Дело № 2-1007/2024
56RS0010-01-2024-001164-43
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
1 октября 2024 года город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Халиулиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нефедовой М.В.,
с участием
истцов Москаленко О.Н., Степаненко И.В., Иванченко С.В., Степанова В.Н., их представителя Красных Ю.Г.,
представителя третьих лиц Социального фонда России и ОСФР по Оренбургской области Сумина В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Москаленко Ольги Николаевны, Степаненко Ирины Владимировны, Иванченко Светланы Вячеславовны, Кортунковой Ирины Александровны, Степанова Валерия Николаевича к ГБУЗ «Городская больница» г. Гая о признании права на получение специальной социальной выплаты и обязании направить реестр работников,
установил:
Москаленко О.Н., Степаненко И.В., Иванченко С.В., Кортункова И.А., Степанов В.Н. обратились в суд с вышеназванным иском, указав, что являются медицинскими работниками <данные изъяты>, занимают должность – «<данные изъяты>», которая отнесена к категориям работников со средним медицинским образованием, работающих с врачами, и оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в связи с чем имеют право на получение специальной социальной выплаты.
Вместе с тем, ГБУЗ «Городская больница» г. Гая в добровольном порядке отказывается направлять в ОСФР по Оренбургской области реестр работников, имеющих право на получение указанной специальной социальной выплаты.
Просят признать их право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования", начиная с 1 января 2023 года.
Обязать ГБУЗ «Городская больница» г. Гая направить в ОСФР по Оренбургской области реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, в отношении них в порядке, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования".
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Социальный фонд России, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство здравоохранения Оренбургской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, Министерство труда и занятости Оренбургской области.
В судебном заседании истцы Москаленко О.Н., Степаненко И.В., Иванченко С.В., Степанов В.Н., их представитель Красных Ю.Г., действующая на основании устных ходатайств, требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснили, что истцы относятся к медицинским работникам, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, в том числе и бесплатную, по территориально-участковому принципу и работающие в медицинской организации, участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования.
Представитель третьих лиц Социального фонда России и ОСФР по Оренбургской области Сумин В.П., действующий на основании доверенностей, просил в удовлетворении иска отказать, поскольку <данные изъяты> не участвуют в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Представитель ответчика ГБУЗ «Городская больница» г. Гая, представители третьих лиц Министерство здравоохранения Оренбургской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, Министерство труда и занятости Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац седьмой части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" в пункте 2 с 1 января 2023 г. установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
- врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), (подпункт «б»);
- специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), (подпункт «е»).
Согласно положениям части 1 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (часть 3 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Приказом Минздрава России от 10 марта 2023 года N 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Разъяснения).
В соответствии с пунктом 4 Разъяснений при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам: указанным в подпунктах "а", "д" и "з" пункта 2 постановления N 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций; указанным в подпунктах "б", "е" и "и" пункта 2 постановления N 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций); указанным в подпунктах "б" и "е" пункта 2 постановления N 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования установлены статьей 4 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, среди них - обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования, а также устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования.
Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные в настоящей части нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в следующих случаях: беременность, роды, послеродовой период и аборты (пункт 19 части 6 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (часть 2 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
В п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568 установлены максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику.
В соответствии с п. п. "а" п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568 специальную социальную выплату осуществляет Социальный фонд России.
Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года N 2568.
Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01 января 2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.
Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).
Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.
В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Согласно Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1183н" и от 2 мая 2023 года N 205н "Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" должность «<данные изъяты>» отнесена к должностям специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал).
Согласно разделу II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» профессионального стандарта "<данные изъяты>", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 474н, трудовой функцией зубного техника является изготовление зубных протезов и аппаратов.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истцы Москаленко О.Н., Степаненко И.В., Иванченко С.В., Кортункова И.А., Степанов В.Н. трудоустроены в <данные изъяты> на основании заключенных с ними трудовых договоров, занимают должность «<данные изъяты>».
Обращаясь в суд, истцы полагают необходимым признание за ними права на установление им размера специальной социальной выплаты по пп. "е" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568.
ГБУЗ «Городская больница» г. Гая включено в перечень организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Согласно Положению об организации деятельности ортопедического отделения ГБУЗ «Городская больница» г. Гая, ортопедическое отделение является структурным подразделением БУЗ «Городская больница» г. Гая. В ортопедическом отделении осуществляется оказание ортопедического лечения за счет личных средств граждан или средств организаций, предприятий по полисам добровольного медицинского страхования (ДМС), средств областного бюджета (предоставления меры социальной поддержки ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда, и лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны в виде льготного зубопротезирования ветеранов труда и тружеников тыла в рамках государственной программы Оренбургской области «Социальная поддержка граждан в Оренбургской области», предоставления мера социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области в виде льготного зубопротезирования в рамках государственной программы Оренбургской области «Социальная поддержка граждан в Оренбургской области».
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства, судом установлено, что истцы, занимающие должность «<данные изъяты>» в <данные изъяты>, не относятся к медицинским работникам, оказывающие медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответственно, права на специальную социальную выплату, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568, не имеют.
Доводы стороны истцов о том, что достаточным для признания права на специальную социальную выплату является тот факт, что они относятся к медицинским работникам, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и работающие в медицинской организации, участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования, являются несостоятельными, поскольку медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, истцы не оказывают. Для установления ежемесячной специальной социальной выплаты необходима совокупность условий, которая в отношении истцов отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Москаленко Ольги Николаевны, Степаненко Ирины Владимировны, Иванченко Светланы Вячеславовны, Кортунковой Ирины Александровны, Степанова Валерия Николаевича к ГБУЗ «Городская больница» г. Гая о признании права на получение специальной социальной выплаты и обязании направить реестр работников – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.В. Халиулина
Мотивированный текст решения изготовлен 15 октября 2024 года.
Судья Е.В. Халиулина