Решение по делу № 2-957/2013 от 16.05.2013

Дело № 2-957

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Червяковой Л.П.

При секретаре Ставровой О.П.

С участием прокурора Королева А.Н.

Представителя заинтересованного лица - Администрации Чайковского муниципального района Зайцева А.Н.

Представителя заинтересованного лица Петецкой Г.И. – Глухова Д.Г.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Чайковский гражданское дело по заявлению Чайковского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>»,

УСТАНОВИЛ:

Чайковский городской прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановление Администрации Чайковского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>»,

указав, что вышеуказанным постановлением постановлено утвердить, согласно приложению, схему расположения земельного участка из состава земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с разрешенным использованием – отдельно стоящие здания для офисов и контор, сформировать участок. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ (далее Гр РФ) подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Однако, публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования – отдельно стоящие здания для офисов и контор не проводились. Земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный в последующем по договору аренды Петецкой Г.И., находится в кадастровом квартале №, зона Ж1 – разрешенное использование многоквартирные жилые дома в 5-9 этажей и выше, детские дошкольные учреждения, школы образовательные, физкультурно-оздоровительные сооружения, пристроенные объекты торговли и общественного питания, которая включает в себя условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства – отдельно стоящие здания для офисов и контор. Нарушены требования о проведении процедуры согласования и не проведены публичные слушания об изменении вида разрешенного использования.

В суде прокурор, участвующий в деле, настаивал на заявленных требованиях, приводил доводы, изложенные в заявлении. Считает, что срок для обращения в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц не пропущен, т.к. о принятом постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ стало известно из обращения граждан, направленных в прокурору в конце февраля 2013г.

Представитель Администрации Чайковского муниципального района полагал, что в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано, поскольку Администрация Чайковского муниципального района не нарушила порядок формирования и предоставления земельного участка, поскольку любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается заинтересованным лицом самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования и при предоставлении участка смена разрешенного использования не осуществлялась, а выбор вида разрешенного использования первоначально выбран заявителем с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами местного самоуправления и муниципальными организациями. Процедура учета экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории реализовывается на этапе согласования с участием соответствующих органов. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте в соответствии с возможным вариантом их выбора. Акт выбора согласован с Администрацией Чайковского городского поселения Участок сформирован и предоставлен в аренду Петецкой Г.И. с предварительным согласованием места размещения объекта. Спорный участок расположен в зоне Ж 1 - разрешенное использование многоквартирные жилые дома в 5-9 этажей и выше, детские дошкольные учреждения, школы образовательные, физкультурно-оздоровительные сооружения, пристроенные объекты торговли и общественного питания, которая включает в себя условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства – отдельно стоящие здания для офисов и контор. Нормы земельного и градостроительного законодательства не содержат ограничений на формирование с последующим предоставлением земельных участков с условно разрешенным видом использования. На этапе формирования спорного земельного участка схема расположения земельного участка согласована архитектурой Чайковского городского поселения на соответствие вида разрешенного использования данной территориальной зоны без каких-либо ограничений. Администрация Чайковского муниципального района, имеющая право распоряжения не разграниченными земельными участками, не полномочна выносить вопрос о получении разрешения на условно разрешенный вид использования на публичные слушания. Арендатор самостоятельно ходатайствует о проведении публичных слушаний и, получив разрешение на условно разрешенный вид использования, получает разрешение на строительство. Считает, что заявитель пропустил срок обжалования ненормативного правового акта – постановления администрации Чайковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, так как вышеуказанное постановление направлено прокурору в течение 15 дней со дня его принятия.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Петецкая Г.И., которая о слушании дела извещена, в суд не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель заинтересованного лица Петецкой Г.И. полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению поскольку действующее земельное и градостроительное законодательство разрешает размещение в жилых зонах не только собственно жилых зданий, но и отдельно стоящих нежилых объектов. Основным критерием является связь этих объектов с проживанием граждан и отсутствие негативного воздействия на среду Спорный земельный участок расположен в зоне Ж-1 ( зона многоквартирной жилой застройки 5-9 этажей и выше выделена для обеспечения правовых условий формирования кварталов многоквартирных жилых домов с высокой плотностью застройки). Разрешенное использование земельного участка – отдельно стоящие здания для офисов и контор не противоречит действующему законодательству. Прокурором не представлено доказательств того, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ каким-либо образом нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Следовательно, прокурор не наделен правом обжалования вышеуказанного постановления Администрации Чайковского муниципального района.

Заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина,

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 28 Земельного Кодекса РФ (далее ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на предоставление им земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен в ст. 30 ЗК РФ.

Согласно ч.1, 2, 5 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления,…с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое место на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Органы местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица,… обеспечивает выбор земельного участка на основании документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведен6ия процедур согласования в случаях предусмотренными федеральными законами, с соответствующими градостроительными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В соответствии с ч.1, 5 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1/жилым.

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

В силу ч.2, 6 ст. 30 Гр РФ Правила землепользования и застройки включают в себя:

1/ порядок их применения и внесения изменений в указанные правила,

2/карту градостроительного зонирования,

3/градостроительные регламенты.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1/виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Виды и состав территориальных зон определен ст. 35 Гр РФ.

В соответствии с ч.3 ст. 35 Гр РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально - бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

2/условно разрешенные виды использования ( ч.1 ст. 37 Гр РФ).

Судом установлено:

В соответствии с п.11 Положения об Администрации Чайковского муниципального района Администрация Чайковского муниципального района в сфере использования земель и других природных ресурсов, охраны природы в границах района, за исключением земель, находящихся в ведении поселений,:

11.1 предоставляет земельные участки в собственность, владение, пользование, в том числе в аренду.

ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Чайковского муниципального района обратилась Петецкая Г.И. с заявлением об утверждении схемы и акта расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, в земельном квартале № с разрешенным видом использования – отдельно стоящие здания для офисов и контор.

Постановлением Администрации Чайковского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта от ДД.ММ.ГГГГ № обследования и выбора земельного участка» постановлено утвердить акт № от ДД.ММ.ГГГГ обследования и выбора земельного участка из состава земель населенных пунктов, расположенного в кадастровом квартале № по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. для строительства отдельно стоящего здания для офисов и контор.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации Чайковского муниципального района № «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» постановлено утвердить, согласно приложению, схему расположения земельного участка из состава земель населенных пунктов, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с разрешенным видом использования – отдельно стоящие здания для офисов и контор.

Суд считает, что Постановлением Администрации Чайковского муниципального района № «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» является незаконным. К такому выводу суд приходит на основании следующего:

Порядок предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства предусмотрен ст. 39 Гр РФ.

Так, в соответствии с ч.1,2 ст. 39 Гр РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее – разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Решением Думы Чайковского городского поселения от 21.09.2011г. № «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Чайковское городское поселение» утверждены правила землепользования и застройки (далее Правила), предусматривающие в том числе «Схему градостроительного зонирования и градостроительные регламенты», содержащую картографические материалы и описание градостроительных регламентам по видам и параметрам разрешенного использования.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Чайковское городское поселение» вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях (статья 10 п.3).

По вышеуказанным Правилам кадастровый квартал № по адресу: <адрес> относится к зоне Ж-1 (жилые зоны) зона многоэтажных жилых домов в 5-9 этажей и выше.

По выкопировке из правил землепользования и застройки земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.(кадастровый номер №), расположенный по адресу <адрес>, сформирован в кадастровом квартале № по адресу: <адрес> - зона Ж-1 (жилые зоны) зона многоэтажных жилых домов в 5-9 этажей и выше.

Испрашиваемый Петецой Г.И. вид использования земельного участка - для строительства отдельно стоящих зданий для офисов и контор, согласно Правил, является условно разрешенным видом использования земельного участка.

Из положений ст. 39 Гр РФ следует, что законодатель обозначил основы правового регулирования порядка предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, которые включают в себя право гражданина на обращение в комиссию с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка лицом, заинтересованным в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и обязательное обсуждение на публичных слушаниях вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с правилом определения порядка организации и проведения публичных слушаний уставом муниципального образования и нормативными актами представительного органа муниципального образования.

В соответствии с п. 2.1 Определения Конституционного суда РФ от 15.07.2010г. № 931-О-О «к мерам призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление относится выявление и учет мнения населения по вопросам затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное слушание обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.

Будучи публично – правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов) имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории публичного образования, публичные слушания, по смыслу ст. 3 Конституции РФ и федерального законодательства, которым регулируются их проведение, не являются формой осуществления власти населения. Тем не менее они предоставляют каждому, кого могут затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

В соответствии с пунктом 3 части 3 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства…»

Таким образом, исходя из общих принципов градостроительного законодательства,, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, в частности при решении вопроса о предоставлении земельного участка с условно разрешенным видом землепользования, проведение публичных слушаний обязательно, в противном случае могут быть нарушены чьи- либо интересы в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта.

При утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. с разрешенным видом использования – отдельно стоящие здания для офисов и контор публичные слушания, в нарушение действующего законодательства, не проводились, что, по мнению суда, является нарушением интересов и прав граждан, проживающих на этой территории, на высказывание своего мнения по вопросам затрагивающим условия их проживания и жизнедеятельности.

Суд считает, что не может являться законным постановление, принятое муниципальным органом, не имеющим полномочие на разрешение вопросов, связанных с предоставлением земельных участков гражданам с условно разрешенным видом землепользования.

Так, 16.01.2012г. между муниципальным образованием «Чайковский муниципальный район» и Муниципальное образование «Чайковское городское поселение» заключено соглашение, устанавливающее единый порядок взаимодействия сторон на предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков на территории муниципального образования «Чайковское городское поселение», государственная собственность на которые не разграничена, вступившее в действие с 01.02.2012г.

Согласно п.3.1 Соглашения № от 16.01.2012г. к полномочиям муниципального образования «Чайковское городское поселение» относится осуществление приема заявлений граждан и юридических лиц об утверждении схем расположения участков с ч. 5 ст. 31, ч. 4 ст. 34, ч. 7 ст. 36 ЗК РФ, утверждает и выдает заявителям схемы расположения участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории для дальнейшей планировки участков на государственный кадастровый учет.

Следовательно, с 01.02.2012г. в связи Соглашением № от 16.01.2012 утверждение схем расположения спорного земельного участка не находилось в компетенции Администрации Чайковского муниципального района, а потому Администрация Чайковского муниципального района была не вправе принимать какое-либо решение по спорному земельному участку.

Поводом для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц граждан явились результаты прокурорской проверки по обращению граждан с заявлением о законности предоставления гражданке Петецкой Г.И. спорного земельного участка. Вышеуказанные заявления переданы прокурору председателем Думы Чайковского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. №). Из чего следует, что доводы заинтересованных лиц о пропуске срока для обращения прокурора в суд с заявлением о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц не состоятельны. Каких-либо доказательств направления прокурору проекта оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе в сроки, установленные Соглашением о взаимодействии между Администрацией Чайковского муниципального района и Чайковской городской прокуратурой в сфере обеспечения единого правового пространства от ДД.ММ.ГГГГ, не представлено.

Таким образом, суд полагает, что постановление Администрации Чайковского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утвержден6ии схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» подлежит признанию незаконным.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Чайковского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации Чайковского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утвержден6ии схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>».

Решение в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский горсуд.

Судья

2-957/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чайковский городской прокурор
Суд
Чайковский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
chaikov.perm.sudrf.ru
16.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2013Передача материалов судье
20.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2013Судебное заседание
23.05.2013Судебное заседание
28.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2013Дело сдано в канцелярию
07.06.2013Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее