ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело УИД 91RS0002-01-2021-005714-56 №2-3153/2021 №33-9765/2021 | Председательствующий судья первой инстанции | Камынина В.Ф. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 ноября 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Готовкиной Т.С.,
судей - Притуленко Е.В., Любобратцевой Н.И.,
при секретаре – Калиниченко В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО4 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, правопреемником которого является Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 17 августа 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
В июне 2021 года ФИО4 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, в котором просил признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым № от 24.12.2020г. об отказе ФИО4 в установлении досрочной страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты; возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым обязанность засчитать ФИО4 стаж работы 27 лет 11 месяцев 15 дней; назначить досрочную страховую пенсию по старости с установлением фиксированной выплаты с зачислением специального стажа 7 лет и 4 месяца.
Исковые требования мотивированы тем, что вышеуказанным решением пенсионного органа ФИО4 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого специального стажа. С таким решением истец не согласен, считает, что из специального страхового стажа необоснованно исключен период службы в Советской Армии с 12.10.1986г. по 30.11.1988г.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 17 августа 2021 года исковые требования ФИО4 удовлетворены частично; на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым возложена обязанность включить ФИО4 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период прохождения военной службы в Советской Армии с 12.10.1986г. по 31.08.1987г.; установить ФИО4 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-Ф3 "О страховых пенсиях" с 27 апреля 2021 года; в остальной части в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с таким решением суда, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, действуя через представителя ФИО21 подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к нарушению и неправильному применению судом норм материального права. По мнению апеллянта, судом первой инстанции не определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к несоответствующим выводам суда первой инстанции, изложенным в решении суда.
В частности, автор жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно определен возраст наступления права у истца на досрочную страховую пенсию по старости и дата, с которой у истца возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Автор жалобы указывает, что исходя из положений п. 1 ч. 1. ст. 30 Закона № 400-ФЗ право на установление досрочной страховой пенсии по старости у ФИО4 наступит при достижении возраста 54 лет, но не ранее 27.04.2022 г.
В неудовлетворенной части исковых требований решение суда не обжалуется.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 ноября 2021 года произведена замена ответчика - Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на его правопреемника – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым ФИО10 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, постановив по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец против доводов апелляционной жалобы возражал, указывая на законность решения суда первой инстанции и отсутствие оснований к его отмене.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав оригинал отказного дела истца, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к нижеследующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.12.2020г. ФИО4 обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым № от 24.12.2020г. ФИО4 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости согласно п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-Ф3 "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.
Пенсионным органом указано, что стаж работы составил: по п.1 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ (с учетом СА) -2 года 11 месяцев 29 дней; по п.1 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ - 6 лет 5 месяцев 23 дня; общий стаж на дату обращения составил 24 года 1 месяц 1 день. По подсчета ответчика, право на досрочное назначение страховой пенсии согласно п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-Ф3 "О страховых пенсиях" наступит при достижении возраста 54 года, но не ранее 27.04.2022г. (л.д.4-6).
В вышеуказанном решении пенсионного органа указаний на то, что период прохождения службы в Советской Армии не учтен, не имеется, однако согласно имеющимся в материалах дела письменным возражениям ответчика следует, что в льготный стаж не учтен период службы в Советской армии с 12.10.1986г. по 30.11.1988 г., поскольку согласно п. 109 Положения от 03.08.1972 №590 к работе по Списку №1 и №2, утвержденных в 1956 году, приравниваются периоды иной деятельности при соблюдении определенных условий, а именно: период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается либо к работе, которая предшествовала данному периоду либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Такое приравнивание осуществляется и в случае, когда между работой и службой в Советской Армии имело место учеба, в том числе предусмотренная п.п. «з» п. 109 Положения от 03.08.1972 №590. При этом приравниваемые к работе по Спискам №1 и №2 утвержденным в 1956 году периоды деятельности учитываются в размере, не превышающего стажа такой работы до 01.01.1992г. (л.д.23-26).
Указанный период включен в общий стаж работы.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым включить ФИО4 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период прохождения военной службы в Советской Армии с 12.10.1986г. по 31.08.1987г. суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений действующего законодательства данный период может быть приравнен к работе по Списку №1 в размере, не превышающем суммарной продолжительности имеющегося у истца стажа работы на 01 января 1992г., т.е. с 12.10.1986г. по 31.08.1987г., который и подлежит включению в специальный стаж работы истца.
С данными выводами соглашается судебная коллегия, поскольку они являются правильными и основаны на нормах материального права, подлежащих применению в данном случае, исходя из нижеследующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон № 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статьи 30 Закона N 400-ФЗ, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 12.10.1986г. по 30.11.1988г. ФИО4. проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии, что в том числе следует из военного билета и трудовой книжки ФИО4., имеющихся в материалах отказного дела ФИО4
В период службы истца в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590.
В подпункте "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Абзацем 14 пункта 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункты "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Согласно данных трудовой книжки истца серии № от 22.12.1988г. после службы в рядах Советской Армии ФИО4 в период с 22.12.1988 г. по 31.10.1989г. работал подземным горнорабочим шахты «Байдаевской» п/о «Южкузбассуголь», который в бесспорном порядке засчитан ответчиком в специальный стаж работы истца.
Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода и, как верно указано судом первой инстанции, продолжительностью не превышающем суммарной продолжительности имеющегося у истца стажа работы на 1 января 1992 года.
В данном случае истец просил приравнять период службы в рядах Советской Армии к работе в подземных условиях.
Действовавшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Таким образом, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обязанности установить ФИО4 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-Ф3 "О страховых пенсиях" с 27 апреля 2021 года (в указании года судом первой инстанции допущена описка), суд первой инстанции исходил из того, что с учетом включения периода службы в Советской Армии с 12.10.1986г. по 31.08.1987г. (10 месяцев 10 дней) в расчет специального стажа (Список N1), а также периодов, включенных пенсионным органом в специальный стаж в бесспорном порядке 6 лет 5 месяцев 23 дня, суммарная продолжительность имеющегося у истца специального страхового стажа составила 7 лет 4 месяца 5 дней, что дает право на досрочное назначение пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ "О страховых пенсиях" при неполном стаже мужчине по достижении возраста 53 года.
В связи с вышеизложенным судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены исковые требования об отмене решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым № от 24.12.2020г. об отказе ФИО4 в установлении досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно абз. 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что отсутствие у истца требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости специального стажа на момент обращения за назначением трудовой пенсии не исключает удовлетворения иска о назначении трудовой пенсии при наличии требуемого трудового стажа к моменту рассмотрения дела судом.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При таких обстоятельствах, учитывая, что 27.04.2021 года истец достиг возраста 53 года, суд первой инстанции правильно определил дату наступления права ФИО4 на назначение досрочной страховой пенсии пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они являются верными, сделаны с учетом фактических обстоятельств по делу и соответствуют вышеприведенным требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с выводами суда первой инстанции относительно определения возраста наступления права у истца на досрочную страховую пенсию по старости и дата, с которой у истца возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку с учетом спорного периода службы в Советской Армии у истца будет требуемая продолжительность стажа на соответствующих видах работ 7 лет 4 месяца, а также требуемый возраст, что свидетельствует о наличии оснований к назначению ФИО4 соответствующей досрочной пенсии по старости.
Доводы жалобы о том, что исходя из положений п. 1 ч. 1. ст. 30 Закона № 400-ФЗ право на установление досрочной страховой пенсии по старости у Егорова Г.М. наступит при достижении возраста 54 лет, но не ранее 27.04.2022 г., опровергаются материалами дела, в связи с чем являются необоснованными.
По сути, доводы жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и переоценке исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 17 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, правопреемником которого является Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Председательствующий - Т.С. Готовкина
Судьи - Е.В. Притуленко
Н.И. Любобратцева