Решение по делу № 3а-2/2021 от 27.10.2020

Дело № 3а-2/2021

07OS0000-01-2020-000061-24

Верховный Суд Кабардино-Балкарской республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

16 марта 2021 года г. Нальчик

Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Канунникова М.А.

при секретаре Жабалиевой С.О.,

с участием: представителя административного истца – Озермегова В.Н., представителя ответчика – Кодзоковой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сосналиевой Дианы Альбердовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и Правительству Кабардино-Балкарской Республики об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Указывая о том, что постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 января 2016 года №2-ПП, утверждены результаты оценки по состоянию на 07 июля 2015 года кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории республики, исходя из которых кадастровая стоимость принадлежащих ей объектов капитального строительства – здания заготовительного пункта с кадастровым номером 07:04:1500000:59, здания склада с кадастровым номером 07:04:1600000:1695, здания склада с кадастровым номером 07:04:1600000:1725 и находящиеся по адресу: КБР, Прохладненский район, ж/д ст.Солдатская установлена в размере 2376 880 руб., 9032334,62 руб., и 6469276,25 руб. соответственно, тогда как их рыночная стоимость, как это следует из отчета ИП Мурзаевой Ю.Х. №467.07/272-2020 существенно ниже и составляет 465 594 руб., 1668237 руб. и 1573706 руб., а данное обстоятельство нарушает ее права и законные интересы как плательщика налога на имущество, Сосналиева Д.А. обратилась с административным исковым заявлением в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики. В поданном иске, предъявляемом к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и Правительству Кабардино-Балкарской Республики, она просит установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на 07 июля 2015 года равной их рыночной стоимости согласно представленному отчету.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца Озермегов В.Н. уточнил заявленные исковые требования, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости на основании проведенной судебной оценочной экспертизы, здания заготовительного пункта в размере 747 358 рублей, зданий склада в размере 1365416 и 2801904 рублей.

Представитель административного ответчика Правительства Кабардино-Балкарской Республики Кодзокова А.Л. исковые требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов КБР в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Сосналиевой Д.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из поданного административным истцом – Сосналиевой Д.А. административного искового заявления последняя обращается в суд за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в связи с чем, данный иск подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, установленном нормами главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), регламентирующих производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В то же время, правовые основы оценочной деятельности, к числу которой относится и профессиональная деятельность ее субъектов, направленная на установление в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, устанавливаемой, в том числе и в результате проведения в отношении них государственной кадастровой оценки, регламентированы Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об оценке).

В соответствии с его статьей 24.11 для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:

принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;

определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;

утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Согласно абзацу первому статьи 24.18 Федерального закона об оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Сообразно абзацам одиннадцатому, двенадцатому и тринадцатому статьи 24.18 Федерального закона об оценке основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Приведенным законоположениям корреспондируют нормы статьи 245 и части 1 статьи 248 КАС Российской Федерации.

Следовательно, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является предусмотренным законом способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В то же время, согласно части 5 статьи 247 КАС Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Следовательно, исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, тогда как административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Вместе с тем, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС Российской Федерации).

Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» суд может поставить перед экспертом вопрос об установлении рыночной стоимости, а также о том, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.

Поскольку же предметом доказывания по настоящему административному делу является величина рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, а для ее установления, имеющей юридическое значение для правильного разрешения возникшего между сторонами спора, а, равно, и в целях проверки представленного административным истцом вышеуказанного отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, требуются специальные знания в области оценочной деятельности, суд, удовлетворив ходатайство ответчика, определением от 01 декабря 2020 года назначил по административному делу судебную оценочную экспертизу, поручив ее проведение эксперту Муниципальному унитарному предприятию «Центр Эксперт» Альтудовой Р.Б.

Согласно его заключению №14/01/2021 от 22.01.2021 года рыночная стоимость по состоянию на 7 июля 2015 года объектов недвижимости - здания заготовительного пункта, общей площадью 105,4 кв.м., с кадастровым номером 07:04:1500000:59, установлена в размере 747 358 руб.; здания склада, общей площадью 710,8 кв.м., с кадастровым номером 07:04:1600000:1695, установлена в размере 1 365 416 руб., здания склада, общей площадью 509,1 кв.м., с кадастровым номером 07:04:1600000:1725, установлена в размере 2 801 904 руб.

Не доверять выводам эксперта Алтудовой Р.Б. у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом. Эксперт предупреждалась об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у него соответствующей специальности.

Эксперт Алтудова Р.Б. имеет высокую квалификацию и достаточный стаж работы в области оценочной деятельности, составленное ею заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и статей 77, 79-82 КАС Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Из заключения эксперта следует, что при расчете рыночной стоимости спорных объектов недвижимости эксперт использовал затратный, доходный и сравнительный подходы, что не противоречит положениям Федерального законе об оценке и принятым в его исполнение Федеральным стандартам оценки, а также упомянутого Федеральному закону от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; расчеты не содержат методологических и математических ошибок, являются правильными; в заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые экспертом сведения; в заключении эксперт ответил на поставленные перед ним вопросы; оснований сомневаться в установленной экспертом их рыночной стоимости суд не находит.

Каких-либо доказательств, которые свидетельствовали бы о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в ином, нежели определенном в упомянутом заключении эксперта, размере, сторонами, вопреки положениям части 1 статьи 62 и части 5 статьи 247 КАС Российской Федерации, не представлено.

Так, из заключения эксперта Алтудовой Р.Б. следует, что отчет об оценке, составленный ИП Мурзаевой Ю.Х. выполнен с нарушениями требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в действующей редакции, Федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к методам расчета рыночной стоимости конкретных объектов оценки, которые могли бы повлиять на результат итоговой величины рыночной стоимости объектов капитального строительства. Факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости определены не правильно.

Таким образом, суд, признавая указанное заключение относимым, допустимым и достоверным доказательством, принимает его в качестве средства обоснования своих выводов и, как следствие, считает установленным то обстоятельство, что итоговая рыночная стоимость упомянутого объекта недвижимости по состоянию на 7 июля 2015 года составляла в размерах, согласно данного заключения.

При таких данных, административное исковое заявление Сосналиевой Д.А. подлежит удовлетворению, сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

Руководствуясь статьями 175-180 и 248-249 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сосналиевой Дианы Альбердовны удовлетворить.

Установить по состоянию на 07 июля 2015 года кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости на следующие объекты недвижимости:

- здания заготовительного пункта, общей площадью 105,4 кв.м., расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Прохладненский район, ж/д ст.Солдатская, с кадастровым номером 07:04:1500000:59, в размере 747 358 руб.;

- здания склада, общей площадью 710,8 кв.м., расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Прохладненский район, ж/д ст.Солдатская, с кадастровым номером 07:04:1600000:1695, в размере 1 365 416 руб.;

- здания склада, общей площадью 509,1 кв.м., расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Прохладненский район, ж/д ст.Солдатская, с кадастровым номером 07:04:1600000:1725, в размере 2 801 904 руб.

Датой подачи Сосналиевой Дианой Альбердовной заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26.10.2020 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено в порядке части 2 статьи 177 КАС РФ 19 марта 2021 года.

Судья М.А. Канунников

3а-2/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сосналиева Диана Альбердовна
Ответчики
Управление Росреестра по КБР
Правительство КБР
Другие
Сельское поселение станица Солдатская
Суд
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики
Судья
Канунников Михаил Анатольевич
Дело на странице суда
vs.kbr.sudrf.ru
27.10.2020Регистрация административного искового заявления
27.10.2020Передача материалов судье
29.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2020Судебное заседание
26.11.2020Судебное заседание
01.12.2020Судебное заседание
24.02.2021Производство по делу возобновлено
09.03.2021Судебное заседание
16.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2021Дело оформлено
16.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее