Дело № 12-74/2015
РЕШЕНИЕ
г. Медвежьегорск 15 сентября 2015г.
Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Сиренев М.И.
рассмотрел жалобу Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Отряд противопожарной службы по Медвежьегорскому району» на постановление по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 8-ПП/2015 -1/206/67/5-545 от 12.08.2015г. государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Богданова М.Ю. юридическое лицо Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Отряд противопожарной службы по Медвежьегорскому району» (далее ГКУ РК «Отряд противопожарной службы по Медвежьегорскому району», Отряд) привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, назначен административный штраф <данные изъяты> рублей.
С названным постановлением не согласно юридическое лицо, настаивает его отменить. Жалоба подана по тем основаниям, что отсутствует вина Отряда противопожарной службы в совершении правонарушения. Ненадлежащее обеспечение работников Отряда средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ) стало следствием хронического недофинансирования отряда учредителем. За истекшие 3 года финансирование на цели приобретение СИЗ осуществлялось в размере около 50% от нормативной потребности. ГКУ РК «Отряд противопожарной службы по Медвежьегорскому району» является казанным учреждением и финансируется за счет средств бюджета Республики Карелия на основании бюджетной сметы. Предприятие приняло исчерпывающие меры для обеспечения Отряда финансовыми средствами для приобретения специальной одежды, неоднократно обращалось с запросами к учредителю.
В судебном заседании представители ГКУ РК «Отряд противопожарной службы по Медвежьегорскому району» Чернявский В.Ч. и Ледовских С.В. поддержали жалобу по изложенным основаниям, просят дополнительно принять к сведению, что размер административного штрафа несоразмерно высокий.
Государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Богданов М.Ю. жалобу не признал, пояснил, что действиями юридического лица нарушаются права работников на безопасную среду при исполнении трудовых обязанностей. Частью 2 ст.22 предусмотрено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, приобретать и выдавать работникам за счет собственных средств: специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты. Соответственно, работодатель, находясь в трудовых отношениях, обязан принять исчерпывающие меры по обеспечению своих работников СИЗ. Исчерпывающих мер работодатель не принял, имел возможность обратиться для разрешения спора в прокуратуру или суд.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением признается необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно примечанию к указанной статье под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Пунктом 1.4. ТР ТС "О безопасности средств индивидуальной защиты" Средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза, приведены в приложении N 1 к техническому регламенту Таможенного союза. Пункт 1.5 Устанавливает, что средства индивидуальной защиты (комплектующие изделия средств индивидуальной защиты) классифицируются по назначению в зависимости от защитных свойств согласно приложению N 2 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза.
Приказом МЧС России от 04.04.2012 N 170 "Об утверждении Порядка обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров" установлено, что работникам добровольной пожарной охраны и добровольным пожарным, принимающим непосредственное участие в тушении пожаров (в том числе в местностях Российской Федерации с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями), средства индивидуальной защиты выдаются по нормам, предусмотренным для аналогичных целей приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 сентября 2010 г. N 777н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением".
В Приказе N 777 в приложении N 1 перечислены нормы выдачи специальной одежды, которой обеспечиваются сотрудники МЧС с 01.09.2010 года, для тушение пожаров, поисково-спасательных работ, работ по обеспечению круглосуточной постоянной готовности реагированию на чрезвычайные ситуации, работ по обеспечению постоянной готовности сил и средств к реагированию на чрезвычайные ситуации
Материалами дела подтверждается в ходе проверки ГКУ РК «Отряд противопожарной службы по Медвежьегорскому району», проведенной Государственной инспекцией труда в Республике Карелия в отношении обозначенного работодателя в период с 29.07.2015г. по 29.07.2015г., установлено, что Отряд является некоммерческой организацией, финансируемой из бюджета Республики Карелия и предназначен для решения задач по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Учредителем от имени Республики Карелия выступает Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения. На момент проведения проверки в организации работало 122 работника.
При выборочной обеспеченности СИЗ на сновании личных карточек подтверждается, что водителю пожарной машины Д.А.Н., из перечисленных в протоколе оценки обеспечения работников СИЗ №016, выданы только: боевая одежда пожарного (БОП), костюм военно-полевой и сапоги кирзовые, тогда как протоколом № 016 предусмотрены костюм зимний на утепляющей прокладке, головной убор зимний, головной убор летний, футболка хлопчатобумажная, перчатки полушерстяные и др.Водителю пожарной машины М.А.В. выданы только сапоги кирзовые, водителю пожарной машины Щ.В.Ю.. выданы только сапоги кирзовые и БОИ.
Пожарному П.А.Н. выдан костюм военно-полевой (летний), боевая одежда пожарного, перчатки полушерстяные, сапоги пожарного специальные и подкасник (подшлемник), Е.Н.В. - боевая одежда пожарного, костюм ХБ летний, перчатки полушерстяные и подкасник (подшлемник), Е.С.А. только костюм военно-полевой, боевая одежда пожарного, костюм ХБ летний, перчатки полушерстяные, подкасник (подшлемник) и сапоги, остальные средства защиты и специальная одежда по нормам вещевого довольствия не выданы.
Частью 2 ст.212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан приобретать и выдавать работникам за счет собственных средств: специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.
В соответствии с материалами аттестации рабочих мест по условиям труда ГКУ РК «ОПС по Медвежьегорскому району» (приказ о завершении аттестации №20 от 13.06.2013г., работники должны обеспечиваться СИЗ, предусмотренными протоколами оценки обеспечения работников СИЗ. В нарушение ч.2 ст.212 ТК РФ работникам учреждения СИЗ выдаются не в полном объеме.
Суд приходит к выводу, что в действиях Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Отряд противопожарной службы по Медвежьегорскому району» имеется состав административного правонарушения по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Доводы представителей Отряда о недостатках в финансировании не освобождает работодателя от обязанности соблюдать трудовое законодательство.
На основании ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 "Особенная часть" настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Руководствуясь указанными нормами и учитывая позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, а также принимая во внимание установленные судом конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, характер допущенных отрядом нарушений, его имущественное положение, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, суд считает возможным снизить размер назначенного штрафа ниже низшего предела, отменив оспариваемое постановление в части назначенного штрафа в размере, превышающем <данные изъяты> рублей. По мнению суда, штраф в размере <данные изъяты> рублей позволит обеспечить достижение целей административного наказания - устранение выявленных нарушений и предупреждение совершения новых.
На основании ст. 30.7 КоАП РФ суд
РЕШИЛ:
Жалобу Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Отряд противопожарной службы по Медвежьегорскому району» удовлетворить частично.
Снизить размер штрафа назначенного постановлением № 8-ПП/2015 -1/206/67/5-545 от 12.08.2015г. государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Богданова М.Ю с <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Медвежьегорский суд в течение 10 дней.
Судья М.И. Сиренев