Решение по делу № 2-2273/2024 от 01.08.2024

Дело № 2-2273/2024

УИД 70RS0001-01-2024-003997-13

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2024 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ю.А. Романовой,

при секретаре Г.С. Бежинарь,

помощник судьи К.А. Костиков,

с участием процессуального истца - помощника прокурора Октябрьского района г. Томска Беляковой Д.А., материального истца С.В., представителя ответчика Стенниковой М.А. по доверенности от 25.06.2024 (на 1 год),

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов С.В. к Департаменту здравоохранения Томской области о взыскании денежных средств, о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов С.В. к Департаменту здравоохранения Томской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата «Мирцера(R)» по рецепту от /________/ серии /________/ /________/, в размере 23 600 руб., о компенсации морального вреда в размере 30000 руб.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Октябрьского района г. Томска проведена проверка исполнения законодательства о льготном лекарственном обеспечении по обращению С.В. о ненадлежащем лекарственном обеспечении. По результатам прокурорской проверки установлено, что С.В., /________/ г.р., имеет статус федерального льготника, в связи с чем, включен в федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании информации, представленной ООО «Нефролайн», С.В. является инвалидом I степени, в связи с его заболеваниями необходимо принимать препарат «Мирцера(Я)» 100 мг. - 2 инъекции в месяц. С.В. обращался в аптечную организацию, подведомственную областному аптечному складу с рецептом на получение лекарственного препарата «Мирцера(Я)» от /________/ серия /________/ /________/ в количестве 1 ампула 1 раз в 2 недели. В связи с отсутствием указанного лекарственного препарата в аптеке рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. /________/ С.В. самостоятельно приобрел лекарственный препарат «Мирцера(R)» стоимостью 11 800 рублей в количестве двух упаковок, общей суммой 23 600 рублей, в связи с ухудшением его здоровья.

В настоящее время С.В. лекарственными препаратами не обеспечен. Наряду с изложенным, согласно медицинской документации и тяжести заболевания, он нуждается в регулярном и своевременном приеме указанного выше препарата.

Непринятие Департаментом здравоохранения Томской области надлежащих мер, направленных на бесперебойное обеспечение указанной категории лиц жизненно необходимыми лекарственными препаратами, ставит под угрозу жизнь и здоровье С.В.

Помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Белякова Д.А. в судебном заседании поддержала доводы искового заявления, просила иск удовлетворить.

Материальный истец С.В. в судебном заседании также поддержал доводы иска, просил его удовлетворить в полном объёме, вместе с тем, пояснил, что в мае 2024 года ему впервые выписан рецепт на обеспечение лекарственным препаратом «Мирцера(R)», в соответствии с поставленным диагнозом С.В. указанный препарат необходим. Несмотря на полученный рецепт в мае 2024 года, он неоднократно обращался в аптечный пункт, но указанного лекарственного препарата по льготному отпуску не было, С.В. обеспечен им лишь в августе 2024 года.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Томской области Стенникова Н.А. по доверенности от 25.06.2024 в судебном заседании пояснила, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку материальный истец С.В. обеспечен лекарственным препаратом «Мирцера(R)» 13.08.2024, также ответчик не сотрудничает с аптеками, а занимается закупками препарата.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В силу ст. 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Из ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ усматривается, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи (п. 4), предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п. 5).

В части 1 статьи 11 данного Федерального закона указано, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Согласно п.п.2, 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 настоящей части.

Согласно п.1, 2 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56, Департамент здравоохранения Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета. Целью деятельности Органа является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению Томской области.

Согласно подп. 18, 35 п.10 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56, Департамент осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; выступает государственным заказчиком в сфере здравоохранения, организации лекарственного обеспечения (в части обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение льготных лекарственных препаратов), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждений здравоохранения Томской области, подведомственных Департаменту, в том числе в рамках реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» в пределах выделяемых бюджетных средств.

