Решение по делу № 2а-562/2021 от 10.09.2021

Дело (УИД) №58RS0025-01-2021-001256-38

Производство №2а-562/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Нижний Ломов 15 сентября 2021 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Богдановой О.А.,

с участием административного истца Коняева Н.В.,

представителя административного истца Планина А.Г., представившего доверенность от 15 сентября 2021 года,

представителя административного ответчика Филоновой С.М., представившей доверенность №1 от 15 сентября 2021 года,

заинтересованного лица Метальникова А.А.,

помощника прокурора Пашкова А.С.,

при секретаре судебного заседания Зобниной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Коняева Н. В. к Территориальной избирательной комиссии Нижнеломовского района Пензенской области об отмене регистрации кандидата в депутаты Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Метальникова А. АлексА.а,

Установил:

кандидат в депутаты Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Коняев Н.В. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Нижнеломовского района Пензенской области об отмене регистрации кандидата в депутаты Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Метальникова А.А., указав, что в соответствии с решением Территориальной избирательной комиссии Нижнеломовского района Пензенской области были назначены дополнительные выборы депутата Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11. Дата официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов: 29 июня 2021 года. Информация размещена на официальном сайте Избирательной комиссии Пензенской области по адресу: http://ww.neiiza.vvbo.rv.i2birkomtvd=4584021399125&vrn=4584021399n5&region-58&global=&subregion=58&prvei=0&pronetvd=0&vibid=4584021399115&

tvpe=220. Коняев Н.В. является зарегистрированным кандидатом от Пензенского областного отделения политической партии «КПРФ». Указанная информация размещена на официальном сайте Избирательной комиссии Пензенской области. В разделе «Сведения о кандидатах, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам» указано, что среди прочих кандидатом является Метальников А.А., выдвинутый Нижнеломовским Местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия». В предвыборной агитации кандидата в депутаты Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Метальникова А.А. присутствуют факты использования административного ресурса. Административный ресурс, применяемый в период выборов, это метод, использующийся в ходе избирательного процесса представителями государственных и муниципальных органов власти, направленный на обеспечение избрания кандидата на выборную должность, обеспечение победы на выборах избирательного объединения, а также на достижение иных целей, связанных с избирательным процессом, нарушающий права и законные интересы граждан. Так, 08 сентября 2021 года состоялись публичные мероприятия в с. Гаи и с. Ендашевка Нижнеломовского района Пензенской области, организованные Центром культуры и искусств города Нижний Ломов Пензенской области. Перед жителями указанных сёл выступал коллектив исполнителей - дуэт «Благовест» Центра культуры и искусств города Нижний Ломов (ФИО1 и ФИО2). Информация об указанных публичных мероприятиях размещена на официальном сайте администрации Нижнеломовского района Пензенской области по адресу: https://nlomov.pnzreg.ni/new./culture/336R64/. На обоих публичных мероприятиях Кандидат в депутаты Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Метальников А.А. проводил предвыборную агитацию. Факт проведения предвыборной агитации 08 сентября 2021 года подтверждается видеозаписью. На видео с 0:07 работник Центр культуры и искусств города Нижний Ломов ФИО1 предоставляет слово кандидату в депутаты Метальникову А.А. Далее с 0:23 кандидат в депутаты Метальников А.А. проводит предвыборную агитацию: «Здравствуйте, кто меня не знает. Зовут меня А.А. Метальников. Я - кандидат в депутаты по нашему округу. Я из местных, живу здесь. Вы, все кто меня знаете, можете сказать о том, что... Вы понимаете, если мы сейчас изберем кого-то из чужих, то нам лучше от этого не станет. Вообще никак. Я считаю, что депутатом должен быть кто-то из местных. Я ничего вам обещать не буду. Я хотел бы доказать вам это всё работой. Если мы пройдем, то будем уже решать проблему по-другому». Кроме того, на видео запечатлены должностные лица: депутат КМСУ Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО3, глава администрации Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области ФИО4, председатель УИК №814 Пензенской области ФИО5 Само по себе нахождение указанных лиц на публичном мероприятии, организованном Муниципальным бюджетным учреждением культуры не является каким-либо нарушением. Однако в их присутствии при полном их бездействии, кандидат в депутаты Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Метальников А.А. в нарушение Закона проводил предвыборную агитацию на указанном публичном мероприятии. Именно в бездействии указанных должностных лиц, которые могли пресечь противоправные действия кандидата Метальникова А.А., указать ему на недопустимость нарушения закона, но не сделавших этого, видны признаки использования преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения указанного кандидата. Полагает, что имеется достоверное свидетельство неоднократного (не менее двух раз) проведения предвыборной агитации кандидатом в депутаты Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Метальниковым А.А. на публичных мероприятиях, организованных Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Центр культуры и искусств города Нижний Ломов», что свидетельствует о нарушении пп. «в» ч. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Метальникова А.А.

Административный истец Коняев Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что при проведении 09 сентября 2021 года мероприятия и осуществлении Метальниковым А.А. действий по предвыборной агитации был нарушен принцип равенства прав и обязанностей кандидатов в депутаты, что закреплено в ст. 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полагал, что присутствующие на данном мероприятии должностные лица способствовали предвыборной компании Метальникова А.А. и помогали ему в предвыборной агитации. Считает, что срок для обращения в суд с административным иском им не пропущен.

Представитель административного истца Планин А.Г., действующий по доверенности от 15 сентября 2021 года, заявленные требования Коняева Н.В. поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что 08 сентября 2021 года при проведении мероприятия в с. Гаи и с. Ендашевка Нижнеломовского района Пензенской области кандидатом в депутаты Метальниковым А.А. была проведена предвыборная агитация с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения, поскольку полагал, что присутствующие на данном мероприятии должностные лица, являющиеся, по его мнению, членами партии «Единая Россия», используя своё должностное или служебное положение, осуществляли предвыборную агитацию кандидата в депутаты Метальникова А.А., не пресекая действия Метальникова А.А., проводившего агитацию. Несмотря на то, что Метальников А.А. является безработным, однако, он является членом партии «Единая Россия» и пользуется поддержкой членов данной партии, а соответственно пользовался преимущественным служебным (должностным) положением как член партии на публичном мероприятии. Публичное мероприятие было организовано МБУК «ЦКИ», то есть бюджетным учреждением. Полагал, что в данном случае имело место нарушение подп. «ж» ч. 5 ст. 40 Федерального закона ««Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Просил заявленные требования Коняева Н.В. удовлетворить, поскольку их стороной были представлены доказательства использования Метальниковым А.А. при проведении публичного мероприятия 08 сентября 2021 года преимущества своего должностного или служебного положения неоднократно (два раза). Решение вопроса о том, пропущен ли Коняевым Н.В. срок для обращения в суд с административным иском оставил на усмотрение суда, однако, полагал, что срок для обращения в суд Коняевым Н.В. не пропущен.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Нижнеломовского района Пензенской области Филонова С.М., действующая по доверенности №1 от 15 сентября 2021 года, с заявленными требованиями Коняева Н.В. не согласилась, сославшись на письменные возражения (л.д. 46-50). Также указала на то, что должностные лица, присутствующие на мероприятии 08 сентября 2021 года, ФИО4 и ФИО5 находились на мероприятии с целью организации мероприятия (для подключения аппаратуры), а ФИО5 присутствовала не как председатель УИК №814, а как сотрудник сельской администрации. Просила в удовлетворении требований Коняева Н.В. отказать за пропуском срока для обращения в суд, отсутствием доказательств использования Метальниковым А.А. преимущества должностного или служебного положения, поскольку последний является неработающим.

Заинтересованное лицо Метальников А.А. с заявленными требованиями Коняева Н.В. не согласился, просил в удовлетворении иска Коняева Н.В. отказать, полагая, что им нормы закона не были нарушены. 08 октября 2021 года он оказался на публичных мероприятиях случайно, его лично никто как кандидата в депутаты на данные мероприятия не приглашал, предвыборную агитацию он не проводил, он является безработным и соответственно не использовал преимущество должностного или служебного положения, так как у него оно отсутствует. Должностные лица, которые присутствовали на мероприятиях 08 сентября 2021 года, какой-либо агитации в его пользу не проводили. Просмотренная в судебном заседании видеозапись мероприятия 08 сентября 2021 года в с. Гаи Нижнеломовского района представлена не в полном объёме, на ней отсутствуют некоторые события, которые происходили на мероприятии. ФИО6 целенаправленно снимал его всё то время, что он находился на мероприятии, но отдельные моменты отсутствуют на видеозаписи. Показания свидетеля ФИО7 не соответствуют действительности, поскольку он предвыборную агитацию в с. Ендашевка не проводил, общался только на отвлечённые темы с молодым человеком, двумя пожилыми женщинами и ФИО7, который самостоятельно поинтересовался кем он является, а узнав, что он является кандидатом в депутаты, представляя партию «Единая Россия», отказался с ним (Метальниковым А.А.) общаться.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Пензенской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещён надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, одновременно представил письменный отзыв по заявленным требованиям, в котором указал на несогласие с заявленными требованиями Коняева Н.В., просил в их удовлетворении отказать (л.д. 38-40).

