Судья Макеева С.Г. Дело № 33а-13/2022(2а-2408/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Киров «13» января 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Русских Л.В.,
судей Степановой Е.А., Моисеева К.В.
при секретаре Абаскаловой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам ФСИН России, УФСИН России по Кировской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области на решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 10.09.2021 г., которым административное исковое заявление Т удовлетворено частично; с Российской Федерации, в лице ФСИН России, за счет средств казны Российской Федерации, в пользу Т взыскана компенсация в размере 800 руб. 00 коп.; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Моисеева К.В., судебная коллегия
установила:
Т. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10000 руб. 00 коп. В обоснование заявленного требования указал, что в период с 20.10.2020 г. по 28.10.2020 г. находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области в качестве пересыльного. В указанный период ему не были обеспечены еженедельная смена нательного и постельного белья, а также возможность помывки дважды в неделю, поскольку возможность помывки с момента прибытия в исправительное учреждение 20.10.2020 г. ему не была обеспечена. В связи с чем он был вынужден находиться в нестиранном нательном белье, спать на не постиранном белье, что вызывало дискомфорт, чувство унижения, неполноценности.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционных жалобах ФСИН России, УФСИН России по Кировской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области ставят вопрос об отмене решения суда. В обоснование апелляционных жалоб приведены доводы о том, что в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области имеется банно-прачечный комбинат, для стирки личных вещей и нательного белья в камерные помещения выдается хозяйственное мыло, сода, таз. Т. санитарную обработку проходил в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области с заявлениями, жалобами, в том числе по вопросам, касающимся обеспечения помывки и еженедельной смены нательного и постельного белья к администрации учреждения не обращался.
Выслушав представителя ФСИН России, УФСИН России по Кировской области, ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Кировской области – Б., поддержавшую доводы и требования апелляционных жалоб, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, осужденный Т. в период с 20.10.2020 г. по 28.10.2020 г. находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области в качестве транзитно-пересыльного, где содержался в камере № <данные изъяты>.
20.10.2020 г. по прибытии в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области Т. прошел санитарную обработку (помывку).
25.10.2020 г. Т. повторно прошел санитарную обработку (помывку).
28.10.2020 г. Т. выбыл в ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Часть 2 статьи 227.1 КАС РФ устанавливает, что административное исковое заявление, поданное в соответствии с частью 1 настоящей статьи, должно содержать требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу чч. 1, 2 ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию (ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод»).
Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определены обязанности Учреждения, исполняющие наказания, в том числе по обеспечению исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных; обеспечению охраны здоровья осужденных.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Требуя присуждения компенсации, Т. ссылался на то, что в период содержания в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Кировской области ему не были обеспечены еженедельная смена нательного и постельного белья, а также возможность помывки дважды в неделю.
В силу ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Пунктом 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 г. № 295, предусмотрено, что не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
Признавая доводы административного истца заслуживающими внимания, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие обеспечение Т. помывкой и сменой нательного и постельного белья в порядке, предусмотренном пунктом 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, что свидетельствует о наличии нарушений условий содержания в исправительном учреждении.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что административными ответчиками в материалы дела не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие обеспечение административного истца сменой нательного и постельного белья, судебная коллегия не усматривает.
Однако, с выводом суда первой инстанции об отклонении в качестве доказательства выписки из журнала учета санитарной обработки осужденных, содержащей сведения об обеспечении 25.10.2020 г. помывкой лиц, содержащихся в камере № <данные изъяты>, судебная коллегия согласиться не может, поскольку данное доказательство отвечает требованиям допустимости, относимости и оснований для признания его не достоверным судебная коллегия не усматривает.
Между тем, принимая во внимание, что ошибочность выводов суда в указанной части не привела к принятию неверного судебного решения, данные обстоятельства не могут явиться основанием для удовлетворения апелляционных жалоб.
Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся к несогласию с оценкой доказательств, также не свидетельствуют о незаконности решения постановленного судом первой инстанции, и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 10.09.2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14.01.2022 г.
Председательствующий:
Судьи: