Дело № 2а-419\ 21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2021 года г.Славск
Судья Славского районного суда Калининградской области Улька М.В.,
при секретаре Феоктистовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации МО «Славский городской округ» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области, Отделению по особым исполнительным производствам, судебному приставу-исполнителю Далакян М.А. о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Славский городской округ» обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование указали, что 09.06.2021 в адрес администрации округа поступило постановление от 21.04.2021 о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, вынесенное судебным приставом-исполнителем отделения по особым исполнительным производствам Далакян М.А. Администрация полагает, что имеются основания для освобождения либо уменьшения размере исполнительского сбора.
Согласно решения Славского районного суда от 24.12.2020, на администрацию МО «Славский городской округ» возложена обязанность предоставить Земецкене Валерии Антано жилое помещение общей площадью не менее 72,9 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте Славского городского округа Калининградской области, на условиях договора социального найма.
В целях исполнения решения суда принято решение о приобретении в порядке, предусмотренном ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ, жилого помещения, соответствующего требованиям решения суда для последующего предоставления его Земецкене В.А. на условиях договора социального найма.
Для осуществления муниципальной закупки было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона. На дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе до 30.04.2021 не подана ни одна заявка, электронный аукцион признан несостоявшимся. Также 07.05.2021 администрацией в системе закупок размещено извещение о проведении муниципальной закупки, электронный аукцион вновь признан несостоявшимся по тем же основаниям.
В феврале 2021, в марте 2021, мае 2021 в адрес Земецкене В.А. направлялись предложения вариантов жилых помещений с целью заключения договора найма, а также предложения жилого помещения маневренного жилого фонда для временного проживания на период, необходимый для приобретения жилого помещения для предоставления по договору социального найма, но на все предложения были получены отказы.
С целью осуществления муниципальной закупки администрацией внесены соответствующие изменения в план-график закупок администрации МО «Славский городской округ», изменения размещены в порядке предусмотренном законом в системе в сфере закупок, разработано техническое задание на приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) для предоставления Земецкене В.А. во исполнение решения суда в муниципальную собственность на территории МО «Славский городской округ».
11.06.2021 в извещении о проведении электронного аукциона внесены изменения – продлен прием заявок до 09 час. 25.06.2021, дата проведения аукциона 28.06.2021, регламентированная дата заключения контракта 12.07.2021.
31.05.2021 Земецкене отказалась от жилого помещения маневренного жилого фонда, о чем лично в письменной форме указала на копии письма-предложения.
16.06.2021 и 17.06.2021 от Земецкене В.А. в адрес администрации поступили обращения, согласно которым она выразила желания приобрести конкретное жилое помещение, площадь которого меньше площади помещения, указанного в решении суда. Данные обращения находятся на рассмотрении в администрации округа.
Администрация округа не проявляла бездействия, принимает все возможные меры для надлежащего исполнения судебного решения.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание возникшие существенные обстоятельства, препятствующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе и то, что администрацией приняты все меры для надлежащего исполнения, просит суд: признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера судебного пристава-исполнителя отделения по особым исполнительным производствам от 21.04.2021; освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца администрации МО «Славский городской округ» Кириллов А.А. пояснил, что не поддерживает требования о признании постановления о взыскании исполнительского сбора от 21.04.2021 незаконным. Просил суд освободить администрацию округа от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. или уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению от 21.04.2021. Сообщил, что в настоящее время рассматривается вопрос о заключении мирового соглашения на стадии исполнительного производства.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Прокурор Левченко Т.Н. в судебном заседании не возражала против уменьшения размера исполнительского сбора.
Заинтересованное лицо Земецкене В.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, прокурора, суд приходит к следующему.
24 декабря 2020 Славским районным судом Калининградской области вынесено решение по гражданскому делу № 2-513\2020 по иску прокурора Славского района Калининградской области в интересах Земецкене Валерии Антано к администрации МО «Славский городской округ» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, которым на администрацию МО «Славский городской округ» возложена обязанность предоставить Земецкене Валерии Антано жилое помещение общей площадью не менее 72,9 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте Славского городского округа Калининградской области, на условиях договора социального найма.
Решение обжаловано не было и вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрации МО «Славский городской округ». Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
21.04.2021 судебным приставом-исполнителем отделения по особым исполнительным производствам Далакян М.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, копия которого администрацией МО «Славский городской округ» получена 09.06.2021 года (л.д.38). Доказательств получения копии данного постановления в иную дату административным ответчиком суду не представлено.
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника- организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Факт получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства администрацией МО «Славский городской округ» не оспаривается. Не оспаривается должником и факт истечения установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа срока и то, что решение суда не исполнено. Должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Причины, по которым решение суда и требования исполнительного документа не были исполнены подробно изложены в административном иске.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. N 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
Как установлено в судебном заседании, на момент получения органом местного самоуправления постановления о возбуждении исполнительного производства жилое помещение, удовлетворяющее параметрам, указанным в подлежащем исполнению судебном решении, в муниципальной собственности отсутствовало. Органом местного самоуправления были предприняты соответствующие меры, в том числе разработан план мероприятий по исполнению решения суда. Администрацией округа предпринимались действия для приобретения жилья в муниципальную собственность с целью исполнения решения суда, дважды электронные аукционы не состоялись, т.к. не была подана ни одна заявка. В настоящее время администрация округа рассматривает вопрос о заключении мирового соглашения.
В этой связи, суд приходит к выводу об отсутствии вины органа местного самоуправления в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа.
С учетом представленных административным истцом документов, принимая во внимание доводы администрации муниципального округа о наличии определенных трудностей по исполнению судебного акта, то, что администрацией принимались меры в целях исполнения решения суда и учитывая причины неисполнения решения, суд считает возможным освободить администрацию округа от уплаты исполнительского сбора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 270-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Администрацию МО «Славский городской округ» освободить от уплаты исполнительского сбора, установленного на основании постановления от 21.04.2021 судебного пристава-исполнителя отделения по особым исполнительным производствам Далакян М.А. в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа Славского районного суда Калининградской области по гражданскому делу № 2-513\2020.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Славский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 июля 2021 года.
Судья М.В. Улька