Дело № 2-1424/2024
37RS0012-01-2024-002721-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2024 года город Иваново
Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Борисовой Н.А.,
при секретаре Лицовой С.С.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Маскаевой В.Е., представителя ответчика Торяник Н.И., представителя третьего лица ГУ МЧС России по Ивановской области Никулина А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Фурмановского межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Туристическая компания «Веста» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно- эпидемиологического благополучия населения в Детском оздоровительном лагере «Игнатовский»,
установил:
Заместитель Фурмановского межрайонного прокурора обратилась в суд с иском к ООО «Туристическая компания «Веста» ( далее по тексту ООО « Веста») об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а также санитарно- эпидемиологического законодательства в Детском санаторно -оздоровительном лагере «Игнатовский» (далее - ДСОЛ «Игнатовский»).
Требования мотивированы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдении ООО Туристическая компания «Веста» требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в том числе законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в ДСОЛ «Игнатовский», расположенном по адресу: Ивановская область, Фурмановский район, д. Вондога, по результатам которой установлено следующее. Основным видом деятельности ООО «Веста» является деятельность туристических агентств. Организация также занимается дополнительными видами деятельности, в том числе деятельностью санаторно- курортных организаций. В результате проведенной проверки в ДСОЛ «Игнатовский» установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Кроме того, выявлен ряд нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
На основании изложенного, с учетом заявления в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее по тексту ГПК РФ), заместитель Фурмановского межрайонного прокурора просит суд обязать ООО «Веста» в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить в ДСОЛ «Игнатовский», расположенном по адресу: Ивановская область, Фурмановский район, д. Вондога, д. 14, а именно:
1.Оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на детский оздоровительный лагерь «Игнатовский».
2. На территории ДСОЛ «Игнатовский» провести скашивание травы.
3. Провести ремонтные работы на пищеблоке: в моечной кухонной посуды провести замену стеновой панели, в коридоре пищеблока покрасить потолок, в моечной столовой и чайной посуды под моечными раковинами на стене восстановить штукатурку и краску, в моечной кухонной посуды провести ремонт оконной рамы.
4. Провести восстановление покрытия дорожек к душевой.
5. В корпусе № 8 (отапливаемый от собственной котельной) восстановить отопительные радиаторы.
6.На балконе второго этажа двухэтажного деревянного жилого корпуса № 1 заменить доски.
7. На танцплощадке на полу местами заменить доски.
8. Во всех жилых комнатах в корпусах установить шкафы для раздельного хранения одежды и обуви.
9. В жилом корпусе № 7 в комнатах на кроватях иметь твердое ложе по размеру кровати.
10. В жилом корпусе № 7: в оконных рамах иметь форточки с москитными сетками.
11. В жилом корпусе № 5: в комнате № 2,5 на кроватях иметь твердое ложе по размеру кровати; в комнате № 11 на кроватях покрасить спинки.
12. В жилом корпусе № 8: в комнате на кроватях иметь ложе по размеру кровати.
13. В корпусах для проживания детей обеспечить условия для просушивания верхней одежды и обуви.
14. В штатном расписании сотрудников лагеря иметь количество сотрудников медицинского блока, направить на профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию Громову А.А, Смирнова Е.В.; обеспечить прохождение обследование на кишечную группу и брюшной тиф Третьяковой П.И., предоставить данные о профилактических прививках Поваркову А.В.
15. Привести уровни искусственного освещения в комнате № 20 корпуса № 1 в соответствии с гигиеническим нормативом, провести повторно замер искусственного освещения.
16.Обеспечить соблюдение параметров микроклимата в жилых корпусах № 1,2,5,8, провести повторно исследования параметров микроклимата в корпусах.
17.Из примерного двухнедельного меню для детского оздоровительного лагеря, исключить пищевую продукцию, не допускающуюся при организации питания детей.
18. Обеспечить хранение в ДСОЛ «Игнатовский» технической документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний (паспорта (руководства по эксплуатации) и сертификаты соответствия (иные документы, подтверждающие соответствие технических средств) технических средств входящих в состав систем противопожарной защиты требованиям пожарной безопасности, акты замера уровня звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ), расчет работы в дежурном и тревожном режиме аккумуляторных батарей или блоков бесперебойного питания и т.д.).
19.Разработать регламенты технического обслуживания систем противопожарной защиты (СПС, СОУЭ).
20.Обеспечить установку извещателя пожарного ручного (возле огнетушителя № 9) на нормативной высоте в соответствии с п. 6.6.27 СП 484.1311500.2020.
21.Обеспечить наличие и функционирование в ДСОЛ «Игнатовский» системы тревожной сигнализации.
22.Обеспечить наличие и функционирование в ДСОЛ «Игнатовский» системы охранной сигнализации.
23. Обеспечить наличие и функционирование в ДСОЛ «Игнатовский» системы видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование данных в течение 1 месяца.
Представитель истца – помощник прокурора Маскаева В.Е. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, не возражала против предоставления более длительного срока для устранения указанных в иске недостатков.
Представитель ответчика ООО « Веста» Торяник Н.И. в судебном заседании пояснила, что часть недостатков устранена, часть находится в процессе устранения. Заявила о готовности исправить допущенные нарушения. Просила установить срок в пределах 7 месяцев, для подготовки лагеря к новому летнему сезону.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Ивановской области Никулин А.С. в судебном заседании полагал иск подлежащим удовлетворению, не возражал против предоставления срока для устранения недостатков в пределах 7 месяцев.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента социальной защиты населения Ивановской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Установлено, что ОНД и ПР Фурмановского района ГУ МЧС России по Ивановской области, Фурмановского ОВО - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ивановской области» 22.05.2024 проведена проверка исполнения ООО «Веста» требований законодательства о пожарной безопасности и о санитарно- эпидемиологическом благополучии человека при организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних в ДСОЛ « Игнатовский», расположенном по адресу: Ивановская область. Фурмановский район, д. Вондога, д. 14.
В соответствии ч.9 ст. 5 Закона Ивановской области от 10.04.2012 № 21-ОЗ «Об отдельных гарантиях прав ребенка в Ивановской области» порядок организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей определяется Правительством Ивановской области.
Постановлением Правительства Ивановской области от 27.01.2010 № 5-п утвержден Порядок организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (далее - Порядок), создана Межведомственная комиссия по обеспечению приемки, проверки загородных лагерей, санаторно-оздоровительных детских лагерей круглогодичного действия и контролю за соблюдением данными организациями требований государственных контрактов и утвержден ее состав, утверждено Положение о межведомственной комиссии приемки, проверки загородных оздоровительных лагерей, санаторно -оздоровительных детских лагерей круглогодичного действия и контролю за соблюдением данными организациями требований контрактов.
Согласно п. 1.1 Порядка исполнительные органы государственной власти Ивановской области, уполномоченные на организацию отдыха и оздоровления детей обеспечивают принятие исчерпывающих мер, направленных на недопущение заезда детей в санаторно-оздоровительные детские лагеря круглогодичного действия, загородные оздоровительные лагеря, в которых не устранены нарушения обязательных требований пожарной выявленные в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий органами федерального государственного пожарного надзора.
В соответствии с п. 2.2.3 Положения о Департаменте социальной защиты населения Ивановской области, утвержденном Постановлением Правительства Ивановской области от 17.10.2012 № 403-п, указанные полномочия возложены на Департамент.
Согласно п. 5 Положения о Комиссии, она обязана осуществлять приемку и проверку в присутствии руководителя загородного оздоровительного лагеря санаторно-оздоровительного детского лагеря круглогодичного действия или его представителя.
В соответствии с п. 6 Положения о Комиссии итоги приемки оформляются актом приемки загородного оздоровительного лагеря или актом приемки санаторно-оздоровительного детского лагеря круглогодичного действия.
Основаниями для открытия санаторно-оздоровительного детского лагеря круглогодичного действия, загородного оздоровительного лагеря являются акт приемки, санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санаторно-оздоровительного детского лагеря круглогодичного действия, загородного оздоровительного лагеря требованиям санитарно- эпидемиологического законодательства Российской Федерации, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, а также акт проверкм органа федерального государственного пожарного надзора.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон 123-ФЗ) правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Закон № 123-ФЗ, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) возлагает на организации обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Установлено, что 27.05.2024 между ООО «Веста» и Департаментом социальной защиты населения Ивановской области заключен государственный контракт № 18/24-АЮД по оказанию услуг по отдыху и оздоровлению детей, не имеющих медицинских противопоказаний для пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления круглогодичного в детском санаторно-оздоровительном лагере «Игнатовский», по адресу: Ивановская область, Фурмановский район, д. Вондога, д. 14.
По условиям контракта ООО «Веста» обязано обеспечить жизнедеятельность детей согласно санитарным правилам и нормам, а также его соответствие требованиям пожарной безопасности.
В ходе проведенного 22.05.2024 осмотра детского лагеря выявлены многочисленные нарушения пожарной безопасности, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе представляющие угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних и других лиц.
Кроме того, установлено, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Фурманов, Фурмановском и Приволжском районах проведена выездная внеплановая проверка в отношении ООО « «Веста» в ДСОЛ «Игнатовский» с 20.05.2024 по 31.05.2024, по результатам проверки составлен акт выездной проверки от 31.05.2024 № 11, предписание об устранении выявленных нарушений № 11 от 31.05.2024.
В соответствии с актом и предписанием от 31.05.2024 в ДСОЛ Игнатовский» выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В нарушение ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 1.4 СП 2.4.3648-20 функционирование ДСОЛ «Игнатовский», осуществляющего организацию отдыха детей и их оздоровления, осуществляется при наличии заключения № 37.ИЦ.02.000.М.000380.05.23 от 26.05.2023, с истекшим сроком действия - до 26.05.2024.
В нарушение п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 (далее - ПНР в РФ) на объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний (паспорта (руководства по эксплуатации) и сертификаты соответствия (иные документы, подтверждающие соответствие технических средств) технических средств входящих в состав систем противопожарной защиты требованиям пожарной безопасности, акты замера уровня звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ), расчет работы в дежурном и тревожном режиме аккумуляторных батарей или блоков бесперебойного питания и т.д.).
Для объектов не разработаны (не представлены) регламенты технического обслуживания систем противопожарной защиты (СПС, СОУЭ) в нарушение п. 54 ППР В РФ.
Отсутствуют (не представлены) документы, подтверждающие время сохранения работоспособности кабельных линий и электропроводок систем противопожарной защиты в условиях воздействия пожара в нарушение ст. 5, ст. 6. ч. 2 ст. 82 Ф3№123-Ф3, п. 54 ППР в РФ, п. 6.2., п. 6.3, п. 6.4, 6.5 СП 6.13130.2021, п. 3.14, п. 5.1.10 ГОСТ Р 59639-2021, п. 522.1 ГОСТ Р 53316- 2021.
В отношении зданий руководителем организации не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями,
установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ (утвержденные инструкции разработаны на основании не действующего нормативно-правового акта) в нарушение п. 2 ППР В РФ.
Извещатель пожарный ручной (возле огнетушителя № 9) установлен на более 1,5±0,1м от уровня пола до органа управления в нарушение 6.6.27 СП 484.1311500.2020.
Также проведенной проверкой установлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Согласно подп. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст. 2 Закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Приоритет мер предупреждения терроризма должен выражаться в принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных ее проявлениях. В первую очередь, речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, а именно, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критических объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты.
Во исполнение вышеуказанных положений принято постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 732 (ред. от 15.06.2022) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления» (далее - Требования) которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления.
В соответствии с п. 15 письма Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 № 18-2/10/1-7164 «О Типовом положении о детском оздоровительном лагере» размещение, устройство, содержание и организация режима работы лагеря должны быть определены с учетом требований антитеррористической защищенности, обеспечения правопорядка и общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения при проезде организованных групп детей к местам отдыха и обратно.
В ходе проверки антитеррористической защищенности объекта, проведенной межрайонной прокуратурой, установлено следующее. В ДСОЛ «Игнатовский» отсутствует система тревожной сигнализации в нарушение пп. «в» п. 19 Требований.
В нарушение пп. «б» п. 19 Требований не обеспечен пропускной и внутри объектовый режим, поскольку ограждение по периметру территории частично отсутствует. Отсутствует система охранной сигнализации в нарушение пп. «а» п. 20 Требований. Объект не оснащен ручными металлоискателями в нарушение пп. «б» п. Г) Требований. Система видеонаблюдения не обеспечивает архивирование данных в течение 1 месяца в нарушение п.24 Требований.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки. Указанные нарушения требований пожарной безопасности и санитарных правил нарушают права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, пребывающих или планируемых пребывать в лагере «Игнатовский» в целях отдыха и оздоровления.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Осуществление деятельности по отдыху и оздоровлению несовершеннолетних в детском лагере «Игнатовский» при наличии указанных нарушений создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
Таким образом, требования прокуратуры подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая требования истца в части установления срока для исполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности, суд руководствуется следующим.
