Решение по делу № 2а-881/2021 от 30.07.2021

№ 2а-881/2021

УИД 75RS0008-01-2021-001087-51

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Борзя 1 октября 2021 года

Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Кыдыякова Г.И.,

при секретаре судебного заседания Дорофеевой Т.А.,

с участием старшего помощника Борзинского межрайонного прокурора Ивановой А.О.,

административного истца Смирновой В.В.,

заинтересованного лица Нехамкина В.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирновой В.В. к Совету муниципального района «Борзинский район» о признании недействительным конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район»,

установил:

административный истец Смирнова В.В. обратилась в суд с вышеназванным административным иском, мотивируя следующим.

Конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» был проведен с грубыми нарушениями закона со стороны конкурсной комиссии, фальсификацией и служебным подлогом документов, о чем свидетельствуют протоколы заседаний конкурсной комиссии и Совета муниципального района «Борзинский район», отсутствие публикаций решений в СМИ, замена оригинальных файлов решений, размещенных на сайте муниципального района «Борзинский район». Допущены следующие нарушения при проведении конкурсных процедур и определении их результатов. В соответствии п. 36 ст. 4 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» (далее - Порядок проведения конкурса), утвержденным решением Совета муниципального района «Борзинский район» от 25.02.2021 №238, голосование по отбору кандидатур осуществляется путем проведения открытого голосования членов конкурсной комиссии по каждому кандидату отдельно на итоговом заседании. Согласно пп. 11 п. 41 ст. 4 Порядка проведения конкурса, протокол итогового заседания должен содержать содержание обсуждений кандидатов членами конкурсной комиссии и итоги их голосования но каждому кандидату. В соответствии пп. 14 п. 41 ст. 4 Порядка проведения конкурса протокол итогового заседания должен содержать дату и время подписания протокола. Как следует из протокола №5 от 10.06.2021 итогового заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» открытого голосования членов конкурсной комиссии по каждому кандидату отдельно на итоговом заседании не проводилось (п 1.1), каждый кандидат членами конкурсной комиссии на итоговом заседании не обсуждался, голосования по каждому кандидату итоговом заседании отсутствовало (п 1.2), в какие дни подписывался данный протокол установить нельзя, так как отсутствует дата и время подписания (п 1.3). В заседании счетной комиссии по подсчету суммарного количества баллов, набранных кандидатами по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» от 10.06.2021 в 19:00 часов ФИО8 и ФИО9 не участвовали. Имеется фотокопия протокола данного заседания, сделанного в последующие дни с отсутствием их подписей. Председатель конкурсной комиссии ФИО10 последующие дни после заседания хвастался данным протоколом без двух подписей перед неизвестным количеством лиц и позволял им делать фотокопии данного документа. В соответствии с п. 33 ст. 4 Порядка проведения конкурса кандидат не допускается к участию в голосовании по отбору кандидатур в случае получения по результатам оценочных процедур менее 20 баллов, рассчитываемых путем деления суммарного количества баллов на число членов конкурсной комиссии, заполнивших оценочные листы. Как следует из протокола заседания счетной комиссии по подсчету суммарного количества балов, набранных кандидатами по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» от 10.06.2021 19:00 часов, более 20 баллов (расчет: 7 человек х 20 баллов = более 140) набрало семь кандидатов из восьми и все они должны были быть допущены к голосованию. Как следует из протокола от 10.06.2021 итогового заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район», открытое голосование членов конкурсной комиссии на итоговом заседании проводилось в отношении двух кандидатов: за ФИО26 и ФИО23 Остальные пять кандидатов, набравшие более 20 балов к открытому голосованию членов конкурсной комиссии на итоговом заседании допущены не были, голосование по ним не проводилось. Допущены следующие нарушения действующего законодательства и подлог документов при вынесении решений Советом Депутатов. В соответствии с п. 2 Решения от ДД.ММ.ГГГГ состав конкурсной комиссии определен из: ФИО11, депутата Совета муниципального района «Борзинский район»; ФИО12, управляющего делами администрации муниципального района «Борзинский район»; ФИО10, депутата Совета муниципального района «Борзинский район»; ФИО40, депутата Совета муниципального района «Борзинский район». Решением от 07.04.2021 вносятся изменения в Решение от ДД.ММ.ГГГГ, где в п. 2 исключается не ФИО12, а ФИО13 и на место ФИО13 в состав комиссии включается ФИО14 При этом неизвестно какой общественной организацией была представлена кандидатура ФИО13 для включения в состав комиссии, какого числа поступило заявление ФИО13 и о чём оно было. По факту имеет место отсутствие решений об исключении ФИО12 из состава комиссии и о включении ФИО13 в состав комиссии. Факты фальсификации и незаконных действий со стороны конкурсной комиссии неоднократно выносились членами конкурсной комиссии Гридиным и Алексеенко на Совет муниципального района «Борзинский район», но Совет муниципального района «Борзинский район» не реагировал. Примером служит выход Алексеенко из конкурсной комиссии, а также заявление ФИО12 на очередном заседании Совета от 25.06.2021, на котором он указал, что легитимность конкурса стоит под вопросом; 23.03.2021 принято решение «Об установлении общего числа членов конкурсной комиссии и назначении половины членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район», где ФИО12; 05.04.2021 принято решение «О внесении изменений в решено «Об установлении общего числа членов конкурсной комиссии назначении половины членов конкурсной комиссии по проведению конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального район «Борзинский район», где ФИО15; 07.04.2021 принимается решение почему-то снова за , которое потом меняется на -А; по заявлению ФИО13 его исключают; кроме того, изменения вносятся вновь в решение , в котором ФИО12 и там нет ФИО13 Кроме правки незаконных решений председатель конкурсной комиссии Кучеренко с помощью личных связей среди работников районной администрации заменял задним числом оригиналы решений на сайте администрации муниципального района «Борзинский район». По данному факту административный истец обращалась 04.06.2021 к врио главы муниципального района «Борзинский район» Забелину (вх.3258) с заявлением об установлении и привлечении лиц, которые уничтожили оригиналы решений. Кроме того, отказано в ознакомлении с документами конкурса. В соответствии с протоколом заседания счетной комиссии по подсчету суммарного количества баллов, набранных кандидатами по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» от 10.06.2021 19:00 часов разница между минимальными и максимальными баллами составила: 273 - 119 = 154. По мнению административного истца, сумма в 273 балла и разница в 154 балла не является правильной. 15.06.2021 ею были запрошены: результаты набранных ею баллов по каждому этапу конкурса и копии листов выставления оценок каждому кандидату пофамильно каждым членом конкурсной комиссии. Данные документы административному истцу предоставлены не были. 16.07.2021 ею было подано требование в порядке досудебного урегулирования спора, в котором она просила представить документы непосредственно её участия в конкурсе. Данное требования выполнено не было. По мнению административного истца, своими действиями и бездействием конкурсная комиссия по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» и Совет муниципального района «Борзинский район» нарушили её избирательное право, т.е. право избирать и быть избранным.

Просит суд признать незаконным нарушение конкурсной комиссии п. 36 ст. 4 Порядка проведения конкурса; признать незаконным нарушение конкурсной комиссии пп.11 п. 41 ст. 4 Порядка проведения конкурса; признать незаконным нарушение конкурсной комиссии пп. 14 п. 41 ст. 4 Порядка проведения конкурса; признать незаконным нарушение конкурсной комиссии п. 33 ст. 4 Порядка проведения конкурса; признать незаконным протокол от ДД.ММ.ГГГГ итогового заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район»; признать действия конкурсной комиссии на итоговом заседании от 10.06.2021 по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» не соответствующими требованиям Порядка проведения конкурса; признать действия конкурсной комиссии на итоговом заседании от ДД.ММ.ГГГГ по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» незаконными и нарушившими избирательное право 5 (пяти) кандидатов; признать протокол заседания счетной комиссии по подсчету суммарного количества баллов, набранных кандидатами по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным ввиду отсутствия на заседании ФИО8 и ФИО9 как при подсчете голосов, так и при подписании протокола ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 00 минут; признать незаконным исключение ФИО12, управляющего делами администрации муниципального района «Борзинский район» из конкурсной комиссии без вынесения решения Советом муниципального района «<адрес>»; признать незаконным назначение в конкурсную комиссию Ушакова А.В. без вынесения решения Советом муниципального района «Борзинский район»; признать незаконным назначение в конкурсную комиссию ФИО14, рекомендованной Борзинской местной общественной организацией <данные изъяты> ввиду того что она не является членом БМОО ВП «<данные изъяты>» и предложений о включении её в состав конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» БМОО ВП «<данные изъяты> в Совет муниципального решения не вносила; признать недействительным решение Совета депутатов муниципального района «Борзинский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета муниципального района «Борзинский район» от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении общего числа членов конкурсной комиссии и назначении половины членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район»; признать недействительным решение Совета депутатов муниципального района «Борзинский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район»; признать недействительным конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район»; отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ Совета муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края «Об избрании главы муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края»; обязать Совет депутатов муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края в кратчайшие сроки провести конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район».