С.В. обратился к прокурору Октябрьского района г. Томска с заявлением, в котором указал, что является инвалидом первой группы, на основании Федерального закона от 17.07.1999 № 178-Ф3 «О государственной социальной помощи» имеет право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты. 30.05.2024 в момент обращения в ОГУП «Областной аптечный склад» Губернская Аптека необходимый лекарственный препарат «Мирцера(R)» 100 мкг/0.3 мл - отсутствовал. В аптеке рецепт серии /________/ /________/ от 29.05.2024 принят на отсроченное обслуживание. 25.06.2024 С.В. был вынужден приобрести лекарственный препарат «Мирцера(R)» (метоксиполиэтиленгликоль-эпоэтин бета, шприц-тюбик 100 мкг/0.3 мл) стоимостью 11 800 рублей в количестве двух упаковок, общей стоимостью 23 600 (двадцать три тысячи шестьсот) рублей за счет собственных средств. В течение неполного месяца, с даты обращения в аптеку с рецептом и до покупки лекарственного препарата, состояние здоровья С.В. ухудшилось, что подтверждается результатами анализов лабораторных исследований в этот период, находящимися в ООО «Нефролайн-Томск».

Судом установлено, следует из надзорного производства прокуратуры Октябрьского района г. Томска, что С.В. является федеральным льготником, наблюдается в ООО «Нефролайн-Томск».

Указанное также следует из ответа ООО «Нефролайн-Томск» прокурору Октябрьского района г. Томска от /________/, согласно которому С.В. состоит на учёте с диагнозом: /________/. По состоянию своего здоровья имеет инвалидность І группы, справка об инвалидности серии: МСЭ - 2013, /________/, выдана /________/, ФКУ «ГБ МСЭ по Томской области» Минтруда России Бюро /________/ - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Томской области». Имеет право на льготное обеспечение лекарственными препаратами. Дата включения в регистр: /________/. В качестве осложнения основного заболевания имеет анемический синдром, нуждается в назначении препаратов, стимулирующих эритропоэз, препаратов железа внутривенно.

В соответствии с ответом ОГУП «Областной аптечный склад» от 12.07.2024, С.В. обращался с рецептом на препарат «Метоксиполиэтиленгликоль-эпоэтин бета» (торговое наименование - «Мирцера»). Так как препарат отсутствовал, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. С.В. не обеспечен лекарственным препаратом «Мирцера», поскольку не было поступления требуемого лекарственного препарата с момента обращения С.В. до даты указанного ответа включительно.

Согласно представленному реестру льготного отпуска по федеральной льготе с /________/ по /________/, С.В. по рецепту серии /________/ /________/ от /________/ был обеспечен лишь 09.08.2024.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения.

Согласно Приложению № 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р, в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения входит лекарственный препарат с кодом АТХ В03ХА - метоксиполиэтиленгликоль-эпоэтин бета, раствор для внутривенного и подкожного введения.

Согласно подпункту «а» пункта 2 статьи 9 Закона Томской области от 14.03.2016 № 2-03 «О лекарственном обеспечении населения Томской области» (далее - Закон Томской области № 2-03), лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются бесплатно по рецептам, выписанным врачами (фельдшерами) при амбулаторном лечении, проживающим на территории Томской области лицам, страдающим заболеваниями, перечень которых утвержден Постановлением Правительства №890.

В соответствии с пунктом 6 Порядка бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области 11.04.2018 № 161а отпуск лекарственных препаратов осуществляется аптечными организациями, территориально прикрепленными к медицинским организациям, в которых граждане получают амбулаторную помощь, в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с пунктом 2.7 Порядка бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области 11.04.2018 № 161а предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, аптечное учреждение организует его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.

Постановлением администрации Томской области от 19.01.2024 №9а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Согласно п. 16 Программы источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, областного бюджета, средства обязательного медицинского страхования.

За счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (п. 20 Программы).

В соответствии с п. 19 Приказа Минтруда России №929н, Минздрава России от 21.12.2020 №1345н "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.

Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации.

С учетом изложенного, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта либо Федерального бюджета Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения, при этом на орган исполнительной власти субъекта возложена обязанность по контролю за наличием соответствующих лекарственных средств.

Таким образом, исходя из изученных документов, регулярный и своевременный прием лекарственного препарата «Мирцера» для С.В. является жизненно важным и необходимым, пропуск приема препарата ставит под угрозу его жизнь и здоровье.

Учитывая, что рецепт не был обслужен в срок, установленный п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, право С.В. на получение льготного лекарственного препарата было нарушено.

Согласно рецепту от /________/, выданному С.В., срок его действия – 30 дней с момента выдачи, при этом материальный истец обеспечен лекарственным препаратом /________/.

Представителем ответчика не оспаривалось, что препарат С.В. в установленный срок по рецепту выдан не был.

Учитывая, что С.В. нуждается в регулярном и своевременном приеме лекарственного препарата, отсутствие препарата ставит под угрозу его жизнь и здоровье, С.В. вынужден был приобрести препарат «Мирцера» на общую сумму 23 600 руб. за счет собственных средств, что подтверждается кассовым чеком от 25.06.2024 на сумму 23600 рублей (2 упаковки).

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу положений ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Материалами дела подтверждается, что в результате бездействия ответчика С.В. был лишён возможности использовать предоставленное ему Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниями, вследствие чего, С.В. был вынужден приобрести этот лекарственный препарат за счёт собственных средств.

Вина Департамента здравоохранения Томской области состоит в неосуществлении своевременного контроля за поставкой препарата в нарушение возложенных пп. 25 п. 10 Положения обязанностей. Расходование личных денежных средств материального истца состоит в причинно-следственной связи с бездействием ответчика.

Поскольку в данном случае в результате допущенного ответчиком бездействия нарушено право С.В. на охрану здоровья, то расходы по приобретению лекарственных препаратов за счет собственных средств в размере 23 600 руб. для восстановления этого нарушенного права, подлежат взысканию с ответчика в качестве убытков.

Кроме того, процессуальным истцом заявлено требование о компенсации морального вреда в размере 30000 руб.

Согласно статье 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии с разъяснениями, данными в абз. 3 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Прокурор при заявлении им требования о взыскании в пользу материального истца компенсации причинённого морального вреда и поддерживающий в судебном заседании требования иска, настаивал на их удовлетворении и указывал на то обстоятельство, что моральный вред был причинен С.В. в силу причинения ему физических и нравственных страданий, поскольку он не был обеспечен лекарственным препаратом, тем самым, при имеющемся заболевании, был лишён ответчиком возможности принимать лекарственный препарат для поддержания здоровья.

Вместе с тем, при обращении С.В. в прокуратуру Октябрьского района г. Томска последний указал, что в течение неполного месяца, с даты обращения в аптеку с рецептом и до покупки лекарственного препарата, состояние здоровья С.В. ухудшилось, что подтверждается результатами анализов лабораторных исследований в этот период, находящимися в ООО «Нефролайн-Томск».

Представленными в материалы дела результатами приёма терапевта от /________/, протоколом врачебной комиссии, а также ответом ООО «Нефролайн-Томск» от /________/ подтверждается, что пациенту был выписан льготный рецепт /________/, о покупке препарата он сообщил врачу после забора крови на анализ /________/ и при получении отрицательной динамики - снижении уровня гемоглобина на фоне продолжения терапии эритропоэтином альфа в дозе 12000 ЕД.

Таким образом, материальный истец длительное время не получал препарат, С.В. был вынужден обратиться к прокурору за помощью для их получения. В течение всего указанного времени с момента, когда препарат должен быть получен материальным истцом по рецепту врача, истец был лишён возможности получения необходимой медицинской помощи, связанной с обязательностью приёма лекарственного препарата, являющегося для него жизненно необходимым. Тем самым ответчиком нарушены личные неимущественные права материального истца, являющиеся неотъемлемыми – право на жизнь и право на здоровье.

При таких данных, суд приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда с ответчика в пользу материального истца С.В.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что неполучение в установленный законом срок необходимого истцу по жизненным показаниям лекарственного препарата, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, вызвало у истца переживания, связанные с возможностью ухудшения состояния здоровья, причинило истцу нравственные страдания, обусловленные переживаниями по поводу жизни и здоровья, степень вины Департамента здравоохранения Томской области в неисполнении возложенной на этот орган законом обязанности по обеспечению лекарственными препаратами, и наступившие в связи с этими действиями ответчика последствия – фактическое отсутствие у истца необходимого лекарственного препарата в течение длительного времени.

Учитывая степень нравственных страданий материального истца, их продолжительность, исходя из требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу материального истца компенсации причиненного морального вреда в размере 5000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов С.В. к Департаменту здравоохранения Томской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента здравоохранения по Томской области за счет средств казны Томской области в пользу С.В. денежные средства, затраченные на самостоятельное приобретение лекарственного препарата, в сумме 23 600 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Ю.А. Романова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.10.2024.

Дело № 2-2273/2024

УИД 70RS0001-01-2024-003997-13

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2024 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ю.А. Романовой,

при секретаре Г.С. Бежинарь,

помощник судьи К.А. Костиков,

с участием процессуального истца - помощника прокурора Октябрьского района г. Томска Беляковой Д.А., материального истца С.В., представителя ответчика Стенниковой М.А. по доверенности от 25.06.2024 (на 1 год),

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов С.В. к Департаменту здравоохранения Томской области о взыскании денежных средств, о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов С.В. к Департаменту здравоохранения Томской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата «Мирцера(R)» по рецепту от /________/ серии /________/ /________/, в размере 23 600 руб., о компенсации морального вреда в размере 30000 руб.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Октябрьского района г. Томска проведена проверка исполнения законодательства о льготном лекарственном обеспечении по обращению С.В. о ненадлежащем лекарственном обеспечении. По результатам прокурорской проверки установлено, что С.В., /________/ г.р., имеет статус федерального льготника, в связи с чем, включен в федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании информации, представленной ООО «Нефролайн», С.В. является инвалидом I степени, в связи с его заболеваниями необходимо принимать препарат «Мирцера(Я)» 100 мг. - 2 инъекции в месяц. С.В. обращался в аптечную организацию, подведомственную областному аптечному складу с рецептом на получение лекарственного препарата «Мирцера(Я)» от /________/ серия /________/ /________/ в количестве 1 ампула 1 раз в 2 недели. В связи с отсутствием указанного лекарственного препарата в аптеке рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. /________/ С.В. самостоятельно приобрел лекарственный препарат «Мирцера(R)» стоимостью 11 800 рублей в количестве двух упаковок, общей суммой 23 600 рублей, в связи с ухудшением его здоровья.

В настоящее время С.В. лекарственными препаратами не обеспечен. Наряду с изложенным, согласно медицинской документации и тяжести заболевания, он нуждается в регулярном и своевременном приеме указанного выше препарата.

Непринятие Департаментом здравоохранения Томской области надлежащих мер, направленных на бесперебойное обеспечение указанной категории лиц жизненно необходимыми лекарственными препаратами, ставит под угрозу жизнь и здоровье С.В.

Помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Белякова Д.А. в судебном заседании поддержала доводы искового заявления, просила иск удовлетворить.

Материальный истец С.В. в судебном заседании также поддержал доводы иска, просил его удовлетворить в полном объёме, вместе с тем, пояснил, что в мае 2024 года ему впервые выписан рецепт на обеспечение лекарственным препаратом «Мирцера(R)», в соответствии с поставленным диагнозом С.В. указанный препарат необходим. Несмотря на полученный рецепт в мае 2024 года, он неоднократно обращался в аптечный пункт, но указанного лекарственного препарата по льготному отпуску не было, С.В. обеспечен им лишь в августе 2024 года.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Томской области Стенникова Н.А. по доверенности от 25.06.2024 в судебном заседании пояснила, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку материальный истец С.В. обеспечен лекарственным препаратом «Мирцера(R)» 13.08.2024, также ответчик не сотрудничает с аптеками, а занимается закупками препарата.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В силу ст. 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Из ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ усматривается, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи (п. 4), предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п. 5).

В части 1 статьи 11 данного Федерального закона указано, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Согласно п.п.2, 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 настоящей части.

Согласно п.1, 2 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56, Департамент здравоохранения Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета. Целью деятельности Органа является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению Томской области.

Согласно подп. 18, 35 п.10 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 № 56, Департамент осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; выступает государственным заказчиком в сфере здравоохранения, организации лекарственного обеспечения (в части обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение льготных лекарственных препаратов), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждений здравоохранения Томской области, подведомственных Департаменту, в том числе в рамках реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» в пределах выделяемых бюджетных средств.

С.В. обратился к прокурору Октябрьского района г. Томска с заявлением, в котором указал, что является инвалидом первой группы, на основании Федерального закона от 17.07.1999 № 178-Ф3 «О государственной социальной помощи» имеет право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты. 30.05.2024 в момент обращения в ОГУП «Областной аптечный склад» Губернская Аптека необходимый лекарственный препарат «Мирцера(R)» 100 мкг/0.3 мл - отсутствовал. В аптеке рецепт серии /________/ /________/ от 29.05.2024 принят на отсроченное обслуживание. 25.06.2024 С.В. был вынужден приобрести лекарственный препарат «Мирцера(R)» (метоксиполиэтиленгликоль-эпоэтин бета, шприц-тюбик 100 мкг/0.3 мл) стоимостью 11 800 рублей в количестве двух упаковок, общей стоимостью 23 600 (двадцать три тысячи шестьсот) рублей за счет собственных средств. В течение неполного месяца, с даты обращения в аптеку с рецептом и до покупки лекарственного препарата, состояние здоровья С.В. ухудшилось, что подтверждается результатами анализов лабораторных исследований в этот период, находящимися в ООО «Нефролайн-Томск».

Судом установлено, следует из надзорного производства прокуратуры Октябрьского района г. Томска, что С.В. является федеральным льготником, наблюдается в ООО «Нефролайн-Томск».

Указанное также следует из ответа ООО «Нефролайн-Томск» прокурору Октябрьского района г. Томска от /________/, согласно которому С.В. состоит на учёте с диагнозом: /________/. По состоянию своего здоровья имеет инвалидность І группы, справка об инвалидности серии: МСЭ - 2013, /________/, выдана /________/, ФКУ «ГБ МСЭ по Томской области» Минтруда России Бюро /________/ - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Томской области». Имеет право на льготное обеспечение лекарственными препаратами. Дата включения в регистр: /________/. В качестве осложнения основного заболевания имеет анемический синдром, нуждается в назначении препаратов, стимулирующих эритропоэз, препаратов железа внутривенно.

В соответствии с ответом ОГУП «Областной аптечный склад» от 12.07.2024, С.В. обращался с рецептом на препарат «Метоксиполиэтиленгликоль-эпоэтин бета» (торговое наименование - «Мирцера»). Так как препарат отсутствовал, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. С.В. не обеспечен лекарственным препаратом «Мирцера», поскольку не было поступления требуемого лекарственного препарата с момента обращения С.В. до даты указанного ответа включительно.

Согласно представленному реестру льготного отпуска по федеральной льготе с /________/ по /________/, С.В. по рецепту серии /________/ /________/ от /________/ был обеспечен лишь 09.08.2024.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения.

Согласно Приложению № 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р, в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения входит лекарственный препарат с кодом АТХ В03ХА - метоксиполиэтиленгликоль-эпоэтин бета, раствор для внутривенного и подкожного введения.

Согласно подпункту «а» пункта 2 статьи 9 Закона Томской области от 14.03.2016 № 2-03 «О лекарственном обеспечении населения Томской области» (далее - Закон Томской области № 2-03), лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются бесплатно по рецептам, выписанным врачами (фельдшерами) при амбулаторном лечении, проживающим на территории Томской области лицам, страдающим заболеваниями, перечень которых утвержден Постановлением Правительства №890.

В соответствии с пунктом 6 Порядка бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области 11.04.2018 № 161а отпуск лекарственных препаратов осуществляется аптечными организациями, территориально прикрепленными к медицинским организациям, в которых граждане получают амбулаторную помощь, в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с пунктом 2.7 Порядка бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области 11.04.2018 № 161а предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, аптечное учреждение организует его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.

Постановлением администрации Томской области от 19.01.2024 №9а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Согласно п. 16 Программы источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, областного бюджета, средства обязательного медицинского страхования.

За счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (п. 20 Программы).

В соответствии с п. 19 Приказа Минтруда России №929н, Минздрава России от 21.12.2020 №1345н "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.

Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации.

С учетом изложенного, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта либо Федерального бюджета Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения, при этом на орган исполнительной власти субъекта возложена обязанность по контролю за наличием соответствующих лекарственных средств.

Таким образом, исходя из изученных документов, регулярный и своевременный прием лекарственного препарата «Мирцера» для С.В. является жизненно важным и необходимым, пропуск приема препарата ставит под угрозу его жизнь и здоровье.

Учитывая, что рецепт не был обслужен в срок, установленный п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, право С.В. на получение льготного лекарственного препарата было нарушено.

Согласно рецепту от /________/, выданному С.В., срок его действия – 30 дней с момента выдачи, при этом материальный истец обеспечен лекарственным препаратом /________/.

Представителем ответчика не оспаривалось, что препарат С.В. в установленный срок по рецепту выдан не был.

Учитывая, что С.В. нуждается в регулярном и своевременном приеме лекарственного препарата, отсутствие препарата ставит под угрозу его жизнь и здоровье, С.В. вынужден был приобрести препарат «Мирцера» на общую сумму 23 600 руб. за счет собственных средств, что подтверждается кассовым чеком от 25.06.2024 на сумму 23600 рублей (2 упаковки).

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу положений ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Материалами дела подтверждается, что в результате бездействия ответчика С.В. был лишён возможности использовать предоставленное ему Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниями, вследствие чего, С.В. был вынужден приобрести этот лекарственный препарат за счёт собственных средств.

Вина Департамента здравоохранения Томской области состоит в неосуществлении своевременного контроля за поставкой препарата в нарушение возложенных пп. 25 п. 10 Положения обязанностей. Расходование личных денежных средств материального истца состоит в причинно-следственной связи с бездействием ответчика.

Поскольку в данном случае в результате допущенного ответчиком бездействия нарушено право С.В. на охрану здоровья, то расходы по приобретению лекарственных препаратов за счет собственных средств в размере 23 600 руб. для восстановления этого нарушенного права, подлежат взысканию с ответчика в качестве убытков.

Кроме того, процессуальным истцом заявлено требование о компенсации морального вреда в размере 30000 руб.

Согласно статье 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии с разъяснениями, данными в абз. 3 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Прокурор при заявлении им требования о взыскании в пользу материального истца компенсации причинённого морального вреда и поддерживающий в судебном заседании требования иска, настаивал на их удовлетворении и указывал на то обстоятельство, что моральный вред был причинен С.В. в силу причинения ему физических и нравственных страданий, поскольку он не был обеспечен лекарственным препаратом, тем самым, при имеющемся заболевании, был лишён ответчиком возможности принимать лекарственный препарат для поддержания здоровья.

Вместе с тем, при обращении С.В. в прокуратуру Октябрьского района г. Томска последний указал, что в течение неполного месяца, с даты обращения в аптеку с рецептом и до покупки лекарственного препарата, состояние здоровья С.В. ухудшилось, что подтверждается результатами анализов лабораторных исследований в этот период, находящимися в ООО «Нефролайн-Томск».

Представленными в материалы дела результатами приёма терапевта от /________/, протоколом врачебной комиссии, а также ответом ООО «Нефролайн-Томск» от /________/ подтверждается, что пациенту был выписан льготный рецепт /________/, о покупке препарата он сообщил врачу после забора крови на анализ /________/ и при получении отрицательной динамики - снижении уровня гемоглобина на фоне продолжения терапии эритропоэтином альфа в дозе 12000 ЕД.

Таким образом, материальный истец длительное время не получал препарат, С.В. был вынужден обратиться к прокурору за помощью для их получения. В течение всего указанного времени с момента, когда препарат должен быть получен материальным истцом по рецепту врача, истец был лишён возможности получения необходимой медицинской помощи, связанной с обязательностью приёма лекарственного препарата, являющегося для него жизненно необходимым. Тем самым ответчиком нарушены личные неимущественные права материального истца, являющиеся неотъемлемыми – право на жизнь и право на здоровье.

При таких данных, суд приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда с ответчика в пользу материального истца С.В.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что неполучение в установленный законом срок необходимого истцу по жизненным показаниям лекарственного препарата, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, вызвало у истца переживания, связанные с возможностью ухудшения состояния здоровья, причинило истцу нравственные страдания, обусловленные переживаниями по поводу жизни и здоровья, степень вины Департамента здравоохранения Томской области в неисполнении возложенной на этот орган законом обязанности по обеспечению лекарственными препаратами, и наступившие в связи с этими действиями ответчика последствия – фактическое отсутствие у истца необходимого лекарственного препарата в течение длительного времени.

Учитывая степень нравственных страданий материального истца, их продолжительность, исходя из требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу материального истца компенсации причиненного морального вреда в размере 5000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов С.В. к Департаменту здравоохранения Томской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента здравоохранения по Томской области за счет средств казны Томской области в пользу С.В. денежные средства, затраченные на самостоятельное приобретение лекарственного препарата, в сумме 23 600 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Ю.А. Романова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.10.2024.

2-2273/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Октябрьского района г. Томска в интересах Черевкова С.В.
Черевков Серей Викторович
Ответчики
Департамент здравоохранения Томской области
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Романова Ю.А.
Дело на сайте суда
kirovsky.tms.sudrf.ru
01.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2024Передача материалов судье
05.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2024Подготовка дела (собеседование)
01.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2024Судебное заседание
15.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее