Судья Леккерева И.С. |
№ 33а-3528/2020 10RS0013-01-2020-000693-55 2а-429/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30ноября 2020 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Колбасовой Н.А., Соляникова Р.В.
при ведении протокола помощником судьи Елисеевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 31 августа 2020 г. по административному исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки соблюдения требований природоохранного законодательства были обнаружены несанкционированные свалки отходов, расположенные на земельных участках в границах лесного фонда, не предоставленных в аренду, в связи с чем Карельский межрайонный природоохранный прокурор(далее – прокурор) просил обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – Министерство) ликвидировать:
–свалку отработанных автомобильных покрышек с северо-западной стороны от земельного участка с кадастровым номером (...) (далее – участок 343) с правой и левой сторон проезда, ведущего от автодороги «Кола» к клубу «Авиаретро» в квартале 49 выдел 11 Петрозаводского лесничества ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество», имеющую геодезические координаты Х 364014,140 Y 1515859,331; Х 363963,727 Y 1515929,034 (далее – несанкционированное место размещение отходов 1);
– свалку коммунальных отходов, отходов от ремонта автотранспорта, отработанных автомобильных шин, ртутных ламп в границах земельного участка с кадастровым номером (...) (далее – участок 1123) в районе АЗС «Экотек» на Вознесенском шоссе в квартале 34 Пригородного участкового лесничества ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество», имеющую геодезические координаты Х 338558,370 Y 1528728,425 (далее – несанкционированное место размещение отходов 2);
– 2 свалки отработанных автомобильных шин, коммунальных отходов в границах земельного участка с кадастровым номером (...) (далее – участок 768) в квартале 1, выдел 13,23 Пригородного участкового лесничества ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество», имеющие геодезические координаты Х 345584,08 Y 1516490,19; Х 345589,68 Y 1516493,30; Х 345589,06 Y 1516498,02; Х 345587,20 Y 1516500,94; Х 345584,71 Y 1516503,06; Х 345580,84 Y 1516501,26; Х 345574,91 Y 1516492,47; а также Х 345597,72 Y 1516507,63; Х 345599,66 Y 1516506,05; Х 345606,89 Y 1516516,72; Х 345601,65 Y 1516521,37; Х 345592,13 Y 1516512,74 (далее – несанкционированные места размещения отходов 3 и 4).
Решением суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобыуказывает, что судом первой инстанции оставлено без внимания, что после вынесения Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 13 октября 2015 г. № 26-П изменилось правовое регулирование, с учетом которого оно было принято. Полагая, что после принятия Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 г. № 607,очистка лесов от захламления не относится к лесовосстановительным мероприятиям, в связи с чем с учетом ст.ст. 51, 60.1, 60.12, 83 ЛК РФ в актуальной редакции ликвидация несанкционированных свалок не относится к полномочиям Министерства. Также обращает внимание, что переданные на осуществление полномочий Российской Федерации средства федерального бюджета не могут быть направлены на непредусмотренные ЛК РФ мероприятия. Кроме того, исходит из несоответствия обжалуемого решения правоприменительной практике по аналогичному делу А26-9028/2018.Полагает, что несанкционированное место размещения отходов 2 (в границах участка 1123) не находится на землях лесного фонда.
Прокурором представлены письменные возражения, по существу повторяющие доводы административного иска.
В представленных возражениях Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области и Республике Карелия считает жалобу необоснованной, поскольку мероприятия по охране и защите лесов переданы субъектам Российской Федерации, при этом именно Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти в области лесных отношений.
В судебном заседании прокурор Иовлев Д.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, подробно изложенным в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что в апреле-мае 2020 г. было выявлено4 несанкционированных места размещения отходов:
– несанкционированное место размещения отходов 1 – с северо-западной стороны от участка343 в пределах границ земельного участка с кадастровым номером (...) (далее – участок 338) состоящее из отходов шин, покрышек, камер автомобильных (код по Федеральному классификационному каталогу отходов – 92110000000), в том числе: шины пневматические автомобильные отработанные (92111001504), шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом (92111211524), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (92113001504), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (92113002504);
– несанкционированное место размещения отходов 2 – в границах участка 1123, состоящее из отходов из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (73111001724), отходов от демонтажа транспортных средств (92150000000), шины автомобильные отработанные (92111000000), лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (47110101521);
– несанкционированное место размещения отходов 3 – в границах участка 768, состоящиеиз: отходов из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (73111001724), отходов от демонтажа транспортных средств (92150000000), отходов шин, покрышек, камер автомобильных (92110000000), в том числе: шины пневматические автомобильные отработанные (92111001504), шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом (92111211524), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (92113001504), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (92113002504);
– несанкционированное место размещения отходов 4 – в границах участка 768, состоящее из: отходов из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (73111001724), отходов шин, покрышек, камер автомобильных (92110000000), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (73130002205), отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (89000001724).
Наличие вышеуказанных несанкционированных мест размещения отходов подтверждается представленными в материалы дела справками, составленными сотрудниками Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр), производившими определение места нахождения свалок в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), а также показаниями, данными сотрудником Росреестра в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, что с учетом сведений, содержащихся в ЕГРН, являются достаточными доказательствами, подтверждающимиих фактическое нахождение в границахлесных участков (ст. 7 ЛК РФ) 338, 768, 1123.
Данных об обременении их правами третьих лиц (включая арендаторов) в ЕГРН не имеется, административным ответчиком, являющимся органом власти по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, не представлено.
Доводы Министерства о нахождении несанкционированного места размещения отходов 2 на землях, государственная собственность на которую не разграничена, со ссылкой на лесоустроительные планшеты, не отвечающие необходимой точности измерений, отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
Вместе с тем, само по себе наличие указанных несанкционированных мест размещения отходов Министерством не оспаривается.
Согласно ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, при этом лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, возмещении вреда окружающей среде, запрещении хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Частью 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу ст. 50.7, ч. 7 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране, в том числе, от пожаров и от загрязнения, которая направлена на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию, осуществляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных, по общему правилу, в соответствии со ст.ст. 81-84 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 9, 25, 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерацииот 30 июня 2007 г. № 417,запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором; полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов; вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
В соответствии с чч. 1 и 3 ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия, котораяосуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом, Законом № 7-ФЗ и другими федеральными законами.
Частью 2 этой же статьи установлено, что при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого), включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).
Соответственно, изменение правового регулирования, в частности, признание с 1 октября 2016 г. утратившей силу ст. 55 ЛК РФ, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, не свидетельствует об отсутствии необходимости обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов.
В соответствии с п. 1, абзацами четырнадцатым и двадцать четвертым пп. 7 п. 9 Положения о Министерствеприродных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 г. № 367-П, именно Министерство являетсяорганом исполнительной власти Республики Карелия, к компетенции которого относятся функции в области лесных отношений, в том числе по осуществлению на землях лесного фондаохраны лесов (включая меры пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров),иных полномочий в области лесных отношений, отнесенных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области использования и охраны лесов.
Таким образом, имея ввиду круг полномочий по охране лесов, переданных в силу п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (к числу исключений из которого не относится очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления)органам государственной власти субъектов Российской Федерации, именно Министерство, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия, должно обеспечивать в лесах Республики Карелия, помимо прочего, соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, выполнять иные меры по охране лесов от загрязнения.
Указанное соотносится и с предоставлением в соответствии с ч. 3 ст. 83 ЛК РФ субвенций, направленных на осуществление полномочий, переданных в соответствии с ч. 1 указанной статьи, а также с передачей на основании абзаца седьмого ч. 1 ст. 57 БК РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
При этом загрязнение земель и земельных участков лесного фонда очевидным образом сказывается на их экономической привлекательности и, как следствие, на размере зачисляемых в бюджет Республики Карелия неналоговых доходов.
Приведенные ссылки на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу А26-9028/2018 не могут быть приняты во внимание, поскольку по указанному делу рассматривается иной предмет требований (возмещение убытков регионального оператора в связи с ликвидацией несанкционированной свалки).
Существенных нарушений норм процессуального права по делу также не допущено.
Само по себе то обстоятельство, что рассмотрение дела было начато судьей Антипиной Н.Н., а в последующем передано ею (в связи с нахождением в период с 10 августа по 11 сентября 2020 г. в отпуске) судье Леккеревой И.С., не нарушает положений ч. 2 ст. 28 КАС РФ. Как следует из представленных судом документов, замена судьи была произведена при наличии установленных п. 2 ч. 3 ст. 28 КАС РФ оснований, оформлена протокольным определениемсудьи Антипиной Н.Н., котораяв соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 2014 г. № 681 являлась заместителем председателя Прионежского районного суда Республики Карелия и по состоянию на 31 июля 2020 г. временно исполняла обязанности председателя указанного суда.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 31 августа 2020 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи