Дело №
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
28 октября 2019 года п. Ленинский
Судья Ленинского районного суда Тульской области Никишин С.Н.,
СЃ участием представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ доверенности Р¤РРћ1,
помощника военного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° военного гарнизона Тульской области Р¤РРћ3,
рассмотрев жалобу представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ доверенности Р¤РРћ1 РЅР° постановление в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, вынесенное заместителем главного государственного инспектора <адрес>) РїРѕ пожарному надзору Р¤РРћ2 Рѕ привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё Рє административной ответственности РїРѕ С‡.1 СЃС‚. 20.4 РљРѕРђРџ Р Р¤,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора <адрес>) РїРѕ пожарному надзору Р¤РРћ2 в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕР± административном правонарушении Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё было признано виновным РІ совершении административного правонарушения предусмотренного С‡. 1 СЃС‚. 20.4 РљРѕРђРџ Р Р¤ Рё назначено наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 150000 (восемьсот тысяч) рублей.
РќРµ согласившись СЃ вышеуказанным постановлением, представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ доверенности Р¤РРћ1 подал жалобу, РІ которой РїСЂРѕСЃРёС‚ уменьшить СЃСѓРјРјСѓ штрафных санкций. Р’ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы указал, что Учреждение является бюджетным Рё осуществляет СЃРІРѕСЋ хозяйственную деятельность РІ рамках ежегодного плана финансово-хозяйственной деятельности, поскольку Учреждение финансируется РёР· средств федерального бюджета, то согласно Рї. 1 СЃС‚. 72 Бюджетного кодекса Р Р¤, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных РЅСѓР¶Рґ должны осуществляться РІ соответствии СЃ Федеральным законом РѕС‚ 05.04.2013 в„– 44-ФЗ В« Рћ контрактной системе РІ сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных Рё муниципальных РЅСѓР¶РґВ» Предусмотренная законом процедура размещения заказа, Р° также последующие мероприятия РїРѕ заключению контракта Рё его исполнению занимают длительный период времени. Учреждением направлены заявки РЅР° выделение денежных средств РЅР° обеспечение средствами пожарной безопасности для РЅСѓР¶Рґ Р–РљРЎ в„– 1 РЅР° 2019 РіРѕРґ, которые РґРѕ настоящего времени находятся РЅР° исполнении, то есть учреждением были предприняты РІСЃРµ необходимые меры для предупреждения данного правонарушения.
24 октября 2019 РіРѕРґР° представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ доверенности Р¤РРћ1 подал РІ СЃСѓРґ ходатайство РѕР± отмене оспариваемого постановления ссылаясь РЅР° то, что осуществление производства РїРѕ делам РѕР± административных правонарушениях, связанных СЃ нарушениями требований пожарной безопасности РЅР° объектах РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ как правомочие федерального государственного пожарного надзора РЅР° объектах РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ отнесено законом Рє компетенции Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РёР· чего следует, что государственные инспекторы РіРѕСЂРѕРґРѕРІ (районов) субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ пожарному надзору РЅРµ имеют право рассматривать дела РѕР± указанных административных правонарушениях.
Р’ судебном заседании представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ доверенности Р¤РРћ1 поддержал требования РїРѕ основаниям, указанным РІ ходатайстве РѕС‚ 24.10.2019 РіРѕРґР°. РџСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ признать незаконным Рё полностью отменить постановление, производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении прекратить.
Представитель отдела надзорной деятельности <адрес>) Главное управление РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> Р¤РРћ2 РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. РћР± отложении рассмотрения жалобы ходатайств РЅРµ заявлял.
Помощник военного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Тульского гарнизона Р¤РРћ3 РїСЂРѕСЃРёР» обжалуемое постановление оставить без изменения, Р° жалобу Р¤РРћ1 без удовлетворения. РџРѕСЏСЃРЅРёР», что надзорные мероприятия РїРѕ исполнению должностными лицами Р–РљРЎ в„– филиала ФГБУ «ЦЖКУ» РњРёРЅРѕР±СЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё (РїРѕ ВДВ) законодательства РІ области пожарной безопасности РїСЂРё обслуживании котельной, расположенной РїРѕ адресу: <адрес>, военный РіРѕСЂРѕРґРѕРє в„–, проводились военной прокуратурой Тульского гарнизона, Р° сотрудники Главного управления РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тульской области были привлечены РІ качестве специалистов для подготовки заключения РїРѕ вопросам соблюдения требований нормативно-правовых актов РїРѕ оснащению указанной котельной противопожарным имуществом, РђРџРЎ, РЎРћРџ Рё поддержании РёС… РІ исправном состоянии.
РЎСѓРґ, счел возможным рассмотреть данную жалобу РІ отсутствие представителя отдела надзорной деятельности <адрес>) Главное управление РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ <адрес> Р¤РРћ2
Рзучив РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, выслушав объяснения представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё Р¤РРћ1, помощника военного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Тульского гарнизона Р¤РРћ3 СЃСѓРґ полагает, что оснований для удовлетворения указанной жалобы РЅРµ имеется РїРѕ следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» (далее -Закон) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, иными нормативными документами. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Мерами пожарной безопасности являются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности является нарушением требований пожарной безопасности.
Нормами пожарной безопасности (НПБ-110-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации Последствий стихийных бедствий за №> 315 от 18.06.2003, которые направлены на обеспечение исполнения Федерального закона «О пожарной безопасности», предусмотрена защита зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматической пожарной сигнализацией в качестве средства пожарной безопасности.
Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона «О теплоснабжении» одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара определены в ст.ст. 52 и 53 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к которым в том числе относится устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, для обеспечения безопасной эвакуации людей должно быть организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц – ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации является юридическим лицом, государственный регистрационный номер которого №.
ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Уставом и выпиской из ЕГРЮЛ, основной целью деятельности Учреждения определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Установлено, что здание котельной с инв. №, расположенной по адресу: <адрес>, военный городок №, передано в эксплуатацию ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВДВ), которое в <адрес> осуществляет свою деятельность через ПУ № (<адрес>) ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВДВ), являющийся структурным подразделением этого учреждения.
Проведенной ДД.ММ.ГГГГ с участием специалистов Главного управления МЧС России по <адрес> проверкой установлено, что в нарушение приведенных требований законодательства, а также ст.ст. 2, 5, 6, 84, 91 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 4, 43 и 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, здание котельной не оборудовано системами обнаружения пожара (установкой и системой пожарной сигнализации) и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Статьями 37 и 38 Закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, а установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности влечет административную ответственность.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом предусмотрена административная ответственность, но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается наличие на момент проверки нарушений, указанных в постановлении прокурора. Доказательств, свидетельствующих о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" были приняты необходимые и достаточные меры по предупреждению и устранению выявленных нарушений, не представлено. В связи с чем, суд не находит оснований для снижения наказания за совершенное административное правонарушение.
Довод жалобы о нарушении порядка проведения проверки и правил подведомственности при рассмотрении дела со ссылкой на то, что осуществление производства по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности на объектах обороны как правомочие федерального государственного пожарного надзора на объектах обороны отнесено законом к компетенции Министерства обороны Российской Федерации, является необоснованным ввиду следующего.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со ст. 16.1 данного Федерального закона.
Пунктом 1 Положения Рѕ федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 12.04.2012 N 290, определено, что федеральный государственный пожарный надзор, Р·Р° исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого РІ лесах, РЅР° подземных объектах, РїСЂРё ведении горных работ, РїСЂРё производстве, транспортировке, хранении, использовании Рё утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (Рґ░°░»░µ░µ ░‚░°░є░¶░µ - ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░‹ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѕ░°░ґ░·░ѕ░Ђ░°), ░Џ░І░»░Џ░Ћ░‰░░░ј░░░Ѓ░Џ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░░░Ѕ░Ѓ░ї░µ░є░‚░ѕ░Ђ░°░ј░░ ░ї░ѕ ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░Ѕ░°░ґ░·░ѕ░Ђ░ѓ.
░’ ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░µ 2 ░Ѕ░°░·░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░џ░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░µ░Ђ░µ░‡░░░Ѓ░»░µ░Ѕ░‹ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░‹ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѕ░°░ґ░·░ѕ░Ђ░°, ░є ░‡░░░Ѓ░»░ѓ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░Ѓ░Џ░‚░Ѓ░Џ ░Ѓ░‚░Ђ░ѓ░є░‚░ѓ░Ђ░Ѕ░‹░µ ░ї░ѕ░ґ░Ђ░°░·░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ ░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░ѕ░І ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░°░ј ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░‹, ░‡░Ђ░µ░·░І░‹░‡░°░№░Ѕ░‹░ј ░Ѓ░░░‚░ѓ░°░†░░░Џ░ј ░░ ░»░░░є░І░░░ґ░°░†░░░░ ░ї░ѕ░Ѓ░»░µ░ґ░Ѓ░‚░І░░░№ ░Ѓ░‚░░░…░░░№░Ѕ░‹░… ░±░µ░ґ░Ѓ░‚░І░░░№ - ░Ђ░µ░і░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░†░µ░Ѕ░‚░Ђ░ѕ░І ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░°░ј ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░‹, ░‡░Ђ░µ░·░І░‹░‡░°░№░Ѕ░‹░ј ░Ѓ░░░‚░ѓ░°░†░░░Џ░ј ░░ ░»░░░є░І░░░ґ░°░†░░░░ ░ї░ѕ░Ѓ░»░µ░ґ░Ѓ░‚░І░░░№ ░Ѓ░‚░░░…░░░№░Ѕ░‹░… ░±░µ░ґ░Ѓ░‚░І░░░№, ░І ░Ѓ░„░µ░Ђ░ѓ ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░І░…░ѕ░ґ░Џ░‚ ░І░ѕ░ї░Ђ░ѕ░Ѓ░‹ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░░ ░░ ░ѕ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѕ░°░ґ░·░ѕ░Ђ░°.
░џ░Ђ░░ ░Ќ░‚░ѕ░ј ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░Ѕ░Ѓ░ї░µ░є░‚░ѕ░Ђ░‹ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░ѕ░І (░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░ѕ░І) ░Ѓ░ѓ░±░Љ░µ░є░‚░ѕ░І ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░ї░ѕ ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░Ѕ░°░ґ░·░ѕ░Ђ░ѓ ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѓ░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░ї░Ђ░°░І░°░ј░░, ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░І ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░µ 9 ░Ѕ░°░·░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░џ░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Џ, ░І ░‚░ѕ░ј ░‡░░░Ѓ░»░µ ░░░ј░µ░Ћ░‚ ░ї░Ђ░°░І░ѕ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░°░‚░Ђ░░░І░°░‚░Њ ░ґ░µ░»░° ░ѕ░± ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░°░І░ѕ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ░….
░џ░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ ░ї░Ђ░░░І░»░µ░‡░µ░Ѕ░░░░ ░¤░“░‘░Ј ░«░¦░–░љ░Ј░» ░њ░░░Ѕ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░‹ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░░ ░є ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░№ ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░·░° ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░µ░Ѕ░░░µ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░ѕ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ, ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░‡. 1 ░Ѓ░‚. 20.4 ░љ░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░ѕ░± ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░°░І░ѕ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ░…, ░І░‹░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░ѕ ░І ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░°░… ░Ѓ░Ђ░ѕ░є░° ░ґ░°░І░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░Ђ░░░І░»░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░є ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░№ ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░, ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░‡. 1 ░Ѓ░‚. 4.5 ░љ░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░¤ ░ѕ░± ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░°░І░ѕ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ░… ░ґ░»░Џ ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░є░°░‚░µ░і░ѕ░Ђ░░░░ ░ґ░µ░».
░џ░Ђ░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°░…, ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░Ђ░░░…░ѕ░ґ░░░‚ ░є ░І░‹░І░ѕ░ґ░ѓ ░ѕ ░‚░ѕ░ј, ░‡░‚░ѕ ░Ѕ░µ░‚ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ґ░»░Џ ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░‹ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░„– ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“, ░І░‹░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░·░°░ј░µ░Ѓ░‚░░░‚░µ░»░µ░ј ░і░»░°░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѕ░Ѓ░ї░µ░є░‚░ѕ░Ђ░° <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>) ░ї░ѕ ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░Ѕ░°░ґ░·░ѕ░Ђ░ѓ ░¤░░ћ2 ░ѕ ░ї░Ђ░░░І░»░µ░‡░µ░Ѕ░░░░ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░«░¦░µ░Ѕ░‚░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░¶░░░»░░░‰░Ѕ░ѕ-░є░ѕ░ј░ј░ѓ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░µ░» ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░° ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░‹ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░░ ░є ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░№ ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░ѕ ░‡.1 ░Ѓ░‚. 20.4 ░љ░ѕ░ђ░џ ░ ░¤.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░‡.░‡. 3.2, 3.3 ░Ѓ░‚. 4.1, ░Ѓ░‚. ░Ѓ░‚. 30.6-30.8 ░љ░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░¤ ░ѕ░± ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░°░І░ѕ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ░…, ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№
░Ђ░µ░€░░░»:
░¶░°░»░ѕ░±░ѓ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░µ░»░Џ ░¤░“░‘░Ј ░«░¦░–░љ░Ј░» ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░° ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░‹ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░░ ░ї░ѕ ░ґ░ѕ░І░µ░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░¤░░ћ1 ░Ѕ░° ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░„– ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“, ░І░‹░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░·░°░ј░µ░Ѓ░‚░░░‚░µ░»░µ░ј ░і░»░°░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѕ░Ѓ░ї░µ░є░‚░ѕ░Ђ░° <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>) ░ї░ѕ ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░Ѕ░°░ґ░·░ѕ░Ђ░ѓ ░¤░░ћ2 ░ѕ ░ї░Ђ░░░І░»░µ░‡░µ░Ѕ░░░░ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░«░¦░µ░Ѕ░‚░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░¶░░░»░░░‰░Ѕ░ѕ-░є░ѕ░ј░ј░ѓ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░µ░» ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░° ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░‹ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░░ ░є ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░№ ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░ѕ ░‡.1 ░Ѓ░‚. 20.4 ░љ░ѕ░ђ░џ ░ ░¤ ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░Њ ░±░µ░· ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ, ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░„– ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“, ░І░‹░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░·░°░ј░µ░Ѓ░‚░░░‚░µ░»░µ░ј ░і░»░°░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѕ░Ѓ░ї░µ░є░‚░ѕ░Ђ░° <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>) ░ї░ѕ ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░Ѕ░°░ґ░·░ѕ░Ђ░ѓ ░¤░░ћ2 - ░±░µ░· ░░░·░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░ў░ѓ░»░Њ░Ѓ░є░░░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░›░µ░Ѕ░░░Ѕ░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░ў░ѓ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ 10 ░Ѓ░ѓ░‚░ѕ░є ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░ї░ѕ░»░ѓ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░є░ѕ░ї░░░░ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№