В соответствии со ст. 150, ч. 3 ст. 243 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Пензенской области.

Выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Пашкова А.С., полагавшего необходимым заявленные административные исковые требования Коняева Н.В. оставить без удовлетворения ввиду недоказанности использования Метальниковым А.А. преимуществ своего должностного или служебного положения, а также пропуска административным истцом срока для обращения в суд с административным иском, суд приходит к следующему:

в соответствии с положениями ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы и, в связи с этим граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Пензенской области от 22 мая 2006 года №1048-ЗПО «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Пензенской области по одномандатным избирательным округам и по единому избирательному округу» (в редакции от 06 августа 2021 года).

Так, в ч. 1 ст. 10 и Закона Пензенской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Пензенской области по одномандатным избирательным округам и по единому избирательному округу» предусмотрено, что подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа осуществляют: Избирательная комиссия Пензенской области; территориальные избирательные комиссии (в городе Пензе); избирательная комиссия муниципального образования; участковые избирательные комиссии.

Статьёй 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что выборы указанных в п. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом.

Днём голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-6 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 39 указанного Федерального закона все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, постановлением Избирательной комиссии Пензенской области от 28 апреля 2017 года №11/76-6 «О возложении на территориальную избирательную комиссию Нижнеломовского района полномочий избирательных комиссий муниципальных образований» на территориальную избирательную комиссию Нижнеломовского района возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Норовский сельсовет» (л.д. 53-54).

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Нижнеломовского района Пензенской области от 28 июля 2021 года №6/13-5 «О назначении дополнительных выборов депутата Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11» на 19 сентября 2021 года назначены дополнительные выборы депутата Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 (л.д. 60).

Указанное постановление опубликовано в газете «Местные ведомости» от 26 июля 2021 года №24 (л.д. 61-76).

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Нижнеломовского района от 21 июля 2021 года №9/55-5 «О регистрации кандидата в депутаты Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Метальникова А.А., выдвинутого Нижнеломовским местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», Метальников А. АлексА. зарегистрирован кандидатом в депутаты Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 (л.д. 59).

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Нижнеломовского района от 02 августа 2021 года №12/70-5 «О регистрации кандидата в депутаты Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Коняева Н.В., выдвинутого Пензенским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Коняев Н. В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 (л.д. 58).

Судом установлено, что 08 сентября 2021 года в 16 часов 00 минут и в 17 часов 00 минут в с. Гаи и с. Ендашевка Нижнеломовского района Пензенской области проводились публичные мероприятия, организованные МБУК «Центр культуры и искусств города Нижний Ломов». Перед жителями указанных сёл выступал коллектив исполнителей дуэт «Балаговест» (ФИО1 и ФИО2) (л.д. 77-79).

Административный истец Коняев Н.В. указывает на неоднократное (не менее двух раз) использование кандидатом в депутаты Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Метальниковым А.А. преимуществ своего должностного положения при проведении 08 сентября 2021 года публичного мероприятия, что является, по его мнению, основанием для отмены регистрации кандидата Метальникова А.А. в депутаты.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата, списка кандидатов и (или) избрания кандидатов, выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума (ч. 4).

В силу подпункта «в» пункта 7 статьи 76 указанного Федерального закона регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.

Перечень обстоятельств, свидетельствующих об использовании преимуществ должностного или служебного положения приведён в подпункте «ж» пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», несоблюдение которых признаётся использованием преимуществ должностного или служебного положения, к каковым относятся, в частности, агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий.

Согласно подпункту 4 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаётся деятельность, указанная в п. 2 ст. 48 названного Федерального закона, а именно: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них) (подп. «а»); выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с п. 2 ст. 46 настоящего Федерального закона) (подп. «б»); распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями (подп. «г»); деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов (подп. «е»).

В п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 09 февраля 2012 года) разъяснено, что кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной либо муниципальной службе или являющиеся иными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума, установлен п. 5 ст. 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию.

При решении вопроса о том, является ли использование служебного или должностного положения достаточным основанием для применения судом предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ неблагоприятных последствий для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, необходимо, в частности, выяснять кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий.

При этом следует учитывать, что основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, для отказа в проведении референдума, для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов, для отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может служить только неоднократное (не менее двух раз) использование преимуществ должностного или служебного положения (подпункт «л» пункта 24, подпункт «к» пункта 25, подпункт «г» пункта 26 статьи 38, подпункт «в» пункта 7, подпункт «в» пункта 8, пункт 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).

Из смысла названных норм следует, что отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности, применяемой судом к лицам, виновным в совершении определённых нарушений законодательства о выборах. Отмена регистрации применяется в целях наказания виновных лиц, которое состоит в принудительном отказе в реализации этим лицам пассивного избирательного права.

Судом установлено, что 08 сентября 2021 года в 16 часов 00 минут в с. Гаи Нижнеломовского района Пензенской области проводился праздник, посвящённый дню села. Данное публичное мероприятие было организовано МБУК «Центр культуры и искусств города Нижний Ломов Пензенской области». Перед жителями села выступал коллектив исполнителей - дуэт «Балаговест» МБУК «Центр культуры и искусств города Нижний Ломов». По окончания данного мероприятия кандидат в депутаты Метальников А.А. обратился с речью к зрителям данного праздника.

Также 08 сентября 2021 года в 17 часов 00 минут в с. Ендашевка Нижнеломовского района МБУК «ЦКИ» было проведено публичное мероприятие, на котором присутствовал кандидат в депутаты Метальников А.А.

С целью проверки доводов административного истца, судом при рассмотрении административного дела были просмотрены видеозаписи, содержащиеся на DVD-R диске, представленном представителем административного истца Планиным А.Г. По результатам просмотра видеозаписи на диске установлено, что 08 сентября 2021 года в конце праздничного мероприятия в с. Гаи кандидат в депутаты Метальников А.А. обращается к зрителям с речью (л.д. 83).

Между тем, исходя из общего контекста выступления, суд приходит к выводу о том, что обращение Метальникова А.А. с речью к зрителям праздника, посвящённого дню села, не может рассматриваться как ведение предвыборной агитации. В высказываниях Метальникова А.А. не содержится упоминаний о предстоящих выборах в депутаты Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, его личном участии в них в качестве кандидата в депутаты, а также не усматривается, что Метальников А.А. при проведении мероприятия призывал голосовать за себя как кандидата в депутаты Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, выражал предпочтение какому-либо кандидату в депутаты, призывал голосовать против какого-либо кандидата в депутаты.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7, пояснил, что 10 сентября 2021 года в 16 часов 00 минут он присутствовал на концерте в с. Ендашевка Нижнеломовского района, куда он был приглашён вместе с другими жителями села. По окончании концерта перед ними выступил Метальников А.А., который представился кандидатом в депутаты и сказал о том, что он местный, живёт в с. Норовка, будет представлять их интересы. Также Метальников А.А. призывал население то ли голосовать за него, то ли подписываться за него, но точно он пояснить не может. Относительно других кандидатов в депутаты Метальников А.А, ничего не говорил. На данном мероприятии также присутствовал глава администрации Норовского сельсовета, в связи с чем, а также с учётом того, что кандидатов от других партий не было, он расценил, что концерт был организован специально для представления Метальникова А.А. как кандидата в депутаты.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснил, что 08 сентября 2021 года в 16 часов 00 минут он находился на празднике, посвящённому дню села, в с. Гаи Нижнеломовского района Пензенской области. О проведении данного мероприятия он узнал случайно и решил его посетить, чтобы запечатлеть происходящее. Во время проведения концерта он осуществлял видеосъёмку всего мероприятия на видеокамеру SONI. По окончании мероприятия главная солистка передала микрофон кандидату в депутаты Метальникову А.А. В ходе выступления Метальников А.А. представился кандидатом в депутаты, провёл агитацию, предлагая выбрать его в депутаты. После этого выступления он сказал присутствующим о том, что Метальниковым А.А. было нарушено избирательное право на равноправие всех кандидатов. На данном мероприятии также присутствовали Парамонова, Артамонов и глава избирательной участковой комиссии Татьяна Ивановна, фамилию которой он не помнит. Данные лица не агитировали присутствующих голосовать за Метальникова А.А.

Между тем, показания свидетелей ФИО7 и ФИО6 не подтверждают факт осуществления 08 сентября 2021 года зарегистрированным кандидатом в депутаты Метальниковым А.А. нарушения требований к предвыборной агитации. Кроме того, в показаниях свидетеля ФИО7 содержаться неточности относительно дня и даты проведения публичного мероприятия (пятница 10 сентября 2021 года). Более того, суд относиться критически к показаниям свидетеля ФИО6, поскольку они не согласуются с просмотренной в судебном заседании видеозаписью праздничного концерта, посвящённого дню села и проведённого 08 сентября 2021 года в с. Гаи, а именно на просмотренной видеозаписи кандидат в депутаты Метальников А.А. не призывал присутствующих голосовать за него, на что было указано свидетелем ФИО6 (отсутствует в речи: «Выбирайте меня»).

По смыслу положений подпункта «ж» пункта 5 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не всякие выступления кандидатов в депутаты в период избирательной кампании на публичных мероприятиях, организуемых государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, считаются нарушением действующего избирательного законодательства, а лишь те из них, которые являются агитационными, что предполагает использование соответствующим кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения. Поэтому само по себе выступление кандидата Метальникова А.А. на указанном публичном мероприятии не может рассматриваться как нарушение им требований избирательного законодательства, перечисленных в подпункте «ж» пункта 5 статьи 40 и в подпункте «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и использование преимуществ своего должностного (служебного) положения.

Более того, как следует из объяснений кандидата Метальникова А.А., последний является неработающим и у него отсутствовало преимущество должностного или служебного положения.

Действительно, как усматривается из трудовой книжки серии AT-VIII Метальников А. АлексА. является неработающим, последняя запись, содержащая информацию об увольнении Метальникова А.А., датирована 30 июня 2019 года (л.д. 81-82).

Данных, опровергающих указанное обстоятельство, а также данных, свидетельствующих о том, что Метальников А.А. является работающим, состоит в какой-либо должности или на службе, материалы дела не содержат, административным истцом и его представителем не представлено.

При таких обстоятельствах, доводы административного истца и его представителя о том, что кандидат Метальников А.А. совершил действия, используя преимущество своего должностного или служебного положения, являются несостоятельными, какими-либо допустимыми доказательствами не подтверждены.

Как указывалось выше, перечень ситуаций использования преимуществ должностного или служебного положения предусмотрен пунктом 5 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и является исчерпывающим. Однако факт использования Метальниковым А.А. преимущества своего должностного (служебного) положения в судебном заседании не нашёл своего подтверждения. Как указывалось выше, в выступлении кандидата Метальникова А.А. отсутствовало указание на предстоящие выборы депутатов Комитета местного самоуправления Нижнеломовского района Пензенской области, призывы голосовать за него или против других кандидатов.

Доказательств того, что праздник, посвящённый дню села в с. Гаи и с. Ендашевке Нижнеломовского района Пензенской области, был проведён 08 сентября 2021 года в рамках предвыборной кампании, а кандидатом Метальниковым А.А. использовались преимущества своего должностного (служебного) положения и допущено нарушение требований норм избирательного законодательства, административным истцом Коняевым Н.В. и его представителем Планиным А.Г. суду не представлено.

Доводы представителя административного истца Планина А.Г. о том, что на публичном мероприятии должностные лица осуществляли предвыборную агитацию кандидата Метальникова А.А. фактическим присутствием на мероприятии, являясь при этом членами партии «Единая Россия», что также свидетельствует об использовании Метальниковым А.А. преимуществ своего должностного (служебного) положения, не могут быть приняты во внимание, поскольку фактическое присутствие главы администрации Норовского сельсовета ФИО4, депутата КМСУ Норовского сельсовета Нижнеломовского района ФИО3, председатель УИК №814 Пензенской области ФИО5 на публичном мероприятии не свидетельствует о том, что указанные лица проводили предвыборную агитацию кандидата Метальникова А.А. либо своим присутствием способствовали проведению кандидатом Метальниковым А.А. своей агитации, доказательств обратного стороной истца не представлено. Более того, кандидат Метальников А.А. не является подчинённым указанных лиц и не мог воспользоваться преимуществом служебного или должностного положения, поскольку таковым не обладает ввиду нахождения в статусе неработающего. Доказательств того, что указанные лица присутствовали на мероприятии как должностные лица, а также, что они являются членами партии «Единая Россия» и использовали своё положение для оказания помощи в предвыборной агитации кандидата Метальникова А.А. стороной истца не представлено. Данные утверждения являются голословными.

Доводы представителя административного истца Планина А.Г. о том, что размещённая 09 сентября 2021 года на сайте администрации Нижнеломовского района статья «Сердцу милая сторона» не содержит какой-либо информации о выступлении кандидата Метальникова А.А., что свидетельствует о том, что агитационное выступление Метальникова А.А. в период избирательной кампании (кампании референдума) при проведении публичного мероприятия было организовано государственным и (или) муниципальным органом (МБУК «ЦКИ»), подлежат отклонению, поскольку проведение мероприятий, посвящённых дню села, а последующее написание статьи о проведённых мероприятиях не могут быть отнесены к понятию «использование преимуществ должностного положения» в том значении, в каком оно определено в федеральном законодательстве.

Поскольку судом не получено бесспорных доказательств в подтверждение факта неоднократного использования кандидатом Метальниковым А.А. преимуществ своего должностного или служебного положения при проведении 08 сентября 2021 года публичных мероприятий, административным истцом и его представителем не были представлены доказательства, подтверждающие то, что кандидатом Метальниковым А.А. либо по его поручению иными лицами и организациями проводилась предвыборная агитация в поддержку кандидата Метальникова А.А., и доказательства нарушения указанным лицом положений подпункта «ж» ч. 5 ст. 40, подпункта «в» ч. 7 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Метальникова А.А., следовательно, заявленные Коняевым Н.В. административные требования удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

В соответствии с ч. 5 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования).

В пункте 5 статьи 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также отражено, что заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня (первого дня) голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования.

Частью 7 ст. 240 КАС РФ предусмотрено, что сроки, указанные в частях 2-6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (ч. 10 ст. 240).

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 09 февраля 2012 года) разъяснено, что сроки для обращения в суд с заявлениями, касающимися решений избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а также по заявлениям об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) установлены частями 2 и 3 статьи 260 ГПК РФ, пунктами 2 и 5 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ. Эти сроки не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

Согласно ст. 63.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трёх дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

Право принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, референдума более высокого уровня (ч. 2).

В случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд предусмотренные настоящим Федеральным законом сроки избирательных действий, действий по подготовке и проведению референдума, осуществляемых до дня голосования или после него, отсчитываются от последнего из указанных дней голосования, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное. Если определенные действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) в день голосования или в предшествующий ему день, такие действия осуществляются либо могут осуществляться (не могут осуществляться) соответственно в любой из указанных дней голосования или в предшествующий им день, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное (ч. 3).

В целях создания дополнительных возможностей реализации избирательных прав постановлением ЦИК России №11/87-8 от 18 июня 2021 года «О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд» принято решение провести голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также иных выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года (л.д. 55).

Частью 2 статьи 11.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.

В силу ч. 2 ст. 92 КАС РФ процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31, 31.1 настоящего Кодекса.

Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало (ч. 3).

Согласно ч. 4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырёх часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьёй 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

Как следует из материалов дела, административное исковое заявление подано Коняевым Н.В. через портал ГАС «Правосудие» посредством заполнения формы, размещённой на официальном сайте Нижнеломовского районного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», 09 сентября 2021 года в 19 часов 48 минут (л.д. 19). Между тем, последним днём, когда административный истец мог в установленный законом срок подать заявление об отмене регистрации кандидата является 08 сентября 2021 года, после которого остаётся 8 дней до дня наступления соответствующего события. Следовательно, административным истцом административное исковое заявление подано в суд менее чем за восемь дней до первого дня голосования (до 17 сентября 2021 года).

Учитывая, что административным истцом Коняевым Н.В. пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным иском, что является самостоятельным основанием для отказа административному истцу в удовлетворении исковых требований, суд приходит к выводу о том, административные исковые требования Коняева Н.В. не подлежат удовлетворению, в том числе и ввиду пропуска срока для обращения в суд с административным иском.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-181, ч. 3 ст. 298 КАС РФ, суд

Решил:

административные исковые требования кандидата в депутаты Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Коняева Н. В. к Территориальной избирательной комиссии Нижнеломовского района Пензенской области об отмене регистрации кандидата в депутаты Комитета местного самоуправления Норовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №11 Метальникова А. АлексА.а оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья О.А. Богданова

Решение в окончательной форме принято 16 сентября 2021 года.

Судья О.А. Богданова

2а-562/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коняев Николай Викторович
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Нижнеломовского района Пензенской области
Другие
Метальников Андрей Александрович
Избирательная комиссия Пензенской области
Суд
Нижнеломовский районный суд Пензенской области
Судья
Богданова Ольга Александровна
Дело на сайте суда
nizhnelomovsky.pnz.sudrf.ru
10.09.2021Регистрация административного искового заявления
10.09.2021Передача материалов судье
13.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2021Дело оформлено
15.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее