Дело № 2-2916/2023
УИД 44RS0001-01-2023-001999-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Цепенок А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зверева ДВ к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании незаконным бездействия в связи с уклонением от назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности издать решение о назначении и выплате задолженности по субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности издать распоряжение о проведении проверки по факту задержки выплат, взыскании индексации, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда и судебных расходов,
установил:
Зверев Д.В. обратился в суд с иском к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика в части уклонения от признания его жизненной ситуации уважительной и принятия решения о назначении ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за <дата>, <дата>, <дата>, <дата>; обязать ответчика сделать расчет за указанные месяцы и в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу издать решение о назначении и выплате ему всей задолженности за <дата> по субсидии единовременно; обязать ответчика издать решение о проведении расследования причин, повлекших задержку ему выплат, о плане конкретных мероприятий по недопущению впредь подобных инцидентов, назначении ответственных должностных лиц за их реализацию и сроков исполнения, копию решения и результатов расследования предоставить ему в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчика индексацию и проценты по ст. 208 ГПК РФ и ст. 395 ГК РФ; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб.; взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
В обоснование требований указал, что с <дата> осуществляет уход за матерью-инвалидом и получает ежемесячную компенсационную выплату в сумме 1 200 руб. Кроме того, на основании его обращения от <дата>, поданного через Единый портал государственных услуг (далее – ЕПГУ), решением департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> ему назначена государственная социальная помощь сроком на <дата> в сумме 400 руб. единовременно, а по обращению от <дата> – с <дата> предоставлена ежемесячная субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сроком на <дата> месяцев, то есть по <дата> включительно. Для продления субсидии с <дата> года ему необходимо было обратиться на ЕПГУ с соответствующим заявлением, что он и сделал <дата>. В ответ в личный кабинет на ЕПГУ ему пришло уведомление «услуга оказана» и файл решения от <дата>, которое он расценил как удовлетворение его заявки, однако субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за <дата> ему не поступила. Для выяснения причин не поступления субсидии в начале <дата> он по телефону обратился в ОГКУ «Центр социальных выплат». Из разговора с сотрудником Центра ему стало понятно, что с его обращением на ЕПГУ возникли неполадки, при этом ему никто не пояснил, что на ЕПГУ следует выбирать строку «назначение», а не «возобновление». В разговоре он также сообщал, что осуществляет уход за матерью-инвалидом и получает выплату от ПФР. <дата> он снова подал обращение на ЕПГУ, а <дата> в его личный кабинет пришло уведомление «услуга оказана» и файл решения. Полагая, что после разговора по телефону работники соцзащиты разобрались, и что в конце февраля ему все выплатят, к началу марта он понял, что денежные средства не зачислены. После этого, <дата> он написал обращение на сайте департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, в котором указал, что он малоимущий и осуществляет уход за инвалидом. Ответом от <дата> департамент сообщил ему, что он подает заявление не той формы, без разъяснения каких-либо технических подробностей. Таким образом, ответчик самоустранился от реального решения возникших неувязок, по выяснению и исправлению неполадок в работе взаимодействия государственных органов и технических информационных систем. Предположив, что в работе ЕПГУ могут быть какие-то неполадки, <дата> он подал обращение через «интерактивный портал». В ответ ему пришло решение от <дата> об отказе в назначении субсидии. При этом решения, поступившие ему в виде электронных документов на электронную почту или в личный кабинет ЕПГУ, не содержали указания на организацию, принявшую решение, услугу, за которой он обратился, формулировки причин отказа, ссылок на конкретные статьи и пункты законов, регламентирующих основания принятия данного решения. <дата> и <дата> им были поданы жалобы на бездействие и отказ органов соцзащиты. В дополнениях к этим жалобам он прямо указывал на технические недостатки и на нарушенные пункты законодательства, просил принять во внимание его трудную жизненную ситуацию и назначить ему субсидию за <дата>, <дата>. Одновременно, поняв из отказа от <дата>, что органы соцзащиты не имеют информации о его доходах, в том числе о получаемых им социальных выплатах, он в тот же день подал на ЕПГУ еще одно обращение о выплате субсидии. При заполнении электронной формы заявления на ЕПГУ ему пришлось указать сведения о получаемых социальных выплатах в разделе «иные доходы», где самым подходящим вариантом он счел строку «алименты», так как техническая возможность указать какую-либо сумму в разделе «доходы» отсутствует. При этом он был вынужден сделать скриншот экрана личного кабинета ПФР со сведениями о размере получаемой выплаты по уходу за инвалидом и загрузить его в форме на ЕПГУ в разделе «квитанция по ЖКХ». Вместе с тем сведения о получаемых им выплатах ответчик должен запросить самостоятельно и получить их через СМЭВ. Бездействие ответчика привело к вынесению необоснованного решения об отказе в назначении субсидии от <дата>. В ответ на его заявление от <дата> в личный кабинет ЕПГУ пришло уведомление от <дата> «услуга оказана» и файл решения о назначении субсидии. Субсидия назначена с <дата>. При этом субсидия за <дата>, <дата> года ему не назначена и не выплачена, что свидетельствует о нарушении ответчиком его прав, поскольку обращение на ЕПГУ за предоставлением субсидии было подано им своевременно, с указанием тех сведений, которые требуются по закону и по которым доступна возможность их сообщения на ЕПГУ.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОГКУ «Центр социальных выплат».
В процессе рассмотрения дела истец Зверев Д.В. заявленные требования дополнил, просил также взыскать в его пользу компенсацию за фактическую потерю времени в размере 92 579,40 руб.
Истец Зверев Д.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Иванов М.С. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований Зверева Д.В. отказать, При этом указал, что приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от <дата> № «Об управомоченном государственном учреждении по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» обязанность по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложена на ОГКУ «Центр социальных выплат», в связи с чем полагал департамент по труду и социальной защите населения Костромской области ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика ОГКУ «Центр социальных выплат» Букшта А.М. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва на исковое заявление, согласно которому <дата> Зверев Д.В. посредством Единого портала государственных услуг обратился с заявлением на внесение изменений в сведения, влияющие на предоставление государственных услуг, которое не является заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Данное заявление не предусмотрено нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления субсидии, и является универсальным заявлением об изменении каких-либо данных получателя мер поддержки по любой государственной услуге. <дата> заявление Зверева Д.В. на внесение изменений в сведения, влияющие на предоставление государственных услуг, было рассмотрено ОГКУ «ЦСВ» по существу, о чем заявитель уведомлен посредством направления соответствующего решения об оказании заявленной государственной услуги в личный кабинет портала государственных услуг. При этом в период с <дата> по <дата> предоставление субсидии Звереву Д.В. приостановлено не было. При обращении Зверева Д.В. с заявлением <дата> по форме согласно приложению № к административному регламенту ОГКУ «ЦСВ» было принято решение о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Доказательств того, что в результате действий ОГКУ «ЦСВ» были нарушены неимущественные права истца, в материалы дела не представлено, поэтому основания для взыскания морального вреда отсутствуют.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано ст. 159 ЖК РФ, по смыслу которой субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
В силу ч. 2 ст. 159 ЖК РФ право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.
В соответствии с ч. 5 ст. 159 ЖК РФ субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3 ст. 159 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 159 ЖК РФ субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
В п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Частью 7 ст. 159 ЖК РФ установлено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Согласно п. 2 Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В соответствии с п. 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием следующих сведений в заявлении: а) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения; б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги; в) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в случае невозможности их получения в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия; г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); д) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.
При представлении необходимых для оформления субсидии документов с 1-го по 15-е число месяца жилищная субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца (п. 44 Правил).
В соответствии с п. 41 Правил субсидия на оплату жилого помещения предоставляется сроком на 6 месяцев.
Согласно п. 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются уполномоченными органами.
Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от <дата> № «Об управомоченном государственном учреждении по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» управомоченным государственным учреждением по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <дата> определено областное государственной учреждение «Центр социальных выплат».В Костромской области предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регулируется приказом департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> №, которым утвержден административный регламент предоставления департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области государственной услуги по назначению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – административный регламент).
Пунктом 1 административного регламента предусмотрено, что административный регламент предоставления департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области государственной услуги по назначению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регулирует отношения, связанные с назначением субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) (в том числе в электронном виде) при осуществлении полномочий по назначению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок взаимодействия департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» (далее - ЦСВ), областного государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» и его обособленных структурных подразделений (далее - МФЦ) с заявителями, иными органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями.
В силу п.п. 5, 6 административного регламента государственная услуга – назначение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области через ЦСВ.
Пунктом 10 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов (сведений), необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, в который, в том числе, включено заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с указанием всех членов семьи и степени родства согласно приложению № к настоящему административному регламенту на бумажном носителе или в электронном виде, в 1 экземпляре.
Согласно пп. 3 п. 27 административного регламента основанием для начала административной процедуры приема и регистрации заявления и документов является обращение заявителя (представителя заявителя) в МФЦ, ЦСВ посредством направления заявления и документов по информационно-телекоммуникационным сетям общего доступа, включая РПГУ, в виде электронных документов, подписанных соответствующей электронной подписью.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, Зверев Д.В. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, предоставленном ему на основании договора найма жилого помещения в частном жилищном фонде от <дата>.
На основании обращения от <дата> истец являлся получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставленной на период с <дата> по <дата>. Выплата указанной субсидии произведена истцу в полном объеме.
Для оформления субсидии на новый период с <дата> Звереву Д.В. необходимо было до <дата> обратиться с новым заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и приложить к нему документы, подлежащие обязательному предоставлению.
Из дела усматривается, что <дата>, а затем <дата> Зверев Д.В. подал запрос на предоставление государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ), выбрав при этом цель предоставления государственной услуги – возобновление приостановленной жилищной субсидии.
В результате этого от имени Зверева Д.В. в ОГКУ «Центр социальных выплат» поступили заявления о внесении изменений в сведения, влияющие на предоставление государственных услуг.
Эти заявления рассмотрены специалистами ОГКУ «Центр социальных выплат», проведена сверка персональных данных истца и данных о его лицевом счете с базой данных Центра. После проведения сверки на ЕПГУ автоматически было сформировано уведомление об оказании услуги «Государственная услуга по внесению изменений в сведения, влияющие на предоставление государственных услуг», а также решения от <дата> и <дата> о предоставлении указанной услуги.
<дата> истец направил в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области обращение с требованием назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с декабря 2022 года.
Письмом департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> № Звереву Д.В. разъяснено, что при обращении через ЕПГУ <дата> и <дата> вместо заявления о назначении субсидии им поданы заявления на внесение изменений, влияющих на предоставление государственных услуг, которые не могут служить основанием для назначения субсидии. За оформлением государственной социальной помощи истцу предложено обратиться в ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» по месту жительства.
<дата> Зверев Д.В. направил через интерактивный портал «Социальная защита населения в Костромской области» заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением ОГКУ «Центр социальных выплат» от <дата> в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Звереву Д.В. отказано в связи с отсутствием сведений о его доходах от трудовой деятельности в период с <дата> по <дата>.
<дата> истец вновь направил через ЕПГУ заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив к нему, в том числе документы, подтверждающие осуществление ухода за нетрудоспособным инвалидом первой группы с <дата>.
<дата> ОГКУ «Центр социальных выплат» принято решение о назначении Звереву Д.В. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с <дата> по <дата>.
Анализируя установленные по делу обстоятельства применительно к вышеприведенным правовым нормам, учитывая, что процедура назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный характер, что до <дата> с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, форма которого установлена в приложении № к административному регламенту предоставления департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области государственной услуги по назначению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного приказом департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> №, Зверев Д.В. не обращался, суд приходит к выводу об отсутствии у ОГКУ «Центр социальных выплат», как управомоченного государственного учреждения по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оснований для назначения и выплаты истцу спорной субсидии за период с <дата> года по <дата>.
При этом суд полагает, что поступившие в ОГКУ «Центр социальных выплат» заявления Зверева Д.В. на внесение изменений в сведения, влияющие на предоставление государственных услуг, от <дата> и <дата> не могли служить поводом для назначения истцу указанной субсидии, поскольку данные заявления не предусмотрены нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления субсидии.
Более того, в период с <дата> по <дата> предоставление субсидии Звереву Д.В. приостановлено не было, а неверный выбор истцом цели предоставления государственной услуги при подаче заявлений от <дата> и <дата> через ЕПГУ (вместо услуги «предоставление субсидии», Зверевым Д.В. выбрана услуга «возобновление приостановленной субсидии») о неправомерном уклонении ОГКУ «Центр социальных выплат» от назначения ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ее выплаты не свидетельствует.
Не усматривает суд причин и для признания неправомерным решения ОГКУ «Центр социальных выплат» об отказе в назначении истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от <дата>.
Согласно п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, для решения вопроса о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в уполномоченный орган предоставляются документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (пп. «д»).
В силу пп. «з», «ж» п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе алименты, получаемые членами семьи, в том числе оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица; проценты по банковским вкладам; наследуемые и подаренные денежные средства.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п. 14 Правил).
Таким образом, представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является в соответствии с п. 14 Правил основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Правительство РФ поручило утвердить Министерству регионального развития РФ совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий (п. 3 постановления от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»).
В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 3). Указом Президента РФ от 08.09.2014 № 612 Министерство регионального развития РФ упразднено, его функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительного зонирования переданы Минстрою России.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) от 30.12.2016 № 1037/пр/857 (далее - Приказ № 1037/пр/857) утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 (далее - Методические рекомендации).
Данные рекомендации разработаны для оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, уполномоченным устанавливать размеры региональных и местных стандартов и финансировать расходы на предоставление субсидий, а также уполномоченным органам, предоставляющим гражданам субсидии и обеспечивающим их перечисление (выплату, вручение) в соответствии с порядком перечисления (выплаты, вручения) гражданам субсидий (п. 3).
Согласно п. 45.1 Методических рекомендаций декларирование в заявлении своих доходов и доходов членов своей семьи, относящихся к социально-демографическим группам «трудоспособное население» и «пенсионеры», в размере, равном нулю за все месяцы расчетного периода, рекомендуется уполномоченным органам не признавать как декларирование.
Отсутствие у граждан доходов согласно п. 48 Методических рекомендаций подтверждается документами об отсутствии выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат (для имеющих статус безработного), справкой об отсутствии стипендии (для граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения), либо документами, подтверждающими принадлежность гражданина к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства (лица, содержащиеся под стражей; находящиеся в розыске; находящиеся на длительном стационарном лечении; матери, осуществляющие уход за ребенком до трех лет; неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и получающие компенсационные выплаты по уходу; беременные женщины со сроком беременности не менее 28 недель; многодетные матери (отцы), воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей).
Принимая во внимание, что истец является трудоспособным лицом, что документы, подтверждающие его принадлежность к категории лиц с отсутствием возможности трудоустройства в связи с осуществлением ухода за нетрудоспособной матерью, являющейся инвалидом первой группы, к заявлению от <дата> о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приложены не были, ОГКУ «Центр социальных выплат» был лишен возможности произвести оценку права истца на предоставление государственной услуги.
При этом, вопреки доводам истца, направление уполномоченным органом межведомственного запроса в Пенсионный фонд РФ с целью получения документов, подтверждающих принадлежность гражданина к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства, административным регламентом предоставления департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области государственной услуги по назначению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным приказом департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> №, не предусмотрено.
Так, в силу пп. 3 п. 33 административного регламента специалист, ответственный за истребование документов, оформляет и направляет в соответствии с установленным порядком межведомственного информационного взаимодействия запросы в органы и организации, представляющие следующие документы и сведения, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации - для получения справки о размере пенсии, получения сведений, подтверждающих факт установления инвалидности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении) по заявлению обратившегося гражданина, что факт нарушения ответчиками прав истца при рассмотрении его заявлений подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел, доказательств наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) ответчиков и перенесенными истцом нравственными страданиями материалы дела не содержат, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Зверевым Д.В. исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку истцу в удовлетворении исковых требований отказано, понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины возмещению за счет ответчиков не подлежат.
В соответствии со ст. 99 ГПК РФ со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств.
Положения указанной статьи подлежат применению лишь в тех случаях, когда в судебном заседании будет доказано, что сторона недобросовестно заявила неосновательный иск или спор относительно иска, либо систематически злоупотребляла процессуальными правами, противодействовала правильному и быстрому рассмотрению и разрешению спора, при этом действовала виновно.
При этом стороной, которая ходатайствует о выплате ей компенсации за потерю времени, должно быть доказано, что в результате указанных действий противоположной стороны она теряет доходы, заработную плату или понесла иные убытки.
Вместе с тем доказательств, подтверждающих недобросовестность поведения стороны ответчиков либо их систематическое противодействие правильному рассмотрению дела, Зверевым Д.В. не представлено, равно как и доказательств, свидетельствующих об утраченных им доходах либо иных понесенных убытках, возникших в результате действий ответчиков.
В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца компенсации за потерю времени.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Зверева ДВ к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании незаконным бездействия в связи с уклонением от назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности издать решение о назначении и выплате задолженности по субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности издать распоряжение о проведении проверки по факту задержки выплат, взыскании индексации, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда и судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья М.В. Сопачева
Мотивированное решение изготовлено 14.09.2023.