Протокольным определением суда от 09.09.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Губернатор Забайкальского края.

Административный истец Смирнова В.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным основаниям, дополнительно указав на то, что решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» не публиковались. Также представила дополнительные письменные пояснения по делу, указывая на следующее. В протоколе от ДД.ММ.ГГГГ на вопрос об уточнении основания внесении изменений по замене одного из членов конкурсной комиссии, ФИО16 пояснил, что это было решением фракции КПРФ, то есть фракция КПРФ через 2 недели отменила решение от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Губернатора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ -р назначена половина от общего числа членов конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на замещение должности главы муниципального района «<адрес>» в составе: ФИО17, ФИО18, ФИО9, ФИО19, то есть конкурсная комиссия сформирована и правомочна приступить к работе со дня назначения всех членов конкурсной комиссии, то есть со 02.04.2021. С этого дня на неё распространяется пункт 12 ст. 2 Порядка проведения конкурса, согласно которому конкурсная комиссия в пределах своей компетенции независима от органов государственной власти и органов местного самоуправления; конкурсная комиссия и члены конкурсной комиссии в своей деятельности не связаны с решениями политических партий и иных общественных объединений. То есть Совет депутатов не может со 02.04.2021 оказывать какое-либо давление на конкурсную комиссию, менять её состав, конкурсная комиссия уже не связана с решениями политических партий и иных общественных объединений. Без личного решения ФИО20 выраженного в письменном волеизлиянии никто не обладает полномочиями исключить его из её состава, ни Совет муниципального района «Борзинский район», ни фракция КПРФ со своими решениями. Также решением Совета муниципального района «Борзинский район» от ДД.ММ.ГГГГ -А внесено очередное изменение в состав членов конкурсной комиссии, вместо ФИО13 введена ФИО14 В сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. представитель поясняет, что отдельных решений об исключении ФИО12 из состава конкурсной комиссии и о включении ФИО13 в состав конкурсной комиссии Советом муниципального района «Борзинский район» не принималось. Таким образом, непонятно по каким основаниям и кто исключил Гридина, от какой общественной организации принят ФИО15 Данные обстоятельства подлежат проверке, имеют юридическое значение, так как ставят под сомнение легитимность конкурсной комиссии после ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из решения от ДД.ММ.ГГГГ, решения -А от ДД.ММ.ГГГГ, они опубликованы в бюллетене «Ведомости муниципального района «Борзинский район», однако два этих решения не были опубликованы ни в периодическом издании «Ведомости муниципального района «Борзинский район», ни на официальном сайте администрации МР «Борзинский район», ни в районном издании «Даурская новь». Указывает, что согласно протоколу , к голосованию были допущены только Нехамкин и Русинов. За них и голосовали члены конкурсной комиссии. Остальные кандидаты допущены к голосованию не были, за них, как требует п. 36 ст. 4 Порядка проведения конкурса, открытого голосования членов конкурсной комиссии отдельно на итоговом заседании не проводилось. Обратила внимание, что письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии, однако ни один документ, предоставленный представителем административного ответчика, не заверен надлежащим образом, не содержат обязательных реквизитов и не может быть принят в качестве доказательств.

Совет депутатов муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, явку своего представителя в судебном заседании не обеспечил. Представитель административного ответчика ФИО21, действующая на основании надлежащей доверенности, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствии и письменные возражения на административное исковое заявление.

Администрация муниципального района «Борзинский район», надлежащим образом извещенная о месте и времени слушания дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального района «Борзинский район», ФИО22, действующая на основании надлежащей доверенности, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие и отзыв на административное исковое заявление.

Заинтересованное лицо Нехамкин В.Я. в судебном заседании оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда, указав, что допущенные нарушения не повлияли на решение об избрании главы муниципального района «Борзинский район».

Заинтересованные лица – Губернатора Забайкальского края, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, о причинах не сообщили, возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили.

Представитель Губернатора Забайкальского края ФИО30, действующая на основании надлежащей доверенности, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и письменные пояснения по делу.

Суд, в порядке ст.ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым административный иск оставить без удовлетворения, допросив свидетелей, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 12 и ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Частями 1 и 4 статьи 7 указанного федерального установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, приведенному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по принятию уставов муниципального образования, согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. В муниципальном районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (ч. 5 ст. 37 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, в силу ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что согласно ст.ст. 14, 23, 29 Устава муниципального района «Борзинский район» Совет муниципального района «Борзинский район» (далее – Совет) является выборным постоянно действующим, представительным органом муниципального района. Состоит из 20 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах на срок 5 лет, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.

