РЎСѓРґСЊСЏ Юркина РЎ.Р. в„–2-80/2021
Докладчик Скипальская Р›.Р. Дело в„–33-821/2021
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Лесновой Р.РЎ.,
судей Скипальской Р›.Р., Штанова РЎ.Р’.,
при секретаре Мирской Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 мая 2021 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Макарова Евгения Николаевича к Администрации городского округа Саранска, администрации Пролетарского района городского округа Саранск о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения по апелляционной жалобе Макарова Е.Н. на решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 февраля 2021 г.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Скипальской Р›.Р., судебная коллегия РїРѕ гражданским делам Верховного РЎСѓРґР° Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ
установила:
Макаров Е.Н. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранска, администрации Пролетарского района городского округа Саранск о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения.
В обоснование иска указал, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено ему и членам его семьи на основании специального ордера №1/1 от 25 января 2000г., выданного 28 января 2000 г. администрацией Пролетарского района г.Саранска. Указанное жилое помещение в качестве служебного не зарегистрировано. В период предоставления квартиры он работал в МУ «Городская служба заказчика ЖКХ», длительное время не состоит в трудовых отношениях с указанной организацией, однако проживает в спорной квартире. Договор найма служебного жилого помещения в письменном виде с ним не заключался. В настоящее время ни он, ни его семья, не могут быть выселены из занимаемого ими жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со статьёй 13 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». С введением в действие Жилищного кодекса РФ муниципальная квартира в пользовании его семьи находится на условиях договора социального найма. Все обязанности нанимателя жилого помещения он исполняет в полном объёме.
Просил суд: признать за ним право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма; обязать администрацию Пролетарского района городского округа Саранск заключить с ним договор социального найма данного жилого помещения, с указанием в нём в качестве членов семьи нанимателя Макаровой Я.Е. - дочери, Макарова С.Е. - сына.
Определением судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 декабря 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: Макарова Я.Е., Макаров С.Е., Макарова Н.А. (т. 1 л.д. 27-30).
Определением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 1 февраля 2021 г., занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Казённое учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» (т. 1 л.д. 225).
Решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 февраля 2021 г., с учётом определения от 16 апреля 2021 г. об исправлении описки (т. 2 л.д. 85-86), Макарову Евгению Николаевичу отказано в удовлетворении иска к Администрации городского округа Саранска, администрации Пролетарского района городского округа Саранск о признании права пользования на условиях договора социального найма жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес>, возложении обязанности заключить договор социального найма этого жилого помещения.
В апелляционной жалобе Макаров Е.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что, отказывая в удовлетворении иска, суд необоснованно исходил из доказанности факта наличия у спорной квартиры статуса служебного жилья. Судом не были проверены и необоснованно отклонены доводы стороны истца, свидетельствующие о формальном статусе спорного жилого помещения как служебного: органом местного самоуправления не соблюдена процедура присвоения спорному жилому помещению статуса служебного; письменный договор найма служебного жилья с ним не заключался; согласно сведениям реестра муниципальной собственности городского округа Саранск квартира в качестве служебной не значится; решение об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду Администрацией городского округа Саранск не принималось; постановление Главы администрации Пролетарского района г.Саранска от 25 января 2000 г. №34 «О служебной жилой площади для МУ «Городская служба заказчика ЖКХ» утратило силу, а какого-либо распорядительного акта об отнесении спорной квартиры к числу служебных жилых помещений организации-правопреемника органом местного самоуправления не принято; он прекратил трудовые отношения в ноябре 2003 года, однако требований об освобождении спорной квартиры в его адрес не поступало; на балансе организаций-правопреемников МУ «Городская служба заказчика ЖКХ» спорное жилое помещение не состояло; согласно постановлению Главы Администрации городского округа Саранск от 27 марта 2007 г. №662 «О приёмке-передаче муниципального имущества» многоквартирный дом, в котором находится спорная квартира, до 2007 года состоял на балансе МУ «ДЕЗ ЖКХ Пролетарского района г. Саранска», а с марта 2007 года передан в муниципальную казну; плата за наём спорного жилого помещения с момента вселения и до настоящего времени вносится Администрации городского округа Саранск, а не МУ «Городская служба заказчика ЖКХ» и организации-правопреемнику. Судом не принят во внимание его довод о том, что, с учётом положений статьи 13 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», его пользование квартирой нельзя отнести к временному, на момент предоставления спорной квартиры у него какого-либо жилья не имелось, соответственно, он мог состоять на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, следовательно, не мог быть выселен без предоставления другого жилья. В связи с этим пользование спорной квартирой носит бессрочный характер, что является признаком социального найма жилья, а не найма служебного жилья.
В судебное заседание представители ответчиков Администрации городского округа Саранск, администрации Пролетарского района городского округа Саранск, представитель третьего лица Казённого учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежаще (т. 2 л.д. 89, 90, 94), о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство по делу не просили; представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Казённого учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» (т. 2 л.д. 99).
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения истца Макарова Е.Н. и его представителя Чикуновой Н.В., третьих лиц Макаровой Н.А., Макарова С.Е., Макаровой Я.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что предметом спора является квартира общей площадью 37,1 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13 октября 2020 г. указанная квартира имеет кадастровый номер <№>. Правообладателем является городской округ Саранск. Дата государственной регистрации права собственности - 13 ноября 2012 г. <№> (т. 1 л.д. 14-16).
Постановлением Главы администрации Пролетарского района г.Саранска от 25 января 2000 г. №34 указанная квартира была включена в число служебной жилой площади для Муниципального учреждения «Городская служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства». На основании названного постановления от 25 января 2000 г. №34 администрацией Пролетарского района г. Саранска 25 января 2000 г. Макарову Е.Н. выдан специальный ордер №1/1 на заселение служебного помещения по адресу: <адрес>, с семьёй из 4 человек: Макаров Е.Н. - глава семьи, Макарова Н.А. - жена, Макаров С.Е. - сын, Макарова Я.Е. - дочь (т. 1 л.д. 6, 97).
РР· трудовой РєРЅРёР¶РєРё Макарова Р•.Рќ. <в„–> усматривается, что 7 августа 1997 Рі. РѕРЅ был РїСЂРёРЅСЏС‚ РІ Муниципальное учреждение «Городская служба заказчика жилищно-коммунального хозяйства» РЅР° должность <данные изъяты>, 14 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2003 Рі. уволен СЃ работы РїРѕ собственному желанию (С‚. 1 Р».Рґ. 19-23).
Постановлением Главы Администрации г. Саранска от 17 июля 2004 г. №257 Муниципальное учреждение «Служба муниципального заказа жилищно-коммунального хозяйства» переименовано в муниципальное учреждение «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства». Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 26 ноября 2010 г. №3285 тип муниципального учреждения «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» изменён, создано Казённое учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» (т. 1 л.д. 188, 194, 195-196).
РР· выписки РёР· РґРѕРјРѕРІРѕР№ РєРЅРёРіРё РѕС‚ 11 января 2021 Рі. следует, что РІ жилом помещении общей площадью 37,1 РєРІ. Рј, жилой площадью 16,7 РєРІ. Рј, расположенном РїРѕ адресу: <адрес>, СЃ 26 мая 2000 Рі. зарегистрированы: глава семьи Макаров Р•.Рќ. <дата> РіРѕРґР° рождения, сын Макаров РЎ.Р•. <дата> РіРѕРґР° рождения, дочь Макарова РЇ.Р•. <дата> РіРѕРґР° рождения, жена Макарова Рќ.Рђ. <дата> РіРѕРґР° рождения, снялась СЃ регистрационного учёта 18 октября 2006 Рі. РїРѕ адресу: <адрес> (С‚. 1 Р».Рґ. 71).
Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения правоотношений по предоставлению Макарову Е.Н. спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Статьёй 105 Жилищного кодекса РСФСРпредусматривалось, что порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдаётся ордер на служебное жилое помещение.
В соответствии со статьёй 106 Жилищного кодекса РСФСРс гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на всё время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статей 50-61, 66, 75, 81-84, 89-93, 96, 97, части первой статьи 98, статей 99 и 100 настоящего Кодекса.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В абзаце 3 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьёй 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. Например, нормы части 4 статьи 31 ЖК РФ о правах собственника жилого помещения в отношении бывшего члена его семьи подлежат применению и к тем жилищным правоотношениям, которые возникли до вступления в силу данного Кодекса.
Поскольку правоотношения по пользованию спорным служебным помещением являются длящимися, к ним, в соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» применяется Жилищный кодекс Российской Федерации.
С принятием Жилищного кодекса Российской Федерации и введением его в действие с 1 марта 2005 г. служебные жилые помещения в силу пункта 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования; специализированный жилищный фонд; индивидуальный жилищный фонд; жилищный фонд коммерческого использования.
Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного Рё муниципального жилищных фондов. Рспользование жилого помещения РІ качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения Рє специализированному жилищному фонду СЃ соблюдением требований Рё РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, которые установлены уполномоченным Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации федеральным органом исполнительной власти, Р·Р° исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения РІ специализированный жилищный фонд СЃ отнесением такого помещения Рє определённому РІРёРґСѓ специализированных жилых помещений Рё исключение жилого помещения РёР· указанного фонда осуществляются РЅР° основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаём, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (часть 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьёй 93 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу частей 1, 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы, является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. №42.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильём для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Разрешая спор, на основании установленных обстоятельств, с учётом собранных по делу доказательств, руководствуясь вышеприведёнными положениями законодательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Макарова Е.Н., поскольку спорное жилое помещение в порядке, установленном жилищным законодательством, не исключено собственником - Администрацией городского округа Саранск из категории специализированного жилищного фонда, решение о предоставлении Макарову Е.Н. спорного жилого помещения на условиях договора социального найма не принималось.
При этом суд правомерно исходил из того, что выданный Макарову Е.Н. специальный ордер №1/1, как документ на право занятия указанного в нём жилого помещения, содержит сведения о статусе спорной квартиры, как служебной. В самом ордере разъяснено: право пользования служебным жилым помещением, предоставленным работнику в связи с условиями работы, прекращается одновременно с прекращением трудового договора; прекративший трудовые отношения работник подлежит выселению в административном порядке вместе со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения.
Фактически, вселяясь в квартиру, Макаров Е.Н. и члены его семьи были согласны с тем, что квартира изначально предоставлялась, как служебное жильё. Решение о включении спорного жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда, принятое уполномоченным органом - администрацией Пролетарского района г. Саранска в соответствии с действующим законодательством, и решение о предоставлении истцу спорной квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.
Доводы апелляционной жалобы Макарова Е.Н. о несоблюдении органом местного самоуправления процедуры присвоения спорному жилому помещению статуса служебного, не заключении с ним письменного договора найма служебного жилья, отсутствии в реестре муниципальной собственности городского округа Саранск сведений о том, что квартира является служебной, а также об отсутствии решения Администрации городского округа Саранск об её отнесении к специализированному жилищному фону, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были обоснованно отклонены.
Как верно указал суд, из содержания статьи 106 Жилищного кодекса РСФСРследует, что договор найма служебного жилого помещения заключается на основании ордера, который подтверждает статус жилого помещения. В связи с этим отсутствие договора найма жилого помещения не изменяет служебный статус жилого помещения, а отсутствие сведений о направлении решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не свидетельствует о том, что решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду является недействительным либо незаконным, поскольку действующее законодательство не предусматривает указанных правовых последствий. В данном случае государственная регистрация и государственный учёт выполняют функцию учёта, но не являются основаниями для возникновения или прекращения статуса специализированного жилого помещения.
В силу изложенного также являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы об отсутствии какого-либо распорядительного акта об отнесении спорной квартиры к числу служебных жилых помещений после утраты силы постановления Главы администрации Пролетарского района г.Саранска от 25 января 2000 г. №34 «О служебной жилой площади для МУ «Городская служба заказчика ЖКХ», отсутствии спорного жилого помещения на балансе организаций-правопреемников МУ «Городская служба заказчика ЖКХ», передаче многоквартирного дома в муниципальную казну. Перечисленные обстоятельства не меняют статуса спорной квартиры как служебного жилого помещения, относящегося к специализированному жилищному фонду, и не подлежащего передаче в наём по договору социального найма без изменения статуса жилого помещения, относящегося к исключительной компетенции его собственника.
Довод апелляционной жалобы Макарова Е.Н. о том, что с момента прекращения трудовых отношений в ноябре 2003 года требований об освобождении спорной квартиры в его адрес не поступало, правового значения для разрешения настоящего спора, с учётом установленных обстоятельств, не имеет.
Внесение платы за наём спорного жилого помещения Администрации городского округа Саранск также об утрате спорным жилым помещением статуса служебного не свидетельствует.
Доводы жалобы Макарова Е.Н. о не принятии судом во внимание его довода о том, что, с учётом положений статьи 13 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» его пользование квартирой нельзя отнести к временному, на момент предоставления спорной квартиры у него какого-либо жилья не имелось, соответственно, он мог состоять на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, следовательно, не мог быть выселен без предоставления другого жилья, в связи с этим пользование спорной квартирой носит бессрочный характер, что является признаком социального найма жилья, а не найма служебного жилья, отклоняются.
Как было указано судом первой инстанции, положения статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку предметом спора является не выселение истца и членов его семьи из спорного жилого помещения, тогда как статья 13 названного Федерального закона дополняет определённый частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Решение суда является законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Макарова Евгения Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий Р.РЎ. Леснова
РЎСѓРґСЊРё Р›.Р. Скипальская
С.В. Штанов
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 мая 2021 г.
РЎСѓРґСЊСЏ Р›.Р. Скипальская