Дело № 2а-1336/2022
УИД 44RS0001-01-2022-000876-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2022 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Шершневой М.А., при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.Д., с участием административного истца Кузнецовой А.В., заинтересованного лица Кузнецова К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецовой Анны Валентиновны к администрации г. Костромы об оспаривании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Костромы поступил данный административный иск Кузнецовой А.В. к администрации г. Костромы, в котором она указала, что обратилась в администрацию г. Костромы с заявлением о принятии её и её супруга Кузнецова К.А. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. <дата> администрация г. Костромы вынесла решение № об отказе в предоставлении муниципальной услуги, усмотрев, что не истёк пятилетний срок с момента её добровольного отказа от права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, в результате снятия с регистрационного учета по указанному адресу и вселения в жилое помещение по адресу: <адрес>, а также с момента добровольного отказа Кузнецова К.А. от права пользования жилым помещением по адресу: <адрес> вселения в жилое помещение по адресу: <адрес>. Не согласившись с ответчиком, обратилась в суд, в обоснование исковых требований указала, что они не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, она не имеет в собственности жилья, проживала до <дата> в квартире, принадлежащей её родителям, имеющаяся у Кузнецова К.Н. ? доля в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, не свидетельствует об обеспеченности их семьи жильем в пределах установленной учетной нормы. Смена адреса места регистрации, которая произошла до истечения пятилетнего срока до момента подачи заявления о постановке на учет, не является сделкой и не может учитываться при решении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Действий, которые привели бы к намеренному ухудшению жилищных условий, они не совершали. Просила суд признать незаконным и отменить решение администрации г. Костромы об отказе в постановке на учет её и члена её семьи – супруга Кузнецова К.А. в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на оказание юридических услуг в размере 3000 руб.
В судебном заседании административный истец Кузнецова А.В. поддержала исковые требования по изложенным в нем доводам.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца Кузнецов К.А. поддержал исковые требования Кузнецовой А.В. в полном объёме, просил их удовлетворить, дополнительно пояснил, что <дата> он прекратил регистрацию по месту своего жительства в квартире по адресу: <адрес>, так как решил переехать в г. Кострому, где и проживает в настоящее время.
Административный ответчик - администрация <адрес> - будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, участие представителя в судебном заседании не обеспечил, ходатайствовали о проведении судебного заседания в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснения административного истца Кузнецовой А.В., заинтересованного лица Кузнецова К.А., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов учётного дела, оценивавшихся ответчиком при принятии оспариваемого решения, и установлено судом, брак между Кузнецовым К.А. и Кузнецовой (Цымбал) А.В. заключен <дата>. Истец Кузнецова А.В. и её супруг Кузнецов К.А. с <дата> зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 19,3 кв.м., на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением, заключенного между Кузнецовой А.В. и ФИО8 <дата>.
Кузнецову К.А. на основании решения Мантуровского районного суда Костромской области от <дата> принадлежит ? доля в праве собственности на жилое помещение, общей площадью 56,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, что составляет 14,15 кв. м.
Таким образом, обеспеченность семьи из 2 человек общей площадью жилого помещения составляет по 7,08 кв. м на человека, что ниже установленной учетной нормы.
Вместе с тем, Кузнецова А.В. до <дата> была зарегистрирована по месту жительства и имела право пользования жилым помещением, общей площадью 83,3 кв. м, принадлежащим на праве общей совместной собственности её родителям: ФИО9 и ФИО10, по адресу: <адрес>, <адрес>. Исходя из общего количества лиц, зарегистрированных в этом жилом помещении и имевших право пользования им (3 человека), Кузнецова А.В. имела в указанном жилом помещении 27,77 кв. м общей площади.
До <дата> Кузнецов К.А. был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, общей площадью 56,6 кв. м, собственником ? доли в праве на которое он является, по адресу: <адрес>. Исходя из общего количества лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении и имеющих право пользования им (3 человека: сам Кузнецов К.А. и его родители - Кузнецов А.Н., Кузнецова А.Е.), он имел в пользовании в указанном жилом помещении 18,87 кв.м.
До <дата>, с учетом совокупности площадей, находившихся в пользовании у Кузнецовой А.В. (<адрес> – 27,77 кв.м.) и у её супруга Кузнецова К.А. (<адрес> – 18,87 кв.м.), всего 46,64 кв.м., обеспеченность семьи истца из 2 человек составляла по 23,32 кв.м. общей площади на одного человека, что превышало установленный размер учетной нормы.
<дата> Кузнецова А.В. обратилась в администрацию г. Костромы с заявлением о принятии её и её супруга Кузнецова А.В. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением администрации г. Костромы, изложенным в ответе от <дата> №, в предоставлении муниципальной слуги отказано. В обоснование отказа указано, что до <дата> истец проживала и была зарегистрирована по месту жительства и имела право пользования жилым помещением, общей площадью 83,3 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>. Исходя из количества лиц, зарегистрированных в этом жилом помещении (3 человека), она имела в пользовании 27,77 кв.м. общей площади. При этом, по состоянию на <дата> Кузнецов К.А. проживал и был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором имел в пользовании 18,87 кв.м. общей площади. Совокупность площадей, находившихся в пользовании Кузнецовой А.В. и Кузнецова К.А., составляла 46,64 кв.м. - по 23,32 кв.м. на человека, что превышало учетную норму. Отказавшись добровольно <дата> от права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, истец ухудшил свои жилищные условия. И Кузнецов К.А., добровольно отказавшись от права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, ухудшил свои жилищные условия. Добровольный отказ от права пользования жилым помещением является намеренным действием, в результате которого истец и члены семьи не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Пятилетний срок с момента добровольного отказа истца от права пользования жилым помещением не истек, истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Порядок ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Костромской области от 22.11.2005 № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Закон).
Согласно ст. 4 Закона на учёт принимаются граждане, проживающие на территории Костромской области, признанные органами местного самоуправления нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным законодательством. Учёт граждан ведется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. (ст. 3 Закона)
В соответствии с п. 3 ч. ч. 2, 2.2 ст. 5 Закона для принятия на учет гражданин представляет (направляет) в орган, осуществляющий принятие на учет, заявление, а также самостоятельно прикладывает копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи.
В силу п. п. 1, 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства лиц, достигших четырнадцати лет, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом, согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», абз. 2 п. 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Оценивая законность оспариваемого решения администрации г. Костромы, суд учитывает положения жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения по пользованию жилым помещением, находящимся в собственности граждан.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Пунктом 2 Решения Думы города Костромы от 23.06.2005 № 54 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме» установлена учетная норму площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы, в отдельном жилом помещении - в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению для выяснения того, были ли действия Кузнецовой А.В. по снятию с регистрационного учета в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей её родителям, и действия её супруга Кузнецова К.А. по снятию с регистрационного учета в квартире по адресу: <адрес>, с последующей их регистрацией в квартире по адресу: <адрес>, направленными на создание ситуации нуждаемости в жилом помещении, являются обстоятельства: имели ли Кузнецова А.В. и её супруг Кузнецов К.А. предусмотренное ЖК РФ право пользования жилым помещением по адресу прежней регистрации и приобрели ли в результате этих действий (отказ от права пользования, снятие с регистрационного учета) статус нуждающегося в жилом помещении; мог ли ответчик принять иное решение в результате анализа представленных для оказания муниципальной услуги документов.
Так, Кузнецова А.В., будучи зарегистрированной и сохраняя законное право пользования жилым помещением по месту жительства по адресу: г <адрес>, общей площадью 83,3 кв.м., Кузнецова А.В. была обеспечена жилой площадью 22,83 кв.м. Кузнецов К.А., будучи зарегистрированным и сохраняя свое законное право пользования жилым помещением по месту жительства по адресу: <адрес>, общей площадью 56,6 кв. м, был обеспечен жилой площадью 18,87 кв. м.
<дата> Кузнецова А.В. и Кузнецов К.А. снялись с регистрационного учета по данным адресам и зарегистрировались по адресу: <адрес> на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением.
В связи с совершением истцом и её супругом указанных действий, обеспеченность их семьи, состоящей из двух человек жилым помещением на одного человека составила по 7,08 кв.м. на каждого члена семьи, что менее установленной учетной нормы.
Каких-либо доказательств уважительности причин снятия с регистрационного учета по прежним адресам истец и её супруг при обращении за получением муниципальной услуги по принятию на учет нуждающихся в жилом помещении в администрацию г. Костромы, а также в суд не представили, объяснили смену места жительства своим волеизъявлением.
Анализ представленных для оказания муниципальной услуги документов свидетельствует о том, что у администрации г. Костромы имелись основания для постановки вывода о добровольном отказе истца и её супруга от права пользования жилыми помещениями по месту регистрации, осуществления намеренных действий, в результате которого она и её супруг могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В данном случае по представленным документам возможность принятия администрацией г. Костромы иного решения не усматривается.
С учетом изложенного, у администрации города Костромы имелись достаточные основания для отказа в принятии семьи Кузнецовой А.В. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.
Поскольку Кузнецова А.В. и её супруг добровольно отказались от регистрации и проживания в имевшихся в их пользовании жилых помещениях, сняты с регистрации по месту жительства <дата> - за три месяца до обращения с заявлением о признании нуждающимися в обеспечении жилым помещением (<дата>), усматриваются действия, в результате которых создана ситуация нуждаемости в жилом помещении.
При данных обстоятельствах оспариваемое решение администрации г. Костромы основано на законе.
Довод истца о том, что в данном случае снятие её с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и Кузнецова К.А. - по адресу: <адрес>, не могут рассматриваться как намеренные действия, в результате которых создана ситуация нуждаемости в жилом помещении, основан на неверном толковании закона.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку требования о взыскании расходов по уплате государственной пошлины, на оказание юридических услуг, понесённых административным истцом при предъявлении иска в суд, являются производными от основного требования, в удовлетворении которого отказано, оснований для удовлетворения требований истца в данной части также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кузнецовой Анны Валентиновны к администрации г. Костромы об оспаривании отказа от <дата> № в постановке на учёт её и её супруга Кузнецова Константина Александровича в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья М.А. Шершнева