РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2023 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Айнулиной Г.С.
при секретаре судебного заседания Фроловой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-564/2023 по исковому заявлению прокурора Сызранского района Самарской области к администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области о возложении обязанности изготовить паспорта на автомобильные дороги,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сызранского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области (далее – администрация сельского поселения Новая Рачейка) о возложении обязанности в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу изготовить паспорта на автомобильные дороги сельского поселения Новая Рачейка: - в с.Новая Рачейка асфальто-бетонная дорога; ул.Совхозная; в с.Уваровка дорога на кладбище.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе осуществления прокурорского надзора установлено, что администрацией сельского поселения Новая Рачейка, в нарушение требований федерального законодательства о дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, не проведена полная паспортизация автомобильных дорог поселения.
В соответствии с п.6 ст.13 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Требованиями «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» установлено, что техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия.
По факту неполной паспортизации автомобильных дорог поселения в администрацию сельского поселения Новая Рачейка было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 22.03.2023.
В настоящее время допущенные нарушения законодательства не устранены, требования представления администрацией сельского поселения Новая Рачейка в полном объеме не исполнены, не изготовлены паспорта на 3 автомобильные дороги поселения, что послужило поводом обращения прокурора в суд с указанным исковым заявлением в порядке ч.1 ст.45 Гражданского-процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ).
В судебном заседании представитель истца прокурора Сызранского района Самарской области – помощник прокурора Сызранского района Самарской области Пузравина И.Ю. отказалась от исковых требований в части возложения на администрацию сельского поселения Новая Рачейка обязанности изготовить паспорта на автомобильные дороги в с.Новая Рачейка: асфальто-бетонная дорога и ул.Совхозная. Остальные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Определением суда от 12.09.2023 производство по гражданскому делу прекращено части требований о возложении обязанности изготовить паспорта на автомобильные дороги в с.Новая Рачейка: асфальто-бетонная дорога и ул.Совхозная.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения Новая Рачейка Дудин Н.А. (и.о. главы) в судебном заседании исковые требования признал.
Суд, заслушав стороны, исследовав гражданское дело, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ).
Статьей 3 названного федерального закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ).
В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В силу положений п. 5 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 1 Закона Самарской области от 03.10.2014 №86-ГД (ред. от 08.05.2020) "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" к компетенции поселений отнесены вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в Уставе сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области (п.5 ст.7).
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 №257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (ч.3).
Согласно пп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, изготовление технических планов автомобильных дорог.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР 05 февраля 1982 года, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2).
В соответствии с пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года №150 оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Требования и порядок выполнения работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог устанавливаются требованиями «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» (далее – ГОСТ 33388-2015).
Согласно п.3.8-3.10 ГОСТ 33388-2015 паспортизация автомобильных дорог - учет автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с составлением технического паспорта и формированием базы дорожных данных.
Технический паспорт автомобильной дороги - технический документ, содержащий данные о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, полученные в результате проведения технического учета дороги.
Технический учет автомобильной дороги - систематический сбор данных о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги для составления и ведения технического паспорта автомобильной дороги.
В соответствии с п.4.2.2. ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части.
Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.
Судом установлено, что прокуратурой Сызранского района в ходе осуществления прокурорского надзора во исполнение указания Генерального Прокурора Российской Федерации №175/7 от 19.03.2020 выявлены нарушения федерального законодательства о дорожной деятельности о безопасности дорожного движения со стороны администрации сельского поселения Новая Рачейка, выразившееся в отсутствии технических паспортов, составленных в соответствии с ГОСТ 33388-2015 на автомобильные дороги местного значения.
22.03.2023 в адрес и.о. главы сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Дудина Н.А. вынесено представление № об устранении нарушений федерального законодательства (л.д.22).
Из объяснений и.о. главы администрации сельского поселения Новая Рачейка Дудина Н.А. от 16.06.2023 следует, что в сельском поселении Новая Рачейка имеется 44 автомобильные дороги, из них 23 дороги числятся в реестре имущества поселения. Технические паспорта изготовлены на 18 дорог. На 21 автомобильную дорогу отсутствуют документы, подтверждающие право собственности. Паспортизация автомобильных дорог проведена не в полном объеме, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения (л.д.7).
На основании постановления Администрации сельского поселения Новая Рачейка №88 от 18.06.2009 автомобильная дорога на кладбище в с.Уваровка принята в муниципальную собственность сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский, включена в состав имущества казны и реестр муниципальной собственности (л.д.14-15).
Постановлением Администрации сельского поселения Новая Рачейка №19 от 05.03.2019 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области, в котором в том числе указана дорога на кладбище в с.Уваровка протяженностью 1000 м. (л.д.16-18).
Из материалов дела следует, и не оспаривается ответчиком, что технический паспорт на указанную автомобильную дорогу в сельском поселении Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области отсутствует.
Исходя из установленных судом обстоятельств и проанализировав в соответствии с требованиями ст. ст. 59, 60 и ст. 67 ГПК РФ совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором Сызранского района Самарской области требования о возложении обязанности на администрацию сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области изготовить паспорта на автомобильные дороги являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку администрация сельского поселения Новая Рачейка является компетентным органом, в чьи обязанности входит организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отсутствие, несвоевременная актуализация технических паспортов влечет ненадлежащие выполнение администрацией поселения обязанностей по содержанию автомобильных дорог, нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам местного значения, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Сызранского района Самарской области заявленное в защиту неопределенного круга лиц о возложении обязанности изготовить паспорта на автомобильные дороги удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области в течение 10 месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу изготовить паспорт на автомобильную дорогу сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области, расположенную в с.Уваровка до кладбища протяженностью 1000 м.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд Самарской области в течение месяца со дня принятия в решение в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19.09.2023.
Судья –