Судья: Петренко А.М.
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
12 января 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, специалиста-эксперта отдела правового обеспечения государственной службы и кадров Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике Архиповой И.А. на постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Макаровой Светланы Варсанофьевны,
установил:
постановлением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 ноября 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения (так указано в резолютивной части постановления).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, специалист-эксперт отдела правового обеспечения, государственной службы и кадров Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике Архипова И.А. просит постановление изменить, производство по делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В обоснование жалобы указывает, что резолютивная часть постановления суда содержит противоречия в основании прекращения производства по делу; выводы судьи о том, что в действиях Макаровой С.В. отсутствует состав административного правонарушения, являются незаконными; постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 22 от 17 октября 2022 года вступило в законную силу с 21 октября 2022 года, в связи с чем выводы суда о том, что указанное постановление вступило в законную силу на день составления протокола об административном правонарушении являются необоснованными.
В судебном заседании специалист-эксперт отдела правового обеспечения, государственной службы и кадров Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике Архипова И.А.жалобу поддержала. Макарова С.В. не возражала против доводов жалобы.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Часть 2 указанной статьи предусматривает административную ответственность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в указанный Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В силу подпункта 2.2 пункта 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку, морских и речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, водителей автомобилей международного автомобильного сообщения) необходимо в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
При наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, указанного в абзаце первом данного подпункта, не требуется.
Сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https:www.gosuslugi.ru/400705/1).
Сведения о перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции размещаются в электронном виде на ЕПГУ на основании сведений, полученных из единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении специалистом-экспертом отдела правового обеспечения, государственной службы и кадров Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике 17 октября 2022 года в отношении Макаровой С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 19 сентября 2022 года она прибыла из <данные изъяты>авиарейсом № в международный аэропорт «<данные изъяты>» и в последующем в г. Чебоксары. В течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию РФ не прошла лабораторное исследование на СOVID-19 методом ПЦР (до 22 сентября 2022 года), а также в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию РФ (до 23 сентября 2022 года) не предоставила сведения о перенесенном заболевании, результате теста, вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывших на территорию РФ путем заполнения в ЕПГУ формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ni/400705/l).
По результатам рассмотрения дела судья районного суда, учитывая положения части 1 статьи 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пришел к выводы о том, что в действиях Макаровой С.В. не содержится состав вмененного административного правонарушения, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела в суде пункт 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача № 7 от 13 марта 2020 года «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения СOVID-19» утратил силу (постановление Главного санитарного врача № 22 от 17 октября 2022 года). Судья также указал, что в силу приведенных норм подлежит исключению из вмененного Макаровой С.В. нарушения не прохождение Макаровой С.В. в течение трех календарных дней (до 22 сентября 2022 года) со дня прибытия на территорию РФ лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР и не размещение данной информации в ЕПГУ путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ni/400705/l). Установив указанные обстоятельства, судья районного суда прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Между тем вынесенное судом постановление подлежит изменению ввиду следующего.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Как правильно указано судом, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 октября 2022 года № 22 «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» действие подпункта 2.2 пункта 2 указанного постановления, признано утратившим силу. Таким образом, приведенные выше положения постановления от 18 марта 2020 года № 7 в части возложения обязанности на граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации воздушным транспортом в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и в течение четырех календарных дней разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в Единый портал государственных услуг, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации», утратили силу.
Указанное постановление вступило в законную силу 21 октября 2022 года.
Таким образом, на момент совершения административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении положения пункта 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» еще не утратили силу.
Каких-либо сведений о том, что Макаровой С.В. предусмотренная пунктом 2.2 указанного выше постановления обязанность была исполнена в установленные сроки, либо у нее имеется сертификат о проведенной вакцинации от новой коронавирусной инфекции, которые бы подтверждали отсутствие в действиях Макаровой С.В. состава административного правонарушения, в материалах дела не имеется, исходя из содержания постановления Макаровой С.В. такие доказательства в судебное заседание не представлялись. Напротив, при составлении протокола об административном правонарушении Макарова С.В. указывала, что не вакцинировалась, по прибытию из Болгарии ПЦР-тест не сдавала, заполнила только анкету пребывающего.
Учитывая указанные обстоятельства, прекращение производства по делу в связи с отсутствие в действиях Макаровой С.В. состава административного правонарушение является необоснованным, производство по настоящему административному делу подлежало прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как следует из мотивировочной части постановления, судья районного суда указал, что подлежит исключению из вмененного Макаровой С.В. нарушения, не прохождение Макаровой С.В. в течение трех календарных дней (до 22 сентября 2022 года) со дня прибытия на территорию РФ лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР и не размещение данной информации в ЕПГУ путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации», при этом каких-либо иных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении Макаровой С.В. не вменялось. Указав об исключении указанных обстоятельств, судья между тем, прекратил производство по делу в связи с отсутствием в действиях Макаровой С.В. состава административного правонарушения. Между тем в случае прекращения производства указывать на исключении каких-либо обстоятельств не требуется.
Кроме того, как следует из мотивировочной части и резолютивной части постановления судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Макаровой С.В. состава административного правонарушения, однако в резолютивной части постановления сослался на положения пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (событие).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая изложенное постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары от 8 ноября 2022 года подлежит изменению путем указания в его мотивировочной и резолютивной частях о прекращении производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также путем исключения из мотивировочной части постановления вывода об исключении из вмененного Макаровой С.В. нарушения не прохождение в течение трех календарных дней (до 22 сентября 2022 года) со дня прибытия на территорию РФ лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР и не размещение данной информации в ЕПГУ путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации», исключения из мотивировочной части постановления вывода о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении пункт 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача № 7 от 13 марта 2020 года «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения СOVID-19» утратил силу. В остальной части указанное постановление подлежит оставлению без изменения.
Изменения, вносимые настоящим решением в обжалуемый судебный акт, не ухудшают положение Макаровой С.В., в отношении которой производство по делу прекращено.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных, в отношении Макаровой Светланы Варсанофьевны изменить путем указания в его мотивировочной и резолютивной частях о прекращении производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
- исключить из мотивировочной части постановления выводы об исключении из вмененного Макаровой С.В. нарушения не прохождение Макаровой С.В. в течение трех календарных дней (до 22 сентября 2022 года) со дня прибытия на территорию РФ лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР и не размещение данной информации в ЕПГУ путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ni/400705/l);
- исключить из мотивировочной части постановления выводы о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении пункт 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача № 7 от 13 марта 2020 года «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения СOVID-19» утратил силу.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова