Дело №2а-1039/2022
УИД 33RS0008-01-2022-001990-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2022 года г. Гусь-Хрустальный
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Споршева Д.А.,
при секретаре судебного заседания Бойко А.П.,
с участием помощника прокурора Куденко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов ФИО10 к администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры до границы земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов ФИО19 к администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, с учетом уточнения требований, просит признать бездействие администрации МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, выраженное в не разработке проектно-сметной документации и строительству инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером № расположенному по адресу: <адрес>; возложить на администрацию муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области до 01.12.2022 обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес> возложить на администрацию муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области обязанность в срок до 01.06.2023 обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>
В обоснование требований указал, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения администрацией МО г. Гусь-Хрустальный земельного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения.
В ходе проверки установлено, что ФИО11 на основании постановления администрации № № от ДД.ММ.ГГГГ в общую долевую собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства был предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью № кв.м.
До настоящего времени указанный земельный участок инженерной инфраструктурой не обеспечен, бюджетные средства на указанные цели не запланированы, фактически не выделены.
Указанные обстоятельства не позволяют использовать земельный участок по целевому назначению, что нарушает права и законные интересы ФИО12.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Куденко С.С. поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске.
Административные истцы ФИО13 будучи и надлежащим образом уведомленные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик администрация МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил и не просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц: административных истцов ФИО14, административного ответчика администрации МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, поскольку их явка в судебное заседание не признана обязательной.
Суд, выслушав помощника прокурора Куденко С.С., исследовав материалы дела, считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Согласно с ч. 1 ст. 35 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
В силу ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище.
Согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Пунктом 1 части 1 статьи 2, частью 1 статьи 3 Закона Владимирской области от 25.02.2015 № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно осуществляется однократно в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними, и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в случаях, установленных статьей 2 настоящего Закона, в собственность бесплатно однократно осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области (далее - орган местного самоуправления), обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 г. поручалось разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 1119-р и Приказом Министерства регионального развития РФ от 09.09.2013 № 372 утверждены Методические рекомендации субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.
Согласно Приказу Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" целью Методических рекомендаций является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков (далее - земельные участки), и практики предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Из п. 39 Методических рекомендации субъектам российской федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей следует, что при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.
До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро -, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро -, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Следовательно, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600, постановлением губернатора Владимирской области от 17.12.2013 г. № 1390 утверждена государственная программа области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (далее – Государственная программа).
Данная программа предусматривает возможность оказания материальной помощи бюджетам муниципальных образований области при обеспечении земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства инженерной инфраструктурой, путем предоставления субсидий из бюджета субъекта РФ.
Целью программы является повышение доступности жилья для населения Владимирской области; стимулирование развития жилищного строительства; поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий; а также обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, решениями Президента РФ и Правительства РФ.
Проведение кадастровых работ и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков, планируемых для предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, а также проектирование и строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктур к указанным земельным участкам отнесено к исполнению органам местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области.
Государственная программа содержит подпрограмму 2 «Стимулирование развития жилищного строительства».
Согласно п. 2 приложения № 7 к указанной подпрограмме государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления или уже выделенных в собственность многодетным семьям в целях индивидуального жилищного строительства.
Постановлением главы администрации МО г. Гусь-Хрустальный от 30.09.2020 № 16 утверждена муниципальная программа «Жилище», включающая в себя подпрограмму «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, в г. Гусь-Хрустальный».
В настоящий момент в подпрограмму 5 «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, в г. Гусь-Хрустальный на 2018-2023 годы» не включены земельные участки в районе улиц Прудинская – Чкалова г. Гусь-Хрустальный Владимирской области для дальнейшего осуществления мероприятий по разработке проектно-сметной документации и строительства инженерной и транспортной инфраструктуры к ним.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования аналогичного характера содержатся и в п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 8 Устава 1 муниципального образования город Гусь-Хрустальный, утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гусь-Хрустальный от 03.08.2005 № 82/13.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения. Так, в соответствии с п. 1 ч.1 и ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по организации газоснабжения населения на внутригородских территориях указанных городов федерального значения в случае, если организация газоснабжения населения определена как вопрос местного значения, устанавливаются законами этих субъектов Российской Федерации исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Таким образом, обязанность по обеспечению земельных участков, предназначенных для строительства и расположенных на территории муниципального образования город Гусь-Хрустальный, в том числе предоставленных многодетными семьям, системами инженерной и транспортной инфраструктуры возложена на муниципальное образование город Гусь- Хрустальный.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы муниципального образования город Гусь- Хрустальный Владимирской области № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО17 в общую долевую собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью № кв.м. (л.д. 15).
В соответствии с актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование г. Гусь-Хрустальный Владимирской области передало, а ФИО16 приняли земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью № кв.м., кадастровый номер № (л.д. 15 обр.стр).
Судом установлено, что до настоящего времени к указанному земельному участку не подведена необходимая для строительства и дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома инженерная (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортная (дороги, тротуары) инфраструктура.
Администрацией МО г. Гусь-Хрустальный с момента выделения земельного участка до настоящего времени не предпринимались какие-либо меры по обеспечению возможности подключения выделенного земельного участка к сетям инженерно–технического обеспечения, организации транспортной инфраструктуры, по разработке и утверждению проекта об обеспечении инженерной инфраструктурой, а, следовательно, имеет место бездействие административного ответчика, которое является незаконным, и безусловно, нарушает права административных истцов на целевое использование земельного участка, а также принятие мер по улучшению своих жилищных условий, поскольку без подведенных к границам земельного участка объектов инженерной инфраструктуры осуществлять индивидуальное жилищное строительство, а также проживать в возведенном строении (доме) не представляется возможным.
Кроме того, учитывая, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, то в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложению на административного ответчика обязанностей по обеспечению земельного участка материальных истцов инженерной и транспортной инфраструктурой.
При этом суд полагает возможным установить срок, в течение которого Администрация обязана обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> – до 01.06.2023.
Срок, в течение которого Администрация обязана обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, до 31.12.2023.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов ФИО18 к администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить строительство инженерной и транспортной инфраструктуры до границ земельного участка – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области, выраженное в не разработке проектно-сметной документации и строительству инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования п. г. Гусь-Хрустальный в срок до 01.06.2023 обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и сообщить в срок до 01.06.2023 суду и Гусь-Хрустальному межрайонному прокурору об исполнении решения по административному делу в этой части.
Обязать администрацию муниципального образования п. г. Гусь-Хрустальный в срок до 31.12.2023 обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и сообщить в срок до 31.12.2023 суду и Гусь-Хрустальному межрайонному прокурору об исполнении решения по административному делу в этой части.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Владимирского областного суда через Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Д.А. Споршев
Мотивированное решение суда изготовлено 5 августа 2022 года.
Судья Д.А. Споршев