Согласно ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Учитывая объем и характер действий, по устранению выявленных нарушений, учитывая позицию участников процесса, суд полагает разумным установление срока для исполнения решения суда в виде 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск заместителя Фурмановского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Туристическая компания «Веста» в течение 7-ми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства в детском санаторно-оздоровительном лагере «Игнатовский», расположенном по адресу: Ивановская область, Фурмановский район, д. Вондога, д. 14, а именно:
1.Оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на детский оздоровительный лагерь «Игнатовский».
2. На территории ДСОЛ «Игнатовский» провести скашивание травы.
3. Провести ремонтные работы на пищеблоке: в моечной кухонной посуды провести замену стеновой панели, в коридоре пищеблока покрасить потолок, в моечной столовой и чайной посуды под моечными раковинами на стене восстановить штукатурку и краску, в моечной кухонной посуды провести ремонт оконной рамы.
4. Провести восстановление покрытия дорожек к душевой.
5. В корпусе № 8 (отапливаемый от собственной котельной) восстановить отопительные радиаторы.
6.На балконе второго этажа двухэтажного деревянного жилого корпуса № 1 заменить доски.
7. На танцплощадке на полу местами заменить доски.
8. Во всех жилых комнатах в корпусах установить шкафы для раздельного хранения одежды и обуви.
9. В жилом корпусе № 7 в комнатах на кроватях иметь твердое ложе по размеру кровати.
10. В жилом корпус № 7: в оконных рамах иметь форточки с москитными сетками.
11. В жилом корпусе № 5: в комнате № 2,5 на кроватях иметь твердое ложе по размеру кровати; в комнате № 11 на кроватях покрасить спинки.
12. В жилом корпусе № 8: в комнате на кроватях иметь ложе по размеру кровати.
13. В корпусах для проживания детей обеспечить условия для просушивания верхней одежды и обуви.
14. В штатном расписании сотрудников лагеря иметь количество сотрудников медицинского блока, направить на профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию Громову А.А, Смирнова Е.В.; обеспечить прохождение обследования на кишечную группу и брюшной тиф Третьяковой П.И., предоставить данные о профилактических прививках Поваркову А.В.
15. Привести уровни искусственного освещения в комнате № 20 корпуса № 1 в соответствии с гигиеническим нормативом, провести повторно замер искусственного освещения.
16.Обеспечить соблюдение параметров микроклимата в жилых корпусах № 1,2,5,8, провести повторно исследования параметров микроклимата в корпусах.
17.Из примерного двухнедельного меню для детского оздоровительного лагеря, исключить пищевую продукцию, не допускающуюся при организации питания детей.
18. Обеспечить хранение в ДСОЛ «Игнатовский» технической документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем и результаты пусконаладочных испытаний (паспорта (руководства по эксплуатации) и сертификаты соответствия (иные документы, подтверждающие соответствие технических средств) технических средств входящих в состав систем противопожарной защиты требованиям пожарной безопасности, акты замера уровня звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ), расчет работы в дежурном и тревожном режиме аккумуляторных батарей или блоков бесперебойного питания и т.д.).
19.Разработать регламенты технического обслуживания систем противопожарной защиты (СПС, СОУЭ).
20.Обеспечить установку извещателя пожарного ручного (возле огнетушителя № 9) на нормативной высоте в соответствии с п. 6.6.27 СП 484.1311500.2020.
21.Обеспечить наличие и функционирование в ДСОЛ «Игнатовский» системы тревожной сигнализации.
22.Обеспечить наличие и функционирование в ДСОЛ «Игнатовский» системы охранной сигнализации.
23. Обеспечить наличие и функционирование в ДСОЛ «Игнатовский» системы видеонаблюдения, обеспечивающей архивирование данных в течение 1 месяца.
. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Н.А. Борисова
КОПИЯ ВЕРНА. Судья:
Секретарь: