Дело № 2а-1304/2020 (УИД № 74RS0017-01-2020-001398-08)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2020 года г. Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Куминой Ю.С.,
при секретаре Филимоновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника прокурора г. Златоуста Казаковой Т.Б., административного ответчика Коваленко А.С.,
административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области к Коваленко Александру Сергеевичу об установлении административного надзора, установлении административных ограничений,
у с т а н о в и л :
Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области (далее по тексту – ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области) обратилось в суд с административным иском, в котором просит установить административный надзор и административные ограничения в отношении Коваленко А.С. (л.д.2-3).
В обоснование иска указано, что Коваленко А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден ДД.ММ.ГГГГ Карталинским городским судом Челябинской области по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации к 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Начало срока – ДД.ММ.ГГГГ, конец срока – ДД.ММ.ГГГГ. Решением Копейского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Коваленко А.С. был установлен административный надзор на срок 3 года. В период нахождения под административным надзором, Коваленко А.С. совершил преступление, за которое был осужден к лишению свободы. За время содержания осужденный не допустил нарушений ПВР СИЗО, поощрений не имеет, злостным нарушителем признан не был. В связи с наличием оснований, предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный истец просит установить административный надзор в отношении Коваленко А.С., установив в отношении административного ответчика ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22:00 часов до 06:00 часов; запрета пребывания в определенных местах (рестораны, бары, ночные клубы); обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации два раза в месяц.
Представитель ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело без его участия, настаивал на удовлетворении заявленных требований (л.д.20).
Административный ответчик Коваленко А.С.,принимавший участие в судебном заседании посредством ВКС, в судебном заседании с административным исковым заявлением об установлении административного надзора и установлении административных ограничений не согласился.
В судебном заседании помощник прокурора г. Златоуста Казакова Т.Б. полагала необходимым удовлетворить административный иск ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области.
Заслушав административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает требования ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законом №64-ФЗ от 06.04.2011года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Закон № 64-ФЗ от 06.04.2011 года) установлена возможность временного ограничения прав и свобод лица, совершившего определенные законом преступления и освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, в целях предупреждения совершения указанными лицами новых преступлений, оказания на них профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст.ст.1,2 указанного Закона).
Согласно п.1 ст.1 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, осуществляется органами внутренних дел, что является административным надзором.
Как установлено в судебном заседании, решением Копейского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Челябинской области, в отношении Коваленко А.С. установлен административный надзор на срок 3 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением административных ограничений в виде запрета пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 часов до 06:00 часов; запрета пребывания в определенных местах (рестораны, бары, ночные клубы); обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (л.д.7-9). Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Приговором Карталинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ Коваленко А.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, и ему назначено наказание в виде 5 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д.4-6). Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с осуждением Коваленко А.С. по приговору Карталинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ и направлением его к месту отбытия наказания, в силу требований п.3 ч.1 ст.9 Закона №64-ФЗ от 06.04.2011 года административный надзор, установленный решением Копейского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Коваленко А.С., прекращен.
В силу п.4 ч.2 ст.3 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч.2.1 настоящей статьи).
Таким образом, основанием для установления административного надзора является сам факт совершения лицом в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Указанные обстоятельства в соответствии с п.4 ч.2 ст.3 Закона №64-ФЗ от 06.04.2011 года влекут для совершеннолетнего лица Коваленко А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, последствия в виде установления административного надзора.
Судимость Коваленко А.С., отбывающего наказание за совершение преступления небольшой тяжести по приговору Карталинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, не погашена и не снята. Срок погашения судимости в соответствии с п. «в» ч.3 ст.86 УК РФ составляет 3 года после отбытия наказания.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона №64-ФЗ от 06.04.2011г. административный надзор в отношении лиц, совершивших преступления в период нахождения под административным надзором, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. При этом срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Следовательно, административный надзор в отношении Коваленко А.С. должен быть установлен на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Карталинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и подлежит исчислению со дня постановки административного ответчика на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Доводы Коваленко А.С. о том, что назначение административного надзора незаконно, отклоняются как ошибочные. Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного, соответственно, установление административного надзора и предусмотренных в связи с ним ограничений не является наказанием. Целью административного надзора является не наказание за преступление, а предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. При этом наличие административной и уголовной ответственности за нарушения административного надзора не может рассматриваться как усиление или дополнение уголовного наказания, назначенного Коваленко А.С. за ранее совершенное преступление.
На основании ч.1 ст.4 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде: запрещения пребывания в определенных местах; запрещения посещений мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещения выезда за установленные судом пределы территории; обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом в силу п.1 ч.2 ст.4 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Устанавливая временные ограничения прав определенной категории лиц, государство преследует законную цель защиты прав добросовестных граждан и предотвращение совершения в отношении них новых преступлений.
Защита граждан от преступных посягательств и борьба с преступностью является одной из наиболее важных задач государства. Граждане РФ имеют право на эффективную защиту со стороны государства от любых преступных форм вмешательства в их жизни. Поэтому охрана прав граждан требует особого контроля со стороны государства. Установлением контроля за лицами, совершившими преступления, обеспечивается возможность предотвращения совершения ими повторных преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, адаптация их в обществе.
С учетом изложенного, обстоятельств совершения преступления, суд полагает, что предложенные административным истцом виды ограничений, а именно: запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22:00 часов до 06:00 часов; обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, подлежат применению в отношении Коваленко А.С., поскольку являются необходимыми и адекватными мерами, направленными на достижение законной цели охраны и защиты прав граждан РФ. Кроме того, предложенные меры будут способствовать предупреждению совершения Коваленко А.С. нового преступления, иных правонарушений и оказывать на него профилактическое воздействие.
Определяя количество явок на регистрацию, суд полагает возможным установить их 2 раза в месяц, учитывая характеризующий материал на административного ответчика.
Оснований для установления административного ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах (рестораны, бары, ночные клубы), суд не усматривает, материалами дела необходимость установления данного ограничения также не подтверждается.
Установленные в отношении Коваленко А.С. ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы; последний не лишен возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства в силу норм ст.9 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 года ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по истечении половины установленного судом срока административного надзора, а также ставить вопрос о частичной отмене административных ограничений.
Руководствуясь ст.ст.270-273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.ст.1-5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Коваленко Александра Сергеевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, на срок 3 года, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
Установить в отношении Коваленко Александра Сергеевича на срок административного надзора административные ограничения в виде:
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22:00 часов до 06:00 часов следующих суток;
- обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора в отношении Коваленко Александра Сергеевича исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Председательствующий: Ю.С. Кумина