91RS0012-01-2022-001017-53
дело № 2-868/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2022 года город Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи – Сафонцевой Ю.А.,
при секретаре – Музыченко И.И.,
с участием: истца – ФИО1, представителя ответчика, действующей на основании доверенности – Блиновой И.С., представителя третьего лица, действующей на основании доверенности – Игнатьевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Керчи гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым «Центр социальных выплат модернизации и укрепления материально технической базы, учреждения социального обслуживания и занятости», третьи лица: Акционерное общество «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы», Министерство труда и социальной защиты Республики Крым о признании права на меры социальной поддержки, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
В феврале 2021 года ФИО1 обратилась в Керченский городской суд Республики Крым с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым, в котором просит:
признать право на меры социальной помощи в виде социального пособия за счет средств бюджета Республики Крым за октябрь, ноябрь 2021 года;
возложить обязанность по выплате социального пособия за октябрь, ноябрь 2021 года.
Требования мотивированы тем, что истец является матерью несовершеннолетних ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с мая 2016 года трудоустроена в ООО «Судостроительный завод Залив», в настоящее время именуемый АО «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы», с марта 2020 года находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При обращении в октябре 2021 года в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым о предоставлении мер социальной помощи, как малоимущей семьи, ей было отказано по причине отсутствия регистрации. С указанным решением истец не согласна, по причине того, что она зарегистрирована и постоянно проживает в общежитии принадлежащем АО «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы», по адресу: <адрес>, ком. 33. На момент обращения к ответчику за назначением социальной помощью, АО «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы», в виду реорганизации проводило перерегистрацию общежития, переоформление договоров найма жилых помещений, в связи с чем, на протяжении трех месяцев у истца по независящим от неё причинам отсутствовала регистрация в общежитии. Полагая свое право на получение мер социальной поддержки нарушенным, истец обратилась в суд за защитой нарушенных прав.
Определением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 22 февраля 2022 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле, в качестве третьего лица, привлечен: Акционерное общество «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы» (л.д. 33).
Протокольным определением Керченского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2022 года к участию в деле, в качестве соответчика, привлечен: Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат модернизации и укрепления материально технической базы, учреждения социального обслуживания и занятости» (л.д. 139-140).
Протокольным определением Керченского городского суда Республики Крым от 31 мая 2022 года к участию в деле, в качестве третьего лица, привлечен: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (л.д. 163-164).
В судебном заседании истец, ФИО1 дала пояснения аналогичные изложенным в иске, пояснила, что месяцем ранее она являлась получателем соответствующих мер поддержки, с декабря 2021 года выплаты также были продолжены, однако в период времени октябрь, ноябрь 2021 года в получении пособия ей было отказано по не зависящим от нее причинам, настаивала на удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым, действующая на основании доверенности – Блинова И.С., просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснила, что при рассмотрении заявления ФИО1 о назначении мер социальной поддержки за период октябрь, ноябрь 2021 года Департамент руководствовался исключительно Постановлением Совета министров Республики Крым № 587 от 23 декабря 2014 года «Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия», поскольку в спорной период времени у истца отсутствовала регистрация, временная регистрация, в назначении пособия ей было отказано.
В судебное заседание ответчик, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат модернизации и укрепления материально технической базы, учреждения социального обслуживания и занятости» явку представителя не обеспечил, о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела, извещен надлежащим образом, от представителя, действующего на основании доверенности Ящук А.П. в адрес Керченского городского суда Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с учетом поданных письменных пояснений, из содержания которых следует, что выплаты мер социальной поддержки в виде государственной социальной помощи Центром проводятся на основании положительного решения Департамента о назначении пособия (л.д. 153).
В судебном заседании представитель третьего лица Акционерного общества «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы», действующая на основании доверенности – Игнатьева В.С., пояснила суду, что в связи с реорганизацией предприятия, оформлением соответствующих документов, у истца действительно по независящим от неё причинам некоторое время отсутствовала регистрация по адресу: <адрес>, <адрес> При этом, факт работы истца в АО «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы» и её постоянное проживание в общежитии Акционерного общества подтвердила.
В судебное заседание третье лицо, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым явку представителя не обеспечил, о дне, времени и месте рассмотрения гражданского дела, извещен надлежащим образом, о причинах не направления представителя суду не известно.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения истца – ФИО1, представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым, действующей на основании доверенности – Блиновой И.С., представителя третьего лица Акционерного общества «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы», действующей на основании доверенности – Игнатьевой В.С., допросив свидетеля – ФИО10, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации - каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Получателями государственной социальной помощи, перечисленными в статье 7 Закона, могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.
Закон Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Республике Крым в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Согласно пункта 1 статьи 1 Закона Республики Крым № 10-ЗРК/2014 государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым (далее - получатели государственной социальной помощи).
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона Республики Крым № 10-ЗРК/2014 порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, а также перечень необходимых документов для назначения указанного пособия устанавливаются Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым № 587 от 23 декабря 2014 года утвержден порядок предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия (далее — Порядок).
Согласно п. 2 Порядка государственная социальная помощь в виде социального пособия (далее - пособие) назначается и выплачивается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.
В п. 5 Порядка указано, что пособие назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания в Республике Крым малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
В соответствии с п.п. 6, 9 Порядка пособие назначается на основании заявления гражданина, составленного по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан), или от имени своей семьи (для малоимущей семьи), или опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина, поданного в орган социальной защиты населения. Заявление может быть направлено в форме электронного документа с использованием государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг Республики Крым» после перевода данной государственной услуги в электронную форму в порядке, установленном действующим законодательством.
Для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы:
копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым;
документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период;
документ медицинской организации, подтверждающий прохождение лечения продолжительностью более двух месяцев подряд.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, документирована паспортном гражданина Российской Федерации - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73), является матерью несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 14,16).
8 октября 2021 года ФИО1 обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым с заявлением № № о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республики Крым», как малоимущая семья, приложив к заявлению паспорт гражданина Российской Федерации; справку о доходах; свидетельство о регистрации по месту пребывания; свидетельства о рождении ФИО2, ФИО3; свидетельства о регистрации по месту пребывания (л.д. 115-123).
Протоколом Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым от 10 ноября 2021 года, ФИО1 отказано в назначении «Государственная социальны помощь (ГСП) – ежемесячно, причина отказа: не выполняются дополнительные условия (л.д. 113), аналогичная причина отказа указана в решении Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым от 10 ноября 2021 года (л.д. 112).
Вместе с тем, из уведомления № 24/3-14.11/425 направленного Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым в адрес ФИО1, следует, что причиной отказа в предоставлении услуги «Государственная социальная помощь в виде социального пособия», является отсутствие регистрации по месту жительства, по месту пребывания в Республике Крым (л.д. 111).
Таким образом, причиной отказа в назначении пособия ФИО1, послужило отсутствие регистрации, сведений о проживании на территории Республики Крым в период октябрь-ноябрь 2021 года.
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.
В статье 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлена императивная обязанность гражданина при изменении места в семидневный срок подать заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6.
Из системного анализа приведенных положений закона следует, что постановка на регистрационный учет является подтверждением факта проживания в указанном в регистрации жилом помещении.
В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что согласно приказа (распоряжения) о приеме работника на работу № 394-лс от 11 мая 2016 года ФИО1 принята на работу в Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив», в отдел главного метролога инженера по метрологии II категории на основании трудового договора № 70 (л.д. 59, 66).
1 сентября 2020 года в связи с трудоустройством в Обществе с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив» с ФИО1 заключен договор найма жилого помещения в общежитии №, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи: ФИО2, ФИО3, за плату во владение и пользование жилое помещение общей площадью 18,3 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес> для временного проживания (л.д. 104-108).
С 29 сентября 2020 года по 1 сентября 2021 года ФИО1, несовершеннолетние ФИО2, ФИО3, зарегистрированы по месту пребывания, по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 82, 95, 122).
Согласно приказа (распоряжения) №-лс от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в период времени с 11 марта 2020 года по 12 января 2023 года предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трех лет (л.д. 68).
23 октября 2020 года ФИО1, уведомлена о реорганизации Общества с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив» в форме присоединения к Акционерному обществу «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» (л.д. 70).
В связи с реорганизацией Общества с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив» в форме присоединения к Акционерному обществу «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» с ФИО1 заключено дополнительное соглашение № 1607 к трудовому договору № 70 от 10 мая 2016 года от 18 февраля 2021 года (л.д. 67).
1 ноября 2021 года в связи с работой в Акционерном обществе «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы» с ФИО1 заключен договор найма жилого помещения в общежитии №, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи: ФИО2, ФИО3, за плату во владение и пользование жилое помещение общей площадью 18,3 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес> для временного проживания (л.д. 61-65).
С 13 декабря 2021 года по 1 ноября 2022 года ФИО1, и несовершеннолетние ФИО2, ФИО3 зарегистрированы по месту пребывания, по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 73).
В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что 1 октября 2020 года между ООО «Судостроительный завод «Залив» и АО «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы» заключен договор о присоединении, 17 февраля 2021 года завешена процедура реорганизации, в результате которой ООО «Судостроительный завод «Залив» прекратил свою деятельность путем присоединения к АО «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы», что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ (л.д. 170-171), 21 июля 2021 года АО «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы» произвело перерегистрацию жилого помещения (общежития), расположенного по адресу: <адрес>, после внесения сведений в ЕГРН о новом правообладателе жилого помещения, АО «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы» начал процедуру перезаключения договоров найма жилого помещения в общежитии, в связи с чем договор найма с ФИО1 был заключен лишь 1 ноября 2022 года, указанные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются в том числе пояснениями представителями третьего лица, Акционерного общества «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы», действующей на основании доверенности – Игнатьевой В.С.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства - это лишь один из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту жительства пребывания или жительства, и отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Из представленной справки главного администратора Акционерного общества «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы» Нечипас И.С. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 действительного проживает и зарегистрирована в общежитии № 1 Общества с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив» в <адрес>, <адрес> Вместе с ней проживают: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 30).
В судебном заседании ФИО1 пояснила, что после изучения документов для назначения государственной социальной помощи в виде социального пособия, специалист Департамента дополнительно предложила представить сведения подтверждающие проживание ФИО1 по адресу: <адрес>, <адрес> в связи с чем, для назначения пособия ею была представлена справка главного администратора Акционерного общества «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы» Нечипас И.С. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, при изучении выплатного дела ФИО1, указанный документ не выявлен, в связи с чем, в судебном заседании 15 июня 2022 года в качестве свидетеля был опрошен специалист Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым – ФИО10, предупрежденная судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статьям 307 - 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая пояснила, что документы у ФИО1 она не принимала, возможно консультировала, иные обстоятельства по прошествии времени припомнить затруднилась.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Обязанность доказывания факта и характера нарушения субъективного права лежит на лице, заявившем требования о защите права.
Судом были исследованы все материалы, имеющие доказательственное значение. По результатам тщательной и системной оценки представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что при отказе в предоставлении мер социальной поддержки уполномоченным органом не нарушены требования законодательства.
При рассмотрении дела, судом установлено, что ФИО1, получала меры социальной поддержки как до сентября 2021 года включительно, так и продолжила их получать с декабря 2021 года, после соответствующей регистрации по месту пребывания.
Однако, поскольку ФИО1 не имела реальной возможности получить регистрацию по адресу своего проживания по не зависящим от её воли причинам, суд полагает возможным признать за ней право на меры социальной помощи в виде социального пособия за счет средств бюджета Республики Крым за октябрь 2021 года, ноябрь 2021 года.
Поскольку за ФИО1 признано право на меры социальной помощи в виде социального пособия за счет средств бюджета Республики Крым за октябрь 2021 года, ноябрь 2021 года, следовательно производные требования о возложении обязанности по назначению и выплате социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» за октябрь 2021 года, ноябрь 2021 года также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым «Центр социальных выплат модернизации и укрепления материально технической базы, учреждения социального обслуживания и занятости», третьи лица: Акционерное общество «Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы», Министерство труда и социальной защиты Республики Крым о признании права на меры социальной поддержки, возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на меры социальной помощи в виде социального пособия за счет средств бюджета Республики Крым за октябрь 2021 года, ноябрь 2021 года.
Возложить обязанность на Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым назначить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальное пособие в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» за октябрь 2021 года, ноябрь 2021 года.
Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат модернизации и укрепления материально технической базы, учреждения социального обслуживания и занятости» произвести выплаты ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» за октябрь 2021 года, ноябрь 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Ю.А. Сафонцева
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2022 года.
Копия верна: Решение суда не вступило в законную силу
Судья: Судья: