С. о признании незаконными действий и обязании произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию и аннулировать начисленные пени обоснованно удовлетворены мировым судьей.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены мировым судьей при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, они сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных по делу обстоятельств.
Размер взысканной с ответчика государственной пошлины мировым судьей определен верно, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка №5 Тверской области от 27 июля 2020 года по гражданскому делу по иску заместителя Бологовского межрайонного прокурора Тверской области в интересах Фроловой В.С. к Акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт», обособленному подразделению «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий по начислению платы, об обязании произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию и аннулировать начисленные пени оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья Ж.Н.Бондарева
Мотивированное определение составлено 29 октября 2020 года