Дело №2а-93/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Пономаревка 02 марта 2020 года
Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе судьи Щепиной О.В., при секретаре Шишкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области к Вострикову В.В. о взыскании недоимки и пени по налогам, восстановлении пропущенного процессуального срока,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области обратилась с вышеуказанным административным иском к административному ответчику Вострикову В.В..
В административном исковом заявлении административный истец указал, что Востриков В.В. состоит в качестве налогоплательщика на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Оренбургской области. Согласно п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Налоговым органом Вострикову В.В. были направлены почтой налоговые уведомления от 29.09.2016, от 06.09.2017 ... о необходимости уплаты исчисленного налога. В установленные НК РФ сроки налогоплательщиком налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени. В отношении Вострикова В.В. выставлены требования от 10.04.2017 ..., от 22.06.2018 ..., от 15.07.2016 ..., от 24.02.2016 ..., от 18.08.2015 ..., от 13.11.2015 ... об уплате налога, в которых сообщалось о наличии задолженности и сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила, возражения относительно требования об уплате налога и пени от налогоплательщика не поступали. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании недоимки может быть восстановлен судом, причиной пропуска срока для принятия мер принудительного взыскания в порядке ст.48 НК РФ обусловлен технической проблемой в ходе автоматизирования налогоплательщика в системе «АИС НАЛОГ-3».
Просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления, взыскать с Вострикова В.В. недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ в размере 881 руб., пеня 85,06 руб., штраф 1000 руб.; пеню по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектом налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 56 руб.
Административный истец, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В судебно заседание административный ответчик не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела от него не поступало.
В силу ч.2 ст. 289 КАС РФ, неявка лиц в судебное заседание, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Исследовав материалы административного дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно данным представленной налоговой инспекцией Востриков В.В. имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером ..., квартиру по адресу: ....,
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п.3 ст.48 НК РФ).
Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России № 1 по Оренбургской области Вострикову В.В. были направлены требования:
от 18.08.2015 ... об уплате налога на доходы физических лиц на сумму 881 руб. и пени по земельному налогу 59,84 руб., об уплате задолженности по налогам со сроком уплаты до 07.05.2016;
от 13.11.2015 ... об уплате земельного налога на сумму 386 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 23 руб., со сроком уплаты до 01.05.2016;
от 24.02.2016 ... об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 1000 руб. со сроком уплаты до 15.05.2016;
от 15.07.2016 ... об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 881 руб. со сроком уплаты до 04.08.2016;
от 10.04.2017 ... на сумму 188 руб. со сроком уплаты до 19.05.2017;
от 22.06.2018 ..., со сроком уплаты до 10.08.2018.
Шестимесячный срок по последнему требованию ... от 22.06.2018 истекает 22.12.2019.
Вместе с тем, Межрайонная ИФНС России № 1 по Оренбургской области обратилась к мировому судье судебного участка в административно-территориальных границах всего Пономаревского района Оренбургской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Вострикова В.В. недоимки и пени по налогам по вышеуказанным требованиям лишь 11.11.2019, то есть за пределами установленного законом срока.
Определением мирового судьи судебного в административно-территориальных границах всего Пономаревского района Оренбургской области в принятии заявления отказано, по тем основаниям, что требование не является бесспорным.
Согласно ч.6 ст.286 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 ст. 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Доводы о том, что причиной пропуска шестимесячного срока явилась техническая проблема в ходе автоматизирования налогоплательщика в системе «АИС НАЛОГ-3», не может быть признан судом в качестве уважительной причины.
Учитывая изложенное, ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом представлено не было, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Установив, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 291-294 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Оренбургской области к Вострикову В.В. о взыскании недоимки и пени по налогам, восстановлении пропущенного процессуального срока отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через Пономаревский районный суд, в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В.Щепина
Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2020 года.
Судья О.В. Щепина