Согласно ч.ч. 1, 2, 2.1, 3 ст. 24 Устава муниципального района «Борзинский район», Глава муниципального района «Борзинский район» является высшим выборным должностным лицом муниципального района «Борзинский район» и в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального района «Борзинский район» избирается Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса сроком на 5 лет, осуществляет свои полномочия на постоянной основе и возглавляет администрацию муниципального района «Борзинский район». Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» устанавливается Советом. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном районе «Борзинский район» устанавливается Советом. Состав конкурсной комиссии формируется в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Глава муниципального района вступает в должность после принятия Советом решения «Об избрании главы муниципального района «Борзинский район». О своем вступлении в должность глава района издает распоряжение.

Решением Совета от 25.02.2021 утвержден Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район».

Согласно Порядку проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» целью проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района (далее – конкурс) является отбор на альтернативной основе наиболее подготовленных лиц на замещение должности главы муниципального района из числа граждан, представивших документы для участия в конкурсе (далее – кандидат (кандидаты), на основании их соответствия требованиям, установленным настоящим Порядком (ч. 1 ст. 1). Для проведения конкурса формируется конкурсная комиссия (ч. 1 ст. 2). Половина членов конкурсной комиссии назначается Советом, а другая половина – Губернатором Забайкальского края (ч. 3 ст. 2). Совет осуществляет формирование половины членов конкурсной комиссии на основе предложений депутатов Совета, администрации муниципального района «Борзинский район» (далее – Администрация), общественных объединений, организаций, расположенных на территории муниципального района «Борзинский район» (ч. 4 ст. 2). После отбора необходимого количества кандидатур для назначения Советом в состав конкурсной комиссии в ходе рейтингового голосования решение Совета о назначении членов конкурсной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленной численности депутатов Совета муниципального района (ч. 7 ст. 2). Губернатор Забайкальского края направляет информацию (с приложением копии распоряжения) о назначенных членах конкурсной комиссии в Совет (ч. 8 ст. 2). Конкурсная комиссия формируется на время проведения конкурса (ч. 9 ст. 2). Конкурсная комиссия считается сформированной и правомочна приступить к работе со дня назначения всех членов конкурсной комиссии (ч. 10 ст. 2). Члены конкурсной комиссии осуществляют свою работу на непостоянной неоплачиваемой основе (ч. 13 ст. 2). Организационной формой деятельности конкурсной комиссии являются заседания конкурсной комиссии (ч. 28 ст. 2). Ведение видео– и аудиозаписи на заседании конкурсной комиссии разрешается по решению конкурсной комиссии. Заседания конкурсной комиссии могут проходить в режиме видеосвязи по официальным каналам связи, за исключением проведения конкурсных процедур в виде тестирования и собеседования (ч. 29 ст. 2). Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности членов конкурсной комиссии (ч. 30 ст. 2). Решения конкурсной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании конкурсной комиссии, за исключением случаев, установленных настоящим порядком. При равном количестве голосов решающим является голос председателя (ч. 31 ст. 2). На заседаниях конкурсной комиссии ведется протокол, в котором фиксируются решения, принятые конкурсной комиссией, и результаты голосования членов комиссии. Протокол заседания конкурсной комиссии ведется секретарем конкурсной комиссии в свободной форме и подписывается председателем конкурсной комиссии и секретарем конкурсной комиссии (ч. 32 ст. 2).

Проведение конкурсных процедур и определение их результатов регламентированы ст. 4 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район», из которой следует, что конкурс проводится, если имеется не менее двух кандидатов (ч. 1). Кандидат лично участвует в конкурсе (ч. 2). Конкурс проводится в три этапа (ч. 3). Первый этап конкурса включает в себя проверку полноты, достоверности сведений, представленных кандидатами, и правильности оформления документов, представленных кандидатами, а также проверку отсутствия ограничений, связанных с участием в конкурсе (ч. 4). Второй этап конкурса включает в себя дистанционный отбор кандидатов с использованием программного обеспечения кадрового проекта Губернатора Забайкальского края «Забайкальский призыв» (ч. 14). Третий этап конкурса включает в себя оценку профессионального уровня и личностных качеств кандидатов, их профессиональных знаний и навыков на основании представленных документов и путем проведения оценочных процедур с использованием методов оценки, установленных приложением № 3 к настоящему Порядку (ч. 20). В процессе проведения конкурса каждым членом конкурсной комиссии заполняется оценочный лист, включающий в себя списки кандидатов и перечень критериев оценки, форма которого установлена приложением № 4 к настоящему Порядку. Члены конкурсной комиссии по предложенным критериям оценивают каждого из кандидатов по пятибалльной шкале, занося выставленные баллы в соответствующие графы оценочного листа (ч. 29). Подсчет суммарного количества баллов, набранных каждым из кандидатов, осуществляется счетной комиссией. Результаты подсчета оформляются протоколом заседания счетной комиссии. Протокол заседания счетной комиссии утверждается конкурсной комиссией (ч. 30). По результатам третьего этапа конкурса конкурсная комиссия принимает решение о допуске (либо об отказе в допуске) кандидата к участию в голосовании по отбору кандидатур для представления в Совет для избрания на должность главы муниципального района (ч. 32). Кандидат не допускается к участию в голосовании по отбору кандидатур, в случае получения по результатам оценочных процедур менее 20 баллов, рассчитываемых путем деления суммарного количества баллов на число членов конкурсной комиссии, заполнивших оценочные листы (ч. 33). Голосование по отбору кандидатур осуществляется путем проведения открытого голосования членов конкурсной комиссии по каждому кандидату отдельно на итоговом заседании (ч. 36). Кандидатами, отобранными конкурсной комиссией для представления в Совет для избрания на должность главы муниципального района, признаются не менее двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании (ч. 37). Результаты голосования по отбору кандидатур оформляются решением конкурсной комиссии, которое подписывается всеми членами конкурсной комиссии, принявшими участие в голосовании, и направляется в Совет, а также кандидатам, участвовавшим в голосовании по отбору кандидатур, не позднее трех календарных дней со дня его принятия (ч. 38). Конкурсная комиссия составляет протокол итогового заседания (ч. 40). Протокол итогового заседания должен содержать: дату и номер протокола (п. 1); повестку заседания (п. 2); общее количество членов конкурсной комиссии и число членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании (п. 3); число граждан, подавших документы на участие в конкурсе, и их персональные данные (п. 4); число кандидатов, отказавшихся от участия в конкурсе, и их персональные данные (п. 5); число кандидатов, в отношении которых принято решение о допуске к участию в первом, во втором и третьем этапах конкурса, в голосовании по отбору кандидатур, и их персональные данные (п. 6); число кандидатов, в отношении которых принято решение об отказе в допуске к участию в первом, во втором и третьем этапах конкурса, в голосовании по отбору кандидатур, и их персональные данные (п. 7); число кандидатов, принявших участие в первом, во втором и третьем этапах конкурса, и их персональные данные (п. 8); число кандидатов, не явившихся на заседание конкурсной комиссии для участия в третьем этапе конкурса, и их персональные данные (п. 9); число кандидатов, отобранных конкурсной комиссией, их персональные данные (п. 10); содержание обсуждений кандидатов членами конкурсной комиссии и итоги их голосования по каждому кандидату (п. 11); решение конкурсной комиссии об отборе кандидатур для представления в Совет для назначения на должность руководителя администрации (п. 12); фамилии и инициалы председателя конкурсной комиссии, сопредседателя конкурсной комиссии, секретаря конкурсной комиссии и других членов конкурсной комиссии и их подписи (п. 13); дату и время подписания протокола (п. 14 ч. 41).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось очередное заседание Совета муниципального района «Борзинский район». На заседании присутствовали депутаты ФИО16 – председатель Совета, ФИО11, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО16, ФИО34, ФИО35, ФИО10, ФИО36, ФИО37, ФИО8, ФИО38, ФИО39, секретарь – ФИО21

Повесткой дня явилось, в том числе решения о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район», об установлении общего числа членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район».

В ходе заседания Советом муниципального района «Борзинский район» приняты решения: о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район».

Решения, действия (бездействие) административного ответчика по опубликованию условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта, в рамках настоящего административного дела административным истцом не обжалуются.

Решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ установлено общее число членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» - восемь человек. Назначена половина членов конкурсной комиссии: ФИО11, ФИО12, ФИО10, ФИО40 (протокол Совета от ДД.ММ.ГГГГ).

Данное решение опубликовано в бюллетене ведомости муниципального района «Борзинский район» от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Губернатора Забайкальского края от 02.04.2021 -р назначена половина от общего числа членов конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на замещение должности главы муниципального района «Борзинский район» в составе: ФИО17, ФИО18, ФИО9 (по согласованию); ФИО19

Из протокола Совета от 05.04.2021, на котором присутствовали депутаты ФИО16 - председатель Совета, ФИО11, ФИО41, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО16, ФИО34, ФИО35, ФИО10, ФИО40, ФИО37, следует, что в ходе внеочередного заседания было принято решение вывести ФИО12 из списка членов конкурсной комиссии и включить в состав членов конкурсной комиссии ФИО13

Решением Совета от 05.04.2021 внесено изменение в решение Совета от 23.03.2021 в части состава назначенных членов конкурсной комиссии, членами конкурсной комиссии назначены: ФИО11, ФИО13, ФИО10, ФИО40

Из протокола Совета от 07.04.2021, на котором присутствовали депутаты ФИО16 - председатель Совета, ФИО11, ФИО41, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО16, ФИО34, ФИО35, ФИО10, ФИО40, ФИО36, ФИО37, следует, что в ходе внеочередного заседания было принято решение вывести ФИО13 из списка членов конкурсной комиссии и включить в состав членов конкурсной комиссии ФИО14

Основанием для данного решения послужило заявление ФИО13 от 06.04.2021, в котором он просил вывести его из состава конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район».

Решением Совета от 07.04.2021 внесено изменение в решение Совета от 23.03.2021 в части состава назначенных членов конкурсной комиссии, членами конкурсной комиссии назначены: ФИО11, ФИО14, ФИО10, ФИО40

Данное решение опубликовано в бюллетене ведомости муниципального района «Борзинский район» от 09.04.2021.

Решением Совета от 07.04.2021 -А внесено изменение в решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ в части состава назначенных членов конкурсной комиссии, членами конкурсной комиссии назначены: ФИО11, ФИО14, ФИО10, ФИО40

Из протокола Совета от ДД.ММ.ГГГГ, на котором присутствовали депутаты ФИО16 - председатель Совета, ФИО11, ФИО41, ФИО46, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО16, ФИО34, ФИО35, ФИО10, ФИО36, ФИО37, ФИО8, ФИО38, ФИО39, ФИО40, следует, что в ходе очередного заседания было принято решение о внесении изменений и дополнений в решение Совета от 07.04.2021 -А.

Решением Совета от 25.05.2021 внесено изменение в решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ -А в части указания организации, от которой представлена ФИО14 – заменено на «Станичное казачье общество «Борзинская станица».

Из протокола Совета от 02.06.2021, на котором присутствовали депутаты ФИО10, ФИО11, ФИО46, ФИО31, ФИО33, ФИО35, ФИО40, ФИО36, ФИО37, ФИО8, ФИО38, ФИО39, следует, что в ходе внеочередного заседания было принято решение вывести ФИО11 из списка членов конкурсной комиссии и включить в состав членов конкурсной комиссии ФИО8

Основанием для данного решения послужило заявление ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просил вывести его из состава конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «<адрес>».

Решением Совета от 02.06.2021 внесено изменение в решение Совета от 23.03.2021 в части состава назначенных членов конкурсной комиссии, исключен член конкурсной комиссии ФИО11, включен в состав конкурсной комиссии ФИО8

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы муниципального района «Борзинский район» в составе: ФИО17, ФИО40, ФИО18, ФИО19, ФИО10, ФИО11, ФИО14 (протокол ), в ходе которого приняты решения: избрать председателем конкурсной комиссии ФИО10 (); избрать сопредседателем конкурсной комиссии ФИО17 (); избрать секретарем конкурсной комиссии ФИО14 (); утвердить регламент работы конкурсной комиссии (); утвердить образцы документов, используемых при проведении конкурса (); образовать рабочую группу по проверке документов, представленных кандидатами для участи в конкурсе, в количестве четырех человек в составе: ФИО10, ФИО17, ФИО40, ФИО18 (); образовать счетную комиссию по подсчету суммарного количества баллов, набранных кандидатами по результатам конкурса, в количестве четырех человек в составе: ФИО11, ФИО14, ФИО19, ФИО9 ().

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы муниципального района «Борзинский район» в составе: ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО10, ФИО9, ФИО14 (протокол ), в ходе которого приняты решения: признать первый этап конкурса по отбору кандидатур состоявшимся, к участию в конкурсе допустить ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, Смирнову В.В., ФИО23, ФИО29, утвердить сроки второго этапа с 01 по ДД.ММ.ГГГГ, третьего этапа ДД.ММ.ГГГГ в 12:00 часов ().

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы муниципального района «Борзинский район» в составе: ФИО18, ФИО19, ФИО40, ФИО10, ФИО9, ФИО8, ФИО14 (протокол ), в ходе которого приняты решения: утвердить порядок проверки знаний кандидатов на должность главы муниципального района «Борзинский район» Конституции РФ, федеральных законов и законов Забайкальского края, регулирующих вопросы организации местного самоуправления, наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и др., и перечень вопросов конкурсных процедур (), утвердить счетную комиссию в составе ФИО8, ФИО14, ФИО19, ФИО9 ().

ДД.ММ.ГГГГ в 19:00 часов состоялось заседание счетной комиссии по подсчету суммарного количества баллов, набранных кандидатами по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» в составе: ФИО19, ФИО8, ФИО9, ФИО14, в ходе которого установлено, что по итогам второго и третьего этапов конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» кандидаты набрали следующее суммарное количество баллов: ФИО29 – 190,5 баллов, ФИО25 – 170 баллов, ФИО23 – 239,5 баллов, ФИО26 – 273 балла, ФИО28 – 200,5 баллов, Смирнова В.В. – 148 баллов, ФИО27 – 216 баллов, ФИО24 – 119 баллов.

Каждому кандидату членами комиссии дана оценка по бальной системе, согласно которой кандидаты набрали следующее количество баллов, рассчитанных путем их деления на число присутствующих членов конкурсной комиссии: ФИО29 – 27,2 балла, ФИО25 – 24,2 балла, ФИО23 – 34,2 балла, ФИО26 – 39 баллов, ФИО28 – 28,6 балла, Смирнова В.В. - 21,1 балла, ФИО27 – 30,8 балла, ФИО24 – 17 баллов.

10.06.2021 состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы муниципального района «Борзинский район» в составе: ФИО18, ФИО19, ФИО40, ФИО10, ФИО9, ФИО8, ФИО14 (протокол ), в ходе которого приняты решения: утвердить протокол заседания счетной комиссии, признать третий этап конкурса состоявшимся, допустить к участию в голосовании по отбору кандидатур всех кандидатов, определить место и время проведения голосования по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» - ДД.ММ.ГГГГ в 19:30 часов по адресу: <адрес> ().

10.06.2021 состоялось итоговое заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы муниципального района «Борзинский район» в составе: ФИО18, ФИО19, ФИО40, ФИО10, ФИО9, ФИО8, ФИО14 (протокол ), в ходе которого приняты решения: утвердить протокол итогового заседания конкурсной комиссии, признать конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район» состоявшимся, признать отобранными конкурсной комиссией для представления в Совет для избрания на должность главы муниципального района «Борзинский район» ФИО26, ФИО23, направить настоящее решение в Совет для проведения голосования по вопросу избрания на должность главы муниципального района «Борзинский район» ().

Вопреки доводам административного истца в материалы административного дела представлены надлежащие копии приведенных решений Совета муниципального района «Борзинский район» по вопросам проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы муниципального района «Борзинский район», решений и протоколов комиссии по отбору кандидатов на должность главы муниципального района «Борзинский район», которые в соответствии со ст. 59 КАС РФ являются письменными доказательствами по делу. Оснований для признания указанных доказательств недопустимыми в соответствии со ст. 61 КАС РФ не имеется, так как доказательств обратного стороной административного ответчика в соответствии с ч. 3 ст. 61 КАС РФ не представлено.

Отсутствие подписи в протоколах конкурсной комиссии участвовавшего в заседании члена на момент ознакомления с указанным протоколом административного истца само по себе не свидетельствует о нарушении его прав.

Так, все представленные суду копии протоколов заседаний конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы муниципального района «Борзинский район», в том числе счетной комиссии по подсчету суммарного количества баллов, набранных кандидатами по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район», подписаны участвовавшими в заседаниях членами конкурсной комиссии. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии кого-либо из членов конкурсной комиссии, подписавших протокол, во время заседаний конкурсной комиссии суду не представлено.

Доводы административного истца о невозможности замены назначенных в конкурсную комиссию членов иными лицами, суд находит основанными на ошибочном толковании норм права.

Порядок проведения конкурса, как и Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ, не содержат запрета на замену ранее назначенных Советом членов конкурсной комиссии иными лицами по решению указанного представительного органа. Фактически действия Совета муниципального района «Борзинский район» по внесению изменений в ранее изданный акт об утверждении состава конкурсной комиссии не выходят за рамки предоставленной ему компетенции.

Как установлено судом, все члены конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы муниципального района «Борзинский район», принимавшие участие в её заседаниях, назначены в её состав соответствующими решениями Совета муниципального района «Борзинский район», представленными в материалах административного дела, после исключения предыдущих членов. Таким образом, установленные Порядком проведения конкурса требования к составу, порядку назначения членов конкурсной комиссии соблюдены.

Нарушения в нумерации тех или иных решений Совета, как и отсутствие сведений об опубликовании соответствующих решений сами по себе не свидетельствуют о нарушении прав административного истца. Кроме того, на заседании комиссии Смирнова В.В. отводы кому-либо из членов комиссии не заявляла, при рассмотрении административного дела доводов об этом не приводила.

Как следует из содержания итогового протокола заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы муниципального района «Борзинский район» от ДД.ММ.ГГГГ, в нем действительно отсутствует содержание обсуждений кандидатов членами конкурсной комиссии и итоги их голосования по каждому кандидату, а также дата и время подписания протокола.

Вместе с тем допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО8, ФИО14, ФИО10 суду пояснили, что на итоговом заседании фактически состоялось обсуждение кандидатов членами конкурсной комиссии и голосование по каждому кандидату. Каждый из свидетелей подписал итоговый протокол после его составления, однако конкретную дату и время никто из них указать не смог.

Суд принимает показания данных свидетелей, предупрежденных судом перед допросом об уголовной ответственности по ст. ст. 307, 308 УК РФ, за достоверные, поскольку у суда нет оснований в них сомневаться либо относиться к ним критически.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что кандидатура административного истца была рассмотрена уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, в ходе итогового заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы муниципального района «Борзинский район» состоялось обсуждение кандидатов членами конкурсной комиссии и голосование по каждому кандидату.

При этом конкурсной комиссии принадлежит право определения максимального количества кандидатов, представленных на рассмотрение Совета муниципального района «Борзинский район», которое не может нарушать законодательно установленного минимального количества - не менее двух кандидатов.

Таким образом, конкурсная комиссия вправе представить на рассмотрение Совета не менее двух кандидатов, и не обязана представлять всех кандидатов, принявших участие в конкурсе, что соответствует требованиям ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

22.06.2021 в 10:00 часов состоялось очередное заседание Совета муниципального района «Борзинский район». На заседании присутствовали депутаты ФИО16 – председатель Совета, ФИО11, ФИО41, ФИО46, ФИО31, ФИО33, ФИО16, ФИО34, ФИО35, ФИО10, ФИО36, ФИО42, ФИО8, ФИО38, ФИО39, ФИО43, ФИО44, секретарь – ФИО21

Повесткой дня явилось, в том числе решение об избрании главы муниципального района «Борзинский район».

В ходе заседания Советом муниципального района «Борзинский район» принято решение об избрании главой муниципального района «Борзинский район» ФИО26 («за» - 19, против – нет, воздержались – 1).

При таких обстоятельствах нарушения п.п. 11 и 14 ч. 41 ст. 4 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район», утвержденного решением Совета муниципального района «Борзинский район» от ДД.ММ.ГГГГ , в части отсутствия в итоговом протоколе содержания обсуждений кандидатов членами конкурсной комиссии и итогов их голосования по каждому кандидату, а также даты и времени подписания протокола, являются формальными и не повлиявшими на право административного истца быть избранным в органы местного самоуправления, а также при отсутствии доказательств допущения нарушений, которые могли бы повлиять на установление действительной воли избирателей, сами по себе основанием для признания принятого решения об избрании главы муниципального района «Борзинский район» незаконным не являются.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 22.04.2013 № 8-П, согласно которой судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Таким образом, совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий, решений, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Смирновой В.В. к Совету муниципального района «Борзинский район» о признании недействительным конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «Борзинский район».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Борзинский городской суд Забайкальского края.

Председательствующий судья Кыдыяков Г.И.

Решение суда в окончательной форме принято 01.10.2021

2а-881/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнова Валентина Викторовна
Ответчики
Совет муниципального района "Борзинский район"
Другие
Администрация МР "Борзинский район"
Конкурсная комисси по отбору кандидатур на должность главы муниципального района "Борзинский район"
Суд
Борзинский городской суд Забайкальский края
Судья
Кыдыяков Григорий Игоревич
Дело на странице суда
borzya.cht.sudrf.ru
30.07.2021Регистрация административного искового заявления
30.07.2021Передача материалов судье
02.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Судебное заседание
09.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Судебное заседание
01.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее